Научная статья на тему 'ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО'

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ форма музыки/ полифония/ фуга/ мелодия/ мотив/ фугато/ вариация… / pedagogy / music / form of music / polyphony / fugue / melody / motive / fugato / variation ...

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Данная статья о музыкальной форме вид, образ, красота, очертания, внешность, красота) многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Термин имеет три значения: 1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.). Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени); 2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы), 3) учебная дисциплина, занятая изучением формы (в первом значении). Фуга «бег», «бежать», «убегать») — композиционная техника. Тройная фуга имеет три темы, четверная — четыре темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIELD OF APPLICATION OF FILLED FORMS. TRIPLE AND FOURFUL FUGE. FUGETTA AND FUGATO

This article on musical form appearance, image, beauty, shape, appearance, beauty) is a polysemantic musical term describing the structure of a musical work. The term has three meanings: 1) type of composition (sonata form, variations, rondo, bar, etc.). The form-type is determined by examining the musical structure in statics and dynamics (implementation of the scheme in music, "unfolding" of the scheme in time); 2) the embodiment of musical content, which is understood as the integral organization of a musical artifact (play), 3) an academic discipline engaged in the study of the form (in the first meaning). Fugue "run", "run", "run away") compositional technique. The triple fugue has three themes, and the quadruple fugue has four themes.

Текст научной работы на тему «ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО»

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Данная статья о музыкальной форме - вид, образ, красота, очертания, внешность, красота) - многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Термин имеет три значения:

1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.). Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени);

2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы),

3) учебная дисциплина, занятая изучением формы (в первом значении).

Фуга - «бег», «бежать», «убегать») — композиционная техника. Тройная фуга имеет три темы, четверная — четыре темы.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ полифония/ фуга/ мелодия/ мотив/ фугато/ вариация...

FIELD OF APPLICATION OF FILLED FORMS. TRIPLE AND FOURFUL

FUGE. FUGETTA AND FUGATO

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State University, Bukhara, Republic of Uzbekistan

ABSTRACT

This article on musical form - appearance, image, beauty, shape, appearance, beauty) is a polysemantic musical term describing the structure of a musical work. The term has three meanings:

1) type of composition (sonata form, variations, rondo, bar, etc.). The form-type is determined by examining the musical structure in statics and dynamics (implementation of the scheme in music, "unfolding" of the scheme in time);

2) the embodiment of musical content, which is understood as the integral organization of a musical artifact (play),

3) an academic discipline engaged in the study of the form (in the first meaning).

Fugue - "run", "run", "run away") - compositional technique. The triple fugue has three themes, and the quadruple fugue has four themes.

Key words: pedagogy / music / form of music / polyphony / fugue / melody / motive / fugato / variation ...

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ.

Фуга или фугетта может быть совершенно самостоятельным, отдельным произведением. Но, по-видимому, общая внутренняя однородность фуги породила включение ее в цикл, допускающий ту или иную степень контраста. Наиболее типичен двухчастный цикл, состоящий из:

1) прелюдии, токкаты или фантазии и 2) фуги. ^ --_ —-- , — , ~—-^^

ФУГА(БЕГ) - МНОГОГОЛОСНОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В КОТОРОМ ГЛАВНАЯ ТЕМА ПРОХОДИТ В РАЗНЫХ ГОЛОСАХ. ЧАЩЕ ФУГА ИСПОЛНЯЕТСЯ В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПЬЕСАМИ -ПРЕЛЮДИЕЙ, ТОККАТОЙ, ФАНТАЗИЕЙ.

Не редкость введение фуги в циклические камерные произведения (например, как части трио-сонаты, квартета, сонаты). Встречается фуга и в качестве вариации.

Кроме того, фуга издавна стала традиционной принадлежностью ораториальной или собственно церковной музыки, в которой она встречается в разных частях на разные тексты. Существуют хоральные фуги, применяющиеся прелюдия к пению хорала. В оперной музыке целая фуга - относительная редкость. Фугато встречается часто в роли полифонического эпизода различных форм как вокальной, так и инструментальной музыки.

