ГАРМОНИЯ, ПОЛИФОНИЯ, КОНТРАПУНКТ ФЕНОМЕН НЕПОЛНОЙ
ИЛИ НЕТОЧНОЙ НОТАЦИИ
Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев
Студент второго курса, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Учителя музыки, часто затрудняются найти подходящих методов по теории, статья для педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить методику по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.
Ключевые слова: нотация/ музыка/ организация аккордов/ гармония/ полифония/ имитация/ какофония/ контрапункт.
PHENOMENON OF INCOMPLETE OR INACCURATE NOTATION, HARMONY, POLYPHONY, CONTRACT
Shamshod Askar ugli Lutfullaev
Second year student, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara
State University
ABSTRACT
Music teachers often find it difficult to find suitable methods for theory, an article for teachers of theory, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the methodology on theory and harmony and the possibilities of increasing the level of teaching theory.
Keywords: notation / music / chord organization / harmony / polyphony / imitation / cacophony / counterpoint.
Полифония (греч., от poly - много, и phone - звук). Много-звучность, многоголосие, много-тонность, многоголосие, одновременное сочетание и движение нескольких самостоятельных и равноправных по своему значению мелодических линий (голосов). полифония - музыкальный термин, указывающий на равноправные взаимоотношения мелодии и аккомпанемента в произведении, где из многих самостоятельных и равнозначных партий складывается единый полифонический стиль.
Применительно к литературе это понятие впервые было использовано М. Бахтиным в конце 20-х гг. XX в. в работах о творчестве Ф. Достоевского. Он подразумевал, что в романах указанного автора на равных с голосом сочинителя звучат голоса персонажей, при этом преимущество не отдается никому из них. Действия героев можно считать примерами полифонического поведения, т.к. действующие лица озабочены тем, что подумают о них другие: Раскольников в «Преступлении и наказании» старается предвосхитить чужие оценки, строит свою речь, моделируя чужие реплики и т.д.
Еще одной чертой поэтики полифонии можно считать двойничество. К примеру, у Раскольникова - два двойника, Свидригайлов и Лужин. В концепции М. Бахтина полифонические романы Ф. Достоевского противопоставлены монологичным романам Л. Толстого, чей авторский голос перекрывает все остальные партии в его произведениях.
Полифония как художественный прием построения текста повлиял на формирование литературы модернизма.
Гармония — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков. В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих -ритма, мелодии, гармонии. Причем, если ритм с мелодией - это как единое целое, то гармония - это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино. Музыкальная гармония - это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной и красивый.
Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию - только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум - троим, причем, при условии, что они умеют петь - именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей). Пьеса или песня без гармонии -это как нераскрашенная картинка в книжках для детей - она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера - в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.
В музыкальных лицеях, университетах и консерваториях существует специальная дисциплина - гармония, где студенты изучают все существующие в
теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.
Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада - вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже - 7-й.
Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю -надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается - такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается - в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно. Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника - это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии.
Полифония склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада (например, в каноне Жоскена Депре, в фуге И. С. Баха) голоса равноправны в композиционно-техническом (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и логическом (равноправные носители «музыкальной мысли») отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии — практическое изучение полифонических композиций. Понятие полифонии (как склада) не коррелятивно понятию гармонии (звуко-высотной структуры), поэтому справедливо говорить, например, о полифонической гармонии. При всей функциональной (музыкально-смысловой, музыкально-логической) независимости отдельных голосов они всегда согласованы по вертикали. В полифонической пьесе слух выделяет консонансы и диссонансы, аккорды и (в старинном многоголосии) конкорды, а их связи, которые проявляются в развёртывании музыки во времени, подчиняются логике
того или иного лада. Любая полифоническая пьеса обладает признаком целостности звуко-высотной структуры, музыкальной гармонии.
Контрапункт — изначально в музыке: одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Музыкальным термином «контрапункт» ныне пользуются также литературоведы, искусствоведы и журналисты для определения двух или более одновременно происходящих событий.
В музыке постоянно соприкасались индивидуальное и типовое, единичное и всеобщее, случайное и закономерное как взаимно обусловливающие феномены: неустойчивые периоды переоценки пройденного, переосмысления фундаментальных художественных принципов и экспериментальных поисков нового уступали место стабильным этапам «закрепления» найденных путей развития, практического применения обнаруженных средств и методов. Феномен неопределенной формы и создает основу учения, опираясь на терминологию и методологию теорий информации, вероятностей. Но многим не нравится техники свободы, с индивидуальными техниками письма и формами, как называемые-феномен неполной или неточной нотации. Музыка полагается на художественно-эстетические принципы смысловой неоднозначности, множественности текстовых и структурных интерпретаций произведения искусства, непредсказуемости результата творческого процесса.
REFERENCES
1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)
2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)
3. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Обучение музыки в рамках кружковой деятельности Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 414-418)
4. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 729-733)
5. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Самостоятельной работы студентов по сферы организации и управлении хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1107-1112)
6.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)
7.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)
8.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)
9.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)
10.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)
11.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)
12.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)
13.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)
14.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)
15.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)
16.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)
17.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp.1074-1079)
18.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
19.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
20.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
21.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)
22.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
23.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
24. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
25.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
26.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
27.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
28.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
29.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.
30. Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)