Научная статья на тему 'Становление позиции военного в ценностной системе курсантов'

Становление позиции военного в ценностной системе курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРЕДИКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / SOCIALIZATION / VALUE ORIENTATIONS / PREDICTORS / PROFESSIONAL IDENTITY / DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сысолятин Максим Валерьевич

Представлен краткий теоретический обзор существующих научных работ, рассматривающих проблематику социальной и профессиональной идентичности, ценностных ориентаций, а также изучающих взаимосвязь этих психологических понятий в контексте формирования социальной идентичности личности.Также изложены результаты проведенного эмпирического исследования, в частности сравнительного анализа значимости ценностей для курсантов высшего военного учебного заведения на различных этапах военно-профессиональной социализации, рассмотрена динамика интегрированности структуры их ценностных ориентаций на каждом из курсов, а также изучена зависимость военно-социальной идентичности от терминальных и инструментальных ценностей. Выборка исследования составила 255 человек, мужчины, средний стаж военной службы 3,1 года.Выявление ценностных ориентаций курсантов проведено с использованием опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, определение характеристик военной идентичности осуществлялось по усредненному показателю четырех шкал военно-социальной идентичности из разработанного нами на основе опросника гражданкой идентичности авторского опросника.Проведенные корреляционный и регрессионный анализ, а также вычисление среднего арифметического по ценностям на каждом курсе позволили выявить соответствие имеющихся в обществе представлений о личности офицера с формирующимися в процессе обучения в военном вузе ценностными ориентациями, диахронный характер интеграции структуры ценностных ориентаций на каждом из этапов военно-профессиональной социализации, а также формирование внутренней ценностной структуры личности курсанта как будущего командира. Полученные результаты могут быть использованы органами по работе с личным составом для подготовки рекомендаций командирам подразделений по формированию ценностной системы подчиненных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of military position in the valuable system of cadets

The article presents a brief theoretical review of existing scientific papers that address the problems of social and professional identity, value orientations, as well as studying the relationship of these psychological concepts in the context of the formation of social identity of an individual.It also presents the results of the conducted empirical research, in particular, a comparative analysis of the significance of values for cadets of higher military educational institutions at various stages of military-professional socialization, the dynamics of the integrated structure of their value orientations in each course are examined, and the dependence of military social identity on terminal and instrumental values. The sample of the study was 255 people, men, the average length of military service for 3.1 years.The cadets' value orientations were revealed using M. Rokich's “Value Orientations” questionnaire, the characteristics of military identity were determined using the average of four scales of military social identity from the identity questionnaire developed by us based on the questionnaire.The correlation and regression analysis, as well as the arithmetic average calculation of the values for each course, made it possible to identify the conformity of the officer’s ideas about the personality with the value orientations that are formed in the process of military-school education, the diachronic nature of the integration of the structure of value orientations at each of the military-professional stages socialization, as well as the formation of the internal value structure of the personality of the cadet as a future commander. The results obtained can be used by personnel agencies to prepare recommendations for the commanders of units on the formation of the value system of subordinates.

Текст научной работы на тему «Становление позиции военного в ценностной системе курсантов»

УДК 316.61

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.14

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ВОЕННОГО В ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ КУРСАНТОВ

М.В. Сысолятин1

Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ 410012, Россия, г. Саратов, ул. Московская, 158 E-mail: [email protected]

Аннотация

Представлен краткий теоретический обзор существующих научных работ, рассматривающих проблематику социальной и профессиональной идентичности, ценностных ориентаций, а также изучающих взаимосвязь этих психологических понятий в контексте формирования социальной идентичности личности. Также изложены результаты проведенного эмпирического исследования, в частности сравнительного анализа значимости ценностей для курсантов высшего военного учебного заведения на различных этапах военно-профессиональной социализации, рассмотрена динамика интегрированности структуры их ценностных ориентаций на каждом из курсов, а также изучена зависимость военно-социальной идентичности от терминальных и инструментальных ценностей. Выборка исследования составила 255 человек, мужчины, средний стаж военной службы - 3,1 года.

Выявление ценностных ориентаций курсантов проведено с использованием опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, определение характеристик военной идентичности осуществлялось по усредненному показателю четырех шкал военно-социальной идентичности из разработанного нами на основе опросника гражданкой идентичности авторского опросника. Проведенные корреляционный и регрессионный анализ, а также вычисление среднего арифметического по ценностям на каждом курсе позволили выявить соответствие имеющихся в обществе представлений о личности офицера с формирующимися в процессе обучения в военном вузе ценностными ориентаци-ями, диахронный характер интеграции структуры ценностных ориентаций на каждом из этапов военно-профессиональной социализации, а также формирование внутренней ценностной структуры личности курсанта как будущего командира. Полученные результаты могут быть использованы органами по работе с личным составом для подготовки рекомендаций командирам подразделений по формированию ценностной системы подчиненных.

Ключевые слова: социализация, ценностные ориентации, предикторы, профессиональная идентичность, детерминация.

1 Сысолятин Максим Валерьевич, адъюнкт кафедры «Военная педагогика и психология».

Введение

В настоящее время достаточно большое количество работ отечественных исследователей посвящено изучению вопроса формирования профессиональной идентичности военнослужащих, что, вероятно, в определенной степени связано с существующим ростом политической напряженности в современном мире и возникшей в связи с этим заинтересованностью государства в подготовке в стенах военных вузов специалистов, в полной мере соответствующим представлениям об офицере как о настоящем патриоте, профессионале своего дела, защитнике Отечества.

