Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ форма музыки/ методика/ кода/ период/ мотив/ самообразование. / pedagogy / music / form of music / methodology / code / period / motive / self-education.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Особенность практикума заключается в подборе заданий, направленных на контроль педагогических знаний студентов, тренинг логического мышления, что, несомненно, будет способствовать усвоению педагогического опыта с точки зрения его прогностической ценности. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INCREASING THE SELF-REGULATION OF TEACHERS ON THE BACKGROUND OF MUSIC TRAINING MULTI-VOICE WORKS

The peculiarity of the workshop is the selection of tasks aimed at monitoring the pedagogical knowledge of students, training logical thinking, which will undoubtedly contribute to the assimilation of pedagogical experience in terms of its predictive value. This article contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of the style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Особенность практикума заключается в подборе заданий, направленных на контроль педагогических знаний студентов, тренинг логического мышления, что, несомненно, будет способствовать усвоению педагогического опыта с точки зрения его прогностической ценности. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ методика/ кода/ период/ мотив/ самообразование.

SOME ASPECTS OF INCREASING THE SELF-REGULATION OF TEACHERS ON THE BACKGROUND OF MUSIC TRAINING

MULTI-VOICE WORKS

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The peculiarity of the workshop is the selection of tasks aimed at monitoring the pedagogical knowledge of students, training logical thinking, which will undoubtedly contribute to the assimilation of pedagogical experience in terms of its predictive value. This article contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of the style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste.

Key words: pedagogy / music / form of music / methodology / code / period / motive / self-education.

Задача педагогики - сделать науку до того понятной и усвоенной, чтобы заставить говорить ее простым, обыкновенным языком.

А. Герцен

Процесс модернизации высшего музыкально-педагогического образования, как и всего высшего образования в целом, вступил в активную фазу. Она характеризуется рядом принципиальных изменений в юридическом, экономическом статусе вузов, а также переходом на принципиально новую — уровневую — образовательную модель (бакалавриат — магистратура). Безусловно, найдут отражение в новом учебники по гармонии и анализу музыкальных произведений в Узбекистане. Переход на этот стандарт задает новый ракурс рассмотрения организационно-технологических и научно-методических проблем профессиональной подготовки учителя музыки. Он связан с рядом новых методологических оснований, на которых базируется модернизация процесса образования в высшей школе. Прежде всего, новый стандарт предполагает интенсификацию образовательного процесса на основе оптимизации структуры, содержания, форм и методов обучения, включения инновационных, информационных и интерактивных обучающих технологий, обеспечения самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что в результате четырехлетнего обучения бакалавр должен быть подготовлен к осуществлению профессиональной деятельности в образовании, социальной сфере и сфере культуры. Ну так вот, речь идёт о многоголосной музыке. Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polus означает много, phone- звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.

Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия - органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.

Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.

В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:

Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на ХУ-ХУ1 век. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.

Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.

Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой а саре11а. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

1. Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;

2. Основа - модальность, широко используются модальные лады.

3. Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;

4. Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;

5. Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию - это скачок.

6. Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.

7. Скачок должен быть в пределах октавы.

8. Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.

9. Два скачка возможны только в противоположном движении.

10. Тритон - это дьявол, требующий обязательного разрешения Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.

Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:

• Подголосочный метод - вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.

• Простой двухголосный контрапункт - сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.

• Имитация (от лат. - подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.

• Канон - непрерывно продолжающаяся имитация.

Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIII века, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя. Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:

• Тема (pшposta)-музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.

• Ответ (reposta) - второе проведение в тональности D.

• Противосложение-контрапункт к ответу.

• Интермедия или небольшая связка-промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.

Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:

• Вертикально-подвижной контрапункт - перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.

• Горизонтально-подвижной контрапункт - перемещение мелодии по времени.

• Двойной контрапункт - изменение по высоте и времени.

• Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций - повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.

• Каноническая секвенция - канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.

Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.

К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:

• Органум - средневековый жанр многоголосной музыки.

• Баллада - строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.

• Мотет - (в переводе со старофранцузского - слово) - вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.

• Магнификат - полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.

• Мадригал - вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.

К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:

• Месса - жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов - латинский.

• Ричеркар - жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.

• Канцона - многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.

• Прелюдия - это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.

• Фуга (с итальянского - бег) - самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.

• Сюита - цикл танцевальных пьес.

• Фантазия - полифоническое произведение в свободной форме.

• Чакона - вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.

• Пассакалья - медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.

• Оратория - вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.

• Кантата - многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.

• Инвенция (в переводе - изобретение) - инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.

Со второй половины ХУШ века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.

Таким образом, центральным моментом компетентностного подхода в музыкально-педагогическом образовании является обогащение методики и технологий преподавания, подразумевающих введение и апробацию таких форм учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность самих учащихся. Это смещение с односторонней активности

преподавателя на самостоятельное учение, активность, изменение мотивации обучающихся — есть некий общий знаменатель модернизации образования.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66), 2021. 57-60 стр.

2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // academy, 2021. 69-72.

4. Азимов А.К. «Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании» // academy 2021 С. 72-75.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // academy 2021 С. 66-69.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности// Проблемы науки № 1 (60), 2021 Стр 46-48

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Б.-З. Влияния музыки на человека // academy 2021 С. 63-66.

9. С. Саидий. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21. 2020. - 327-329с

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // academy 2021 С. 60-63.

11.Абдуллаев А.. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21, 2020. - 27-29с

12. Халилова Х.Х. Эффективные способы изучения музыки // academy 2021 С. 8184.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование. 2021. № 2 (77). Часть 2 Стр:94-97

14. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании / academy 2021 С. 72-75.

15. Иннатуллаев М.Н. теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // academy 2021 С. 75-78.

16. Мухамадиева Р.У. Хоровое искусство и управление хором // academy 2021 С. 78-81.

17. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66) 2021. 57-60 стр.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

18. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // вестник интегративной психологии 440- 443

19. Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен // актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей 118-121 стр.

20. Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 280-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.