Научная статья на тему 'НЕУСТОЙЧИВЫЕ ПЕРИОДЫ В МУЗЫКЕ'

НЕУСТОЙЧИВЫЕ ПЕРИОДЫ В МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ период/ мотив/ предложение/ неустойчивость/ теория/ фраза/ разрешение. / pedagogy / music / period / motive / proposal / instability / theory / resolution.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уктам Расулович Ибодов

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNSTABLE PERIODS IN MUSIC

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «НЕУСТОЙЧИВЫЕ ПЕРИОДЫ В МУЗЫКЕ»

НЕУСТОЙЧИВЫЕ ПЕРИОДЫ В МУЗЫКЕ

Уктам Расулович Ибодов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ период/ мотив/ предложение/ неустойчивость/ теория/ фраза/ разрешение.

UNSTABLE PERIODS IN MUSIC

Uktam Rasulovich Ibodov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / period / motive / proposal / instability / theory / resolution.

Предложение, выражение, в музыке — понятие, которое имеет несколько значений. Оно может обозначать и относительно завершенный мелодический оборот, и законченную музыкальную мысль. ... Таким образом, простейшая форма фразы это a+a, где буквой обозначен одно-тактовый мотив. В музыке мотив — короткая музыкальная идея, выделяющаяся из текущей музыкальной фигуры; музыкальный фрагмент или последователь-ность, выделяющиеся тем. Фраза — это группа мотивов, объединённая в одно музыкальное построение. Иногда фраза включает в себя только один мотив и тогда она равна мотиву. Фраза- выражение, способ выражения. Всякий

небольшой относительно завершённый музыкальный оборот. В учении о музыкальной форме — построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением. Представляя собой обособленную единицу муз. речи, Фраза отделяется от соседних построений цезурой, выраженной средствами мелодики, гармонии, метроритма, фактуры, но отличается от предложений и периодов сравнительно меньшей завершённостью: если предложение оканчивается ясно выраженной гармоничной каденцией, то Фраза может окончиться на любом аккорде с любым басом. Она включает два или несколько мотивов, но может представлять собой и слитное построение, не членящееся или лишь условно членящееся на мотивы. Предложение, в свою очередь, может состоять не только из 2 Фраза, но из большего или меньшего их числа или не члениться на Фраза. С точки зрения психологии восприятия Фраза в зависимости от масштабов и контекста может быть отнесена как к первому (фоническому), так и ко второму (синтаксическому) масштабным уровням восприятия.

Термин Фраза был заимствован из учения о словесной речи в 18 в., когда вопросы расчленения муз. формы получили широкое теоретическое обоснование как в связи с развитием нового гомофонно-гармонического стиля, так и с задачами исполнительской практики - требованием осмысленной правильной фразировки. Особую остроту этот вопрос приобрёл в эпоху барокко, т.к. в господствовавшей до 17 в. вокальной музыке цезуры в значит. мере определялись структурой текста, окончанием словесной Ф. (строки), в свою очередь связанной с протяжённостью певческого дыхания. В инструментальной музыке, бурно развивавшейся в 17-18 вв., исполнитель в вопросах фразировки мог полагаться только на собственную художественную чутьё. Когда слитные построения протяжённостью более одного такта являются первой стадией членения внутри предложения. Различия заключаются в том, с какой точки зрения рассматривается данное явление: термин "мотив" говорит скорее о муз. обороте в значении исходной единицы последующего тематического развития, термин Фраза - о величине построения или о том, что эти обороты объединяются в предложение, минуя промежуточную структуру. Мотив - это стимул, который заставляет человека совершать определенные действия ради удовлетворения своей потребности. Мотив соотносится с вопросом «зачем? Мотив — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространённом значении — напев, мелодия. Различают мотивы: Гармонический мотив — серия конкретных абстрактных аккордов, не связанная с мелодией или ритмом. Мелодический мотив — мелодическая формула, независимая от интервалов. Ритмический мотив — характерная ритмическая