Рассмотрение проблематики ценностной системы личности также является сферой изучения большого количества исследователей. Ценностную сферу личности можно определить как сложную иерархическую систему, которая отвечает за образование смыслов и целей человеческого существования, а также за пути их усвоения человеком. При этом попыток изучения взаимосвязи имеющейся у личности ценностной системы с формированием военно-профессиональной идентичности не проводилось. Задачей нашего исследования явилась попытка обнаружения этой взаимосвязи и в случае ее выявления - описание ее особенностей и характеристик.

1. Обзор литературы

Развитие личности курсанта как военного профессионала неразрывно связано с имеющимися у него личностно-значимыми ориентирами, внутренней позицией [1]. При этом не стоит забывать, что в процессе социализации внутри той или иной группы личность разделяет ценности и убеждения, имеющиеся в ней [2].

А. А. Диденко, рассматривая военнослужащих как социально-профессиональную группу, основополагающей функцией которой является защита Отечества, отмечает, что на индивидуальном уровне (микроуровень) результат сформированной идентичности представляет собой принятие общественно-значимых ценностей, подлинное служение Отечеству, в звене социальных групп (мезоуровень) - сохранение кадрового ядра, передача определенного профессионального опыта от старшего поколения к младшему, на уровне же социальных институтов (макроуровень) - обеспечение надежной защиты государства и граждан от внешних и внутренних угроз, тем самым качественное выполнение основной функции армии как таковой [3].

По мнению А.В. Созонника, в процессе военно-профессиональной социализации в социально-психологической структуре личности происходят серьезные сдвиги, меняется соотношение различных социальных установок, ценностей, возникают новые потребности и устремления. Потенциальный уровень социализации включает волевые усилия, позволяющие преодолеть трудности военно-

профессиональной деятельности, противоречия личностного и общественного характера; активность в овладении видами и формами военно-профессиональной деятельности, обеспечивающей социализацию в меняющихся социальных условиях. Автор раскрывает содержание военно-профессиональной социализации как «усвоение роли офицера: профессионала, командира, воспитателя, предполагающее формирование таких ценностей, установок, свойств и такой активности, которые позволили бы непрерывно и твердо руководить подчиненными и подразделениями в любой обстановке, поддерживать высокий боевой дух, быть примером мужества и бесстрашия» [4].

Р.М. Шамионов, рассматривая идентичность наряду с социальными представлениями в структуре самосознания, считает, что они «выполняют определенные регулятивные и поведенческие функции, реализация которых и обусловливает специфику социальных связей» [5]. Иначе говоря, целостная идентичность и ее составляющие являются важнейшими регуляторами последовательного поведения военнослужащего, которое может проявляться не только на уровне несения службы, но и в любых обстоятельствах повседневной жизни. По нашему предположению, военная идентичность выступает центральной в структуре зрелой идентичности военнослужащего, и все другие ее категории находятся в подчиненном положении по отношению к ней.

Развитие понятия ценностных систем связано с необходимостью комплексного изучения ценностной ориентации личности, попыткой рассмотреть ценности личности во взаимосвязанной системе. Ценностная система возможна при рассмотрении ценностей в их иерархической представленности, поэтому мы и говорим именно о системе, а не о наборе ценностей. Именно значимость, сопод-чиненность между собой более и менее значимых ценностей позволяют трактовать весь набор ценностей в упорядоченной системе. Таким образом, ценностная система есть упорядоченная структура ценностей личности [6].

Само понятие «ценность» в психологической науке имеет множество трактовок. Так, М. Рокич определяет ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [7].

Б. Т. Лихачев наряду с нормами и идеалами рассматривал ценности как важнейшие компоненты человеческой культуры, «существование которых укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно должное» [8].

Сам механизм формирования личностных ценностей рядом исследователей рассматривается как процесс интериоризации ценностей социальных; осознание некоего предмета или явления как общественной ценности способствует восприятию его как ценности личностной [9].

Представляя собой «мост» между субъективным миром личности и окружающей ее объективной реальностью, ценностные ориентации являются важнейшим индикатором личностного роста. «Система ценностных ориента-ций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сфор-мированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности» [10].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [11].

Как мы уже писали выше, несмотря на то, что изучением ценностных ориентаций офицерских кадров занимались такие исследователи, как Д.И. Белоцерковец [12], Л.В. Марищук, Ю.О. Брикса [13], Н.П. Скрипкин [14], П.П. Махиня [15], А.А. Борщ [16], проблематика взаимосвязи военной идентичности и ценностных ориентаций курсантов в современной науке остается практически не изученной.

2. Материалы и методы

Выборка исследования составила 255 человек, из них курсанты 1-го курса - 51 человек (средний возраст - 18 лет, SD-0,53), 2-го курса - 52 человека (средний возраст - 19,4 года, SD-0,60), 3-го курса - 50 человек (средний возраст - 19,9 года, SD-0,61), 4-го курса - 50 человек (средний возраст - 21,3 года, SD-0,44), 5-го курса - 52 человека (средний возраст - 22,5 лет, SD-0,69), мужчины, средний стаж военной службы - 3,1 года.

Для выявления ценностных ориентаций курсантов использовался опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича, характеристики военной идентичности определялись по усредненному показателю четырех шкал военно-социальной идентичности из разработанного нами опросника на основе опросника гражданкой идентичности. Проверка надежности полученных шкал показала высокий уровень согласованности опросника. Альфа Кронбаха составляет от 0,77 до 0,83, общий показатель 0,84, что соответствует высокому уровню.

Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета SPSS 19, проводился корреляционный и регрессионный анализ, а также вычислялось среднее арифметическое по ценностям на каждом курсе.

3. Результаты исследования

Обратимся к результатам ранжирования ценностей курсантов на всех этапах военно-профессиональной социализации и рассмотрим основные тенденции их перемещений.

