ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПО АНАЛИЗУ МУЗЫКИ - ГАРМОНИЮ, КАНТРАПУНКТА И СОВОКУПНОСТЬ АККОРДОВ
Комил Буронович Холиков
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Данная статья о полифонии - склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и логическом (равноправные носители «музыкальной мысли») отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии - практическое изучение полифонических композиций, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ полифония/ звук/ мелодия/ мотив/ канон.
PROBLEMS OF AUTOMATED COLLECTION OF INFORMATION
ON THE ANALYSIS OF MUSIC - HARMONY, CANTRAPUNKT AND THE
TOTAL OF CHORDS
Komil Buronovich Kholikov
Lecturer, department of music education, faculty of art history, Bukhara state university
ABSTRACT
This article on polyphony is a warehouse of polyphonic music, which is determined by the functional equality of individual voices (melodic lines, melodies in a broad sense) of polyphonic texture. In a musical piece of polyphonic cast, voices are equal in compositional and technical (the same for all voices methods of motive-melodic development) and logical (equal carriers of "musical thought") relations. The word "polyphony" also refers to the musical-theoretical discipline, which is taught in the
courses of secondary and higher music education for composers and musicologists. The main task of the discipline of polyphony is the practical study of polyphonic compositions, its constructive logic, helps to develop students' correct understanding of the style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste.
Key words: pedagogy / music / form of music / polyphony / sound / melody / motive / canon.
Многое можно говорит о полифонии, но в краткости, музыка - это искусство, которое сложно описать, зато сама она очень четко передает любое и каждое ощущение души и сердца всего живого. Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия, Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Я не слышу в своём воображении части музыки последовательно, я слышу её всю сразу. И это наслаждение!
В. А. Моцарт
Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo - согласовываю) -одновременное сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты (точнее, разных высотных классов), воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали. Применительно к музыке барокко и классико-романтического периода данный термин используется главным образом по отношению к созвучиям терцовой структуры. В музыке XX-XXI веков «аккордами» часто называют любые вертикальные созвучия (в том числе и нетерцовой структуры) кроме соноров.
Аккорды имеют названия по количеству входящих в аккорд разновысотных (без октавных дублировок) звуков, отстоящих друг от друга на терции:
3 - трезвучие (сочетание двух терций);
4 - септаккорд (три терции);
5 - нонаккорд (четыре);
6 - ундецимаккорд (пять терций; встречается редко);
7 - терцдецимаккорд (шесть терций; встречается очень редко).
Нижний звук аккорда в основном положении называют основным тоном (от нем. Grundton), остальные звуки называются по интервалу, на который они отдалены от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или продублирован в других октавах, при этом аккорд сохраняет своё название. Форма (терцового) аккорда, в которой основной тон не является нижним по тесситуре, называется обращением аккорда.
В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, с возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, воспринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit
Монолитность аккорда поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокупность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций придают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии. В аккордах классико-романтической гармонии различимы следующие внутриаккордовые функции:
• основной тон - «корень» аккорда;
• аккордовые консонансы - квинта и терция от основного тона;
• аккордовые диссонансы - включая альтерацию;
• побочные тоны - (также органные пункты, педали и т. п.).
Для аккорда существенны неаккордовые звуки (линейные неустои), а также родственные хроматическим проходящим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не обретают внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, могут давать
• внеаккордовые функции (задержания, проходящие и прочие линейные неустои; в старинной теории они назывались одним словом «транзиты»).
Гармония (др.-греч. - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) - комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки - как многоголосной, так и одноголосной.
Понятие гармонии применяется для характеристики логически организованной звуковысотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуковысотности («гармония Скрябина», «гармония Джезуальдо»), характерной для стиля композитора аккордики (например, «рахманиновская гармония», «шубертовская гармония»^).
Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями «сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония»
вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккордика»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»).
Сущность музыкальной гармонии - проекция философско-эстетического понятия гармонии на область звуковых явлений. Гармония объединяет наиболее специфические для музыки художественные элементы и отношения: звукоряды и интервальные системы, аккорды и ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм, присутствующие в музыке, свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.