формула, абстрактный аспект мелодии. Как правило, фраза представляет собой двух-мотивное образование и длится 2 метрических такта. Таким образом, простейшая форма фразы это a+a, где буквой обозначен одно-тактовый мотив. Также для определения фразы используется понятие «тактовый мотив». Фраза это 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. ... неблаговидность поступка; набор красивых бессодержательных слов. 3) Небольшая или относительно законченная часть музыкальной темы (в музыке). Предложение (муз.) — мелодия, законченная тонально и ритмически, т. е. имеющая каденцию в конце (в главной тональности или другой, близко с ней сродной). Мелодия - главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения, это душа музыкального произведения. Рондо - пьеса, в основе которой лежит одна главная тема, несколько раз повторяющаяся (рефрен). Контраст — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке. Для схематического обозначения периода используется запись, в которой длины всех предложений записываются через "+". Например, период из 2 предложений, каждое из которых состоит из 4 тактов, можно записать следующим образом: 4+4.

Каденция (падать) в тональной музыке — типовой гармонический оборот, завершающий музыкальное построение любого уровня (фразу, период, раздел формы, всю композицию). Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Первая утрата Многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. ... Эта интонация часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. Периодом называется построение, выражающее относительно законченную мысль. Первое предложение периода из двух предложений обычно оканчивается половинной или полной несовершенной каденцией, выражающей незавершённость мысли.

Период в музыке — форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершённая кадансом. Форма периода более характерна, в целом, для гомофонной музыки, и другие варианты неустойчивых окончании периода в вокальной музыке.

Часть произведения, отделенная цезурами, называется построением. Построение может окончиться в любом голосе только аккордовым звуком. Считать его окончившимся на задержании, проходящем, вспомогательном звуке или предъеме - нельзя. Мотив, являясь мельчайшим смысловым элементом музыкальной речи, оказывается и наименьшей структурной единицей. Границами мотива будут те, в рамках которых он сохранит характеризующую его способность напоминать о теме вне контекста. Типичный мотив содержит один метрический акцент. Мотив может состоять из более мелких структурных единиц,

называемых суб-мотивами. Фраза является более развернутым построением, чем мотив. Она обычно содержит две метрически сильные доли. Однако и во фразе преобладающее значение имеет один главный акцент. Фраза может быть неделимой или представлять собой объединение двух, трех или четырех мотивов, когда конец одного мотива оказывается одновременно началом другого, и между ними нет цезуры. В вокальной музыке фраза часто выступает наименьшей структурной единицей вместо мотива. К основным структурным элементам музыкальной речи относятся также предложение и период. Фоном является материал, лишенный черт индивидуальности, не останавливающий на себе внимания. Часто в качестве фона используют так называемые общие формы движения: гаммообразные и арпеджированные пассажи, однотипные фигурации, лишенные ритмической и мелодической индивидуальности, мерные повторения одних и тех же аккордов и т.п. Иногда в конце серединных, связующих, а также вступительных частей дается особое построение, непосредственно подготовляющее вступление новой (или возвращение прежней) темы. В таком построении, называемом предыктом, господствует доминантовая гармония (часто и доминантовый органный пункт) той тональности, в которой начнется подготовляемая тема.

Модулирующим называется период, начало и конец которого звучат в разных тональностях. Независимо от принадлежности к любому из двух предыдущих типов, период называется модуляционным, если он содержит отклонения в тональности, не совпадающие с конечной. Достаточно часто встречаются ненормативные периоды с большими или меньшими отступлениями от описанной нормы. В вокальной музыке период может состоять из двух абсолютно одинаковых (включая кадансы) предложений, что для инструментальной музыки является исключением.

REFERENCES

1.Уктам Расулович Ибодов. Способы обучения музыкальной грамоте на уроках музыкальной культуры. Наука, техника и образование 2021. № 2 (77). Часть 1 стр. 65 - 68.

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3. Уктам Расулович Ибодов. Инструментальная музыка как орудие психологического влияния на человека. «Актуальные вопросы психологии, педагогики, философии ХХ1 века» 25 июня 2020 с. 244-248.

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.