Научная статья на тему 'Cтановление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования'

Cтановление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМОГЕНЕЗ ЦЕННОСТЕЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / INITIAL TEACHER EDUCATION / STUDENTS / SYSTEMOGENESIS OF VALUES / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович, Ходырев Александр Михайлович

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема реализации аксиологического подхода в образовании. Сущность состоит в том, что ценностные ориентиры должны определять смысл, обоснованность и направленность педагогических преобразований, так как ценности выполняют функцию базовых норм и принципов, формирующих сознание и поведение людей в обществе. Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время не существует комплексных, фундаментальных работ, рассматривающих системогенез ценностей педагогического образования и динамику ценностных ориентаций студентов вуза. В связи с этим цель исследования определить особенности становления системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования. Методология. Исследование осуществлялось с использованием взаимосвязанного комплекса из системогенетического и аксиологического подходов. Методологию также составляют концепции поколенческих ценностных разрывов. Система ценностей субъектов педагогического образования изучалась при помощи методик: «Методика диагностики структуры ценностей» (Б. С. Алишев); методика диагностики ценностной направленности личности в континууме «Я не Я» (Б. С. Алишев, Е. Р. Сагеева); комплексная методика изучения основных социальных установок личности (Б. С. Алишев, Г. И. Кашапова, Е. Р. Сагеева); методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Общее количество участников исследования 127 человек. Результаты. В ходе исследования установлено, что на первом курсе обучения в педагогическом вузе прослеживается отсутствие закономерности в преобладании «полюсности» ценностных ориентаций, т. е. присутствуют и альтруистичные ценности, и эгоистичные. На втором курсе наблюдается большая ориентация на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции. На третьем курсе определенный баланс в индивидуальной и общественной направленности ценностей и ценностных ориентаций. На четвертом курсе отмечается «общественная направленность» ценностей студентов педагогического вуза, проявляющаяся в большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов, т. е. на четвертом курсе под влиянием производственной практики и изучения дисциплин профессионального цикла у студентов педагогического вуза начинает складываться собственно профессиональная идентичность. Заключение. Доказано, что система ценностей студентов педагогического вуза развивается в период получения высшего профессионального образования. Это обусловлено тем, что в юношеском возрасте, в контексте личностного самоопределения происходит оформление системы мировоззренческой позиции, в которую включается и система ценностных ориентаций, формируемых посредством включения студента в контекст учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович, Ходырев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of initial teacher education students’ sets of values during pursuing undergraduate degrees

Introduction. The article focuses on the implementation of the axiological approach in education. According to this approach, values, which are basic norms and principles determining social consciousness, behaviours and attitudes, should determine the meaning, validity and direction of educational change. So far, however, there have been no comprehensive, fundamental studies which investigated the systemogenesis of values within the framework of teacher education and the dynamics of university studentsvalue orientations, in particular. In this regard, the aim of this research is to study the development of initial teacher education students’ sets of values during pursuing undergraduate degrees. Materials and Methods. The study was carried out using system-genetic and axiological approaches. The research methodology was also based on the concepts of generational value gaps. Initial teacher education students’ sets of values were studied using the following methods: B. S. Alishev’s Structure of values methodology; B. S. Alishev and E. R. Sageeva’s Individual value orientations in the continuum ‘Me and others’; Comprehensive methods of studying basic social attitudes by B. S. Alishev, G. I. Kashapova, E. R. Sageeva; the Rokeach Value Survey. The sample consisted of 127 undergraduate students. Results. The study has revealed that first-year initial teacher education students do not demonstrate predominance in their value orientations, i.e. they have both altruistic and self-centred values. The second-year students reported increased tendency towards self-centred values. A certain balance in the individual and social orientation of values was observed among the third-year students. The study has also found that fourth-year initial teacher education students give higher priorities to society-oriented values, such as democracy, collectivization, and humanization. These results can be explained by the fact that teaching internships (work placements) and profession-centred curriculum contribute greatly to developing teaching selves and professional identity of fourth-year initial teacher education students. Conclusions. The study has found that initial teacher education students’ sets of values are evolving during the period of pursuing degrees in education. This is due to the fact that adolescence is a period of developing personal identity and worldview which includes values. Academic and professional activities contribute greatly to the development of initial teacher education students’ sets of values.

