Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИУМ / ТЕСТИРОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ МИРА / РАЗВИТИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЧЕСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корепанова Татьяна Олеговна, Николаева Елена Алексеевна, Никитин Андрей Александрович

Молодежь относится к социально-демографической группе, имеющей особые социальные и психологические черты. Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Для исследований в этой области был введен термин - ценностные ориентации - характеристики личности человека, которые определяют мировоззрение, способность действовать, то есть ее социальную, интеллектуальную и творческую активность. В процессе познания мира ориентации ценностей могут изменяться. В исследованиях, посвященных изучению изменения ценностных ориентаций молодежи в процессе взросления, чаще всего применяется методика известного психолога М. Рокича. Молодежь формирует свое мировоззрение в большей части во время получения высшего образования. За 5-6 лет студенты меняют и свой взгляд на мир, расставляют приоритеты и стремления в порядке их личностной ценности и важности. Главными факторами ценностных ориентаций молодежи, по мнению многих экспертов, являются семья, здоровье, образование. Наименьшее влияние оказывает государство в лице своих органов власти. Военная служба является особым видом трудовой деятельности, поэтому в статье обращено особое внимание на формирование духовно-нравственных ценностей среди курсантов военного вуза. В Пермском военном институте войск национальной гвардии РФ было проведено тестирование среди курсантов 1-го и 4-го курсов обучения техническим специальностям. Отмечена повышенная значимость ценностей «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь», а также «Воспитанность», «Ответственность» и «Честность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF KADETS AT THE HIGH MILITARY SCHOOL

Youth belongs to a socio-demographic group with special social and psychological traits. Personality, being a dynamic system, is in a state of continuous change and development. In the process of such personal development, internal driving forces are gradually becoming more and more important, allowing a person to more and more independently determine the tasks and direction of his own development. For research in this area, the term was introduced: value orientations - the characteristics of a person's personality that determine the worldview, the ability to act, that is, its social, intellectual and creative activity. In the process of learning about the world, the orientations of values can change. In studies devoted to the study of changes in the value orientations of young people in the process of growing up, the methodology of the famous psychologist M. Rokeach is most often used. Young people form their worldview for the most part during their higher education. For 5-6 years, students change their view of the world, prioritize and aspirations in the order of their personal value and importance. The main factors in the value orientations of young people, according to many experts, are family, health, and education. The least influence is exerted by the state in the person of its authorities. Military service is a special type of labor activity, therefore, the article pays special attention to the formation of spiritual and moral values among the cadets of a military university. At the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, testing was carried out among cadets of the 1st and 4th courses of training in technical specialties. The increased importance of the values “Health” and “Happy family life”, as well as “Good manners”, “Responsibility” and “Honesty” was noted.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

KOREPANOVA Tatiana Olegovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

VALUE ORIENTATIONS OF KADETS AT THE HIGH ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 159 9 316 6 l^-s /TiiCa IC2021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

y A14 iJy.y.J 1U.U |(cc) This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0092 I^^THTH(https://creafaecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9841-7644 AuthorlD: 182082

КОРЕПАНОВА Татьяна Олеговна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Общеинженерных дисциплин»

SPIN: 7423-1244 AuthorlD: 127426

НИКОЛАЕВА Елена Алексеевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Общеинженерных дисциплин» Пермский военный институт войск национальной гвардии (614000, Россия, Пермь, Гремячий Лог, 1; e-mail: tansan2002@mail.ru) НИКИТИН Андрей Александрович, преподаватель Институт повышения квалификации - РМЦПК

(614039, Россия, Пермь, Комсомольский проспект, 61; Haveaday@yandex.ru) Аннотация. Молодежь относится к социально-демографической группе, имеющей особые социальные и психологические черты. Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Для исследований в этой области был введен термин - ценностные ориентации - характеристики личности человека, которые определяют мировоззрение, способность действовать, то есть ее социальную, интеллектуальную и творческую активность. В процессе познания мира ориентации ценностей могут изменяться. В исследованиях, посвященных изучению изменения ценностных ориентаций молодежи в процессе взросления, чаще всего применяется методика известного психолога М. Рокича. Молодежь формирует свое мировоззрение в большей части во время получения высшего образования. За 5-6 лет студенты меняют и свой взгляд на мир, расставляют приоритеты и стремления в порядке их личностной ценности и важности. Главными факторами ценностных ориен-таций молодежи, по мнению многих экспертов, являются семья, здоровье, образование. Наименьшее влияние оказывает государство в лице своих органов власти. Военная служба является особым видом трудовой деятельности, поэтому в статье обращено особое внимание на формирование духовно-нравственных ценностей среди курсантов военного вуза. В Пермском военном институте войск национальной гвардии РФ было проведено тестирование среди курсантов 1-го и 4-го курсов обучения техническим специальностям. Отмечена повышенная значимость ценностей «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь», а также «Воспитанность», «Ответственность» и «Честность».

