НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ
СОЛЬФЕДЖИО
Комил Буронович Холиков
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения. В статье предназначается о методических трудностях при написании общего решения диктанта и о том, как решит эти вопросы. Предмет сольфеджио прежде всего это подготовка певцов к правильному пению не только в ансамбле, но и в хоре. Разумеется, не всякий коллектив можно назвать хором. Бывают вокальные ансамбли, состоящие из нескольких, иногда более десяти, человек. Предмет сольфеджио продолжение или как можно сказать часть теории. Статья предназначается для общего решения методических трудностей по предмету сольфеджио.
Ключевые слова: сольфеджио/ чтение с листа/ теория/ правило писания ноты/ партитура/ партия/ вокализ/ вокал/ вокалист.
SOME METHODOLOGICAL DIFFICULTIES ARISING WHEN WRITING A GENERAL DICTANT DECISION ON THE SUBJECT OF SOLFEGGIO
Komil Buronovich Kholikov
Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State
University
ABSTRACT
A singing group performing vocal works. The article is intended about the methodological difficulties in writing a general solution to the dictation and how to solve these issues. The subject of solfeggio is, first of all, the preparation of singers for correct singing not only in an ensemble, but also in a choir. Of course, not every collective can be called a chorus. There are vocal ensembles consisting of several, sometimes more than ten, people. The subject of solfeggio is a continuation or, as you can say, part of the theory. The article is intended for the general solution of methodological difficulties in the subject of solfeggio.
Keywords: solfeggio / sight-reading / theory / rule of writing notes / score / part / vocalization / vocals / vocalist.
Сольфеджио — многозначный музыкальный термин, означающий: учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование, музыкальный диктант, анализ на слух; сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух.
Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио - это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио - это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях. Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений - этим как раз и занимаются на сольфеджио. Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть - это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе - на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть - это пение специальных упражнений и номеров - отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий. Обучение начинается читать и писать ноты - без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты - это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.
Уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику. При этом параллельно начинается, собственно, сольфеджирование - практическая часть -пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. По прохождения курса сольфеджио человек сможет читать ноты как книги - ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку. Упражнения, которые развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные). Диктант является одной из самых сложных и значимых форм работы в курсе сольфеджио на все ступенях музыкального обучения. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В
работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Это своеобразный итог всего процесса обучения, ведь именно в диктанте учащийся должен показать с одной стороны, уровень развития музыкальной памяти, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой определённые теоретические знания, помогающие ему грамотно записать услышанное. Поэтому не следует торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. В данной методической работе рассмотрены роль и значение различных сторон музыкального слуха в записи диктанта, такие, как: мелодический слух, чувство метроритма, ощущение формы, развитие внутреннего слуха. Приведены формы и виды диктанта. Наглядно представлены разнообразные формы и методы записи диктанта. Работа может быть полезна для студентов музыкальных училищ, преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. Цель данной работы: показать важность и значимость музыкального диктанта на уроке сольфеджио для воспитания и развития музыкально грамотной личности. Цель музыкального диктанта: воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в чёткие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи. Задачи: проанализировать имеющуюся методическую литературу по данной проблеме, выявить важную роль различных видов музыкального диктанта в развитии музыкальных и творческих способностей учащихся, показать поэтапно правильную организацию записи диктанта, научить слышимое сделать видимым. Музыкальное искусство является могучим средством воспитания подрастающего поколения. Для практики нашего искусства необходимо знание сольфеджио. Сольфеджио ставит перед собой задачу развития слуха учащихся и осознанного восприятия музыки, задачу освоения её теоретических основ, развития музыкальной памяти и внутреннего слуха, а также вырабатывает навык читать и записывать музыку. Сольфеджио, это «могущественное средство к развитию слуха». Музыкальный слух это не только слышание музыкальных звуков, высотности. Слух музыканта -профессионала это осознанное запоминание музыкального материала, это и слуховой анализ, и творческое воссоздание замысла композитора через звучание своего инструмента; это, наконец, донесение до слушателя своих мыслей. Поэтому развитие слуха есть неотъемлемая часть общего музыкального развития, которое обеспечивается практической музыкальной деятельностью. Занятия по сольфеджио, фиксируя внимание учащихся именно на слуховом восприятии музыки, дополняют и углубляют процесс музыкального развития. К этому добавляются и специальные навыки, которые вырабатываются именно на занятиях по сольфеджио: это, прежде всего, сольфеджирование (то есть пение по нотам) и диктант. В практической
музыкальной деятельности учащихся музыкальный диктант, то есть умение записать то, что слышишь, используется значительно меньше, а потому всегда является наиболее трудно усваиваемой частью работы по сольфеджио. Диктант позволяет осуществлять формирование слуха на основе закономерностей строения музыкального произведения.