Текст научной работы на тему «Cтановление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования»

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, А. М. Ходырев

DOI: 10.15293/2658-6762.1905.01

УДК 378+159.9

Становление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования

Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, А. М. Ходырев (Ярославль, Россия)

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема реализации аксиологического подхода в образовании. Сущность состоит в том, что ценностные ориентиры должны определять смысл, обоснованность и направленность педагогических преобразований, так как ценности выполняют функцию базовых норм и принципов, формирующих сознание и поведение людей в обществе. Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время не существует комплексных, фундаментальных работ, рассматривающих системогенез ценностей педагогического образования и динамику ценностных ориентаций студентов вуза. В связи с этим цель исследования - определить особенности становления системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования.

Методология. Исследование осуществлялось с использованием взаимосвязанного комплекса из системогенетического и аксиологического подходов. Методологию также составляют концепции поколенческих ценностных разрывов. Система ценностей субъектов педагогического образования изучалась при помощи методик: «Методика диагностики структуры ценностей» (Б. С. Алишев); методика диагностики ценностной направленности личности в континууме «Я- не Я» (Б. С. Алишев, Е. Р. Сагеева); комплексная методика изучения основных социальных установок личности (Б. С. Алишев, Г. И. Кашапова, Е. Р. Сагеева); методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Общее количество участников исследования - 127 человек.

Результаты. В ходе исследования установлено, что на первом курсе обучения в педагогическом вузе прослеживается отсутствие закономерности в преобладании «полюсности» ценностных ориентаций, т. е. присутствуют и альтруистичные ценности, и эгоистичные. На втором курсе наблюдается большая ориентация на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции. На третьем курсе - определенный баланс в индивидуальной и общественной направленности ценностей и ценностных ориентаций. На четвертом курсе отмечается «общественная направленность» ценностей студентов педагогического вуза, проявляющаяся в

Ледовская Татьяна Витальевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-ского.

E-mail: karmennnn@yandex.ru

Солынин Никита Эдуардович - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогической психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. E-mail: SoNik7-39@yandex.ru

Ходырев Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, проректор по научной работе, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. E-mail: hodyrev1978@rambler.ru © 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов, т. е. на четвертом курсе под влиянием производственной практики и изучения дисциплин профессионального цикла у студентов педагогического вуза начинает складываться собственно профессиональная идентичность.

Заключение. Доказано, что система ценностей студентов педагогического вуза развивается в период получения высшего профессионального образования. Это обусловлено тем, что в юношеском возрасте, в контексте личностного самоопределения происходит оформление системы мировоззренческой позиции, в которую включается и система ценностных ориентаций, формируемых посредством включения студента в контекст учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; педагогическое образование; студенты; системогенез ценностей; высшее образование.

Постановка проблемы

Современная система образования характеризуется постоянно происходящими изменениями (разработка новых федеральных государственных стандартов, изменения программ учебных дисциплин, совершенствование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения и др.). Обоснованность и направленность этих педагогических преобразований должна опираться на современные тенденции реализации аксиологического подхода в образовании, в котором ценностные ориентиры должны определять смысл и содержание образования [2; 9].

Проблема изучения ценностей педагогического образования объясняется уже на стадии работы с терминологией. В настоящее время существует достаточное количество исследований Б. С. Алишева [16], А. Н. Кутейни-кова, Е. И. Огаревой [21], Е. А. Омельченко, Г. С. Чесноковой, Р. О. Агавелян [23] и др., посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций. Рядом авторов эти понятия рассматриваются как синонимы, тогда как другой частью авторов - как различные образования.

В целом анализ литературы позволил определить основные подходы к пониманию ценностей [16]. 1. «Этико-культурологиче-ский», в котором ценность вообще и отдельные ценности в частности понимаются как

идеальные абсолюты, высшие долженствования, происхождение которых неизвестно, а связи с реальностью, психикой и сознанием не объяснимы. 2. «Социологический», в котором ценность отождествляется со значением, а последнее часто сводится к узко понимаемой полезности разнообразных объектов. 3. «Психологический» подход: а) понимание ценности как феномена психической жизни (А. Маслоу, В. Франкл, М. Рокич); б) принятие «этико-культурологического» подхода (М. И. Бобне-вой, отчасти, Ф. Е. Василюка) и «социологического» понимания; в рамках этой трактовки происходит помещение между субъектом и объектом промежуточного понятия «ценностная ориентация», либо наряду с термином «ценность» используются другие понятия (понятие «смысл»), которые «выглядят» более психологизированными; в) использование рядо-положенных терминов «смысложизненные ориентации личности», «мотивационно-смысло-вая», «смысловая сфера личности» (А. Г. Асмо-лов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев и др.).

