Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КРИТЕРИИ МАННА - УИТНИ И ДЖ. ФИШЕРА / BACHELORS / VALUES / CRITERIA MANN - WHITNEY AND GEORGE. FISHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева В.Д.

В статье представлены полученные и математически обработанные результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов-бакалавров первого курса двух направлений (кафедры психологии и кафедры психологии и педагогики девиантного поведения). Пошаговая математическая обработка эмпирических данных. Дана краткая характеристика критериев Манна - Уитни и Дж. Фишера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF BACHELORS FIRST YEAR OF STUDY

The article presents received and processed mathematically the results of experimental research of value orientations of undergraduate students of the first course of the two directions (of the Department of psychology and Department of pedagogy and psychology of deviant behavior). Step-by-step mathematical processing of empirical data. A brief description of the criteria Mann - Whitney and George. Fisher.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ»

10. Сокольская М.В., Ткаченко А.В. Здоровье личности как составляющая структуры человеческого капитала // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке - 2016. - Т. 18. - № 2. - С. 802-806.

11. Федонина О.В. Состояние человеческого капитала (капитал здоровья) как фактор инновационного развития территории // Общество: политика, экономика, право - 2015. - № 1. - С. 33-35.

12. Халикова В.А. Здоровье населения как один из факторов развития человеческого капитала в России // Сборники конференций НИЦ Социосфера - 2016. - № 39. - С. 103-104.

УДК 316.37.

Ковалева В.Д. студент 1 курса кафедра психологии Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Россия, г. Ялта

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены полученные и математически обработанные результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов-бакалавров первого курса двух направлений (кафедры психологии и кафедры психологии и педагогики девиантного поведения). Пошаговая математическая обработка эмпирических данных. Дана краткая характеристика критериев Манна - Уитни и Дж. Фишера.

Ключевые слова: студенты-бакалавры, ценностные ориентации, критерии Манна - Уитни и Дж. Фишера.

Kovaleva V.D. student 1 year, Department of Psychology Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) FGAOU VO ""KFU im IN AND. Vernadsky»

Russia, Yalta

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF BACHELORS FIRST

YEAR OF STUDY

The abstract. The article presents received and processed mathematically the results of experimental research of value orientations of undergraduate students of the first course of the two directions (of the Department of psychology and Department of pedagogy and psychology of deviant behavior). Step-by-step mathematical processing of empirical data. A brief description of the criteria Mann - Whitney and George. Fisher.

Key words: bachelors, values, criteria Mann - Whitney and George. Fisher.

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества являются проблемы, связанные с человеческими ценностями. Изучением

ценностных ориентаций занимались Л.Н. Толстой, Б.Т. Лихачев, В.Н. Водовозов и многие другие. [1]

Ценностные ориентации представляют важный компонент личности. В своем поведении человек руководствуется ценностными ориентациями, выполняя данную функцию, они проявляются во всех областях жизни. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.

С возрастом увеличивается влияние системы ценностных ориентаций на поведение личности. К началу юношеского возраста они окончательно оформляются в целостную систему. Студенческий возраст 17-23 года -наиболее плодотворный для формирования знаний и научного роста.

В переходные кризисные периоды становления личности возникают новые ценностные ориентации, потребности и интересы.

Таким образом, ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности по степени развитости, по которым можно судить об уровне их сформированности.

Изучение вопроса важности ценностных ориентаций было проведено с привлечением студентов-бакалавров первых курсов с помощью опроса, направления подготовки «Практическая психология» и «Педагогика и психология девиантного поведения».

Студенты должны были оценить каждый критерий по десятибалльной шкале:

- воспитанность;

- материальное благополучие;

- семейное счастье;

- любовь;

- успешная карьера.

Проведя анализ полученных результатов были получены следующие данные:

1. Студенты группы 11-1111 оценили высокими баллами воспитанность, материальное благополучие и семейное счастье.

2. Обучающиеся группы 11-ППД считают, что воспитанность, семейное счастье и любовь являются наиболее важными ценностными ориентациями.

Для получения более точных данных о различии или сходстве выборов ценностных ориентаций двух экспериментальных групп, результаты опроса были обработаны с помощью математических критериев Манна - Уитни и Дж. Фишера. [2]

Критерий Манна - Уитни является непараметрическим критерием. С помощью данного критерия устанавливается уровень статистической значимости различий одного свойства у респондентов двух выборок.

