Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРАЛЬНЫХ, МЕЛОДИЧЕСКИХ И ГАРМОНИЧЕСКИХ АККОРДОВ, СВОБОДА ЗВУКА И НЕТОЧНАЯ НОТАЦИИ'

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРАЛЬНЫХ, МЕЛОДИЧЕСКИХ И ГАРМОНИЧЕСКИХ АККОРДОВ, СВОБОДА ЗВУКА И НЕТОЧНАЯ НОТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ интерпретация/ аккорд/ мелодия/ урок/ теория/педагог. / pedagogy / music / interpretation / chord / melody / lesson / theory / teacher.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зарина Комилжон Кизи Холикова

Статья предназначена учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF NATURAL, MELODIC AND HARMONIC CHORD, FREEDOM OF SOUND AND INACCURATE NOTATION

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРАЛЬНЫХ, МЕЛОДИЧЕСКИХ И ГАРМОНИЧЕСКИХ АККОРДОВ, СВОБОДА ЗВУКА И НЕТОЧНАЯ НОТАЦИИ»

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРАЛЬНЫХ, МЕЛОДИЧЕСКИХ И ГАРМОНИЧЕСКИХ АККОРДОВ, СВОБОДА ЗВУКА И НЕТОЧНАЯ

НОТАЦИИ

Зарина Комилжон кизи Холикова

Учитель английского языка, специализированная школа, Бухарский область

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ интерпретация/ аккорд/ мелодия/ урок/ теория/педагог.

INTERPRETATION OF NATURAL, MELODIC AND HARMONIC CHORD, FREEDOM OF SOUND AND INACCURATE NOTATION

Zarina Komilzhon kizi Kholikova

English teacher, specialized school, Bukhara region

ABSTRACT

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / interpretation / chord / melody / lesson / theory / teacher.

Интерпретация — это совокупность значений, придаваемых каким-либо элементам некоторой теории (формулам, знакам, символам). В более широком смысле, интерпретация - это способ бытия на основе понимания и толкования смысла чего-либо. Не в плане выполнение распоряжения, а в значении "воплощение". Особенно понятно будет, если рассказать об интерпретации в музыке. В музыкальной сфере данный термин обозначает исполнение музыкантом произведения так, как тот его видит. Если очень упрощённо, то здесь он замедлил, там ускорил, тут сыграл напористо, а тут - мягко.

Мышление, это процесс познания окружающей действительности и моделирования ее закономерностей. Мысль обусловлена не решением проблем, а просто потому, что человек получает информацию извне и определенным образом ее оценивает. Технология обучения определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и последовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения. Технология обучения - процесс реализации содержания обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Речь идёт об интерпретации аккордов. Аккорд — одновременное сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, воспринимаемое слухом как целостный элемент звуко-высотной вертикали. Применительно к музыке барокко и классико-романтического периода данный термин используется главным образом по отношению к созвучиям терцовой структуры. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального стиля.

Существуют следующие способы классификации аккордов: по впечатлению на слух, по положению в музыкальной системе, по положению в тональности, по положению основного тона.

По впечатлению на слух аккорды делятся на консонансы и диссонансы. При этом характер звучания зависит от интервального состава аккорда. Если в состав аккорда входит хотя бы один диссонирующий интервал, аккорд также называется диссонирующим.

Консонанс аккорды, примерами которых

являются мажорные и минорные трезвучия, являлись основой доклассической музыки, однако позднее стали использоваться и диссонирующие аккорды. Сперва диссонирующие аккорды подчинялись консонансам, но постепенно количество диссонирующих аккордов в музыкальных произведениях стало расти.

По положению в музыкальной системе аккорды делятся на диатонические и хроматические. Как и в предыдущем способе классификации, принадлежность аккорда к той или иной категории зависит от его интервального состава.

Основными хроматическими аккордами являются увеличенное трезвучие (а также производные от него большой минорный и увеличенный септаккорды) и уменьшенный септаккорд.

При повышении или понижении любой ступени аккорда, кроме примы или терции, образуются изменённые аккорды, то есть аккорды с хроматически измененными ступенями. По положению в тональности аккорды делятся на устойчивые и неустойчивые. Внутри лада каждый неустойчивый аккорд тянется к разрешению в устойчивый аккорд. По положению основного тона

аккорды делятся на основной вид и обращения. Основным критерием в этом случае является внутренний распорядок звуков в аккорде. Основным видом аккорда является тот, при котором тоника совпадает с нижним тоном аккорда.