Ключевые слова: ценностные ориентации; личность; социум; тестирование; самореализация; мировоззрение; познание мира; развитие; семейные ценности; честность.

VALUE ORIENTATIONS OF KADETS AT THE HIGH MILITARY SCHOOL

© The Author(s) 2021

KOREPANOVA Tatiana Olegovna, Candidate of Physical-Mathematical Sciences,

Associate Professor

NIKOLAEVA Elena Alekseevna, Candidate of Physical-Mathematical Sciences,

Associate Professor

Perm Military Institute of the National Guard's Forces of the Russian Federation (614000, Russia, Perm, Gremyachiy Log, 1; e-mail: tansan2002@mail.ru) NIKITIN Andrey Aleksandrovich, teacher Institute for Advanced Studies -RMTSPK

(614039, Russia, Perm, Komsomolsky prospect, 61; e-mail: Haveaday@yandex.ru) Abstract. Youth belongs to a socio-demographic group with special social and psychological traits. Personality, being a dynamic system, is in a state of continuous change and development. In the process of such personal development, internal driving forces are gradually becoming more and more important, allowing a person to more and more independently determine the tasks and direction of his own development. For research in this area, the term was introduced: value orientations - the characteristics of a person's personality that determine the worldview, the ability to act, that is, its social, intellectual and creative activity. In the process of learning about the world, the orientations of values can change. In studies devoted to the study of changes in the value orientations of young people in the process of growing up, the methodology of the famous psychologist M. Rokeach is most often used. Young people form their worldview for the most part during their higher education. For 5-6 years, students change their view of the world, prioritize and aspirations in the order of their personal value and importance. The main factors in the value orientations of young people, according to many experts, are family, health, and education. The least influence is exerted by the state in the person of its authorities. Military service is a special type of labor activity, therefore, the article pays special attention to the formation of spiritual and moral values among the cadets of a military university. At the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, testing was carried out among cadets of the 1st and 4th courses of training in technical specialties. The increased importance of the values "Health" and "Happy family life", as well as "Good manners", "Responsibility" and "Honesty" was noted.

Keywords: value orientations; personality; society; testing; self-realization; worldview; knowledge of the world; development; family values; honesty.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы огромное количество статей посвящено изучению формирования морально-нравственных установок и ценностных ориентаций молодежи. Согласно классическим теориям социологии, молодежь относится к социально-демографической группе, имеющей особые социальные и психологические черты. Формирующаяся в процессе познания личность всегда

будет представлять интерес для исследований, тем более в нашем непрерывно развивающемся мире.

Каждый человек с момента своего рождения - личность, и особенностью каждой без исключения личности можно считать то, что она является и объектом, и субъектом социально-исторического процесса, познания, общения и деятельности. Индивидом рождаются, а личностью становятся [1]. Поскольку каждая личность

368

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-Ш8Ы: 2712-8474

КОРЕПАНОВА Татьяна Олеговна и другие ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ...

является лишь частью социума, интеграция в общество является главным условием формирования и развития личности [2]. В то же время основным источником формирования человеческого капитала является система образования, особенно высшего.

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития [3].

Ученые ввели понятие так называемых ценностных ориентаций - характеристик личности человека, которые определяют мировоззрение, способность действовать, то есть ее социальную, интеллектуальную и творческую активность. В процессе познания мира ориентации ценностей могут изменяться.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследованиях, посвященных изучению изменения ценностных ориентаций молодежи в процессе взросления, чаще всего применяется методика известного психолога М. Рокича [4], который выделяет два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). В своей методике он использует по 18 ценностей каждого класса. Терминальные ценности определяются убеждением в том, что конечная цель существования индивида с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности выражают убеждения в том, что какой-то образ действий является предпочтительным в любой ситуации.

Мир вокруг нас стремительно развивается, а ценность характеризует отношение человека к миру, следовательно, она не является неизменной; ценности имеют как социальную, так и индивидуальную стороны. В [5] приведен обзор литературы, сравнивающий различные методики изучения эволюции ценностных ориентаций.

