Научная статья на тему 'МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ'

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ форма музыки/ каденция/ кода/ период/ мотив/ предложение. / pedagogy / music / form of music / cadence / coda / period / motive / sentence.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Тяготение — метафорический термин в русской теории музыки XX века, означающий восприятие слухом диссонантных созвучий (интервалов и аккордов), а также консонантных созвучий, несущих «нетоническую» функцию (доминанты, субдоминанты и др.), как «неустойчивых» по отношению к «устойчивой» тонике. Поведение всех звуко-высотных структур (звуков, интервалов, аккордов и прочей структуры) в тональности уподобляется физическому закону всемирного тяготения — эти звуки и созвучия в разной степени наделяются «энергией» к «потенциальному движению» и «стремлением» к разрешению в тонику, понимаемую как главный устой любого лада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGNETIC PROPERTIES ATTRACTION TO HUMAN POLY-VOICE MUSIC WORKS

Gravity is a metaphorical term in the Russian music theory of the 20th century, meaning the ear's perception of dissonant consonances (intervals and chords), as well as consonant consonances that carry a “non-tonic” function (dominants, subdominants, atacta, etc.), as “unstable” according to relation to the "stable" tonic. The behavior of all sound-high-altitude structures (sounds, intervals, concords, chords of thirds and other structures) in tonality is likened to the physical law of universal gravitation these sounds and consonances are, to varying degrees, endowed with “energy” for “potential movement” and “striving” for resolution in tonic, understood as the main foundation of any mode. One of the promising trends in modern musical pedagogy is the historical and stylistic approach to the artistic and creative process in general and to specific works of art.

Текст научной работы на тему «МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ»

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Тяготение — метафорический термин в русской теории музыки XX века, означающий восприятие слухом диссонантных созвучий (интервалов и аккордов), а также консонантных созвучий, несущих «нетоническую» функцию (доминанты, субдоминанты и др.), как «неустойчивых» по отношению к «устойчивой» тонике. Поведение всех звуко-высотных структур (звуков, интервалов, аккордов и прочей структуры) в тональности уподобляется физическому закону всемирного тяготения — эти звуки и созвучия в разной степени наделяются «энергией» к «потенциальному движению» и «стремлением» к разрешению в тонику, понимаемую как главный устой любого лада.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ каденция/ кода/ период/ мотив/ предложение.

MAGNETIC PROPERTIES ATTRACTION TO HUMAN POLY-VOICE

MUSIC WORKS

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

Gravity is a metaphorical term in the Russian music theory of the 20th century, meaning the ear's perception of dissonant consonances (intervals and chords), as well as consonant consonances that carry a "non-tonic" function (dominants, subdominants, atacta, etc.), as "unstable" according to relation to the "stable" tonic. The behavior of all sound-high-altitude structures (sounds, intervals, concords, chords of thirds and other structures) in tonality is likened to the physical law of universal gravitation - these sounds and consonances are, to varying degrees, endowed with "energy" for "potential movement" and "striving" for resolution in tonic, understood as the main foundation of any mode. One of the promising trends in modern musical pedagogy is the historical and stylistic approach to the artistic and creative process in general and to specific works of art.

Keywords: pedagogy / music / form of music / cadence / coda / period / motive / sentence.

Магнитные свойства тяготение — метафорический термин в русской теории музыки XX века, означающий восприятие слухом диссонантных созвучий (интервалов и аккордов), а также консонантных созвучий, несущих «нетоническую» функцию (доминанты, субдоминанты и др.), как «неустойчивых» по отношению к «устойчивой» тонике. Поведение всех звуко-высотных структур (звуков, интервалов, аккордов и прочей структуры) в тональности уподобляется физическому закону всемирного тяготения — эти звуки и созвучия в разной степени наделяются «энергией» к «потенциальному движению» и «стремлением» к разрешению в тонику, понимаемую как главный устой любого лада. Учителя музыки считают, что наибольшую пользу может принести прослушивание народной и классической музыки. Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. Музыка -могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»-сказал великий педагог В.А. Сухомлинский. «Метафизическая концепция» (фр. principe purement métaphysique) мажорно-минорной тональности была внедрена в эпохальном труде Ф.-Ж. Фетиса «Полный трактат о теории и практике гармонии» (Traité complet de la théorie et de la pratique de l'harmonie; 1844; многие переиздания). В рамках учения о гармонии Фетиса широко использовались псевдо-физические (в терминологии автора «метафизические») термины как «тяготение» (фр. tendance), «притяжение» (фр. attraction), «движение» (фр. mouvement), «состояние покоя» (фр. repos) и т.п.[1]. В практических учебниках гармонии П.И. Чайковского (1874) и Н. А. Римского-Корсакова (1886) «тяготений» ещё нет. Римский-Корсаков, например, описывает «переход» (авторское слово) от диссонанса к консонансу без какой-либо метафизики. Никаких «тяготений» не описывается и в стандартном музыкальном справочнике начала XX века — «русском Римане». Впервые в российской науке термин «тяготение» регулярно использовал в своём учебнике гармонии Г. Л. Катуар (1924-25). Этот термин Катуар вводит без какой-либо дефиниции, а затем употребляет его неоднократно как нечто само собой разумеющееся.