* f

В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА СТАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ. В ЭТО ВРЕМЯ ПОЯВИЛСЯ РЯД ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПЬЕС, ВАРИАЦИЙ, ПРЕЛЮДИЙ, ФАНТАЗИЙ, РОНДО, ТОККАТ. СРЕДИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОСОБЫЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ПОЛЬЗУЮТСЯ ОРГАН, КЛАВЕСИН, ВИОЛА, РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ФЛЕЙТ, А В КОНЦЕ 16 В. - СКРИПКА.

N

ЗАВЕРШАЕТСЯ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ:

СОЛЬНОЙ ПЕСНИ, ОРАТОРИИ И ОПЕРЫ. ЕСЛИ РАНЬШЕ ЦЕНТРОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЫЛ ХРАМ, ТО С ЭТОГО ВРЕМЕНИ МУЗЫКА ЗВУЧАЛА В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ. ВО ФЛОРЕНЦИИ В КОНЦЕ 16 В. СТАЛИ СОБИРАТЬСЯ ТАЛАНТЛИВЫЕ ПОЭТЫ, АКТЁРЫ, УЧЁНЫЕ И

МУЗЫКАНТЫ. ВОЗОБНОВЛЯЯ ПОСТАНОВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ДРАМАТУРГОВ, ОНИ СТАЛИ СОЧИНЯТЬ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ, ПО ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, ХАРАКТЕРУ АНТИЧНОЙ ДРАМЫ.

____Ш

В одних случаях фугато несет функцию основного (первоначального или репризного) изложения темы. В других случаях- фугато - вариация. Кроме того, фугато может иметь и значение срединного или разработочного момента.

ПРЕЛЮДИЯ - ЭТО МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ, КАК ПРАВИЛО, ПИШЕТСЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ОТЛИЧАЕТСЯ НЕБОЛЬШИМ ОБЪЁМОМ И НЕ ИМЕЕТ УСТАНОВЛЕННОЙ

ФОРМЫ.

Токката — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ТОККАТ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ТЕХНИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ПОСТОЯННО ПРОВОДЯТСЯ В ПЬЕСЫ ТО В ЛЕВОЙ, ТО В ПРАВОЙ РУКЕ. ТОККАТА -СВОБОДНЫЙ ВИРТУОЗНЫЙ ЖАНР, ГДЕ ЧЕРЕДУЮТСЯ ЭПИЗОДЫ С ТЕХНИКОЙ ПАССАЖНОГО СКЛАДА, С ФУГА - ОБРАЗНЫМИ ИМИТАЦИОННЫМИ ПОСТРОЕНИЕМ, С ГАРМОНИЧЕСКОЙ ПОЛНОТОЙ. СОЧЕТАНИЕ КОНТРАСТНЫХ ПО ХАРАКТЕРУ И ТИПУ ИЗЛОЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ- ПРИЗНАК

ФАНТАЗИЯ В МУЗЫКЕ - ЭТО МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ОТСТУПАЮЩАЯ В СВОЕМ ПОСТРОЕНИИ ОТ УСТАНОВИВШИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ РОНДО И СОНАТНОЙ. ФОРМА СВОБОДНАЯ И НАХОДИТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖЕЛАНИЯ КОМПОЗИТОРА.

ТРОЙНЫЕ и четверные фуги.

ТРОЙНЫМИ И ЧЕТВЕРНЫМИ НАЗЫВАЮТСЯ ФУГ И НА ТРИ И ЧЕТЫРЕ ТЕМЫ. ТЕМЫ ТАКИХ ФУГ СООТВЕТСТВЕННО СОЧИНЯЮТСЯ В ТРОЙНОМ ИЛИ ЧЕТВЕРНОМ КОНТРАПУНКТЕ ОКТАВЫ.