Исходя из интервала, определяющего структуру аккорда, существует разделение на аккорды терцового и нетерцового строения. К последним относят созвучия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение. Аккорды терцовой структуры в зависимости от нижней терции аккорда делятся на мажорные и минорные.

Аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами.

Аккорды могут называться в соответствии с контекстом, то есть с их положением в тональной системе: аккорд I ступени, II ступени и т. д. Также аккорды могут называться по букве, обозначающей основной тон (С, G и т. д.), по слоговому названию основного тона (до, соль и т. д.) или в соответствии с их функциями (тонический аккорд, доминантовый аккорд, субдоминантовый аккорд и т.д.).

Музыки определяет ряд направлений, таких как классификация музыки по жанрам, определение музыкальных инструментов, звучащих в произведении, распознавание голоса или звуков отдельных музыкальных инструментов в аудиозаписи и извлечение их партии из музыкального произведения. Последнее актуализирует задачу восстановления отдельных нот музыкального произведения и автоматической идентификации аккордов в цифровом звуке. С одной стороны, автоматическое определение аккордов композиции может позволить с экономит время составления музыкальной нотации произведения. Более того, реализация нашего исследования, например, может позволить людям, не имеющим глубоких познаний в музыкальной теории и абсолютного слуха, раскладывать любимые музыкальные произведения, для которых нотация отсутствует, на аккорды, а также наблюдать закономерности в музыкальных композициях, тем самым познавая теорию музыки на практике.

С другой стороны, полученные последовательности аккордов можно интерпретировать как решение задачи низкого уровня и использовать ее результат в качестве признаков для решения других задач более высокого уровня, например, для определения жанра песни или композитора. В общем виде задача распознавания аккордов для всей музыкальной композиции состоит в идентификации звучащего в каждый момент времени аккорда. Входные данные представляют собой музыкальные произведения, а результатом являются последовательности аккордов, звучащие в различных временных интервалах.

Математическая интерпретация. Общая постановка задачи распознавания последовательности аккордов состоит в построении функции f: X ^ Z, которая любому музыкальному произведению x i £ X ставит в соответствие последовательность аккордов yt i , такую, что: f(xt i ) = yt i £ Z, (1) где t£ [0, tendi ], tendi - время звучания песни, X с Rn , Y с Z n , Z = {zj | zj - аккорд.

Интерпретация аккордов, значит сыграть аккорд, как вам хочется, не так как написано в нотах, а иначе, придаваемых каким-либо элементам некоторой теории (формулам, знакам, символам), по-другому: с задержкой, медленней, или быстрее и т.п.

REFERENCES

1.КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио (pp. 734-742)

2. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке (pp. 728-733)

3. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство (pp. 722-727)

4. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности (pp. 715-721)

5. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Краткая характеристика хорового коллектива (pp. 710-714)

6. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ

Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. (pp. 705-709)

7. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. (pp. 697-704)

8. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Область применения двойные фуги (pp. 686-689)

9. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно -двигающегося голоса (pp. 690-696)

10. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато (pp. 681-685)

11. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Важнейшие общие основы музыкальной формы (pp. 568-571)

13. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ

Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений (рр. 426-432)

14. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений (рр. 280-284)

15. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана (рр. 1094-1100)

16. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора (рр. 1087-1093)

17. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором (рр. 1080-1086)

18. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Краткая характеристика месторождения хора (рр. 1074-1079)

19. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты (рр. 1068-1073)

20. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Структура физических упражнений на уроках музыки (рр. 1060-1067)

21. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Содержание урока музыки в общеобразовательном школе (рр. 1052-1059)

22. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки (рр. 1044-1051)

23. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений (рр. 1038-1043)

24. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении (рр. 1032-1037)

25. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ

Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива (рр. 1025-1031)

26. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива (рр. 1019-1024)

27. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано (рр. 1013-1018)

28. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении (рр. 1006-1012)

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

29. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет (pp. 999-1005)

30.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

31.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

32.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

33.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.