Как видно из табл. 1, в матрице терминальных ценностей курсантов на всех этапах социализации абсолютной ценностью является ценность здо-

ровье (физическое и психическое). Основные изменения касаются ценностей другого рода. Неизменно высокие позиции в системе ценностных ориентаций курсантов занимают такие ценности, как наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Весьма примечательно, что к 5-му курсу более высокое значение приобретают такие ценности, как продуктивная жизнь (на 1-м курсе - 11-е место, на 5-м курсе - 7-е), жизненная мудрость (1-й курс -10-е место, 5-й курс - 5-е). При этом такая ценность, как материально обеспеченная жизнь, начиная со 2-го курса теряет свою значимость (1-й курс - 2-е место, 2-й курс - 11-е место, 5-й курс - 10-е место). Стабильно низка значимость в течение всего периода обучения таких ценностей, как свобода, счастье других, развлечения и особенно творчество, занимающее последнее место на всех этапах социализации. Таким образом, можно сделать вывод, что к 5-му курсу система ценностных ориентаций курсантов приобретает черты зрелости, направленности на развитие, наставничество. Происходит снижение значимости материальных ценностей и усиление конструктивно-бытийных ценностей.

В структуре инструментальных ценностей абсолютной ценностью, занимающей первое место в течение всего периода военной социализации, является воспитанность. Довольно высокую степень значимости вне зависимости от периода социализации демонстрируют ценности твердая воля и образованность, в то время как ценность исполнительность демонстрирует высокую значимость на начальном и завершающем этапах социализации, на промежуточных этапах происходит ее сильное снижение. Это позволяет предположить различное понимание этой ценности на разных этапах социализации: в начале это ценность подчиненного, для которого важно «беспрекословно, точно и в срок» выполнить поставленную задачу, а на завершающем этапе социализации в военном вузе она важна с точки зрения руководителя, для которого значима ответственность и дисциплинированность его подчиненных.

Наиболее значимые ранговые изменения в системе ценностных ориента-ций курсантов претерпевает ценность аккуратность, которая с восьмого места поднимается до второго, исходя из чего можно сделать вывод, что усвоение данной ценности в период обучения военном вузе проходит очень активно. Так же сильно изменяется в процессе социализации значимость таких ценностей, как высокие запросы (17-е место на первом курсе, 13-е на выпускном), жизнерадостность (10-е и 5-е места на 1-м и 5-м курсах соответственно), с 4-го до 8-го места снижается значимость такой ценности, как ответственность, с 11-го до 16-го - рационализм, с 7-го до 11-го - смелость в отстаивании своего мнения. В свою очередь, значимость ценности широта взглядов возрастает (происходит смена ранга с 16-го до 10-го места). Остается

низкой вне зависимости от этапа социализации значимость таких ценностей, как честность и эффективность в делах, демонстрируя даже небольшое снижение в ходе процесса социализации. Наименее значимой ценностью на всем протяжении социализации является чуткость.

Таким образом, в системе инструментальных ценностей происходит выдвижение на более высокий уровень ценностей «жизнерадостность» и «широта взглядов», «исполнительность», «аккуратность» при постоянстве высокой значимости ценностей «воспитанность» и «образованность».

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что на завершающем этапе военно-профессиональной социализации система ценностных ориен-таций соответствует общепринятым представлениям об офицере, при этом имея выраженную направленность на самосовершенствование и наставничество.

Таблица 1

Результаты ранжирования ценностей

Терминальные ценности Ранги по курсам Инструментальные ценности Ранги по курсам

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Активная жизнь 8 6 8 8 11 Аккуратность 8 6 2 2 2

Жизненная мудрость 10 5 5 3 5 Воспитанность 1 1 1 1 1

Здоровье 1 1 1 1 1 Высокие запросы 17 15 15 14 13

Интересная работа 6 9 11 6 8 Жизнерадостность 10 4 10 7 5

Красота природы и искусства 16 15 17 15 17 Исполнительность 3 12 12 13 3

Любовь 7 4 3 5 6 Независимость 9 10 7 8 9

Обеспеченная жизнь 2 11 7 7 10 Непримиримость к недостаткам 14 14 14 15 14

Наличие верных друзей 3 2 4 2 3 Образованность 5 3 4 5 4

Общественное признание 13 14 13 11 12 Ответственность 4 2 3 4 8

Познание 12 10 13 13 13 Рационализм 11 9 9 10 16

Продуктивная жизнь 11 12 10 12 7 Самоконтроль 2 7 11 3 6

Развитие 5 7 9 10 4 Смелость в отстаивании мнения 7 8 6 9 11

Развлечения 15 17 16 14 16 Твердая воля 6 5 5 6 7

Свобода 14 13 14 16 14 Терпимость 12 11 8 11 12

Счастливая семейная жизнь 4 3 2 4 2 Широта взглядов 16 13 13 12 10

Счастье других 17 16 15 17 15 Честность 13 16 16 16 15

Творчество 18 18 18 18 18 Эффективность в делах 15 17 17 17 17

Уверенность в себе 9 8 6 9 9 Чуткость 18 18 18 18 18

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить на каждом из этапов военно-профессиональной социализации наиболее важные, ядерные ценности, а также проследить динамику интегрированности структуры ценностных ориентаций курсантов.

