Научная статья на тему '«МЕТОД СЛУЧАЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ» И ПРИНЦИП ГАРМОНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ'

«МЕТОД СЛУЧАЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ» И ПРИНЦИП ГАРМОНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ организация деятельности/ аккорд/ студент/ занятие/ теория/ гармония. / pedagogy / music / organization of activity / chord / student / lesson / theory / harmony.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зарина Комилжон Кизи Холикова

Статья предназначена для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"METHOD OF RANDOM ACTIONS" AND THE PRINCIPLE OF HARMONIC CONNECTION OF CHORDS

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему ««МЕТОД СЛУЧАЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ» И ПРИНЦИП ГАРМОНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

«МЕТОД СЛУЧАЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ» И ПРИНЦИП ГАРМОНИЧЕСКОГО

СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ

Зарина Комилжон кизи Холикова

Учитель английского языка, специализированная школа, Бухарский область

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ организация деятельности/ аккорд/ студент/ занятие/ теория/ гармония.

"METHOD OF RANDOM ACTIONS" AND THE PRINCIPLE OF HARMONIC

CONNECTION OF CHORDS

Zarina Komilzhon kizi Kholikova

English teacher, specialized school, Bukhara region

ABSTRACT

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / organization of activity / chord / student / lesson / theory / harmony.

Зарубежные и отечественные исследователи прежде рассматривали отдельные методы введения случайности или касались некоторых проблем нотации и исполнения, поэтому главной целью данной работы является построение общей теории алеаторики как принципа композиции на основании исследования феномена случайности не только в самой музыке, но и других областях интеллектуальной деятельности человека для достижения качественно нового уровня анализа произведений, прежде не рассматриваемых в совокупности всех его составляющих.

В музыке постоянно соприкасались индивидуальное и типовое, единичное и всеобщее, случайное и закономерное как взаимно обусловливающие феномены: неустойчивые периоды переоценки пройденного, переосмысления фундаментальных художественных принципов и экспериментальных поисков нового уступали место стабильным этапам «закрепления» найденных путей развития, практического применения обнаруженных средств и методов. При этом в те самые неустойчивые и неопределенные периоды рождалось новое, нередко возникавшее абсолютно случайно. В искусстве многих стран и эпох в той или иной мере проявлял себя феномен неполной или неточной нотации, и на протяжении нескольких столетий, а в некоторых национальных культурах и до сих пор, приблизительная запись остается естественной формой бытования музыки. Стабилизация звуковой ткани происходила параллельно с ее мобилизацией, и изменчивость, а то и непредсказуемость результата интерпретации в той или иной степени присутствовала в композиторском творчестве на всем пути развития музыки. Тенденции все более строгой и детальной фиксации противостояли попытки сохранить некоторую степень неопределенности текста или структуры, как бы оставив место для «маневра» исполнителя. Музыка как исполнительский вид искусства априори подразумевает некоторую степень свободы интерпретатора: «Искусство не может без нее - как воздух, ему нужна непредсказуемость».

Первая сопряжена с тем, что случайность всегда была частью композиционного процесса, тесно связанной с художественным вдохновением; согласно второй, случайность так или иначе присутствует в исполнительском процессе; наконец, третья утверждает, что случайность свойственна самим музыкальным событиям. Случайное в данном контексте понимается как непредвиденное, неупорядоченное и незафиксированное в нотах автором, поэтому меняющееся от исполнения к исполнению вследствие самостоятельного выбора интерпретатором тех или иных параметров произведения, а также независимые от воли автора процессы детерминации и упорядочения материала, в том числе подчиняющиеся стохастическим законам или воле исполнителя. Несомненно, свои решения музыкант принимает не случайно, а осознанно, в соответствии со своей интерпретацией, замыслом, трактовкой, в опоре на мастерство, навыки и сложившиеся традиции.