Большинство исследований касается студенческой молодежи, в них в основном описываются различные тестирования и опросы среди младших и старших курсов с целью выявить динамику изменения приоритетов в личностных ценностях. Все время обучения студенты напрямую контактируют с преподавателем, который может стать для студентов самым ярким и действенным примером истинного служения своему делу. Воспитание профессионала, с точки зрения преподавателя - это не только вооружение его системой специализированных знаний, технологий, но и приобщение к ценностям, идеалам отечественной культуры, основам нравственного самосовершенствования [6]. Получая высшее образование, студенты меняют и свой взгляд на мир, расставляют приоритеты и стремления в порядке их личностной ценности и важности. Поэтому столь велика роль вуза в формировании ценностных ориентаций современной молодежи [7]. ]В [8] провели исследование структуры ценностных ориентаций студентов факультета психологии и математического факультета в период их обучения на третьем курсе, в исследовании приняли участие 85 студентов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для студентов психологов более важны такие ценности, как помощь людям, познание нового, социальная активность.

Интересное исследование [9] было проведено с целью анализа динамики ценностных ориентаций и морально-нравственных установок студентов среди обучающихся дневных отделений гуманитарных, экономических и технических специальностей с 1 по 5 курс за период с 2005-2013 гг. в МГУПС (МИИТ). По данным опросов, устойчивее всего проявила себя ориентация на семью, на нее указали 74-81,7% опрошенных (ранг значимости I). Также можно отметить статью [10], в которой приведены данные анкетирования студентов-бакалавров Сургутского государственного педагогического

университета в период 2016-2018 гг. Здесь также ценности личной жизни выступают на первый план. Также подобным исследованиям посвящены [11, 12, 13].

Неожиданно в сравнении с приведенными выше данными опроса в [13] прозвучал вывод о том, что в настоящее время происходит ослабление института брака и традиционных семейных ценностей, меняются моральные установки и менталитет молодежи в целом. У молодых людей начинают преобладать эгоистические черты характера и индивидуалистическая направленность личности. На первый план выходит личное благополучие. В то же время, брак нужен для создания семьи, для продолжения рода, удовлетворения половых потребностей, решения бытовых и материальных проблем, обретения определенного социального статуса, любви, взаимной опоры в трудную минуту, избавления от одиночества в жизни [13]. Созвучна этой публикации статья [14], в которой авторы заявляют, что в настоящее время в молодежной среде произошла смена нравственных ориентиров. Уменьшилось количество молодых людей, высоко оценивающих такие ценности, как уважение к старшим, вежливость, любовь к Родине, любовь к искусству, чувство долга, верность, честность, искренность, милосердие. Для современной молодежи более важным является материальное благополучие, а именно: деньги, образование и профессия, высокая заработная плата.

В противовес публикациям [13, 14] в [15] выявлено, что основные морально-нравственные установки современной молодежи остаются неизменными, по сравнению с ориентирами предыдущих поколений. Авторы утверждают, что ценностные ориентиры имеют универсальный характер, передаются из поколения в поколение, относятся к вечным ценностям, потому что воплощают в себе идеалы, признанные человечеством многие века назад.

Главными факторами ценностных ориентаций молодежи, по мнению многих экспертов, являются семья, здоровье, образование. Наименьшее влияние оказывает государство в лице своих органов власти. Также слабую роль играют такие факторы, как «свобода», «религия», «родина», «субкультура» [16].

В [17] для исследования ценностных ориентаций студентов-первокурсников был также использован опросник ценности по М. Рокичу [4]. Результаты опроса показали, что сегодняшняя студенческая молодежь в большей степени ориентирована на прагматические, эгоистически-престижные ценности, чем на ценности духовно-нравственные.

Наряду с этим, снижается ценность актуализации себя молодежью в гуманитарных и рабочих специальностях; также редкие молодые люди стремятся к самореализации в науке. Главной причиной является низкий уровень оплаты труда и социальных гарантий в этих сферах деятельности [18].

Для студентов наименее значимыми средствами достижения своих целей стали образованность и исполнительность, что вполне согласуется с представлениями о том, что познание и развитие не являются важными ценностными ориентациями для студентов [19].

В печати встречаются интересные и содержательные статьи, близкие к теме ценностных ориентаций молодежи. Например, в статье [20] проанализирована конкурентоспособность как субъективное явление, отражающееся в сознании человека в виде представлений о собственной успешности в современном мире. Один из выводов, прозвучавших в статье, заключается в том, что молодежь, ощущающая собственную конкурентоспособность, реже готова отступиться от общепринятых моральных норм в пользу спонтанной выгоды по сравнению с неконкурентоспособными ровесниками.

Военная служба является особым видом трудовой деятельности [21], поэтому следует обратить особое внимание на формирование духовно-нравственных ценностей среди курсантов военных вузов. Одной из важ-

KOREPANOVA Tatiana Olegovna and others

VALUE ORIENTATIONS OF KADETS AT THE HIGH ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ных, непроходящих ценностей и духовным достоянием личности, отражающим уровень ее развития, является патриотизм, и вопросы формирования патриотизма и его роль в духовно-нравственном становлении по-прежнему остаются крайне актуальными [12].