Анализ литературы позволяет говорить о том, что в настоящее время также не существует комплексных, фундаментальных исследований, рассматривающих системогенез ценностей педагогического образования и динамику ценностных ориентаций студентов вуза,

2019, том 9, № 5

в частности. Кроме того, нет единого представления о компонентном составе ценностей педагогического образования (внутренних и внешних). Имеет место также нечёткость формулировок этих ценностей, не позволяющих осуществить выбор методического инструментария для их изучения.

На Западе вопросы педагогической аксиологии нашли отражение по большей мере в одном её аспекте - в теме ценностей педагога. Американские и европейские учёные последней трети ХХ в. активно изучают соответствие ценностных ориентаций и характеристик учителей национальным или образовательным ценностям. Как правило, тема связывается с проблемой нравственного воспитания школьников (R. Dwyer [5]). Однако вопросы ценностей педагога оперируют уже сформированными ценностными ориентациями и касаются уже практикующих учителей, а не будущих.

Изучению посттрадиционных ценностей посвящены работы автора социологической теории постматериализма Р. Инглхарта [20]. Он выделяет такие ценности молодых поколений, как самоуверенность, мобильность, гибкость, легкость восприятия нового, частая смена места и окружения, ориентация на стремительный социальный рост, жизнь сегодняшним днем.

Английские исследователи (G. Czer-niawski и др.) экспериментально доказывали, что в становлении ценностей педагога школьное детство играет огромную роль, и в вузе происходит уже не формирование, а разработка накопленных студентами взглядов и целенаправленное сосредоточение внимания на опыте, подтверждающем их взгляды [4].

ISSN 2658-6762

Имеется ряд исследований, заключающихся в анализе способов организации учебного процесса и их влиянии на мотивацию к обучению, которые впоследствии отражаются на жизненных целях, установках обучающихся Y. Alioon, Ö Delialioglu [1].

Опираясь на ведущие принципы отечественной психологии и педагогики, мы полагаем, что система педагогических ценностей развивается у студентов именно в период обучения в вузе1. Это обусловлено тем, что в юношеском возрасте, в контексте профессионального и личностного самоопределения происходит становление личностных черт, способствующих вхождению в профессию за счет минимизации негативных - мешающих черт (нарциссизм, эгоизм, инфантилизм [2; 14]), увеличивается уровень рефлексии и рефлексивности, формируется адекватная мотивация. Анализ литературы показал, что современное непрерывное педагогическое образование должно опираться на принцип гуманизма [22], развитие субъектности [3; 26], самовыражения [23].

В связи с этим цель исследования - изучить становление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования.

Методология исследования

Исследование осуществлялось с использованием взаимосвязанного комплекса из системо-генетического и аксиологического подходов. Методологию также составляют концепции по-коленческих ценностных разрывов. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие психодиагностические методы:

http://sciforedu.ru

1 Ходырев А. М., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Особенности сформированности ценностей студентов на разных уровнях педагогического образования: к постановке проблемы // Проблемы современного педа-

© 2011-2019 Science for Education Today

гогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60; Ч.3. - 389-398. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36333160

Все права защищены

9

2019, том 9, № 5

1. «Методика диагностики структуры ценностей» Б. С. Алишев2. Методика включает диагностику трех ценностных пространств: а) первичных функциональных ценностей, обозначающихся такими фундаментальными понятиями, как польза, истина, красота, мощь (сила), справедливость, свобода, добро; б) ценности -сферы жизнедеятельности, среди которых забота о собственном здоровье, семья, любовь, дружба, отдых, работа, общественная жизнь; в) ценности - цели жизнедеятельности, включающие основные движущие силы активности человека, его стремления: покой, материальные блага, гармония в отношениях, статус, разнообразие жизни, саморазвитие, самоотдача, а также комплексные шкалы ценностей (комплексные объекты).