На разных этапах военно-профессиональной социализации личности структуру ценностных ориентаций составляют различные ценности. Ядерным компонентом этой структуры на 1-м курсе является ценность жизненная мудрость (4 высокозначимых связи), что, вероятно, обуславливается выходом вчерашних школьников из-под родительского крыла и началом самостоятельной жизни, тем более в условиях военного вуза, где их успешность зависит от них самих, их способности принимать правильные и взвешенные решения. Эта же ценность сохраняет свою значимость и на 2-м курсе, в дополнение к ней на передовые позиции в системе ценностных ориентаций выходят такие ценности, как интересная работа, красота природы и искусства (по 5 высокозначимых связей). Возможно, это связано с осознанием курсантами своей профессиональной принадлежности и появившимися после прохождения стажировки более конкретными представлениями о своей будущей служебной деятельности. Ограниченность же свободы в условиях военного института, однообразие армейского быта приводят к некоему дефициту переживаний, связанных с восприятием природы и искусства. На 3-м курсе центральную позицию занимает ценность развитие (5 высокозначимых связей), относящаяся по классификации Рокича к ценностям профессиональной само-реализациии, что, возможно, связано с достижением курсантами на данном этапе середины курса обучения и сопоставлением уровня собственных знаний, полученных за прошедший период обучения, и уровня ответственности, возложенной на них по выпуску. На 4-м курсе ядерными ценностями становятся любовь и счастливая семейная жизнь (6 и 5 высокозначимых связей соответственно). По нашему мнению, это связано с достижением эффекта общей социализации - семейного самоопределения курсантов. На выпускном же курсе на центральное место выходят здоровье, любовь, счастье других и творчество (по 7 высокозначимых связей). И если первые три ценности относятся к общепринятым и характеризуют выпускников как сформировавшиеся, гармонично развитые личности, то творчество, являющееся по классификации Рокича ценностью абстрактной, возможно, будет правильно рассматривать как некую самостоятельность, независимость выпускника в выборе методов работы с подчиненными. Эти данные согласуются с исследованиями С.Б. Пашкина и Г.Ю. Иконниковой, свидетельствующими, что у молодых офицеров преобладают в структуре ценностных ориентаций общечеловеческие и духовные ценности [17].

Уверенность в себе Творчество Счастье других Свобода Развлечения Развитие Продуктивная жизнь Материально обеспеченная жизнь Красота природы и искусства Жизненная мудрость 1-й курс

-0,105 -0,245 о -0,108 -0,249 -0,206 0,008 ■ и» т * 0,12 •л -4 * * Активная жизнь

-0,148 ■ К) чо о * и» -4 -4 * * ■ К) 00 о * ■ и» 4- т » -0,162 -0,237 -0,198 0,204 1 Жизненная мудрость

о -0,146 0,162 0,193 ■ и» 00 чо * * 0,161 0,09 -0,216 ■ V * * 1 Здоровье

■ О О о о о 4^ -0,062 ■ о о * * 0,15 -0,084 -0,167 -0,092 0,051 1 Интересная работа

■ и» 00 00 * * 0,243 -0,095 -0,264 0,185 ■ V -4 * * ■ и» о -4 * 0,158 1 1 Красота природы и искусства

-0,238 0,145 -0,247 0,062 к» 00 чо * -0,156 -0,173 1 1 1 Материально обеспеченная жизнь

-0,039 ы о к» * 0,085 ■ и» -4 4- * * 0,06 -0,176 ■ и» -4 т » » 1 1 1 Общественное признание

0,165 1 и» чо 4- * * -0,162 0,182 0,015 с*> 00 * 1 1 1 1 Продуктивная жизнь

-0,025 0,219 ■ и» с*> * -0,032 1 1 1 1 1 1 Развлечения

О

н

■а

V!

Я н

V!

■а с

ге Я

я о п н я

Е й о ■а

п

я

н »

с

Я

»

■а

п п

&

г: -к й I о

Таблица 3

Структура ценностных орнентацнй на 2-м курсе

2-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное признание Развитие

Активная жизнь - - - - - - - - -

Жизненная мудрость ,410** - - - - - - - -

Интересная работа 0,12 ,290* - - - - - - -

Красота природы и искусства -0,012 -,277* 0,134 -,320* - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любовь -0,195 -0,142 0,128 -,405** ,371** - - - -

Материально обеспеченная жизнь -0,231 -,310* -0,071 0,05 0,213 - - - -

Наличие хороших и верных друзей -0,204 -,406** 0,141 -,355** 0,016 0,064 - - -

Общественное признание -0,021 0,045 -0,057 ,332* 0,084 0,031 -0,162 - -

Познание -,302* -,337* -0,076 0,005 ,369** 0,241 0,013 0,084 -

Продуктивная жизнь -0,134 -0,024 -,401** -0,022 0,008 0,103 -0,041 0,117 -

Развитие 0,052 0,202 -0,179 0,229 -,279* -0,04 -,406** -0,079 -

Развлечения -0,202 -0,139 -0,065 0,001 -0,089 -0,006 ,290* -0,014 -,278*

Свобода -0,014 0,092 -0,134 -0,184 -0,264 -,382** 0,067 -,282* -0,068

Счастливая семейная жизнь -,301* -0,233 0,084 -0,148 -,281* -0,189 ,385** -,363** -0,074

Счастье других -0,039 -0,082 -0,001 -,296* 0,096 -0,158 0,231 -0,057 -,491**

Уверенность в себе -0,016 0 0,015 -0,089 -,466** -0,248 -0,09 -0,197 0,014

Творчество Счастье других Счастливая семейная жизнь Свобода Развитие Продуктивная жизнь Любовь Красота природы и искусства 3-й курс

-0,257 ■ ■и * -0,026 0,043 0,071 0,059 -0,182 0,044 Активная жизнь

-0,121 -0,067 -0,095 -0,173 -0,106 ■ н-' н-' * * 0,019 0,063 Жизненная мудрость

0,018 -0,207 -0,146 -0,168 ■ о о -0,22 о "о ,335* Здоровье

-0,108 ■ -0,258 -,298* -0,026 -0,216 -0,076 0,172 Интересная работа

0,138 -0,245 -0,208 -0,075 ■ ы оо * * ■ о --4 * * ,285* 1 Красота природы и искусства

0,109 0,099 ,286* -0,096 -,299* ■ 1—' с\ * * 1 1 Любовь

-0,212 -0,224 -0,18 0,013 ■ ы н-' * * -0,112 1 1 Материально обеспеченная жизнь

■ ы оо н-' * -0,245 ■ ■и о * * -0,247 -и * * ,301* 1 1 Познание

-0,165 ■ -0,11 -0,027 с\ (71 * * 1 1 1 Продуктивная жизнь

с\ (71 * * 1 1 1 1 1 1 1 Счастье других

О

н

•а

V!