Впервые в отечественном и зарубежном музыкознании исследуется масштабно, комплексно, разносторонне и всеобъемлюще от философско-научного и художественно-эстетического контекста до конкретных подходов и методов изучения алеаторных произведений в целом. «Алеаторика - это техника композиции, предполагающая неполную фиксацию музыкального текста, относительно свободно реализуемого или даже "досочиняемого" в процессе

исполнения». Мобильность текста и формы произведения и многозначность его интерпретации, действительно, во многом обусловлены степенью точности графической фиксации, но сама нотная запись является следствием авторского замысла и инструментом его воплощения, причиной же воздействия фактора случайности является намеренная творческая установка автора. Существует также множество алеаторических произведений, в которых нотный текст выписан точно, но произволен.

Роль случайности в современной науке, разные виды визуальной и вербальной нотации и импровизационные приемы в народной музыке и джазе, раскрыл проблему терминологии, связанной с феноменом alea, а также привел примеры введения фактора случайности в музыкальные произведения прошлых эпох. В разделе «Случайность в современном исполнительстве» автор представил алеаторику разных музыкальных параметров и формы. Феномен неопределенной формы и создает основу учения, опираясь на терминологию и методологию теорий информации, вероятностей и других научных достижений. Неопределенной формы как дискретность и функционально-смысловая независимость музыкальных событий, отсутствие четко установленного композитором порядка их следования, нелинейный принцип изложения материала, организация по законам теории информации и вероятностей. При этом он отмечает, что неопределенные формы могут следовать двум главным, исторически сложившимся принципам построения целого, как это было в искусстве прошлого, сквозному развивающемуся. Первый подразумевает «повторение тематического материала, который остается существенно неизменным» или «трансформируется незначительно, сохраняя свои сущностные качества». «Интрига» формы достигается благодаря вкраплению контрастирующих секций, как, например, в форме рондо. К этому типу относится и «строфическую форму с ее дословным или каким-либо модифицированным повторением музыкального материала без переходных (промежуточных) контрастирующих секций». Второй принцип - сквозная развивающаяся композиция «подразумевает отсутствие буквальных или модифицированных повторений тематического материала», при этом «равновесие и увлекательность достигаются посредством каких-либо других методов, нежели контраст и повторение». Неопределенную форму с такими ее качествами, как отсутствие последовательности изложения музыкальной мысли, дискретность и обособленность событий. Не только нотации сочинений композитора, но и возможности анализа материала и структуры его графических партитур. Процесс развития подвижных компонентов музыкальной ткани на фоне постепенного совершенствования нотной системы и предложил наиболее общую, если не универсальную классификацию логических возможностей сочетания стабильного

и мобильного начал в композиции, охватывающую обширную историю их взаимосвязей. Историческую мобильности формы и ее тесную связь с эмоционально-образным содержанием сочинения.

REFERENCES

1.КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио (pp. 734-742)

2. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке (pp. 728-733)

3. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство (pp. 722-727)

4. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности (pp. 715-721)

5. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Краткая характеристика хорового коллектива (pp. 710-714)

6. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ

Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. (pp. 705-709)

7. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. (pp. 697-704)

8. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Область применения двойные фуги (pp. 686-689)

9. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса (pp. 690-696)

10. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато (pp. 681-685)

11. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Важнейшие общие основы музыкальной формы (pp. 568-571)

13. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ

Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений (pp. 426-432)

14. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений (pp. 280-284)

15. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана (рр. 10941100)

16. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора (рр. 1087-1093)

17. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором (рр. 10801086)

18. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Краткая характеристика месторождения хора (рр. 1074-1079)

19. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты (рр. 1068-1073)

20. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Структура физических упражнений на уроках музыки (рр. 1060-1067)

21. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Содержание урока музыки в общеобразовательном школе (рр. 1052-1059)

22. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки (рр. 1044-1051)

23. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений (рр. 1038-1043)

24. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении (рр. 1032-1037)

25. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ

Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива (рр. 1025-1031)

26. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива (рр. 1019-1024)

27. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано (рр. 1013-1018)

28. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении (рр. 1006-1012)

29. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет (рр. 999-1005)

30.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

31.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), С.58-61.

32.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

33.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.