Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОБУЧЕНИЕ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ хор/ коллектив/ звук/ мелодия/ мотив/ многоголосие. / pedagogy / music / choir / collective / sound / melody / motive / polyphony.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Данная статья о требования и развития младшего и старшего хора основные задачи и вокально-хоровые навыки младшего хора основные задачи и вокально-хоровые навыки старшего хора. Хоровое исполнительство один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровое пение» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING CHOIR STING WITHIN CIRCULAR ACTIVITIES

This article is about the requirements and development of the junior and senior choir The main tasks and vocal-choral skills of the junior choir are the main tasks and vocal-choral skills of the senior choir. Choral performance is one of the most difficult and significant types of musical activity, the academic subject "Choral Singing" is a compulsory subject, occupies a special place in the development of a musician. At the children's art school, where students combine choral singing with teaching to play one of the musical instruments, the choir class serves as one of the most important factors in the development of hearing, musicality of children, helps to form intonation skills necessary for mastering the performing arts on any musical instrument.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

ОБУЧЕНИЕ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Данная статья о требования и развития младшего и старшего хора - основные задачи и вокально-хоровые навыки младшего хора - основные задачи и вокально-хоровые навыки старшего хора. Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровое пение» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ хор/ коллектив/ звук/ мелодия/ мотив/ многоголосие.

LEARNING CHOIR STING WITHIN CIRCULAR ACTIVITIES

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

This article is about the requirements and development of the junior and senior choir - The main tasks and vocal-choral skills of the junior choir are the main tasks and vocal-choral skills of the senior choir. Choral performance is one of the most difficult and significant types of musical activity, the academic subject "Choral Singing" is a compulsory subject, occupies a special place in the development of a musician. At the children's art school, where students combine choral singing with teaching to play one of the musical instruments, the choir class serves as one of the most important factors in the development of hearing, musicality of children, helps to form intonation skills necessary for mastering the performing arts on any musical instrument.

Key words: pedagogy / music / choir / collective / sound / melody / motive / polyphony.

Целью создания кружковой деятельности в музыкальной школе является предоставление возможности учащимся реализовать свои творческие силы в различных жанрах.

Хоровая музыка - музыка, исполняемая хором или предназначенная для хорового исполнения. Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительный роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности Хоровая музыка огромны. В истории человечества бывали периоды, когда Хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Самые древние виды хоров интонирования, вероятно, были вне-мелодийными. Существует несколько гипотез о зарождении хор. мелодическая пения, в которых главным является вопрос о первичности одноголосия или многоголосия. Согласно традиционной точке зрения одноголосный хоровое искусство было простейшим и первичным, а многоголосное - вторичным. В 1960-70-е гг. сов. музыковеды выдвинули иной взгляд, согласно к-рому хор. унисон рассматривается как значит. достижение развитого муз. мышления, как производное от многоголосия. Процесс формирования нац. обычаев, многих особенностей языка и утверждения коллективного самосознания протекал в тесной связи с синкретическим искусством, важнейшим элементом которого было хор. пение. Хоровая музыка различие народов отразила существующими аспекты их жизни (географические, этнические, экономические, социальные, религиозные и др.). Пути развития хор. искусства народов мира отличаются друг от друга, при этом языковая специфика становилась подчас определяющим фактором. Обычно хор. культуры различных народов разделяют на одноголосные и многоголосные.

Учебный предмет «Хоровое пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие учащегося. Обучающиеся по общеразвивающим программам могут заниматься в группах по хору с обучающимися по другим программам, участвовать в праздничных концертах, конкурсах. Форма проведения учебных аудиторных занятий -мелкогрупповая (от 4- 11 человек).

Целью учебного предмета является содействие развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал, научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.

Задачами предмета «Хоровое пение» являются:

Образовательные: ■ Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; ■ Освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; ■ Освоение знаний о воздействии музыки на человека; ■ Приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; ■ Освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Развивающие:

■ Развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;

■ Развивать творческую активность и творческие способности учащихся;

■ Развивать у детей стремление к творческой деятельности.

Воспитательные:

■ Формировать у детей интерес и любовь к музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

■ Способствовать расширению музыкального кругозора;

■ Формировать навыки общения и культуры поведения.

Развитие мотивации личности учащихся к познанию и творчеству, приобщение учащихся к духовным общечеловеческим ценностям, участие детей в концертах и конкурсах.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); -практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия).

Для реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

■ Концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звуко- техническим оборудованием;

■ Учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» со специальным оборудованием.

