Научная статья на тему 'ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / ИЗУЧАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ / КРИТЕРИЙ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА / БАЛЛ / ОПРОС / STUDENTS-BACHELORS / SUBJECTS STUDIED / RECOMMENDATIONS / CRITERION OF SCIENTIFIC INTEREST / SCORE / SURVEY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мосина М.О.

В статье представлены полученные и математически обработанные результаты экспериментального исследования заинтересованности студентов-бакалавров первого курса двух направлений (кафедры психологии и кафедры психологии и педагогики девиантного поведения) группам изучаемых дисциплин, рекомендации по формированию научного интереса к изучаемым предметам у студентов первых курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мосина М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY STYLE IN EARLY YOUTH

The article presents the results of the experimental study of the interest of bachelor students of the first year of two directions (the Department of Psychology and the Department of Psychology and the Pedagogy of Deviant Behavior), the results obtained and mathematically processed, to the groups of disciplines studied, and recommendations for the formation of scientific interest in the subjects studied in first-year students.

Текст научной работы на тему «ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. № 4 (190). С. 253- 258.

8. Осенняя А.В., Будагов И.В., Денисенко В.В., Желтко Ч.Н., Кононенко В.Н., Кравченко Э.В., Пинчук А.П., Хахук Б.А. Мониторинг земель объектов недвижимости на примере муниципальных образований Краснодарского края. Отчет о НИР (Министерство образования и науки РФ). 2015. 33 с.

УДК 159.9:316.37

Мосина М. О. студент 1 курса кафедра психологии Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Россия, г. Ялта

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация. В статье представлены полученные и математически обработанные результаты экспериментального исследования заинтересованности студентов-бакалавров первого курса двух направлений (кафедры психологии и кафедры психологии и педагогики девиантного поведения) группам изучаемых дисциплин, рекомендации по формированию научного интереса к изучаемым предметам у студентов первых курсов.

Ключевые слова: студенты-бакалавры, изучаемые предметы, рекомендации, критерий научного интереса, балл, опрос.

Mosina M. O. student

1 year, Department of Psychology Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) FGAOU VO ""KFU im IN AND. Vernadsky »

Russia, Yalta

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY STYLE IN EARLY

YOUTH

The abstract. The article presents the results of the experimental study of the interest of bachelor students of the first year of two directions (the Department of Psychology and the Department of Psychology and the Pedagogy of Deviant Behavior), the results obtained and mathematically processed, to the groups of disciplines studied, and recommendations for the formation of scientific interest in the subjects studied in first-year students.

Key words: students-bachelors, subjects studied, recommendations, criterion of scientific interest, score, survey.

Современное общество ожидает от учебных заведений думающих, активных, креативных выпускников с обширным кругозором и прекрасными познаниями. Учебное заведение в настоящее время ищет способы оправдать данные ожидания. Действующая концепция преподавания и воспитательной

работы со студентами уделяет особое внимание личности ребенка и его внутренним процессам, связанным с деятельностью, общением и особыми преподавательскими воздействиями.

Интерес обучающихся к процессу образования считается главным фактором усвоения знаний. А заинтересованность в знаниях формируется только в организованной педагогом учебной деятельности. Она должна ставить целью воспитание его научных интересов.[1]

Научный интерес, интерес к учебно-познавательной работе считается своеобразным толчком к обучению. Наличием научного интереса в ходе образования обеспечивается встречный процесс в деятельности студента, повышается уровень воспитания и обучения.

Целью исследования было выявить с помощью математической обработки заинтересованность студентов-бакалавров первого курса двух направлений группам изучаемых дисциплин. Разработка рекомендации по формированию научного интереса у студентов.

В исследовании приняли участие студенты-бакалавры кафедры психологии и кафедр психологии и педагогики девиантного поведения.

Проведя общий опрос среди студентов группы 11-ПП, выборка которых составила 11 человек, можно сделать следующие выводы.

A) критерий научного интереса к базовым дисциплинам (общая педагогика, психология и др.) 4 респондента оценили в 5 баллов, 3 респондента в 6 баллов, 2 студента в 10 баллов и оставшиеся студенты оценили интерес в 8 баллов.