я н

V!

•а

»

с

п Я

я о п н я

Е й о •а я

п

я

н »

с

Я

»

•а

п п

&

г:

-к »

Уверенность в себе Творчество Счастье других Счастливая семейная жизнь Свобода Развлечения Развитие Продуктивная жизнь Познание Общественное признание Наличие хороших и верных друзей Материально обеспеченная жизнь Любовь 4-й курс

-0,183 -0,265 -0,165 -0,204 -0,063 0,038 ■ о -0,073 ■ ы чо ■и * 0,158 -0,18 -0,015 -,280* Активная жизнь

■ о о * * ■ о 00 0,083 ■ о -и * -0,207 0,053 ■ ы чо с\ * -0,058 0,21 -0,067 ■ оо * * 0,059 -0,064 Жизненная мудрость

-0,251 1 н-' ■и * * 0,094 1 (71 * -0,097 -0,236 0,087 -0,224 0,084 -0,234 -0,104 0,156 0,107 Здоровье

■ и) н-' оо * -0,032 0,112 -0,065 ■ с\ --4 * * -0,032 -0,067 -0,12 -0,026 0,021 -0,082 0,084 0,117 Интересная работа

■ --4 О * * 0,267 оо (71 * * ■ о С\ * * 0,176 -0,072 -0,249 -0,173 -0,188 -0,035 ■ о с\ * * 0,069 -0,193 Красота природы и искусства

-0,039 0,036 -0,062 чо * * ■ ■ С\ --4 * * -0,201 ■ 'л н-' оо * * ■ н-' (71 * ■ ы оо * -0,063 -и С\ * 1 Любовь

-0,238 -0,266 -,282* -0,101 0,099 0,105 -,287* ■ и) --4 оо * * -0,051 -0,005 ■ с\ оо * * 1 1 Материально обеспеченная жизнь

,336* 0,089 -0,226 0,255 ■ -0,245 -и н-' ы * * 0,138 0,03 -0,075 1 1 1 Наличие хороших и верных друзей

-0,017 -0,132 -0,038 ■ ш о * -0,04 0,127 -0,005 0,251 -0,037 1 1 1 1 Общественное признание

0,126 ■ ш чо * -0,069 -0,254 -0,116 0,029 0,273 ,288* 1 1 1 1 1 Познание

О

н

■а

V!

Я н

V!

■а с

ге Я

я о п н я

Е й о ■а

п

я

н »

с

Я

»

■а

п п

&

г: -к й о,

Уверенность в себе Творчество Счастье других Счастливая семейная жизнь Свобода Развлечения Развитие Продуктивная жизнь Познание Общественное признание Наличие хороших и верных друзей Материально обеспеченная жизнь Любовь Красота природы и искусства Здоровье Жизненная мудрость 5-й курс

0,039 ■ о -0,007 ■ -и чо * 0,023 -0,073 -0,06 -0,13 -0,128 -0,255 ■ -и -и * 0,036 0,023 ■ о 0,262 ,317* Активная жизнь

0,203 1 о ■ (71 оо * * 1 -0,093 ■ н-' оо * ■ о ■ (71 * -0,092 ■ ы ■и * * -0,023 0,018 0,047 0,071 -и (71 * * 1 Жизненная мудрость

0,221 1 1—' * ■ ■и чо * * 0,053 ■ ы чо (71 * ■ С\ ы 1—' * * -0,216 0,247 -0,196 1 ■ о о * 0,189 чо С\ * * ■ -и чо * 1 1 Здоровье

-0,203 1 о ■и * -0,148 0,116 ■ Ш * * -0,004 -0,135 -0,059 ■ н-' * * ,331* 0,047 -и С\ о * * ,306* -0,16 1 1 Интересная работа

0,172 0,061 (71 --4 * * ■ ы с\ * * 0,041 0,155 -0,043 -,298* 0,201 ■ ш ы * * 0,213 1 ы оо * -0,245 1 1 1 Красота природы и искусства

-0,051 ■ ы --4 (71 * ■ ы оо ш * 1—' ы * * ■ С\ оо (71 * * ■ * * -0,224 0,141 -0,102 -0,001 ■ оо * * ,279* 1 1 1 1 Любовь

-0,129 ■ 1—' ■и * * ■ о оо * * -0,021 -0,163 -0,098 ■ ■и ы * -0,026 -0,255 0,196 -0,128 1 1 1 1 1 Материально обеспеченная жизнь

0,043 -0,176 -0,112 -0,036 -и ы чо * * 0,086 0,109 ■ 1л чо (71 * * 0,082 0,006 1 1 1 1 1 1 Наличие хороших и верных друзей

0,066 оо --4 * * -0,02 0,14 1 ы (71 * -0,07 0,031 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Продуктивная жизнь

■ 1л н-' чо * * ш чо * * -и (71 * * -0,248 ,314* 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Развлечения

-0,254 0,031 1 с\ 1—' * * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Счастливая семейная жизнь

О

н

■а

V!

Я н

V!