2. Методика диагностики ценностной направленности личности в континууме «Я - не Я» (Б. С. Алишев, Е. Р. Сагеева). Ценностная направленность личности в континууме «Я - не Я» определяется авторами как относительно независимая личностная характеристика, имеющая установочную природу, которая влияет на формирование определенного самоотношения и другие личностные характеристики Я-концеп-ции, имеет определенные связи с различными социальными установками и влияет на поведение личности по отношению к себе и другим.

3. Комплексная методика изучения основных социальных установок личности (Б. С. Али-шев, Г. И. Кашапова, Е. Р. Сагеева). Методика ориентирована на измерение выраженности социальных установок в континуумах «авторитаризм - демократизм», «коллективизм - индивидуализм», «альтруизм - эгоизм», «экстерналь-ность - интернальность».

ISSN 2658-6762

4. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» - диагностика терминальных и инструментальных ценностей.

Выборку исследования составили 127 студентов направлений 44.03.05 и 44.03.01 «Педагогическое образование» 1-4 курсов.

Результаты исследования

I. Определение уровня развития ценностей у студентов в период обучения в вузе. На первом этапе эмпирического исследования нами проводилась первичная статистическая обработка данных, в которую входил подсчёт среднего значения уровня выраженности каждой ценности у студентов на каждом курсе обучения. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Придерживаясь теоретической модели структуры ценностей, выделенной Б. С. Али-шевым, мы анализируем первый компонент структуры ценностей: основное ценностное отношение, которое «представляет собой соотносительную ценность для субъекта самого себя и окружающего мира»3.

Ценность «развитие нравственности культуры в обществе» наиболее развита на 1 курсе (Мх = 4,2). Ценность «благополучие близких людей» наиболее приоритетна для студентов 2 курса (Мх = 5,0). Ценности «сохранение среды обитания» (Мх = 3,8), «жизнь и безопасность каждого человека» (Мх = 4,0) и «мое благополучие» (Мх = 3,3) оказываются наиболее развитым на 3 курсе обучения. Ценность «мощь и процветание страны» наиболее выражена на 2 и 4 курсах (Мх = 1,6). Ценность «экономический и технический прогресс» представляет важность для студентов1 и 4 курсов

http://sciforedu.ru

2 Ценности и социальные установки современных сту-

дентов: структура и динамика: коллективная моно-

графия / отв. ред. Б. С. Алишев. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2010. - 240 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20114952 3 Там же. - C. 45.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

10

2019, том 9, № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 1

Средние значения уровня развития ценностей у студентов в период обучения в педагогическом вузе

Table 1

Average values of the level of development of values in students during their studies at the pedagogical University

Ценности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Основное ценностное отношение

Сохранение среды обитания 3,2 2,6 3,8 2,8

Мощь и процветание страны 1,1 1,6 0,8 1,6

Жизнь и безопасность каждого человека 3,6 3,9 4,0 3,8

Развитие нравственности культуры в обществе 4,2 3,2 3,4 3,6

Экономический и технический прогресс 1,9 1,4 1,3 1,9

Благополучие близких людей 4,9 5,0 4,4 4,3

Мое благополучие 2,0 3,1 3,3 3,2

Ценности - сферы жизнедеятельности

Работа / учеба 2,2 2,2 2,9 2,6

Личное здоровье 4,3 4,2 4,5 4,6

Семья 5,0 4,0 3,5 4,3

Дружба 3,6 3,3 2,8 2,5

Любовь 3,3 4,2 3,8 4,0

Отдых 1,8 2,3 3,0 2,5

Общественная жизнь 0,9 0,6 0,6 0,7

Ценности - способы жизнедеятельности

Покой 1,4 1,6 1,8 1,5

Материальное благополучие 3,3 3,4 3,7 4,0

Гармония отношений 4,0 4,2 4,0 3,8

Статус 1,3 1,7 1,0 1,6

Самоотдача 2,3 2,4 2,4 2,4

Разнообразие 3,6 3,3 3,6 3,2

Саморазвитие 5,1 4,0 4,5 4,8

Первичные функциональные ценности

Красота 1,9 2,2 2,1 2,4

Мощь (сила) 0,5 1,1 1,3 1,1

Добро 3,5 4,0 3,8 4,5

Истина 3,9 3,7 3,2 2,7

Польза 2,9 2,5 2,4 2,6

Справедливость 4,1 4,0 4,2 3,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свобода 4,2 3,6 4,0 4,0