Б) критерий научного интереса к историческим дисциплинам (история педагогики, история психологии и т. д.) 3 респондента оценили в 8 баллов, 2 респондента в 7 баллов и 2 человека в 3 балла, оставшиеся 4 студента оценили интерес к дисциплинам в 2; 5; 4 и 10 баллов соответственно.

B) критерий научного интереса к практическим дисциплинам 3 респондента оценили в 7 баллов, 2 респондента в 10 баллов и 2 человека в 5 баллов, остальные 4 респондента оценили интерес в 8; 6; 2; 9 баллов соответственно.

Г) критерий научного интереса к дисциплине «Введение в профессию» 2 респондента оценили в 10 баллов, 2 респондента оценили в 10 баллов; 2 респондента в 7 баллов и 2 человека в 5 баллов, остальные 5 студентов поставили по 3; 4; 6; 8; 9 баллов соответственно.

Д) критерий научного интереса к естественным наукам (анатомия ЦНС, нейрофизиология и т. д.) 2 респондента оценили в 7 баллов, 2 респондента в 4 балла, 2 человека в 5 баллов и 2 в 6 баллов. Остальные 3 респондента оценили интерес в 10; 9 и 8 баллов соответственно.

Обобщив вышесказанное, найдя среднюю арифметическую по каждому критерию, можно сказать, что наибольший интерес студенты-бакалавры направления психологии проявляют к изучению практических дисциплин, таких как СПТ и различные практикумы (6,9). Интерес к базовым дисциплинам (6,7), введению в профессию (6,7) и естественным

дисциплинам (6,5) также находится на достаточном (среднем) уровне. Наименьший интерес студенты-бакалавры проявляют к историческим дисциплинам (5,9), однако в целом общий научный интерес не является низким.

Общий средний балл по всем критериям равен А=360/11=33.

Проведя общий опрос среди студентов группы 11 -ППД, выборка которых также составила 11 человек, можно сделать следующие выводы.

A) критерий научного интереса к базовым дисциплинам (общая педагогика, психология и др.) 3 респондента оценили в 10 баллов, 3 респондента в 8 баллов, 2 человека в 6 баллов и оставшиеся студенты оценили интерес в 5; 3 и 9 баллов соответственно.

Б) критерий научного интереса к историческим дисциплинам (история педагогики, история психологии и т. д.) 3 респондента оценили в 8 баллов, 2 респондента в 4 балла и 2 человека в 5 баллов, оставшиеся 4 студента оценили интерес к дисциплинам в 3; 6; 7 и 10 баллов соответственно.

B) критерий научного интереса к практическим дисциплинам 3 респондента оценили в 7 баллов, 2 респондента в 8 баллов и 2 человека в 10 баллов, остальные 4 респондента оценили интерес в 3; 5; 6; 9 баллов соответственно.

Г) критерий научного интереса к дисциплине «Введение в профессию» 3 респондента оценили в 9 баллов, 2 респондента в 4 балла; 2 респондента в 5 баллов и 2 человека в 6 баллов, остальные студенты поставили по 7;10 баллов соответственно.

Д) критерий научного интереса к естественным наукам (анатомия ЦНС, нейрофизиология и т. д.) 3 респондента оценили в 6 баллов, 3

респондента в 9 баллов, 2 человека в 10 баллов и 1 человек в 10 баллов и 1 в 3 балла.

Обобщив вышесказанное, найдя среднюю арифметическую по каждому критерию, можно сказать, что наибольший интерес студенты-бакалавры направления педагогики и психологии девиантного поведения проявляют к изучению базовых дисциплин (7,5), также большой интерес проявляют и к практическим дисциплинам (7,3); «Введение в профессию» занимает третью позицию (6,7), точные науки оценили в среднем в 6,5 баллов, и наименьший интерес студенты-бакалавры этой специальности также проявляют к историческим дисциплинам. Общий средний балл: А=386/11=35.

Показатели студентов кафедры психология и педагогика девиантного поведения

естест.дисц. базовые дисц. 21% 21%

введение в проф. историч. дисц. 19% 18%

практич. дисц. 21%

Рис. 2. Результаты группы 11 ППД Полученные данные рассчитаем по Ц-критерию Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок. [2]

Первым шагом в работе было ранжирование значений. Далее необходимо было суммировать ранги двух групп и определить наибольшее значение. Ранг группы 11-ПП оказался больше ранга группы 11-ППД (136>117). Определяем эмпирическое значение критерия Манна-Уитни по

ПХ*(пх+1)

формуле: Ц= П1*п7 +--;--Тх. Наше значение равно 51. Следующий этап

2 2

- определение критического значения Манна-Уитни: ^2=34. После сравнения полученных данных можно сделать вывод о том, что принимается нулевая гипотеза (и1<и ■ 34 < 51).