В литературе тройные и особенно четверные фуги встречаются довольно редко, видимо, не только из-за своеобразных композиционных трудностей, но, главным образом, и потому, что увеличение количества одновременно звучащих тем сильно затрудняет их восприятие на слух.

К ПОСТРОЕНИЮ ТРОЙНЫХ И ЧЕТВЕРНЫХ ФУГ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЛОЖЕН ПРИНЦИП СОВМЕСТНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ВЕДЕНИЯ ТЕМ. ЭТОТ МЕТОД, ХОТЯ НЕСКОЛЬКО И ПРЕПЯТСТВУЕТ РАЗЛИЧИМОСТИ ТЕМ НА СЛУХ, НО ЗАТО ПОЗВОЛЯЕТ ОГРАНИЧИТЬ ДЛИНУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК И В ДВОЙНЫХ ФУГАХ ЭТОГО СТРОЕНИИ, РАЗМЕРАМИ ПРОСТОЙ ФУГИ.

В «хорошо темперированному клавире» таких фуг нет, и лишь прелюдия I, 19 представляет собой короткую тройную фугу с совместной экспозицией трех тем. В случае раздельного экспонирования всех трех или четырех тем, форма легко разрастается и, несмотря на заманчивость постепенного усвоения слушателем всех тем порознь, прежде чем они зазвучат в контрапунктическом соединении, фуги этого вида очень редки. Замечательным примером служит тройная фуга F-мажор из кантаты Танеева «По прочтении псалма», грандиозная и по замыслу, и по протяжению Образцом краткой формы этого рода служит фуга Баха II, 14 Подобно изложению второй темы двойных фуг, для многотемных фуг типична свобода в количестве и тональном плане проведений вторых, третьих и четвертых тем. Одним словом, в многотемных фугах сплошь и рядом бывают различные отступления от возможной простейшей схемы, редко встречаемой в чистом виде.

ФУГЕТТА И ФУГАТО.

Термин «фугетта» (маленькая фуга) можно считать довольно неопределенным. В одних случаях так называют действительно маленькую фугу, в других - фугу менее серьезного характера. Общая черта фугетт (кроме некоторых хоральных прелюдий, названных фугеттами) - полная самостоятельность и замкнутость формы, благодаря чему каждая фугетта -отдельная пьеса.

Хотя, в принципе, вполне допустимы различные. Интервалы вступления голосов, но большей частью проведения темы делаются по образцу экспозиции фуги, в тонико-доминантовом отношении. Начало фугато с одноголосия обычно ясно отделяет его от предшествующей музыки, если она находится внутри формы. Конец фугато, что особенно характерно, не отграничен, а непосредственно

ФУГАТО (ФУГА ОБРАЗНО) НАЗЫВАЕТСЯ ПОСТЕПЕННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ ГОЛОСОВ С ТЕМОЙ, КАК В ЭКСПОЗИЦИИ ФУГИ, ИНОГДА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПРОВЕДЕНИЯМИ, НО БЕЗ СИСТЕМАТИЧЕСКИ РАЗРАБОТАННЫХ СРЕДНЕЙ И РЕПРИЗНОЙ ЧАСТЕЙ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ФУГЕТТЫ, ФУГАТО, КАК ПРАВИЛО, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ, А ЛИШЬ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЧАСТЬЮ БОЛЕЕ КРУПНОГО ЦЕЛОГО.

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Мелодия — единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

REFERENCES

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

4. Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

5. Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

6. Холиков К.Б. «Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7. Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

8. Холиков К.Б. «Важнейшие общие основы музыкальной формы» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9. Холиков К. Б. Членораздельность формы. цезура, ее признаки. главные элементы музыки, их формообразующее действие. мелодия. тема. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10. Холиков К. Б. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11. Холиков К. Б. Область применения фугированных форм. тройные и четверные фуги. фугетта и фугато. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев «Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.