2019, том 9, № 5

(Мх = 1,9). Второй компонент структуры ценностей - ценности сферы жизнедеятельности, которые представляют собой «функциональные модальности, с точки зрения которых, субъект определяет значения»4. Ценности «семья» (Мх = 5,0), «дружба» (Мх = 3,6) и «общественная жизнь» (Мх = 0,9) имеют наибольшее значение для студентов 1 курса. Ценность «любовь» представляет важность для студентов 2 курса (Мх = 4,2). Ценности «работа/учеба» (Мх = 2,9) и «отдых» (Мх = 3,0) наиболее приоритетны для студентов 3 курса. Ценность «личное здоровье» представляет важность для студентов 4 курса (Мх = 4,6). Третий компонент структуры ценностей -ценности - способы жизнедеятельности, которые традиционно «трактуются как базовые мотивационные тенденции» 5 . Ценность «саморазвитие» оказывается наиболее важной для студентов 1 курса (Мх = 5,1). Ценности «гармония отношений» (Мх = 4,2), «стремление к покою» (Мх = 1,8) «статус» (Мх = 1,7) больше выражены у студентов 2 курса. Ценность «материальное благополучие» наиболее приоритетна для студентов 4 курса (Мх = 4,0). Ценность «разнообразие» имеет наибольшее значение для студентов 1 и 3 курсов (Мх = 3,6). Ценность «самоотдача» представляет одинаковую важность для студентов на протяжении всего периода обучения в вузе (Мх = 2,4).

Четвертый компонент в структуре -это первичные функциональные ценности, ко-

ISSN 2658-6762

торые трактуются как «базовые функциональные модальности определения значений» 6 . Ценности «истина» (Мх = 3,9), «свобода» (Мх = 4,2) и «польза» (Мх = 2,9) оказываются наиболее развитыми у студентов 1 курса. Ценности «мощь (сила)» (Мх = 1,3) и «справедливость» (Мх = 4,2) наибольшее значение имеют для студентов 3 курса. «Красота» (Мх = 2,4) и «добро» (Мх = 4,5), как ценности, наиболее приоритетны для студентов 4 курса.

Анализируя развитие ценностных направленностей и ценностных установок у студентов в период обучения в педагогическом вузе (табл. 2), следует отметить, что демократизм наиболее выражен у студентов 1 курса (Мх = -13,0); коллективизм - у студентов 2 курса (Мх = 4,7). В свою очередь, наблюдается резкая поляризация этого континуума у студентов 3 курса в сторону индивидуализма (Мх = -7,0). Наиболее альтруистичными оказываются студенты 2 курса (Мх = - 11,9), а студенты 3 курса - эгоистичны (Мх = 1,3). Примерно в равной степени студенты всех курсов - интернальны (Мх—14,4).

Студенты 1, 2, 4 курсов более ориентированы на ценностную направленность «Не-Я», а студенты 3 курса - на нейтральную. Полученный результат, возможно, объясняется тем, что студент, входя в период учебно-профессионального кризиса, стремится занимать более четкое положение в группе, профессиональном сообществе через развитие лидерских качеств [24].

http://sciforedu.ru

4 Ценности и социальные установки современных сту- 5 Там же. - C. 45.

дентов: структура и динамика: коллективная моно- 6 Там же. - C. 45.

графия / отв. ред. Б. С. Алишев. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2010. - C. 45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20114952 © 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 2

Уровень развития ценностных направленностей и ценностных установок у студентов в период обучения в педагогическом вузе

Table 2

The level of development of values directions and values in students during the period of study in a pedagogical university

Авторитаризм/демократизм -13,0 -12,1 -4,7 -6,1

Коллективизм/индивидуализм 4,3 4,7 -7,0 0,9

Эгоизм/альтруизм -6,3 -11,9 1,3 -2,6

Экстернальность/интернальность -14,5 -14,7 -14,2 -14,1

Направленность «Я» 14,4 12,3 14,1 13,9

Направленность «Не-Я» 20,4 21,6 17,0 19,3

Нейтральная направленность 16,5 16,0 18,2 17,8

Анализируя уровни развития инструментальных ценностей в период обучения студентов в педагогическом вузе (табл. 3), можно заметить, что на 1 курсе преобладают следующие ценности: «жизнерадостность» (Мх = 10,9) и «эффективность в делах» (Мх = 11,4). На 2 курсе - «воспитанность» (Мх = 8,2), «высокие запросы» (Мх = 16,7), «независимость» (Мх=11,2), «непримиримость к недостаткам себя и других» (Мх = 17,7), «смелость мнения» (Мх = 12,5),