Решающий вклад в распространение «метафизической» трактовки тональности в России в первые десятилетия XX века внёс Б.Л. Яворский — он и укоренил «ладовое тяготение» как термин русской теории музыки[5]. Некоторые понятия, относящиеся к психологии музыкального восприятия («тяготение», «разряд», «напряжение», «растяжение» и т.п.), обусловлены «музыкальным движением», интерпретируемым как объективная реальность:

...Музыкант-специалист прежде всего направляет свое внимание к схватыванию отношений в музыке и к пониманию связи и анализу причин этой связи между последование звуков во времени и между комплексами звучаний, отдаленных друг от друга на большие расстояния. Слух музыканта старается установить взаимо-тяготение звукосочетаний в их продвижении и свести к рациональному единству все разнообразие их отношении друг к другу. Чем непривычнее сочинение, тем больше слух поражается этим разнообразием. Итак, такие понятия, как устой, тяготение, напряжение, разряд, сокращение и растяжение, обусловлены объективными свойствами и проявлениями качества музыкального движения, его динамической природой, а отнюдь не субъективными представлениями.

Конкретной теоретической моделью, способной выполнить системообразующую роль в исследовании и содействовать формированию новых обобщений и выводов, выступает системный метод как наиболее органично соответствующий объекту. В анализе некоторых алеаторных форм применяется метод создания вероятностной модели композиции. Пред-заданной и четко зафиксированной в тексте структуры: индивидуализация композиции привела к такому состоянию формы, что она существует лишь как потенциальный феномен. С точки зрения вероятностной модели рассматриваются наиболее подвижные, неопределенные и незафиксированные в нотах формы. В связи с чем в музыковедение магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке из иных областей знания, в том числе математики, физики, философии проникают соответствующие терминология и методология анализа. Принцип композиции, в той или иной мере допускающий воздействие фактора случайности на процесс создания или исполнения музыкального произведения. Алеаторной формы -музыкальной композиции, в которой принцип случайности в той или иной степени воздействует на структуру или диспозицию (изложение и развитие) материала произведения в процессе его звукового воплощения, а значит обусловливает изменяемость структуры, нередко самого типа формы, а также звукового облика в целом. Возникновение «звуковых мобилей» было обусловлено также новациями в области музыкальной композиции в целом, в результате которых стало допустимо рождение художественной концепции, драматургии и формы произведения непосредственно в процессе его исполнения, а разные исполнительские версии - рассматриваться как равноправные по отношению к авторскому замыслу, изначально подразумевающему многозначность, полисемантику и множественность конструктивных решений композиции. «большинство музыкальных форм по своей сути всего лишь "короткие истории", которые начинаются, развиваются и оканчиваются». Поэтому каждый экспериментатор вел поиски новых музыкальных форм и находил свои,

индивидуальные. «"Музыка" возникает в результате того, что просто существует в звуках, которые мы слышим, рожденных не из желания выразить себя или свою личность». «Каждый пианист придумывает свой индивидуальный порядок появления структурных единиц, зависящий от последовательного выбора той единицы, которую нужно сыграть, но не как на глаз, а в связи с тем, что он услышал. Десять типов звучания (например, ff в высочайшей октаве, пиццикато в среднем регистре, 11 секунд тишины) в партии одного фортепиано служат подсказками тех единиц, которые должен сыграть другой пианист, и наоборот». Таким образом, индивидуальный материал и неповторимые «правила игры» отличают данную пьесу от произведений других композиторов. Композиция «Изменяя систему» требует от исполнителей еще большей готовности слушать и незамедлительно реагировать на то, что звучит, а также способности принимать решения на ходу. Последовательность действий в данном сочинении зависит от «подсказок извне» - намеренных или случайных звуков и шумов.

Музыка как разветвленная система человеческой деятельности, ее ключевые фигуры: композитор, исполнитель, слушатель.

Бинарность — одно из коренных свойств действительности и отражающего ее мышления, в частности художественного. Бинарность в музыке вообще и в формообразовании в частности. Устойчивые типы двухчастных циклов: прелюдия — фуга, анданте — аллегро. Связи частей по родству и контрасту. Особенности построения хоровых форм: повторенные формы, варьирование и усложнение типовых форм, широкое использование свободных форм, главным образом привнесенных (содержанием и строением поэтического текста). Одночастные и циклические хоровые произведения. Оратория и кантата — общее и различное. Как была сказано выше тяготение — метафорический термин. Многоголосная музыка всегда тянет к себе человека. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуко-высотную организацию музыки — как многоголосной, так и одноголосной. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

REFERENCES

1.ХОЛИКОВ К.Б. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.

2.ХОЛИКОВ К.Б. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ // ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

4.ХОЛИКОВ К.Б. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443

5.ХОЛИКОВ К.Б. (Г. БУХАРА, УЗБЕКИСТАН) ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.

6.ХОЛИКОВ К.Б. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.ХОЛИКОВ К.Б. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

8.ХОЛИКОВ К.Б. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОСПИТАНИИ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

16. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

17. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

18. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

20. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.