Научная статья на тему 'СТАБИЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ ТКАНИ В ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ'

СТАБИЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ ТКАНИ В ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ гармония/ полифония/ звук/ тон/ теория/ композиция. / pedagogy / music / harmony / polyphony / sound / tone / theory / composition.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамшод Аскар Ўғли Лутфуллаев

Статья для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии включая гармонию и полифонию. Цель статьи – расширить представления читателям о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND FABRIC STABILIZATION IN HARMONY AND POLYPHONY

An article for music teachers, theory educators, those who seek to understand the nature of theory and harmony, including harmony and polyphony. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «СТАБИЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ ТКАНИ В ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ»

СТАБИЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ ТКАНИ В ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ

Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев

Студент второго курса, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии включая гармонию и полифонию. Цель статьи - расширить представления читателям о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ гармония/ полифония/ звук/ тон/ теория/ композиция.

SOUND FABRIC STABILIZATION IN HARMONY AND POLYPHONY

Shamshod Askar ugli Lutfullaev

Second year student, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara

State University

ABSTRACT

An article for music teachers, theory educators, those who seek to understand the nature of theory and harmony, including harmony and polyphony. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / harmony / polyphony / sound / tone / theory / composition.

Понятие полифонии (как склада) не коррелятивно понятию гармонии (звуко-высотной структуры), поэтому справедливо говорить, например, о полифонической гармонии. При всей функциональной (музыкально-смысловой, музыкально-логической) независимости отдельных голосов они всегда согласованы по вертикали. В полифонической пьесе слух выделяет консонансы и диссонансы, аккорды и конкорды (термин «конкорд» указывает только на число разновысотных звуков в звукосочетании, конкорд в музыке — тип созвучия в системе старо- модальной гармонии), а их связи, которые проявляются в развёртывании музыки во времени, подчиняются логике того или иного лада. Любая полифоническая пьеса обладает признаком целостности звуко-высотной структуры, музыкальной гармонии.

Звук музыкальный в специальном значении — звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле — «используемые в музыкальной практике звуки». Звук, который имеет определённую высоту называется музыкальным. Иначе называют каждого звука тоном. Звук, обладающий определённой высотой, в музыке называется тоном. Звук - объективно существующее в природе физическое явление, вызываемое механическими колебаниями какого-либо упругого тела, вследствие чего образуются звуковые волны, воспринимаемые ухом и преобразуемые в нём в нервные импульсы. ... Музыкальный звук имеет 4 основных свойства: высота, длительность, громкость, тембр.

В основе музыкальной системы лежит ряд звуков. Их 88, и расположены они в порядке возрастания высоты звука: от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.

Теория музыки в музыкальной школе, это элементарные сведения о нотах, тональностях, ладах, гаммах, интервалах, аккордах, метрах, длительностях, ритмических рисунках, темпах, динамических оттенках и т. д. В музыкальной школе Теория музыки входит в предмет Сольфеджио. А в университетах, которые занимаются музыкальном образованием наоборот, сольфеджио входит в предмет теорию музыки.

Высота бывает:

низкочастотные - с малым числом колебаний (не выше 300 Гц);

среднечастотные - звуки, колеблющиеся с частотой 300-3 000 Гц;

высокочастотные - с числом колебаний, превышающим 3 000 Гц.

Основными называются семь ступеней музыкальной системы (звукоряда), которым даны самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они соответствуют белым клавишам фортепиано.

Звук - это минимальная, не членимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи. Буквы - это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Звуки разделяются на тоны (музыкальные звуки), шумы и звуковые удары. Тоном называется звук, являющимся периодическим процессом. Если этот процесс гармонический, то тон называется простым (например, звук камертона). Звуковой удар - это кратковременное звуковое воздействие (например, взрыв, хлопок).

Физическими свойствами музыкального звука является его высота,

длительность (протяженность), сила (громкость), тембр (окраска). ... В современной нотной записи все свойства звука отражаются специальными способами. Лад в музыке - это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект. Нота — Графическое изображение музыкального звука.

В теории музыки — характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде. Гармония (связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков. В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуко-высотную организацию музыки — как многоголосной, так и одноголосной. Понятие гармонии применяется для характеристики логически организованной звуко-высотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуко-высотности («гармония Скрябина», «гармония Джезуальдо»), характерной для стиля композитора аккорд (например, «рахманиновская гармония», «шубертовская гармония»).

Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями «сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония» вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккорд»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»).

Сущность музыкальной гармонии — проекция философско-эстетического понятия гармонии на область звуковых явлений. Гармония объединяет наиболее специфические для музыки художественные элементы и отношения: звукоряды и интервальные системы, аккорды и ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм, присутствующие в музыке, свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.

Полифония — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Обучение музыки в рамках кружковой деятельности Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 414-418)

4. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 729-733)

5. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Самостоятельной работы студентов по сферы организации и управлении хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1107-1112)

6.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

7.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

8.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

9.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

10.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)

11.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

12.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

13.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

14.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

15.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

16.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

17.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp.1074-1079)

18.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

19.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

20.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

21.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

22.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

23.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

24. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

25.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

26.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

27.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

28.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

29.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

30. Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.