При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX - XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, «какофонией»[2].
Первичный объект гармонии - музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание даёт первую категорию гармонии - консонанс, противопоставляемый диссонансу. Другой важнейшей категорией гармонии является звукоряд определённого интервального рода в пределах звуковой системы - материальной основы всякой музыки. Форма, в которой воплощаются (реализуются, разворачиваются во времени и высотном «пространстве») звукоряд и сонансы, определяет центральную категорию гармонии - лад.
Отношения между звуками (частотами звуковых колебаний) различных созвучий отвечают ряду числовых отношений, представляющих интервалы:
• 1:1 и 1:2 (унисон и октава),
• 2:3 и 3:4 (квинта и кварта),
• 4:5 и 5:6 (большая и малая терции) и т. д.
Эти интервалы реализуются в последовании (во времени) и в одновременности (образуя созвучия - аккорды и конкорды). Соответственно в музыкальной гармонии обособляются одноголосные и многоголосные звуковысотные системы. В русском музыкознании термин «гармония» традиционно относят лишь к многоголосию (прежде всего, к многоголосной музыке Нового времени), а одноголосные звуковысотные системы объявляют «ладовыми». Это различение условно, поскольку лад может быть как одноголосным, так и многоголосным (например, церковные лады в монодических григорианских хоралах и в мессах франко-фламандских композиторов на те же хоралы), а равно и гармония (например, мажорно-минорная тональная) может проявить себя в одноголосии.
Жан-Филипп Рамо (1722, 1726) разработал науку о гармонии как системе аккордов (теория аккорда, фундаментального баса <basse
fondamentale>, обращений, тональной связи, тональной каденции; образование тонального круга, система «тройной пропорции» S-T-D). Во многом его трактат определил тенденции тональной гармонии, основанной на терцовых созвучиях.
Кельнер Д. Верное наставление в сочинении генерал-баса^. Перевод с немецкого Н.Зубрилова. Москва, 1791. Первая книга о (мажорно-минорной) гармонии на русском языке.
Франсуа-Жозеф Фетис (1844, ред. 1867) ввёл в общемировое употребление понятие тональности (в его учении термин «тональность» охватывал и старинные модальные лады и мажорно-минорную тональность), которую рассмотрел впервые в исторической перспективе - от григорианского хорала до «омнитональности» романтиков - Берлиоза и Вагнера. В отличие от пифагорейцев и рационалистов эпохи Просвещения трактовал «тональность» (в широком смысле, т.е. лад) как «чисто метафизический принцип» (фр. principe purement métaphysique), находя в нём «тяготения», «разрешения», «устои», «притягательный консонанс» тритона и т.п.
Гуго Риман (1893), опираясь на идеи Рамо и теорию «гармонического дуализма» (мажор и минор как противоположные полюсы) А. фон Эттингена, обосновал функциональную теорию классической гармонии, дал глубокий анализ модуляции и других специфических явлений тональной гармонии.
Б. Л. Яворский (1908) и С. В. Протопопов (1930) описывали новые (называемые также «симметричными») лады, помимо мажора и минора. Сердцевина теории Яворского - понятие ладового ритма.
Генрих Шенкер (1935) выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке XVIII-XIX веков. Разработал алгоритм анализа, в основе которого лежит последовательное снятие («редукция») слоёв живой музыки, вплоть до элементарного мелодико-гармонического остова (Ursatz) и, в конечном итоге, ведёт к простейшему мажорному или минорному трезвучию. Гармонический анализ «по Шенкеру» получил широкое распространение в США.
Ю. Н. Тюлин (1937) выдвинул теорию переменности тональных функций.
Пауль Хиндемит (1937) разработал эволюционное учение о гармонии, положив в его основу «природные основания», в том числе и главным образом, акустическое понятие основного тона (нем. Grundton) интервала, аккорда, любого созвучия.