Основные задачи и вокально-хоровые навыки хора

1) Перед началом пения приучать детей принимать правильную певческую установку;

2) Освоение навыка одновременного начала пения (вдох - начало фонации);

3) Освоение дыхательных навыков, опираясь на выразительное исполнение фразы;

4) Освоение навыка кантиленного пения;

5) Уметь исполнять музыкальную фразу, одновременно начинать и заканчивать её;

6) Вырабатывать у детей сознательное и критическое отношение к своему пению;

7) Свободно и легко исполнять вокальные упражнения на основе народных попевок и песенок;

8) Свободно владеть артикуляционным аппаратом, непринужденно выговаривая несложные пословицы, скороговорки;

9) Знать необходимые штрихи: легато, стакатто, уметь исполнять.

10) Исполнять ритмическое двух- голосие;

11) Слышать нижний звук из двух звучащих;

12) Исполнять каноном;

13) Уметь вслушиваться в соседний голос;

14) Выразительно исполнять одноголосное произведение. В младшем хоре за год должно быть пройдено 4-6 произведений, как одноголосых, так и двухголосных с сопровождением различных по содержанию и характеру, с диапазоном от «до» первой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Петь легким, светлым, мягким звуком. Развивать свободу артикуляционного аппарата, активизируя работу губ, языка. Особое внимание уделять упражнениям на многоголосие, используя различные виды: подголосное, каноническое, гармоническое. Добиваться унисона, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста. Дети должны понимать дирижерский жест.

Основой репертуара старшего хора является двухголосная музыка. В формировании навыка многоголосного пения особое значение имеет развитие гармонического слуха с помощью специальных упражнений по двух-трехголосным созвучиям: каноны (2-3-хголосные), гармонические последовательности:

1) Продолжать работу по совершенствованию певческих навыков: пение на «цепном дыхании» от широкой кантилены до легкого стаккато.

2) Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.

3) Исполнять двухголосные каноны, уметь оценивать качество своего пения.

4) Петь без сопровождения.

5) Вырабатывать певческое вибрато.

6) Формировать механизм прикрытия звука.

7) Управлять голосовыми регистрами.

8) Владеть навыками многоголосного пения.

9) Выразительно исполнять классическую, народную, современную музыку. Uzbekistan www.scientificprogress.uz Page 718

10) Совершенствовать строй и ансамбль в произведениях различного склада изложения.

11) Сознательно отвечать на все указания дирижера, касающиеся художественно-исполнительского плана произведения. В старшем хоре за год должно быть пройдено 4-6 произведений как с сопровождением, так и без сопровождения, различного склада и фактуры изложения, в котором используются разнообразные средства музыкального языка в диапазоне от «ля-си» малой октавы до «фа-соль» второй октавы. Перед руководителем хора встают задачи концертно-исполнительские. Весь изучаемый в течение учебного года материал (репертуар) реализуется в концертных выступлениях, каждое из которых является результатом, показателем и стимулом в процессе занятий. Каждое выступление нужно проанализировать в совместном обсуждении с детьми, при этом первые свои впечатления о выступлении хора должны высказать дети, а затем общую оценку дает руководитель хора.

Принципы построения урока

Разнообразие задач и способов достижения результатов (частая смена заданий и видов деятельности). Повторение и закрепление навыков предыдущих занятий. Наиболее трудный материал в начале урока. Периодическая смена структуры урока (вместо распевания - беседа о композиторе, или прослушивание нового).

Направление деятельности кружка-студии может быть выбрано не только по причине личных предпочтений ее организатора, но и в силу понимания того, что в большинстве случаев школьники не имеют возможности заниматься музыкой различных жанров: высокие цены на занятия в коммерческих музыкальных центрах и студиях, отсутствие расположенных близко учебных заведений с эстрадным отделением, большой конкурс и высокие требования к поступающим, отсутствие подходящей программы обучения, невозможность приобретения музыкальных инструментов или проведения занятий в домашних условиях, предвзятое отношение к эстрадному творчеству. В последнее время дополнительное образование в музыкальной школе всеми силами пытаются поставить на коммерческие рельсы, но даже в этом случае музыкальная студия в школе будет наиболее доступным для большинства учащихся вариантом.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

4.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

5.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

6.Холиков К.Б. «Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

8.Холиков К.Б. «Важнейшие общие основы музыкальной формы» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.Холиков К. Б. Членораздельность формы. цезура, ее признаки. главные элементы музыки, их формообразующее действие. мелодия. тема. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.Холиков К. Б. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

11.Холиков К. Б. Область применения фугированных форм. тройные и четверные фуги. фугетта и фугато. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. Шамшод Аскар угли Лутфуллаев «Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. Область применения фугированных форм. тройные и четверные фуги. фугетта и фугато. scientific progress volume 2 I issue 2 I 2021 issn: 2181-1601

14. Область применения двойные фуги. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллелно-двигающегося голоса SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

16. Некоторые задачи, сводимые к вокалным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

17. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности -при вокальной музыки SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

18. Краткая характеристика хорового коллектива SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.