В ФГОС высшего образования по всем специальностям закреплены общекультурные компетенции. Их формирование сможет обеспечить правильно отобранный содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в свете реализации компетентностного подхода. В [22] общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России рассматривается в качестве основополагающей компетентности их будущей профессиональной деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В Пермском военном институте войск национальной гвардии РФ было проведено тестирование среди 25 курсантов 1-го и 25 курсантов 4-го курсов обучения техническим специальностям. Использовалась методика М. Рокича [4]. Результаты исследования приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Терминальные ценности по контрольным группам

Место Балл 1 курс Ценность Балл 4 курс Ценность

1 112 Здоровье (физическое и психическое) 54 Здоровье (физическое и психическое)

2 112 Счастливая семейная жизнь 95 Счастливая семейная жизнь

3 162 Развитие {работа над собой, постоянное физическое и духовное совершен- 141 Любовь (духовная и физическая блн-

IS 370 Творчество (возможность творческой деятельности) 369 Творчество (возможность творческой деятельности)

17 367 Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 366 Красота природы н искусства (переживание прекрасного в природе и искусств,)

16 338 Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других люден, всего народа, человечества в целом) 357 Счастье других (благосостояние, развитие н совершенствование других людей, всего нар ода, человечества в целом)

1. В ходе исследования было замечено резкое увеличение значимости ценности «Здоровье» как у курсантов 1 курса (112 баллов), так и у курсантов 4 курса (54 балла). Данная тенденция может указывать на то, что в ходе службы курсанты больше осознают ценность собственного здоровья как ключевого ресурса для успешной реализации дидактических и педагогических задач. Это может быть связано как с необходимостью сдачи физических нормативов, так с успешной реализацией академических задач.

2. Вторая по распространенности терминальная ценность - «Счастливая семейная жизнь». Балльное отличие в обеих группах не столь существенно (1 курс -112 баллов, а 4 курс - 95 баллов). Данное отличие может указывать, что осознание семьи как ценности не меняется в ходе службы и сохраняет свою мотивационную силу на протяжении периода обучения.

3. Третье место ранге терминальных ценностей - занимает «Развитие» (1 курс - 162 балла) и «Любовь» (4 курс -141 балл). Данное различие может указывать на то, что у начинающих курсантов есть больший потенциал стараться, развиваться, так как они еще не до конца осознают, что их ждет в процессе учебы; им предстоит больше стараться и упорно работать в новой для них среде. Курсанты 4 курса успели реализоваться во многих сферах военной жизни; более того, в ходе службы они могли осознать, что одной из главных целей - индивидуальной реализации, - является умение ценить собственное окружение, что выражено в смещении ценностей в сторону более коллективной ценности «любовь», то есть умение ценить и эффективно взаимодействовать с кем-то другим помимо себя.

4. Наименее приоритетными терминальными ценностями в обеих группах является «Творчество», «Красота природы и искусства», «Счастье других». Низкая ценность творчества может быть объяснена тем, что педагогическая и дидактическая среда носят специфический характер, где от курсантов требуется скорее дисциплина и реализация конкретных задач. По этой же причине, 370

остальные два параметра могу казаться курсантам слишком абстрактными.

Таблица 2 - Инструментальные ценности по контрольным группам

Место Балл 1 курс Ценность Балл 4 курс

I 123 Воспитанность (хорошие манеры) 92 Воспитанность (хорошиеманеры)

2 131 Честность (правдивость, искренность) 152 Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

3 152 Ответственность (чувство долга, умение держать слово) 165 Честность (правдивость, искренность)

1S 400 Непримиримость к недостаткам в себе и других 331 Непримиримость к недостаткам в себе и других

17 389 Высокие запросы (высокие требования к жизни НБЫсокие притязания) 323 Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

16 313 Широта взглядов (умение понять чужую ючку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 2S7 Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

1. Первое место в иерархии инструментальных ценностей занимает «Воспитанность» (1 курс - 123 балла, 4 курс - 92 балла). Ведущее место этой ценности у испытуемых может быть объяснено тем, что они проводят большое количество времени вместе, в коллективе. Именно в коллективе от того, насколько корректно люди общаются, зависят социальный климат, эффективность совместной и индивидуальной работы.

