Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПОЗИЦИИ'

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
278
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыкальная форма/ композиция/ теория/ гармония/ анализ произведение/ индивидуальность. / pedagogy / musical form / composition / theory / harmony / analysis work / individuality.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уктам Расулович Ибодов

Статья предназначается для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL FORMS BASED ON INDIVIDUAL COMPOSITION MODEL

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПОЗИЦИИ»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

КОМПОЗИЦИИ

Уктам Расулович Ибодов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначается для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыкальная форма/ композиция/ теория/ гармония/ анализ произведение/ индивидуальность.

MUSICAL FORMS BASED ON INDIVIDUAL COMPOSITION MODEL

Uktam Rasulovich Ibodov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / musical form / composition / theory / harmony / analysis work / individuality.

Теория музыки изучает элементы построения музыки - звук, мелодию, ритм, гармонию, тембр, форму и другие. ... Включает в себя ряд учебных дисциплин: элементарную теорию музыки и сольфеджио, музыкальную гармонию, полифонию, инструментоведение (оркестровку), анализ музыкальных форм и другие. Теория музыки — общее обозначение комплекса дисциплин музыковедения, занимающихся теоретическими аспектами музыки. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сама же музыка оживает только в живом исполнении, в реальном звучании. А для этого нужен исполнитель, виртуозно владеющий своим музыкальным инструментом и, конечно же, хорошо понимающий, как музыка устроена: каким законам

подчиняется и по каким правилам живёт. Музыкант имеет представление о том, что такое звук, какие у него есть характеристики.

Композиция — категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества-процесса, от импровизации.

Музыкальная композиция (лат. compositio - составление, сочинение) -категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде завершенного музыкального произведения в отличие от вариантности народного творчества и импровизационности некоторых видов музыки.

Термин «композиция» в настоящее время широко применяется в различных областях человеческой деятельности: в изобразительном искусстве (скульптура и графика) и литературе (мотивированное расположение компонентов произведения), строительстве (композиционные материалы) и т.д. В искусстве этот термин нередко отождествляется как с сюжетом и системой образов, так и со структурой художественного произведения. С этой целью применяются поясняющие термины - архитектоника, построение, конструкция. Наконец, этим термином обозначаются произведения, включающие различные виды искусств (литературно-музыкальная композиция) или составленные из фрагментов сочинений разных жанров.

Музыкальная композиция предполагает:

автора-композитора и его целенаправленную творческую деятельность;

отделимое от создателя и существующее независимо от него произведение;

воплощение содержания в объективированной звуковой структуре;

сложный аппарат технических средств, систематизированных музыкальной теорией.

Каждый вид искусства характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо для творческой работы. Музыка является одним из самых трудоемких видов искусства. Поэтому создатель музыки - композитор - особенно нуждается в технической оснащенности. «Без мастерства в искусстве, - утверждает Д.Кабалевский, - не сделать ни шагу». Более того, он считает, что в труде композитора собственно творчество занимает не более десяти процентов, а остальное составляет техника -знание и умение применять технические приемы.

Для характеристики способа сочинения музыки, свойственного тому или иному композитору, применяется термин «творческий метод». Все выдающиеся композиторы, писавшие оркестровую музыку, обладали развитым внутренним тембровым слухом, т.е. внутренними представлениями о реальном звучании.

«Музыкальная мысль не является мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме; ... я изобретаю самую музыкальную мысль в одно время с инструментовкой» - так писал о своем творческом методе П.И. Чайковский. Внутренние представления о реальном звучании позволяли В. А. Моцарту шлифовать партитуру оркестрового сочинения до такой степени, что оставалось только записать нотный текст.

Композиция, таким образом, - это учение о взаимодействии всех средств музыкальной выразительности в музыкальной форме (композиционной структуре). Подобно фактуре, которая выступает организующим началом художественного пространства, форма-схема становится стороной музыкального целого, связанной с закономерностями временного развертывания произведения.

Разумеется, творческий метод композитора формируется в процессе собственного напряженного труда. Композитор может создавать и совершенствовать свое сочинение с помощью внутренних представлений о реальном звучании, использовать рабочую тетрадь,а также фортепиано или компьютер. Началом работы над сочинением следует считать формирование общего плана, в котором можно выделить три этапа: определение музыкального жанра и уяснение образности (сюжета); обоснование классической формы-схемы;

выбор творческого метода: сочинение (по предварительным заготовкам либо постепенным «наращиванием») образной мелодии, отвечающей этому образу гармонии, фактуры, полифонически развитых дополнительных голосов.

Для музыкального произведения чрезвычайно важным оказывается такой его аспект, как доступность для восприятия. Умение композитора учесть закономерности слухового восприятия. Оно состоит в том, чтобы приковать внимание слушателя к важнейшим моментам произведения, своевременно предоставить отдых слуху после большого напряжения, вызвать определенные ожидания, оправдать их или нарушить инерцию слухового восприятия, направить восприятие по необходимому пути и т.д.

Понятие "форма" может быть коррелятом в различных парах: форма и материя, форма и материал (применительно к музыке, в одной трактовке, материал есть её физическая сторона, форма - отношения между звучащими элементами, а также всё, что из них строится; в др. трактовке, материал есть компоненты сочинения -мелодическая, гармоническая образования, тембровые находки и т. д., а форма -стройный порядок того, что построено из этого материала), форма и содержание, форма и бесформенность. Форма в музыке (в эстетико-философском смысле), это, звуковая реализация содержания с помощью системы звуковых элементов, средств, отношений, т. е. то, как (и чем) выражается содержание музыки. Точнее, Форма музыки (в данном значении) - это стилистический и жанрово

детерминированный комплекс элементов музыки (например, для гимна -рассчитанная на массовое восприятие торжеств. простота и лапидарность мелодии-песни, предназначенной для исполнения хоровым коллективом при поддержке оркестра), их сочетание и взаимодействие (избранный характер ритмического движения, тонально-гармонической ткани, динамика формообразования и др.), целостная организация, определения техника музыкальной композиции (важнейшее назначение техники - установление "слаженности", совершенства, красоты в муз. композиции). Все выразит. средства музыки, охватываемые обобщающими понятиями "стиль" и "техника", проецируются на целостное явление - конкретную музыкальную композицию. Наиболее общие принципы формообразования, касающиеся всякого стиля (определённого, например венских классиков, эпохи барокко), характеризуют форма музыки как всякую форму и, естественно, являются поэтому предельно обобщёнными. Такие наиболее общие принципы всякой формы музыки характеризуют глубинную сущность музыки как вида мышления (в звуковых образах).

REFERENCES

1.Уктам Расулович Ибодов. Способы обучения музыкальной грамоте на уроках музыкальной культуры. Наука, техника и образование 2021. № 2 (77). Часть 1 стр. 65 - 68.

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3. Уктам Расулович Ибодов. Инструментальная музыка как орудие психологического влияния на человека. «Актуальные вопросы психологии, педагогики, философии ХХ1 века» 25 июня 2020 с. 244-248.

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.