Проведя подсчеты выявили, что группа студентов бакалавров

специальности практическая психология имеет сходные научные интересы с группой 11-ППД.

Попытаемся рассчитать соответствие интересов и оценок учащихся студентов. Возьмем две группы респондентов.

В первой группе (экспериментальной) 4 респондента с высоким уровнем научного интереса к практическим дисциплинам, предпочтение которым отдало большинство студентов.

Во второй (контрольной) 5 респондентов со средним и низким уровнем научного интереса к практическим дисциплинам.

Для расчета воспользуемся формулой параметрического критерия Фишера, который используется для сравнения двух относительных показателей, характеризующих частоту определенного признака, имеющего два значения.

Итак, из 4 респондентов с высоким уровнем интереса трое имеют хорошие и отличные отметки, 1 респондент - удовлетворительную.

В контрольной группе из 5 человек трое имеют хорошие и отличные отметки, остальные 2 - удовлетворительные.

Составив четырехпольную таблицу сопряженности и рассчитав по

^ (А+В)!*C+D!*(A+C)!*(B+D)!

формуле значение критерия Фишера: - выявили, что

различий между интересами студентов и их отметками не наблюдается.

Таблица 1

Исход есть Исхода нет

(отлично, хорошо) (удовлетворительно) Всего

Фактор интереса есть (высокий) А=3 В=1 А+В=4

Фактор интереса

отсутствует (средний и низкий ) С=3 Б=2 С+Б=5

Всего А+С=6 Б+Б=3 А+Б+С+Б=9

Обобщив данные, можно сказать, что наибольший интерес студенты как группы 11 ППД, так и группы 11 1111 проявляют к практическим дисциплинам и существенной разницы в интересах в процессе экспериментального исследования не было обнаружено.

Говоря о реализованности интересов, можно сказать, что высокий интерес будет соответствовать высокому уровню знаний по предмету, низкий - низкому уровню знаний.

Стоит сказать, что не у всех студентов сформирован высокий интерес к практическим дисциплинам. А следственно, и успеваемость по ним низкая.

По проведению практических дисциплин, были разработаны рекомендации, которые будут способствовать повышению интереса студентов к предметам:

1. Определиться с целью определенного занятия (лекции, семинара).

2. Отобрать методики, упражнения, соответствующие тренингу,

практикуму и т. д.

3. Ориентироваться на выполнение практических упражнений, теоретический материал занимал примерно 1/3 занятия.

4. Распределять время самостоятельной и совместной с преподавателем работы на паре.

5. Обязательным является проведение обратной связи по окончании каждой пары.

6. По желанию можно проводить небольшой устный опрос, обсуждение.

7. Использовать различные методы представления информации (видео, аудио, презентацию).

8. Использовать дополнительный материал в работе (канцелярские предметы, другие материалы).

9. Стимулировать инициативу студентов к занятиям проведением игр, инсценировок и т. д.

Полученные в ходе экспериментального исследования математические подсчеты выявили, что группа студентов бакалавров специальности практическая психология имеет сходные научные интересы с группой 11 -ППД. Экспериментальные материалы показывают, что не у всех студентов сформирован высокий интерес к практическим дисциплинам. А следственно, и успеваемость по ним низкая, то снижает их интерес к изучаемой дисциплине.

В целях активизации потенциала обучающихся необходимо таким образом осуществлять учебную деятельность, чтобы студенты-психологи были заинтересованы в приобретении знаний, умений, навыков.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» - писал А. Франц.

Использованные истчоники:

1. Ерина, И.А. Отношение современных студентов к профессиональному обучению // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире Материалы докладов Международной научно-практической конференции. Под ред. Г. А. Берулава. 2017. С. 71-74.

2. Некрасов, С.Д. Математические методы в психологии (MS Excel): учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / С.Д. Некрасов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.