2. Второе и третье место занимают у первого курса «Ответственность» (152 балла) и «Честность» (13l балл). Во второй группе ценность «Ответственность» набрала также 152 балла, тогда ценность «Честности» чуть ниже - 165 баллов. Ответственность всеми участниками исследований может оцениваться как необходимое качество, так как её практическая реализация, способствует академической успеваемости и соответствует требованию учебного заведения. Высокие баллы в параметре «Честность» могут указывать на то, что испытуемые считают построение отношений на доверии эффективными и это способствует здоровым отношениям в учебном коллективе.

3. Наиболее непопулярными терминальными ценностями являются «Непримиримость к недостаткам других», «Высокие запросы», «Широта взглядов», что может характеризовать курсантов, как людей, которые терпимо переносят слабости других и склонны договариваться, а не осуждать, строят реалистичные запросы и сфокусированы на конкретной цели. Существенно от этих категорий отличается только критерий «Эффективность в делах», что может указывать, что курсанты 4 курса более нацелены на процесс, а не на результат. Эти данные могут указывать на то, что ответственность является необходимым критерием для успешной реализации в конкретной образовательной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что в целом выводы коррелируют с известными исследованиями. Специфика анкетирования в условиях военного вуза несомненно откладывает отпечаток на иерархию ценностей курсантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Плотникова О.В., Демидова О.М.Изменяющаяся личность в межличностных опношениях // В сборнике: Образование и культурный капитал. Сборник научных статей IIВсероссийской научно-практической конференции/Научное электронное издание под ред. Пишун. 2016. С. 94-96.

2. Мамедов А.К., Коркия Э.Д. Коммуникативный статус личности: методология исследования // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2. С. 33-40.

3. АндрияноваН.А., Жуков А.М. Механизмы и факторы формирования ценностных ориентаций личности //Вестник Екатерининского института. 2015. №1 (29). С. 86-91.

4. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.

5. Шалхарбекова Н.А. Ценностные ориентации как структурный компонент личности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. №16. С. 81-87.

6. Фелькер Е.В., Бароян М.А., Винокур А.В., Наумова Я.Л. Роль преподавателя в формировании ценностных ориентаций современной студенческой молодежи //Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-2. С. 396-397.

7. Нелидкин А.М. Роль вуза в формировании ценностных ориен-таций современной молодежи // В сборнике: Направления и формы гуманитаризации высшего образования /Межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Демидова. — Рязань, 2015. С. 97-105.

8. Зыбина Л.Н. Ценностные ориентации студентов в период об-

OECD: 5.UJ Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

учения в вузе // Философия образования. 2015. №1 (58). С. 75-84.

9. Некрасов С.И., Ярина Е.В. Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи //Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. №215 (5). С. 80-87.

10. Власова Т.А., Власова О.В. Формирование ценностных ориен-таций современной студенческой молодежи: междисциплинарный аспект //Перспективы науки. 2018. №9 (108). С. 236-245.

11. Домрина Е.В. Роль молодежных общественных объединений в формировании социальной развивающей среды //Вестник педагогических инноваций. 2018. №4 (52). С. 29-34.

12. Андронникова О.О. Патриотизм в системе ценностных ориен-таций современной молодежи // СМАЛЬТА. 2019. №3. С. 22-28.

13. Дворникова Е.В., Кошелева А.В. Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, №3. С. 156-160.

14. Хрипунова О.Г., Поляруш А.А., Селиванова Е.В., Лунева Е.В. Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. Т. 9, №5. С. 24-36.

15. Рус-Брюшинина И.В., Берецкая Е.А. Ценностно-смысловые характеристики дискурса учащихся современной высшей школы (на примере студентов КубГТУ) // Гуманитарные и социальные науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019. №4. С. 141-148.

16. Галлямова Д.И. Ценностные ориентации молодежи как проблема социологического исследования // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. С. 186-189.

17. Некипелов А.В. Становление личности в системе ценностей: педагогический подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, №5 (144). С. 135-142.

18. Фокина Н.Ю. Особенности самоактуализации личности современной молодежи // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 5. С. 94-98.

19. Прадчук О.И. Ценностное самоопределение как основа жизненной перспективы преподавателя и студента // Шаг в науку. 2018. № 1. С. 125-127.

20. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Морально-нравственный аспект субъективной конкурентоспо-собности молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.

2020. Т. 13, №2. С. 186-200.

21. Марищук Л.В., Брикса Ю.О. Проблема духовно-нравственных ценностей в культурно-историческом аспекте // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12, № 7. С. 90-99.

22. Михайлова Т.Н., МалановИ.А., ЦыреноваВ.Б. Содержательная сторона процесса формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. №8 (205). С. 92-97.

Статья поступила в редакцию 22.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

КОРЕПАНОВА Татьяна Олеговна и другие ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.