«твердая воля» (Мх = 11,8) и «широта взглядов» (Мх = 10,3). 3 курс отличает высокий уровень «аккуратности» (Мх = 11,2), «исполнительности» (Мх = 10,3), «образованности» (Мх = 6,8), «ответственности» (Мх = 8,0) и «рационализма» (Мх = 11,0). На 4 курсе преимущественными инструментальными ценностями являются «самоконтроль» (Мх = 8,1), «терпимость» (Мх = 11,3), «честность» (Мх = 7,8) и «чуткость» (Мх = 11,4).

Таблица 3

Развитие инструментальных ценностей у студентов в период обучения в педагогическом вузе

Table 3

The development of instrumental values of students during their studies at a pedagogical university

Ценности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Аккуратность 10,3 10,0 11,2 10,3

Воспитанность 5,0 8,2 7,0 5,6

Высокие запросы 14,4 16,7 14,3 15,8

Жизнерадостность 10,9 5,3 9,0 7,7

Исполнительность 9,9 9,7 10,3 9,3

Независимость 9,2 11,2 8,8 10,0

Непримиримость недостаткам себе других 14,1 17,7 14,3 16,1

Образованность 5,6 2,8 6,8 5,6

Ответственность 5,9 4,0 8,0 7,2

Рационализм 10,6 12,3 11,0 9,3

Самоконтроль 7,8 7,5 8,0 8,1

2019, том 9, № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 3

Смелость мнения 11,6 12,5 8,1 11,3

Твердая воля 10,5 11,8 8,7 10,1

Терпимость 8,6 6,0 8,1 11,3

Честность 7,3 7,0 7,3 7,8

Чуткость 10,4 7,3 11,1 11,4

Широта взглядов 7,4 10,3 8,1 6,2

Эффективность в делах 11,4 10,7 11,0 7,9

Преобладание терминальных ценностей, в иное распределение у студентов в период обуче-

отличие от инструментальных, имеет несколько ния в педагогическом вузе (табл. 4).

Таблица 4

Развитие терминальных ценностей у студентов в период обучения в педагогическом вузе

Table 4

The development of terminal values of students during their studies at a pedagogical university

Ценности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Активная деятельная жизнь 10,4 7,7 11,3 11,3

Жизненная мудрость 9,5 8,8 7,3 12,8

Здоровье 4,9 6,2 6,0 5,3

Интересная работа 8,1 5,7 6,8 7,3

Красота природы и искусства 12,2 16,8 12,7 12,8

Любовь 5,3 8,7 7,4 5,8

Материально обеспеченная жизнь 8,6 10,3 8,0 8,3

Наличие друзей 6,8 6,8 9,6 10,6

Общественное признание 14,2 12,3 13,2 12,7

Познание 9,9 12,7 9,6 11,2

Продуктивная жизнь 12,2 12,0 9,0 8,5

Развитие 5,8 4,7 7,2 5,3

Развлечения 12,6 10,0 12,3 12,0

Свобода 8,8 8,8 8,5 9,2

Счастливая семейная жизнь 6,3 6,8 9,2 6,1

Счастье других 14,1 14,8 14,2 14,2

Творчество 10,2 10,8 10,8 10,4

Уверенность в себе 11,2 7,0 8,1 7,2

На 1 курсе, по сравнению с другими курсами, оказываются наиболее значимыми ценности «интересная работа» (Мх = 8,1), «общественное признание» (Мх = 14,2), «продуктивная жизнь» (Мх = 12,2), «развлечения» (Мх = 12,6) и «уверенность в себе» (Мх = 11,2). На 2 курсе - «здоровье» (Мх = 6,2), «красота природы и искусства»

(Мх = 16,8), «любовь» (Мх = 8,7), «материально обеспеченная жизнь» (Мх = 10,3), «познание» (Мх = 12,7), «счастье других» (Мх = 14,8), «творчество» (Мх = 10,8). На третьем курсе у студентов, по сравнению с другими курсами, оказываются наиболее значимыми ценности «активная деятельная жизнь»

2019, том 9, № 5

(Мх = 11,3), «развитие» (Мх = 7,2), «счастливая семейная жизнь» (Мх = 9,2), «творчество» (Мх = 10,8). На четвертом курсе - «активная деятельная жизнь» (Мх = 11,3), «жизненная мудрость» (Мх = 12,8), «наличие друзей» (Мх = 10,6) и «свобода» (Мх = 9,2).