В диктанте имеет место целостное слушание материала, в восприятии которого учащиеся должны проявить свои возможности логического осознания музыки, профессиональной её оценки, чувство стиля, а также умение зафиксировать слышимое в нотной записи. Профессиональный, музыкальный слух, это конгломерат многих способностей. Действительно, деятельность музыканта основывается на взаимодействии очень тонких координаций слуховых, тактильных и двигательных ощущений, а также на ощущениях пространства и времени. Главным же для музыканта, несомненно, являются слуховые ощущения, которые имеют много разновидностей специальных слуховых навыков. К ним относятся следующие виды слуха: звуко-высотный, гармонический, темброво-динамический, внутренний, мелодический, полифонический, фактурный. Все эти способности связаны в единое целое и воспитание слуха в целом складывается из развития каждого его компонентов. Одни педагоги уделяют большое внимание ладо - интонационным, и гармоническим аспектам, другие сосредотачивают внимание больше на метроритмических компонентах. Но при этом все понимают и осознают, что эти стороны должны осваиваться комплексно, ибо в музыке порознь не живут. Опора на знания специфики различных сторон слуха поможет определить индивидуальные недостатки учащихся, что даст возможность акцентировать на них внимание и подскажет способы преодоления этих недостатков слуха. Ниже подробно остановлюсь на тех сторонах музыкального слуха, которые играют наиболее важную роль в одноголосном диктанте. К ним относятся: мелодический слух, чувство метроритма, ощущение формы и внутренний слух. Одноголосный диктант представляет собой неизвестную ученикам мелодию, поэтому мелодический слух играет исключительную роль в его записи. В диктанте мелодический слух позволяет узнавать мелодию, выяснять её правильность в сравнении с уже сделанной записью. Мелодический слух включает в себя два аспекта интервальный и ладовый, при этом основным является ладовое чувство. Однако, эти два компонента невозможно развить без опоры на звуко-высотный слух. В мелодическом слухе последний проявляется как способность определять направление движения мелодии. «Методике преподавания музыкального диктанта» называет это «линеарностью». Учащийся должен уметь представлять тип движения звуков мелодии: вверх, вниз, на одном месте, движение скачком или поступенное, затем отмечать верхние и нижние границы мелодии, определять звуко-высотное место кульминации. Чувство
линеарности необходимо формировать на начальном этапе обучения диктанту при записи простых мелодий. Осознав линию мелодии, учащиеся научатся различать плавное, поступенное движение и скачки в диатонической мелодии. Они не будут лишний раз проверять каждый интервал в поступенных ходах мелодии, теряя перспективу целого или наоборот, принимать движение по звукам трезвучия за поступенное. Поэтому работу над диктантом следует начинать с формирования ощущения линеарности мелодии и уже затем связывать с понятием лада и интервал. Следующий этап развития мелодического слуха формирование чувства лада. В диктанте ладовый анализ целесообразнее начать с определения ступеней в начале и в конце каждой фразы. Затем можно сверять ряд звуков в каком-нибудь построении с ладовой настройкой или между собой, начало нового построения следует записывать, исходя из общей ладовой настройки.