Первым шагом в работе было ранжирование значений. Далее необходимо было суммировать ранги двух групп и определить наибольшее значение.

Ранг группы 11-ПП оказался больше ранга группы 11-ППД (118>92). Определяем эмпирическое значение критерия Манна-Уитни по формуле:

и= пип2 +--— ^. Полученное значение равно 37.

Следующий этапом было определение критического значения Манна-Уитни: ^2=27. После сравнения полученных данных можно сделать вывод о

том, что принимается нулевая гипотеза (и1<и : 27 < 37).

2)

В группах студентов имеют сходные ценностные ориентации и различия незначительны.

Критерий Фишера - параметрический критерий, с помощью которого можно установить значимость различия долей выраженности одинакового свойства в двух выборках или двух разных свойств в одной выборке. Под долей выраженности свойства понимается отношение числа респондентов, имеющих это психическое свойство, к объему выборки. Для установления значимости различия определенного признака (воспитанность) были взяты две группы респондентов. Группа сравнения состояла из 7 студентов, экспериментальная из 3. В четырехпольной таблице сопряженности представлены полученные данные. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Исход важности Исхода

есть нет Всего

Фактор важности есть А=4 В=3 А+В=7

Фактор важности

отсутствует С=2 Б=1 С+Б=3

Всего А+С=6 Б+Б=4 А+Б+С+Б=10

Рассчитав по формуле значение критерия Фишера:

(А+В)!*C+D!*(A+C)!*(B+D)! А\*В!*С!*0!*Ы!

Было получено значение, которое равно 0,5. Проведя сравнение эмпирического и критического значения (0,05), была принята нулевая гипотеза. Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии статистически значимых различий важности ценностных ориентаций студентов данных групп. На основе проведенного исследования были составлены диаграммы Результаты опроса представлены в рисунках 1, 2.

Рис.1. Результаты опроса студентов 11 ПП

Студенты наравления "Педагогика и психология девиантного поведения"

Рис.2. Результаты опроса студентов 11 ППД Анализ ценностных ориентаций показал, что наиболее важными ценностными ориентациями являются воспитанность, семейное счастье, материальное благополучие и любовь. Менее важной ориентацией студенты считают карьеру. С помощью математических критериев было выявлено, что значительные различия у двух групп отсутствуют, в результате чего принималась нулевая гипотеза. На последнем месте по важности оказалась карьера. Это может быть обусловлено тем, что студенты первого курса еще не сформировали свои жизненные цели в плане карьерного роста.

В качестве рекомендаций со стороны образовательных организаций целесообразно проводить тестирование или опрос студентов на предмет выявления мотивации и карьерных ориентаций. Для этих целей возможна разработка единого инструментария по выявлению профессиональных ориентаций.

Полученные данные по выявлению ценностных ориентаций, которые в современном мире являются векторами, задающими направленность жизненных интересов и устремлений важны при формировании мотивационных механизмов обучающей среды, а также разработке стандартов поведения студентов в высших учебных заведениях.

Использованные источники:

1. Ерина, И.А. Отношение современных студентов к профессиональному обучению // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 12 сентября 2017 года / Под ред. академика РАО, доктора психологических наук Г.А. Берулава. - Сочи: ОЧУВО Международный инновационный университет, 2017. - 337 с.

2. Некрасов, С.Д. Математические методы в психологии (MS Excel): учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / С.Д. Некрасов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 147 с.

УДК 341.4

Коврацкая О.Д. студент 3 курса научный руководитель: Коновалова Е. А.

старший преподаватель кафедра международного права и международных отношений

Институт права Башкирский государственный Университет

Россия, г. Уфа

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ

Аннотация: в данной статье автор проводит анализ действия норм международного права в современном уголовном праве Российской Федерации, определяет порядок их применения.

Ключевые слова: международное право, уголовное право, нормы права, международные договоры, приоритет норм.

Kovratskaya O.D.

3-year student of the Institute of Law Bashkir State University Russia, Ufa Scientific adviser: Konovalova E.A.

senior lecturer of the department international law and international relations of the Institute of Law Bashkir state University Russia, Ufa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.