Научная статья на тему 'ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ КАНТРАПУНКТНЫХ ФОРМ'

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ КАНТРАПУНКТНЫХ ФОРМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
контрапункт/ музыка/ модели/ аккорды/ гармония/ урок/ теория/ многоголосие. / counterpoint / music / models / chords / harmony / lesson / theory / polyphony.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уктам Расулович Ибодов

Статья предназначается для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBABLE MODELS OF CANTRAPUNCT SHAPES

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ КАНТРАПУНКТНЫХ ФОРМ»

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ КАНТРАПУНКТНЫХ ФОРМ

Уктам Расулович Ибодов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначается для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: контрапункт/ музыка/ модели/ аккорды/ гармония/ урок/ теория/ многоголосие.

PROBABLE MODELS OF CANTRAPUNCT SHAPES

Uktam Rasulovich Ibodov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: counterpoint / music / models / chords / harmony / lesson / theory / polyphony.

В музыке: учение об одновременном движении нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое. контрапункт одновременное сочетание двух или более мелодий. Основной принцип полифонической музыки. Термин происходит от латинского «точка против точки», что в переводе означает «точка против точки». Слово «контрапункт» можно встретить и в литературе, и в кино. Обычно под ним имеют вид отдельную, побочную линию сюжета, которая оттеняет основную линию. В музыке этот термин также означает сочетание нескольких «сюжетных» линий - мелодических. В полифонической музыке голоса не подчиняются друг другу (как мелодия и аккомпанемент), как

самостоятельными и равнозначными. Разумеется, для того чтобы, несколько отдельных мелодий вместе создавали единое звучание, они должны быть написаны определенным образом. Принципы их сочетания называют правилами контрапункта. В прежние времена «контрапунктом» также называли теоретическую дисциплину (сейчас «полифония»). Она появилась в Европе эпохи Средневековья как наука о сочинении музыкальных произведений. Наиболее ярко контрапунктический стиль проявился в XVII-XVIII веках. Вершиной полифонической музыки считаются сочинения Иоганна Себастьяна Баха.

Подвижной контрапункт — вид сложного контрапункта, полифоническое соединение мелодий (разных, а также одинаковых, подобных, изложенных в виде имитации), предполагающее образование одного или несколко производных соединений в результате изменения первоначального соотношения путём перестановки (передвижения, смещения) этих неизменяемых мелодий. В зависимости от способа перестановки, различаются три вида подвижной контрапункт : вертикально-подвижной, основанный на изменении первоначальной соотношения мелодий по высоте, - производное соединение образуется от перенесения мелодии на тот или иной интервал вверх или вниз; горизонтально- подвижной, основанный на изменении момента вступления одного мелодия, голоса относительно другого, - производное соединение (см. примеры f, g) образуется от смещения одного из мелодических голосов на то или иное количество тактов (долей такта) вправо или влево по горизонтали. Вдвойне-подвижной, объединяющий свойства 2 предыдущих - производное соединение образуется в результате одновременное изменения высотного соотношения и соотношения моментов вступления мелодических голосов (т.е. по вертикали и по горизонтали). В эстетическом отношении подвижной контрапункт, как изменённое воспроизведение комбинации неизменяемых элементов, как единство обновления и повторности, где обновление не достигает уровня иного качества, а повторность обогащается структурной новизной, оказывается одним из проявлений специфики полифонического мышления. Вид многоголосия, основанный на одновременное звучании двух и более мелодичных линий или мелодичных голосов. "Полифонию, в высшем ее смысле, надобно понимать гармоническим слиянием воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно, вместе. В рассудочной речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый свое, и чтоб из этого не выходила путаница, непонятная чепуха, а, напротив, превосходное общее впечатление. В музыке такое чудо возможно; оно составляет одну из эстетических специальностей нашего искусства". Понятие "Полифония" совпадает с широким значением термина контрапункт. К области контрапунктического мастерства сочетание мелодически самостоятельных голосов и соединение в

