Научная статья на тему 'ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ'

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ форма музыки/ полифония/ фуга с двумя темами/ ритмическая подвижность / мотив/ экспозиция/ контраст… / pedagogy / music / form of music / polyphony / fugue with two themes / rhythmic mobility / motive / exposure / contrast ...

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Целью освоения статьи «Музыкально-теоретическая подготовка». Является овладение основными музыковедческими понятиями полифонии, необходимыми в обучении и для практической деятельности будущих учителей музыки; получение знаний о процессе художественно-исторической эволюции полифонического многоголосья; понимание выразительных возможностей приемов полифонического письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIELD OF APPLICATION DOUBLE FUGE

The aim of mastering the article "Musical-theoretical training". Mastering the basic musicological concepts of polyphony, necessary in training and for the practical activities of future music teachers; obtaining knowledge about the process of artistic and historical evolution of polyphonic polyphony; understanding the expressive possibilities of polyphonic writing techniques.

Текст научной работы на тему «ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ»

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Целью освоения статьи «Музыкально-теоретическая подготовка». Является овладение основными музыковедческими понятиями полифонии, необходимыми в обучении и для практической деятельности будущих учителей музыки; получение знаний о процессе художественно-исторической эволюции полифонического многоголосья; понимание выразительных возможностей приемов полифонического письма.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ полифония/ фуга с двумя темами/ ритмическая подвижность / мотив/ экспозиция/ контраст...

FIELD OF APPLICATION DOUBLE FUGE

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State University, Bukhara, Republic of Uzbekistan

ABSTRACT

The aim of mastering the article "Musical-theoretical training". Mastering the basic musicological concepts of polyphony, necessary in training and for the practical activities of future music teachers; obtaining knowledge about the process of artistic and historical evolution of polyphonic polyphony; understanding the expressive possibilities of polyphonic writing techniques.

Key words: pedagogy / music / form of music / polyphony / fugue with two themes / rhythmic mobility / motive / exposure / contrast ...

ДВОЙНЫЕ ФУГИ

ФУГА С ДВУМЯ ТЕМАМИ НАЗЫВАЕТСЯ ДВОЙНОЙ. НЕЗАВИСИМО ОТ ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЕИХ ТЕМ ФУГИ, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИГОДНЫ К СОВМЕСТНОМУ ОДНОВРЕМЕННОМУ ЗВУЧАНИЮ.

Поэтому соединение тем обычно сочиняется заранее. Темы должны не только образовать музыкально приемлемое звучание, но и быть пригодными к перемещению в двойном контрапункте (или другом виде сложного

контрапункта). Это необходимо как для большего выявления контраста тем путем перестановок, так и для свободы размещения тем в голосах фуги.

Естественно, что чаще всего применяется двойной контрапункт октавы. Для того чтобы образовать правильное соединение, темы сочиняются не только в одной тональности, но и с одинаковым гармоническим планом. В то же время, по ряду признаков, темы контрастируют:

1) Степень ритмической подвижности их часто различна или, по крайней мере, они ритмически дополняют друг друга.

2) Степень индивидуализация тем различна. Однако темы, даже основанные на общих формах движения, все же имеют более законченный облик, чем большинство удержанных против -о- сложений в простых фугах. Впрочем, если темы излагаются вместе уже в начале фуги, одна из них часто мало отличается по характеру от против-о-сложения:

Танеев, «По прочтении псалма» Фуга фа- минор Хор.

Довольно обычно противопоставление секвенция движения (в духе общих форм движения) не секвенция строению другой темы. Нередко встречается контраст повторности звуков в одной теме и смены их в другой.

3) Для большей раздельности тем, при восприятии на слух, начинаются они почти всегда не одновременно; кончаются темы, как правило, вместе, образуя общую каденцию. Строение двойной фуги может быть двояким. В связи с этим различаются следующие виды таких фуг:

1) Двойные фуги с совместной экспозицией тем. В них две темы вступают с самого начала фуги в двух голосах; затем следуют также вместе звучащие ответы на обе темы в доминанте, затем обе темы и т. д. Одним словом, начало такой фуги - двойная имитация. Экспонирование заканчивается тогда, когда каждая из тем будет проведена во всех голосах фуги. Таким образом,

ЭКСПОЗИЦИЯ ДВОЙНОЙ ФУГИ ПОДОБНА ОДНО ТЕМНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В ОТНОШЕНИИ ТОНИКО-ДОМИНАНТОВОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЙ И ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НЕЕ СПЛОШНЫМ ПРОВЕДЕНИЕМ ДВУХ ТЕМ ВМЕСТО

ОДНОЙ.

Соответственно и план всей двойной фуги совпадает с планом простой фуги, с тем же отличием, в виде совместного проведения каждый раз двух тем вместо одной. Благодаря этому, никакого удлинения формы вторая тема не вносит, и

двойная фуга данного вида также- состоит из трех частей - экспозиции, средней части и репризы. Что касается стретто, то они опять-таки возможны сразу на две темы. Если такая комбинация невозможна или нежелательна, то иногда вводятся стретто на одну из тем или на обе, но по отдельности.

2) Двойные фуги с раздельной экспозицией. В них, как показывает само название, каждой теме посвящается отдельная экспозиция. Кроме обязательного экспозиционного проведения темы во всех голосах, может последовать произвольное количество дополнительных проведений, вроде контр, экспозиции и даже средней части, и репризы. Благодаря этому, часть, посвященная показу одной темы, может превратиться в нечто очень похожее на самостоятельную небольшую фугу.

Образовавшаяся таким образом первая часть фуги обыкновенно заканчивается полным или половинным кадансом (его может и не быть), после чего начинается изложение второй темы. Ее экспозиция начинается опять одноголосно, с постепенным вступлением остальных голосов. Но уже первое появление новой темы, в отличие от типичного начала фуг, может сопровождаться одним или несколькими свободными контрапунктирующими голосами. Экспозиция второй темы часто бывает свободнее, чем первой, как в отношении числа проведений, так даже и интервала имитации. Вся вторая часть фуги, посвященная изложению второй темы, нередко бывает относительно короткой. Она, как и первая часть, может завершиться кадансом той или иной разновидности или перейти непрерывно в третью часть.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ НАЧИНАЕТСЯ КОНТРАПУНКТИЧЕСКИМ СОЕДИНЕНИЕМ ТЕМ, ИЗЛОЖЕННЫХ ПОРОЗНЬ В ДВУХ ПРЕДЫДУЩИХ ЧАСТЯХ, А В ЭТОЙ ЧАСТИ ПРОВОДИМЫХ В СОВМЕСТНОМ ЗВУЧАНИИ.

О строении третьей части трудно сказать еще что-либо определенное в общих чертах, кроме того, что начинается она преимущественно в главной тональности и, во всяком случае, в ней заканчивается, так как завершает собою всю форму. Внутреннее тональное строение бывает очень различным, от безраздельного господства главной тональности до ряда отклонений от нее.

Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

REFERENCES

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

4. Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

5. Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

6. Холиков К.Б. «Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7. Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

8. Холиков К.Б. «Важнейшие общие основы музыкальной формы» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9. Холиков К. Б. Членораздельность формы. цезура, ее признаки. главные элементы музыки, их формообразующее действие. мелодия. тема. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10. Холиков К. Б. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

11. Холиков К. Б. Область применения фугированных форм. тройные и четверные фуги. фугетта и фугато. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2

1 2021 ISSN: 2181-1601

12. Шамшод Аскар угли Лутфуллаев «Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME

2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.