■а с

ге Я

я о п н я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е й о ■а

п

я

н »

с

Я

»

■а

п п

&

г:

-к »

о\

Из результатов проведенного корреляционного анализа следует, что каждый переход на новый этап военно-профессиональной социализации сопровождается усилением или снижением интеграции структуры ценностных ориентаций. Так, на 1-м и 3-м курсе выявлены наименее интегрированные структуры (высокозначимые корреляции составляют 12,4 и 11,1 % соответственно), на 2-м курсе высокозначимые корреляции составляют 18,3 %, на 4-м и 5-м курсах - 19,6 и 30,7 % от общего количества корреляций соответственно. Как можно заметить, после первого курса происходит подъем интеграции структуры ценностных ориентаций, после второго - спад, затем вновь подъем и резкий скачок на пятом курсе.

Анализируя весь период социализации в условиях военного вуза, можно проследить такие корреляционные связи, как активная жизнь (6 высокозначимых связей), жизненная мудрость (7), любовь (6), свобода (6), счастливая семейная жизнь (6). Интересным представляется тот факт, что активная жизнь и свобода при проведении анализа по курсам ни на одном из этапов социализации в число наиболее значимых ценностей не входят, являясь таковыми при рассмотрении всей выборки в целом. Соответственно значимость этих ценностей на каждом из курсов по сравнению с другими относительно низка, но совокупная значимость их в течение всего периода социализации в военном вузе позволяет им превалировать над множеством других ценностей.

В результате проведенного регрессионного анализа, в котором терминальные и инструментальные ценности выступали в качестве предикторов военно-социальной идентичности, выявлены определенные зависимости.

При рассмотрении терминальных ценностей на первом курсе детерми-нантой идентичности выступила значимость ценности красота природы и искусства (Р=-0,302), объясняющая 9 % [ДЯ2=0,09, Б=4,92, р<0,001] вариаций данной переменной. Иными словами, наличие ценности «красота природы и искусства» у курсантов первого курса положительно влияет на формирование военной идентичности.

На втором курсе 7 % дисперсии обратно обуславливалось ценностью развлечения [Р=0,28, ДЯ =0,07, Б=4,24, р<0,001]. Таким образом, ценность «развлечения» на данном этапе снижает уровень идентичности.

На третьем курсе соответствующей предикции военной идентичности терминальными ценностями не выявлено.

Военная идентичность курсантов 4-го курса обусловлена значимостью ценностей развитие (Р=-0,329) и творчество (Р=-0,245). Подрывает ее значимость ценности развлечения (Р=0,413). В совокупности этими переменными объясняются 38 % [ДЯ =0,38, Б=9,466, р<0,001] дисперсии. На данном этапе военно-профессиональной социализации ценности «развитие» и «творчество» способствуют формированию военной идентичности, а ценность «развлечение» влияет на него негативно.

Таблица 7

Структура ценностных орнентацнй за весь период обучения

Весь период Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Общественное признание Познание Развитие

Жизненная мудрость ,306** - - - - - - - - -

Любовь -,131* 0,02 0,111 0,004 0,024 - - - - -

Материально обеспеченная жизнь -0,101 -0,098 0,061 ,157* 0,046 0,097 - - - -

Наличие хороших и верных друзей -,194** -,208** -0,081 -0,016 -0,027 -0,108 -0,07 - - -

Общественное признание -0,03 -,124* -,138* ,191** -0,09 -0,122 0,116 - - -

Познание -0,12 -0,049 -0,02 -0,114 0,073 -,157* -0,038 -0,065 - -

Продуктивная жизнь -0,07 -,224** -0,109 -,129* -,236** -,230** -0,095 0,072 ,125* -

Развитие -0,068 -0,111 -0,022 -0,013 -,294** -,199** -,236** -0,063 ,172** -

Развлечения -,164** -,211** -,212** 0,016 0,058 -,247** 0,113 0,038 0 -,143*

Свобода -0,024 -,132* -0,085 -,348** -0,095 -,243** -0,116 -,189** -,160* 0,07

Счастливая семейная жизнь -,214** -,185** -0,107 -0,079 -,299** ,256** -0,083 -,123* -,187** -0,111

Счастье других -0,088 -0,016 -0,077 -,145* 0,122 -0,072 -,283** -0,053 -0,08 -дзз*

Творчество -,189** -,135* -,172** -0,112 0,114 -0,067 -,202** -0,103 -0,094 -0,031

Уверенность в себе -0,087 -0,038 -0,008 -0,122 -,280** -0,045 -,213** -,142* -0,025 -0,023

На пятом курсе идентичность положительно детерминируется такими ценностями, как счастливая семейная жизнь (Р=-0,306) и творчество (Р=-0,511). Отрицательно детерминирующими оказались развитие (Р=0,457), свобода (Р=0,251), продуктивная жизнь (Р=0,607), наличие хороших друзей (Р=0,29), уверенность в себе (Р=0,207) и счастье других (Р=0,268). Совокупная обусловленность зависимой переменной этими предикторами составляет 73 % [ДК =0,73, F=14,767, р<0,005]. Соответственно, чем выше значимость ценностей «счастливая семейная жизнь» и «творчество», тем выше уровень военно-профессиональной идентичности, а значимость ценностей «развитие», «свобода», «продуктивная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «счастье других» и «уверенность в себе» снижает уровень идентичности.

Таким образом, практически на всех этапах военно-профессиональной социализации положительное влияние на формирование военной идентичности оказывают абстрактные ценности, имеющие эстетическую направленность, при этом если на начальном этапе социализации они носят более созерцательный (пассивный) характер, то на завершающем этапе становятся более активными. Примечательно, что и для первоначальных, и для завершающих этапов социализации в стенах военного вуза наличие значимой ценности «развлечения» оказывает негативное влияние на формирование военной идентичности.

Рассмотрим в качестве предикторов военно-профессиональной идентичности инструментальные ценности. На первом курсе формирование военной идентичности обусловлено ценностью исполнительность

[Р=-0,329, ДК=0,10,

F=5,96, р<0,001]. Таким образом, наличие ценности «исполнительность» способствует формированию идентичности у курсантов первого курса.