одновременности нескольких тематических элементов. Полифония - одно из важнейших средств муз. композиции и художеств. выразительности. Многочисленные приёмы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов; средствами Полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять муз. темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии. На выразительность приёмов полифонии влияют также инструментовка, динамика и прочие компоненты музыки. В зависимости от определенного музыкального контекста может изменяться художественный смысл тех или иных средств полифонического изложения. Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведению полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в 14-16 вв. - мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (напр., фугато) встречаются и в рамках иных форм. Полифонические (контрапунктичные) склад музыкального произведения противостоит гомофонно-гармоническому, где голоса образуют аккорды и выделяется главная мелодическая линия, чаще всего в верхнем голосе. Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, -текучесть, к-рая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразит. качества, присущего полифония. В то время как одни голоса начинают изложение новой или повторение (имитацию) прежней мелодии (темы), другие ещё не окончили предыдущей. Сочетание голосов по вертикали регулируется в полифонии законами гармонии, присущими определенной эпохе или стилю. "В результате никакой контрапункт не может быть без гармонии, ибо всякое соединение одновременных мелодий на отдельных точках своих образует созвучия или аккорды. В генезисе же никакая гармония невозможна без контрапункта, так как стремления соединить несколько мелодий одновременно именно и вызвали существование гармонии". В полифонию строгого стиля 15-16 вв. диссонансы располагались между консонансами и требовали плавного движения, в полифонию свободного стиля 17-19 вв. диссонансы не были связаны плавностью и могли переходить один в другой, отодвигая ладово-мелодическое разрешение на более позднее время. В совр. музыке, с её "эмансипацией" диссонанса, диссонирующие сочетания полифонических голосов допускаются на любом протяжении.

Гомофония тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный, и сопровождающие. Этим гомофония принципиально отличается от

полифонии, основывающейся на равноправии голосов. гомофония и полифонию вместе противопоставляют монодии - одноголосию без сопровождения (такова сложившаяся терминологическая традиция; однако правомерно и иное применение терминов: Г. - как одноголосие, "одно- звучие", монодия же - как мелодия с сопровождением, "пение в одном из голосов").

Понятие " гомофония" возникло в Древней Греции, где оно означало унисонное ("едино-звучное") исполнение мелодии голосом и сопровождающим инструментом (а также исполнение её смешанным хором или ансамблем в октавном удвоении). Подобная гомофония встречается в нар. музыке мн. стран вплоть до наст. времени. Если унисон периодически нарушается и снова восстанавливается, возникает гетерофония, характерная для древних культур, для практики нар. исполнительства.

Элементы гомофонного письма были присущи европейской музыкальной культуре уже на раннем этапе развития многоголосия. В разные эпохи они проявляются с большей или меньшей отчётливостью. гомофония получила особенно большое развитие в эпоху перехода от Возрождения к новому времени (16-17 вв.). Расцвет гомофонного письма в 17 в. был подготовлен развитием европейской музыки 14-15 и особенно 16 вв. Важнейшими факторами, приведшими к господству Г., были: постепенное осознание аккорда как самостоятельного звукового комплекса (а не только суммы интервалов), выделение верхнего голоса в качестве главного (еще в сер. 16 в. существовало правило: "лад определяется по тенору"; на рубеже 16-17 вв. на смену ему приходит новый принцип: лад определяется по верхнему голосу), распространение гомофонно-гармонический по складу итальянский фроттолл и вилланелл, французские хоровые песни.

REFERENCES

1.Уктам Расулович Ибодов. Способы обучения музыкальной грамоте на уроках музыкальной культуры. Наука, техника и образование 2021. № 2 (77). Часть 1 стр. 65 - 68.

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3. Уктам Расулович Ибодов. Инструментальная музыка как орудие психологического влияния на человека. «Актуальные вопросы психологии, педагогики, философии ХХ1 века» 25 июня 2020 с. 244-248.

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.