В более сложных мелодиях с альтерацией и хроматизмами необходимо уметь выделять другие звуки или целые обороты. Таким образом, записывая диктант с опорой на ладовое чувство, учащийся может вести запись не «нота за нотой», а по фразам, иногда по отдельным наиболее ярким оборотам, определяя начальные звуки фразы по ладовой окраске. Для этого необходимо помнить звучание тоники, устойчивых звуков и постоянно сравнивать с ними «неясные звуки» мелодии. Другим аспектом мелодического слуха является интервалика. Благодаря ей, возможно определение не только направления движения мелодии, но и расстояния между звуками внутри этого движения. Значение осознания интервалов при записи диктанта бесспорно очень велико, но оно должно быть не началом, не основой методики, а итогом осознания структурных, ладовых и линеарных особенностей мелодии. Контроль интервалов при записи диктанта нужно использовать не постоянно. Ориентация на интервал возможна в следующих случаях: при больших, широких скачках мелодии, когда при скачке не ясно ладовое значение верхнего звука, или когда нужно уточнить величину скачка; при проверке скрытого «двух - голосия»; при записи мелодии с отклонениями и модуляциями, так как запись звуков в момент сдвига, перехода в новую тональность требует точного определения именно интервала. Также необходимо учитывать ряд особенностей восприятия интервалов при записи диктанта: 1) широкие интервалы воспринимаются точнее и запоминаются быстрее, чем узкие, так как разница звучания каждого из звуков больше, ярче и поэтому легче воспринимается; 2) в интервалах узких эта разница очень невелика и требует тонкого слуха для её ощущения. Осознание величины интервала при записи диктанта очень важно и обязательно, но лишь в качестве уточнения проверки ладового и линеарного восприятия мелодии. В дальнейшем развитие мелодического слуха у учащихся должно подвести к такому этапу, когда звуки мелодии диктанта будут 7.
I-1
восприниматься как единая мелодическая линия и группироваться в восприятии в определённые «интонационно-мелодические ячейки». То есть учащиеся должны владеть приёмом обобщения группы звуков, умением понять и осознать группу звуков, не как сумму интервалов, а как единую интонацию. В целях быстроты и наглядности фиксации диктанта можно применять ряд условных обозначений интонационных оборотов: А также: репетиция повторение одного звука; вспомогательные обороты с секундовой интонацией, опевания в различном направлении, секвенция перемещение мотива, интервал или аккорд с заполнением. В результате развития мелодического слуха у учащихся должен сложиться определённый словарь мелодико-интонационных оборотов, умение вычленять их из мелодии. Именно этот навык с опорой на ладовое чувство позволяет учащимся средних и старших классов правильно записать мелодию диктанта за требуемые десять проигрываний в течение минут.