На втором курсе 26 % [ДК =0,26, F=8,89, р<0,005] дисперсии идентичности обуславливаются ценностями независимость (Р=0,428) и честность (Р=0,343). Иначе говоря, ценности «независимость» и «честность» снижают выраженность идентичности.

У курсантов третьего курса детермининантой идентичности является ценность жизнерадостность [Р=0,425, ДК =0,18, F=10,57, р<0,005]. Однако наличие этой ценности негативно влияет на формирование военной идентичности, что можно считать неудивительным, учитывая общую кризисность этого этапа военно-профессиональной социализации.

Четвертый курс характеризуется наибольшим количеством инструментальных ценностей, выступающих в качестве детерминант военной идентичности [ДК =0,44, F=12,52, р<0,005]. Так, ответственность (Р=-0,292) и чуткость (заботливость) (Р=-0,24) положительно влияют на формирование идентичности, а высокие запросы (Р=0,431) оказывают отрицательное влияние.

На 5-м курсе ценность рационализм [Р=-0,371, ДК =0,13, F=7,96, р<0,005] способствует формированию военно-профессиональной идентичности.

Анализируя полученные результаты, можно заметить снижение важности ценностей, характерных для подчиненного, обучаемого, и рост значимости ценностей руководителя, для которого важно уметь принимать обдуманные решения. Неоднозначные результаты, показанные на втором курсе, можно объяснить тем, что военную идентичность на данном этапе военно-профессиональной социализации некорректно рассматривать как идентичность зрелого воина, это идентичность курсанта-второкурсника, пытающегося все еще адаптироваться, приспособиться к среде военного вуза.

Обсуждение и заключение

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что система ценностных ориентаций курсантов к моменту завершения социализации в военном институте приходит в соответствие с общепринятыми представлениями об офицере, при этом в процессе военно-профессиональной социализации формируется выраженная направленность на самосовершенствование и наставничество.

Анализ динамики интеграции структуры ценностных ориентаций показал, что каждый переход на новый этап военно-профессиональной социализации сопровождается ее усилением или снижением. Так, завершение первого курса характеризуется подъемом интеграции структуры ценностных ориен-таций, второго - спадом, затем следует подъем и резкое увеличение на выпускном курсе. Изучение же всего периода социализации в условиях военного вуза показало высокую значимость тех ценностей, которые ни на одном из этапов социализации в число наиболее значимых не входят.

Рассмотрение ценностей в качестве предикторов военно-профессиональной идентичности позволило выявить положительное влияние на формирование военной идентичности абстрактных ценностей, имеющих эстетическую направленность, а также постепенный переход от ценностей подчиненного к ценностям руководителя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мальчинский Ф.В., Некрасов С.Д. Взаимосвязь семейной идентичности и системы ценностей курсанта военного вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - Майкоп, 2010. - № 1.

2. Солодова В.А. Социальная идентичность и жизненные ценности человека // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - Иркутск, 2013. - № 46. - С. 11-14.

3. Диденко А.А., Диденко И.В. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2013. - № 4 (55). - С. 3-7.

4. Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2016. - № 1 (64). - С. 12-17.

5. Шамионов Р.М., Никитенко П.Д. Соотношение идентичности и представлений о мире в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. Т. 1. - Саратов, 2008. - С. 48-53.

6. Тазов П.Ю. Ценностная система личности в социокультурной динамике // Научные проблемы гуманитарных исследований. - М., 2010. - № 4. - С. 216-219.

7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - С. 4.

8. Лихачев Б. Т. Методы воспитания в системе целостного педагогического процесса и психологическое воздействие // Психологический журнал. - 1987. - № 4. -С. 141-146.

9. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учеб. пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.

10. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.

11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 с.

12. Белоцерковец Д.И. Понятия ценностей и ценностных ориентаций будущего офицера: трансформация ценностей в процессе обучения // Сб. ст. науч.-практ. конф. «Приоритеты педагогики и современного образования». - Пенза: Изд-во МЦНС «Наука и просвещение», 2018. - С. 145-148.

13. Марищук Л.В., Брикса Ю.О. Сущность ценностных ориентаций в военно-профессиональной деятельности офицера // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Вольск, 2017. - Т. 11, № 9. - С. 76-78.

14. Скрипкин Н.П. Ценностные ориентации как элемент в структуре личности офицера // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - № 54-8. - С. 35-42.

15. Махиня П.П. Ценностные ориентации как аксиологический вектор становления офицера // Сб. ст. науч.-практ. конф. «Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие». - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 29-32.

16. Борщ А.А. Ценностные ориентации в структуре личности офицера внутренних войск МВД России // Гуманитарные проблемы военного дела. - Новосибирск, 2015. - № 3(4). - С. 107-109.

17. Пашкин С.Б., Иконникова Г.Ю., Куриленко Я.С. Результаты исследования ценностных ориентаций офицеров вооруженных сил Российской Федерации с различным стажем военной службы // Научные проблемы военно-системных исследований: Сб. науч. трудов. - СПб, 2017. - С. 330-346.

Поступила в редакцию 02.03.2019 В окончательном варианте 10.04.2019

UDC 316.61

FORMATION OF MILITARY POSITION IN THE VALUABLE SYSTEM OF CADETS

M. V. Sysolyatin1

Saratov military order Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of Russia 158, Moskovskaya st., Saratov, Russia, 410012 E-mail: [email protected]

1 Maksim V. Sysolyatin, Adjunct of Military Pedagogy and Psychology Department.

194

Abstract

The article presents a brief theoretical review of existing scientific papers that address the problems of social and professional identity, value orientations, as well as studying the relationship of these psychological concepts in the context of the formation of social identity of an individual.

