Научная статья на тему 'САМЫЕ НЕУСТОЙЧИВЫЕ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ В МУЗЫКЕ'

САМЫЕ НЕУСТОЙЧИВЫЕ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ В МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения. / pedagogy / music / organization of activities / team / student / lesson / theory / singing.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамшод Аскар Ўғли Лутфуллаев

Статья предназначена учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOST UNSTABLE AND UNCERTAIN PERIODS IN MUSIC

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to broaden the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level.

Текст научной работы на тему «САМЫЕ НЕУСТОЙЧИВЫЕ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ В МУЗЫКЕ»

САМЫЕ НЕУСТОЙЧИВЫЕ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ В

МУЗЫКЕ

Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев

Студент второго курса, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения.

MOST UNSTABLE AND UNCERTAIN PERIODS IN MUSIC

Shamshod Askar ugli Lutfullaev

Second year student, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara

State University

ABSTRACT

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to broaden the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level.

Keywords: pedagogy / music / organization of activities / team / student / lesson / theory / singing.

Устойчивыми ступенями музыки являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые - это все остальные - вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII). Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени.

Устойчивые интервалы - это те, у которых оба звука - это устойчивые ступени (I, III или V ступени). Неустойчивые интервалы - это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми. Все неустойчивые интервалы требуют разрешения в устойчивые звуки.

Параллельные тональности — парные тональности натурального мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки. Тоника параллельного минора

расположена на полтора тона (на малую терцию) ниже тоники мажора. Полный перечень используемых в музыке тональностей: До-бемоль мажор — ля-бемоль минор (7 знаков бемолей).

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в

ближайшие устойчивые. Все неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: если в интервале оба звука неустойчивые - то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Устойчивыми называют звуки, составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства: (1) параллельная данной, (2) натуральной доминанты, (3) ей (последней) параллельная, (4) натуральной субдоминанты, (5) параллельная ей, (6) минорной субдоминанты в случае мажора и мажорной доминанты для минора.

Тональность - это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно; II, III, VI и VII -называются побочными, потому что "имеют в ладу второстепенное значение".

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени - всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три - те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад. Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию - подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень - первая, ее называют тоника.

Период в музыке — форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершённая кадансом. Является наибольшей синтаксической и наименьшей композиторской единицей в музыке. Период несёт экспозиционную музыкальную функцию.

Период с чертами простой трёхчастной формы (период с "серединой"). Период из 3 предложений. 1-е и 3-е предложение сходны, а 2-е -развивающее или контрастное, напоминающее "середину" в простой трёхчастной форме. Виды периодов: основные - периоды из двух предложений малый 8-тактный и большой 16-тактный; производный - периоды из трёх предложений 12-

или 24-тактный; исключительный - периоды увеличенный 32-тактный (в основе -метрический такт). Период повторного строения - период, делящийся на два сходных по началу предложения. Период повторного строения характеризуется тем, что второе предложение по тематическому материалу сходно с первым. Мотив — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространённом значении — напев, мелодия. В музыке мотив — короткая музыкальная идея, выделяющаяся из текущей музыкальной фигуры.

Различают мотивы:

Гармонический мотив — серия конкретных абстрактных аккордов, не связанная с мелодией или ритмом.

Мелодический мотив — мелодическая формула, независимая от интервалов.

Ритмический мотив — характерная ритмическая формула, абстрактный аспект мелодии.

Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой, называется модулирующим.

Предложение (муз.) — мелодия, законченная тонально и ритмически, т. е. имеющая каденцию в конце (в главной тональности или другой, близко с ней сродной).

В музыке постоянно соприкасались индивидуальное и типовое, единичное и всеобщее, случайное и закономерное как взаимно обусловливающие феномены: неустойчивые периоды переоценки пройденного, переосмысления фундаментальных художественных принципов и экспериментальных поисков нового уступали место стабильным этапам «закрепления» найденных путей развития, практического применения обнаруженных средств и методов. При этом в те самые неустойчивые и неопределенные периоды рождалось новое, нередко возникавшее абсолютно случайно. В искусстве многих стран и эпох в той или иной мере проявлял себя феномен неполной или неточной нотации, и на протяжении нескольких столетий, а в некоторых национальных культурах и до сих пор, приблизительная запись остается естественной формой бытования музыки. Стабилизация звуковой ткани происходила параллельно с ее мобилизацией, и изменчивость, а то и непредсказуемость результата интерпретации в той или иной степени присутствовала в композиторском творчестве на всем пути развития музыки. Тенденции все более строгой и детальной фиксации противостояли попытки сохранить некоторую степень неопределенности текста или структуры, как бы оставив место для «маневра» исполнителя.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Обучение музыки в рамках кружковой деятельности Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 414-418)

4. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 729-733)

5. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ Самостоятельной работы студентов по сферы организации и управлении хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1107-1112)

6.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

7.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

8.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

9.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

10.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)

11.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

12.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

13.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

14.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

15.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

16.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

17.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp.1074-1079)

18.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

19.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

20.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

21.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

22.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

23.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

24. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

25.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

26.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

27.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

28.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

29.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

30. Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.