Мелодический слух даёт возможность зафиксировать звуко-высотную линию мелодии, чувство ритма её временную сторону. Только при наличии этих двух элементов возможна полная запись мелодии. Как известно, музыкальный ритм сводится к трём ощущениям: темпа, метра, ритмического рисунка. Чувство темпа помогает почувствовать равномерную пульсацию сильных и слабых долей. Пульс даёт возможность правильно выявить размер длительности звуков. Так как изучение метроритма осуществляется в основном на четвертных размерах (2/4, 3/4, 4/4), то изначально следует воспитывать ощущение пульсации четвертями. Для этого большинство педагогов вызывает в воображении детей ассоциации этих длительностей с шагами или биением сердца. После определения пульса уточняется размер. В пульсе ищется сильная доля и считается количество долей в такте. Так определяется двух- или трёхдольная основа размера. После точного выяснения размера можно прибегать к дирижированию, которое в дальнейшем должно сопровождать весь процесс записи диктанта. При фиксации длительности звуков желательно основываться на эмоциональной выразительности каждой ритмической фигуры: движение четвертей можно связать с ровными шагами, восьмые с бегом, четверть с точкой с подскоками. Выразительный образ основных ритмических фигур должен быть знаком учащимся. Так, прослушав мелодию, ребята должны словами рассказать о её ритме, например: «плавные ходы четвертями» или «ровное движение триолями», «синкопированный ритм», «маршеобразный». Следующий этап правильное ощущение ритмически опорных звуков мелодии. На раннем этапе это сильные доли такта. Здесь необходим навык по слуху ставить перед сильной долей тактовую черту. Вначале определение опорных звуков осуществляется с помощью дирижирования мелодии. В дальнейшем, с приобретением опыта, учащиеся не будут прибегать к дирижированию, так как будут ощущать уже внутреннюю пульсацию и сильную
долю. Навык определять звуки, начинающие группу каждой доли, особенно важен при записи мелодии с большим количеством мелких длительностей разной протяжённости, например:
После определения опорных звуков выясняются ритмические группы в такте, и их запись в дальнейшем может быть сделана чисто «арифметически», по числу нот в группе, по их соотношению Ощущение формы. Рассматривая методику записи диктанта, нужно отметить, что общее воспринимается и запоминается быстрее и легче, нежели частное. Изначально мелодию диктанта учащийся должен запомнить и осознать, как логически чёткую мысль, а не как сумму различных звуков. Этому способствует предварительный анализ формы диктанта. Как правило, в ДМШ диктанты пишутся в форме периода, поэтому понятие о периоде нужно дать ученикам как можно раньше. Форма включает различные способы строения и развития музыкального материала: точная или варьированная повторность, границы фраз, наличие каденций, кульминаций, мотивов, секвенций. Осознание процесса формы требует от слуха способности расчленять. «Дети должны знать, слышать все способы развития музыкального материала, чтобы понимать музыкальный язык как свой родной, тогда они и диктанты будут писать легко и свободно, двигаясь от общего к частному». С композиционной стороны форма периода может быть: квадратная, неквадратная, единого, повторного или не повторного строения, одно-тональная или модулирующая. Таким образом, под чувством формы нужно понимать способность охватывать мелодию целиком, а также слышать её по частям. Чувство формы позволяет учащимся записывать различные части мелодии в конкретном месте их звучания, а не писать все звуки подряд. Это значительно ускоряет процесс записи диктанта. Вслушиваясь в мелодию до того, как приступить к записи, нужно направить внимание детей на определение количества фраз в мелодии, предложить сравнить фразы между собой. В целях лучшего ощущения формы возможно введение в практику буквенного обозначения фраз: АВА 1 В 1. Эти обозначения целесообразно ставить над станом после первого или второго прослушивания, ибо после разбора структуры, сделанного перед записью в дальнейшей работе, дети часто забывают о форме в целом. Запись диктанта с опорой на чувство формы развивает наблюдательность, а это позволяет увеличивать масштабы диктантов, доведя их до размеров двух- или трёхчастных форм Внутренний слух. Внутренний слух является одним из важнейших компонентов музыкального слуха. «Внутренний слух, это способность представлять музыку без помощи восприятия внешних звучаний, способность к мысленным представлениям тонов и их соотношений без помощи инструмента или голоса». На основе этого они делают запись, а также проверяют уже записанное.
I-1
REFERENCES
1.ХОЛИКОВ К.Б. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.
2.ХОЛИКОВ К.Б. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ // ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
4.ХОЛИКОВ К.Б. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443
5.ХОЛИКОВ К.Б. (Г. БУХАРА, УЗБЕКИСТАН) ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.
6.ХОЛИКОВ К.Б. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
7.ХОЛИКОВ К.Б. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
8.ХОЛИКОВ К.Б. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601
9.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
10.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
11.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
12. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОСПИТАНИИ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
13. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
14. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
15. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
16. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
17. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
18. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
19. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
20. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА
ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601