It also presents the results of the conducted empirical research, in particular, a comparative analysis of the significance of values for cadets of higher military educational institutions at various stages of military-professional socialization, the dynamics of the integrated structure of their value orientations in each course are examined, and the dependence of military social identity on terminal and instrumental values. The sample of the study was 255people, men, the average length of military service for 3.1 years. The cadets ' value orientations were revealed using M. Rokich's "Value Orientations " questionnaire, the characteristics of military identity were determined using the average offour scales of military social identity from the identity questionnaire developed by us based on the questionnaire.

The correlation and regression analysis, as well as the arithmetic average calculation of the values for each course, made it possible to identify the conformity of the officer 's ideas about the personality with the value orientations that are formed in the process of military-school education, the diachronic nature of the integration of the structure of value orientations at each of the military-professional stages socialization, as well as the formation of the internal value structure of the personality of the cadet as a future commander. The results obtained can be used by personnel agencies to prepare recommendations for the commanders of units on the formation of the value system of subordinates.

Key words: socialization, value orientations, predictors, professional identity, determination.

REFERENCES

1. Malchinsky F. V., Nekrasov S.D. Vzaimosvyaz semeynoy identichnosti i sistemy tsen-nostey kursanta voyennogo VUZa [The relationship of family identity and value system of a cadet of a military university]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya 3: pedagogika i psikhologiya, 2010, no. 1.

2. Solodova V.A. Sotsialnaya identichnost i zhiznennyye tsennosti cheloveka [Social identity and life values of a person]. Sbornik konferentsiy NITs Sotsiosfera [SIC Collection of Sociosphere], Irkutsk, 2013, no. 46, pp. 11-14.

3. Didenko A.A., Didenko I.V. Professional'naya identichnost' voennosluzhashchih vnu-trennih vojsk MVD Rossii. [Professional identity of servicemen of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia] Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2013, no. 4 (55), pp. 3-7.

4. Sozonnik A. V. Formirovanie professional'noj identichnosti kursanta na raznyh ehtapah professional'noj socializacii. [Formation of professional identity of a cadet at different stages of professional socialization]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2016, no. 1 (64), pp. 12-17.

5. Shamionov R.M., Nikitenko P.D. Sootnoshenie identichnosti i predstavlenij o mire v processe professional'noj socializacii kursantov voennogo vuza. [The ratio of identity and ideas about the world in the process of professional socialization of cadets of the military university]. Uchenye zapiski. Ser. Psihologiya. Pedagogika, 2008, vol. 1, pp. 48-53.

6. Tazov P.Y. Tsennostnaya sistema lichnosti v sotsiokul'turnoy dinamike [The personality value system in socio-cultural dynamics]. Nauchnyye problem gumanitarnykh is-sledovaniy, 2010, no 4, pp. 216-219.

7. Leont'yev D.A. Metodika izucheniya tsennostnykh oriyentatsiy [The method of studying value orientations]. Moscow, 1992, 4 p.

8. Likhachev B.T. Metody vospitaniya v sisteme tselostnogo pedagogicheskogo protsessa i psikhologicheskoye vozdeystviye [Methods of education in the system of a holistic pedagogical process and psychological impact]. Psikhologicheskiy zhurnal. 1987. no 4. pp. 141-146.

9. Seryy A.V., Yanitskiy M.S. Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti [Value-semantic sphere of the personality]. Uchebnoye posobiye. 1999. Kemerovo. 92 p.

10. Kogan L.N. Tsel' i smysl zhizni cheloveka [The purpose and meaning of human life]. 1984. Moscow: Mysl' Publ. 252 p.

11. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti, interesy, tsennosti. [Needs, interests, values]. 1986. Moscow, 222 p.

12. Belotserkovets D.I. Ponyatiya cennostej i cennostnyh orientacij budushchego oficera: transformaciya cennostej v processe obucheniya [Concepts of values and value orientations of the future officer: transformation of values in the learning process]. Sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii «Prioritety pedagogiki i sovremennogo obra-zovaniya» [Collection of articles of the scientific-practical conference "Priorities of pedagogy and modern education"], 2018, Penza, pp. 145-148.

13. Marishchuk L.V., Brix Yu.O. Sushchnost' cennostnyh orientacij v voenno-professional'noj deyatel'nosti oficera [The essence of value orientations in the military-professional activity of an officer]. Aktual'nye problem gumanitarnyh i social'no-ehkonomicheskih nauk, 2017, vol. 11, no. 9, Vol'sk, pp. 76-78.

14. Skripkin N.P. Cennostnye orientacii kak ehlement v structure lichnosti oficera [Values as an element in the structure of the officer's personality]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 54-8, pp. 35-42.

15. Makhinya P.P. Cennostnye orientacii kak aksiologicheskij vector stanovleniya oficera [Value orientations as an axiological vector of officer formation]. Sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii «Professional'nye kompetencii gosudarstvennyh sluzhashchih: formirovanie i razvitie» [Collection of articles of the scientific-practical conference "Professional competencies of civil servants: formation and development"], Voronezh, 2016 pp. 29-32.

16. Borsch A.A. Cennostnye orientacii v structure lichnosti oficera vnutrennih vojsk MVD Rossii [Value orientations in the personality structure of the officer of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Gumanitarnye problem voennogo dela, 2015, no. 3(4), Novosibirsk, pp. 107-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Pashkin S.B., Ikonnikova G.Y., Kurylenko Y.S. Rezul'taty issledovaniya cennostnyh orientacij oficerov vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii s razlichnym stazhem voen-noj sluzhby [The results of the study of the value orientations of officers of the armed forces of the Russian Federation with various military service experience], St. Petersburg, 2017.pp. 330-346.

Original article submitted 02.03.2019 Revision submitted 10.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.