Карл Дальхауз (1968) исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности, «гармонической тональности» (нем. harmonische Tonalität), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко.
Ю. Н. Холопов (1988) разработал всеобщую (без каких-либо хронологических и стилистических ограничений в музыкальном материале) теорию гармонии, в
основу которой положил представление о двух принципах лада, модальности и тональности, некоррелятивных друг другу. Выдвинул теорию модальных функций и существенно развил римановскую теорию тональных функций. Выделил 6 универсальных, наиболее значимых в музыке типовых интервальных структур, обозначив их как «интервальные роды».
Контрапункт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum -нота против ноты, буквально - точка против точки) -
одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосо в.
«Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических комп озиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимиче ски) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.
• КОНТРАПУНКТ - (ново лат., собственно: противоточие, потому что прежде, вместо нот, ставили точки). Искусство гармонического сочетания многих голосов для образования одной мелодии. Словарь иностранных слов, вошедших в
состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910....... Словарь иностранных слов
русского языка
• КОНТРАПУНКТ - (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах простой контрапункт. Повторение этого...... Современная энциклопедия
• Контрапункт - (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах
простой контрапункт. Повторение этого...... Иллюстрированный
энциклопедический словарь
• КОНТРАПУНКТ - (нем. Kontrapunkt) в музыке 1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.3) То же, что полифония.4) Подвижной контрапункт повторное проведение полифонического построения...
• КОНТРАПУНКТ - КОНТРАПУНКТ, контрапункта, мн. нет, муж. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный...... Толковый словарь Ушакова
• КОНТРАПУНКТ - КОНТРАПУНКТ, а, муж. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении. | прил.
контрапунктический, ая, ое и контрапунктный, ая, ое....... Толковый словарь
Ожегова
• Контрапункт - соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающеесяполным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первойголосоведение является следствием правильного...
• Искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин контрапункт прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении.
Анализ музыкальных произведений (анализ музыкальных форм) - это наука о строении музыкальных произведений.
В узком смысле музыкальный анализ (греч. avaXuai^ - расчленение целого на части) - это разделение музыкального произведения на составные части и изучение этих частей.
В широком смысле - это рассмотрение музыкального произведения в единстве содержания и формы, в связях с жанром и стилем, в историческом и культурном контекстах.
Зарождение элементов музыкальных жанров происходило на раннем историческом этапе становления музыки - в первобытнообщинном строе. Музыка той поры характеризовалась неразрывной (синкретической) связью с трудом, движением, речью человека, с его жизнью и бытом. Эта тесная связь музыки с определенным назначением обусловила ее жанровое деление.
Эти жанровые начала (и многочисленные их комбинации) легли в основу всех последующих более сложных жанров.
При анализе жанровой основы произведения следует сразу обращать внимание не только на ярко выраженные признаки крупного жанра произведения (к примеру, ноктюрна, вальса или сонаты), но и на первичные жанровые начала, из которых этот жанр образуется.
Чаще всего в произведениях профессиональной музыки мы встречаем не одно жанровое начало, а различные комбинации жанровых начал, как одновременные, так и разновременные (например в виде диалога): в маршевой музыке часто сочетаются моторика и сигнальность, в танцевальной - моторика и звукоизобразительность, в песенной - декламационность и распевность.
Рассмотрим главные характеристики первичных жанрово-стилистических комплексов, а также их примеры в музыке (поскольку выделить жанровое начало в "чистом виде" из произведения сложно, оно всегда находится в комплексе с другими, то для примеров мы старались выбрать те произведения, в которых конкретное жанровое начало наболее ярко проявлено):
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
В моторной музыке на первый план выдвигаются метр-ритм-темп, связанные с организацией движения человека. Как правило ритм четкий, яркий, с многими повторами.
REFERENCES
1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)
2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)
3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)
4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)
5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)
6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)
7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)
8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)
9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)
10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)
11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)
12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)
13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)
14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)
15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)
16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)
17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)
18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1074-1079)
19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)
23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10061012)
26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.