Научная статья на тему 'ТЯГОТЕНИЕ ОСНОВА-ОСНОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ'

ТЯГОТЕНИЕ ОСНОВА-ОСНОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
383
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ композиция/ тяготения в музыке/музыка/ учитель музыки/ теория. / pedagogy / composition / gravitation in music / music teacher / theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять композиторскую деятельность, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о методиках по композицию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAVITY BASE-BASES IN MUSIC COMPOSITION

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the composer's activity, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to broaden the understanding of the readers about the methods of composition and the possibilities of increasing the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ТЯГОТЕНИЕ ОСНОВА-ОСНОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

ТЯГОТЕНИЕ ОСНОВА-ОСНОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять композиторскую деятельность, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о методиках по композицию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ композиция/ тяготения в музыке/музыка/ учитель музыки/ теория.

GRAVITY BASE-BASES IN MUSIC COMPOSITION

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the composer's activity, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to broaden the understanding of the readers about the methods of composition and the possibilities of increasing the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / composition / gravitation in music / music teacher / theory.

Композитор - это тот, который составляет созвучий, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, пишущий музыку и имеющий соответствующее образование. Это слово возникло в Италии примерно в XVI веке, и с тех пор имеет отношение к профессиональной письменной музыкальной традиции, возникшей в западной культуре и затем распространившейся на весь мир. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции и другим музыкально-теоретическим дисциплинам. Другие сочинители как правило не называются «композиторами», но авторами музыки,

например, импровизаторами, бардами или шансонье.

Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать произведению настолько простые, чтобы их мог напеть любой человек, который не занимается музыкой, либо такие сложные, чтобы только потому и нравились, что человек этого не мог понять и был в восторге.

Композиция - составление, сочинение, категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества-процесса, от импровизации в древней, восточной...

Нас всюду окружает музыка. Она настолько влилась во все аспекты нашей жизни, что мы даже не можем до конца осознать, каким важным стало это искусство в жизни людей и каким волшебным образом оно влияет на нас. Мы включаем музыку, чтобы отдохнуть или отвлечься, слышим её на радио, в кино и на телевидении, в рекламе и просто на улице.

Если вы попытаетесь своими словами объяснить, что такое музыка, то быстро обнаружите, что это не так-то просто. Оказывается, это один из самых сложных философских вопросов, над которым люди бьются уже весьма продолжительное время, предлагая все новые и новые более точные определения. Итак, наиболее распространенное определение таково: музыка - это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются для их слухового восприятия с помощью таких средств выразительности как высота тона, темп, ритм, тембр, динамика и их способов их взаимной организации.

Музыка - это искусство организации звуков по высоте и по времени, искусство стройного и согласного сочетания последовательных (мелодия) и совместных (гармония) звуков, искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на эмоциональное состояние человека.

Музыка, будучи одним из видов искусства, не обладает явной практической значимостью, так как в основном она оказывает влияние на нематериальную сферу человеческого бытия. Музыка воздействует на психику и чувства, воображение и фантазию, способности к сопереживанию.

Музыка - это жизнь, чувства и идеалы. Она мотивирует каждого из нас и в некоторых случаях заставляет двигаться вперёд на встречу к своей цели. Прослушивая музыкальное произведение, вы можете ощутить горе и радость, спокойствие и раздражение, оптимизм и депрессию. Музыка учит сопереживать, переносит в другие эпохи, помогает эмоционально раскрыться, отвлечься от проблем. Музыка лечит, развивает, совершенствует. Все это характеризует музыку как универсальный язык, способный объединять людей из разных уголков мира для общения, межкультурного обмена и созидания.

Тяготение — метафорический термин в русской теории музыки XX века, означающий восприятие слухом диссонантных созвучий, а также консонантных созвучий, несущих «нетоническую» функцию, как «неустойчивых» по отношению к «устойчивой» тонике.

Поведение всех звуко-высотных структур (звуков, интервалов, аккордов расположенному по терциям и прочей структуры) в тональности уподобляется физическому закону всемирного тяготения — эти звуки и созвучия в разной степени наделяются «энергией» к «потенциальному движению» и «стремлением» к разрешению в тонику, понимаемую как главный устой любого лада.

Музыкант-специалист прежде всего направляет свое внимание к схватыванию отношений в музыке и к пониманию связи и анализу причин этой связи между по следования звуков во времени и между комплексами звучаний, отдаленных друг от друга на большие расстояния. Слух музыканта старается установить взаимотяготение звукосочетаний в их продвижении и свести к рациональному единству все разнообразие их отношении друг к другу. Чем непривычнее сочинение, тем больше слух поражается этим разнообразием. Итак, такие понятия, как устой, тяготение, напряжение, разряд, сокращение и растяжение, обусловлены объективными свойствами и проявлениями качества музыкального движения, его динамической природой, а отнюдь не субъективными представлениями. Всегда в музыке существует устойчивые и не устойчивые звуки. Вот и не устойчивые звуки тянутся в устойчивые звуки. В музыке вот эту тяготение требует разрешению. Лад — одно из главных понятий музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Чаще всего слово «лад» употребляют по отношению к двум тональным ладам — мажору и минору. «Ладами» упрощённо называют звукоряды западных и восточных модальных ладов — натуральных, церковных, традиционных, восточных.

Лад в музыке - это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект. Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций - регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Особое значение имеет первая ступень - это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие - идентификатор музыкального лада. Разрешение, в многоголосной музыке — переход от одного созвучия, трактуемого как ладовый не устой, к другому созвучию, трактуемому как ладовый устой. В качестве первого обычно выступает диссонантный интервал, в качестве второго — консонантный интервал.

Разрешением в музыке называется движение звуков интервала или аккорда

от неустойчивых ступеней к устойчивым. Вне лада такое движение

невозможно. Вот это и есть тяготение! И так, Тяготение — метафорический термин в теории музыки, означающий восприятие человеком диссонантных созвучий (интервалов и аккордов), а также консонантных созвучий, несущих «нетоническую» функцию (доминанты, субдоминанты, а такты и др.) как «неустойчивых» по сравнению с «устойчивой» тоникой. Поведение всех звуко-высотных структур (звуков, интервалов, аккордов, которые располагаются по терцию и прочей структуры) в тональности уподобляется физическому закону всемирного тяготения — эти звуки и созвучия в разной степени наделяются «энергией» к «потенциальному движению» и «стремлением» к разрешению в тонику, понимаемую как главный устой любого лада. Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 375-379)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.