II. Определение динамики развития ценностей у студентов в период обучения в вузе.

На втором этапе эмпирического исследования полученные первичные данные подвергались статистической обработке. Динамика развития ценностей у студентов на протяжении всего периода обучения в педагогическом вузе определялась при помощи непараметрического критерия Н-Краскала Уолеса (для двух и более выборок)7. Для наглядности материала результаты представлены в таблицах 5 и 6, в которых указаны только значимые статистические различия.

Из таблицы 5 видно, что имеется динамика в уровне развития следующих ценностей: «Сохранение среды обитания» Н = 10,219 при р < 0,05; «мощь и процветание страны» Н = 7,637 при р < 0,05; «развитие нравственности культуры в обществе» Н = 7,895 при р < 0,05; «семья» Н = 7,064 при р < 0,05; «дружба» Н = 10,210 при р < 0,05; «отдых» Н = 9,678 при р < 0,05; «истина» Н = 7,565 при р < 0,05. Анализ позволяет определить направленность развития и сделать вывод о том, что динамика ценностей студентов в период обучения в вузе носит преимущественно нелинейный характер.

Наблюдается абсолютная тенденция к снижению уровня развития ценности «ис-

ISSN 2658-6762

тина», «дружба». Гетерохронность с тенденцией к увеличению с «западением» на третьем курсе в развитии имеется в ценности «мощь и процветание страны». Гетерохронность с тенденцией к уменьшению имеется в ценности «развитие нравственности культуры в обществе». Ценность «отдых» увеличивается в уровне значимости от 1 к 3 курсу с падением значимости на 4 курсе. Ценность «любовь» уменьшается в уровне значимости от 1 к 3 курсу с возрастанием значимости на 4 курсе. Зигзагообразный профиль, т. е. отсутствие определенной закономерности в развитии, наблюдается в ценностях «сохранение среды обитания» и «семья».

Из таблицы 5 видно, что имеется динамика в уровне развития следующих ценностных направленностей и ценностных установок: авторитаризм/демократизм Н = 7,020 при р < 0,05; коллективизм/индивидуализм

Н = 11,280 при р < 0,01; эгоизм/альтруизм Н = 13,094 при р < 0,01; направленность «Не-Я» Н = 9,703 при р < 0,05; нейтральная направленность Н = 7,189 при р < 0,05.

Анализ позволяет определить направленность развития и сделать вывод о том, что динамика ценностных направленностей и ценностных установок студентов в период обучения в вузе носит преимущественно нелинейный характер. Наблюдается абсолютная тенденция к изменению ценностной направленности в сторону снижения уровня демократизма.

http://sciforedu.ru

7 Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования: учебное пособие. - Ярославль: Канцлер, 2013. -136 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24951382 © 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Таблица 5

Динамика развития ценностей, ценностных направленностей и ценностных установок у студентов в период обучения в педагогическом вузе

The dynamics of the development of values, value orientations and value attitudes of students during their studies at a pedagogical university

Table 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценности Хи-квадрат Р-уровень значимости

Сохранение среды обитания 10,219 ,017*

Мощь и процветание страны 7,637 ,044*

Развитие нравственности культуры в обществе 7,895 ,048*

Семья 7,064 ,050*

Дружба 10,210 ,017*

Отдых 9,678 ,022*

Истина 7,565 ,046*

Авторитаризм/демократизм 7,020 ,050*

Коллективизм/индивидуализм 11,280 ,010**

Эгоизм/альтруизм 13,094 ,004**

Направленность «Не-Я» 9,703 ,021*

Нейтральная направленность 7,189 ,046*

Примечание. Здесь и далее: уровень значимости: * -р < 0,05; ** -р < 0,05 Note. Here and below: significance level: * -p < 0.05; * * -p < 0.05

Из таблицы 6 видно, что имеется динамика развития следующих терминальных ценностей у студентов в период обучения в педагогическом вузе: «Непримиримость недостаткам себе других» Н = 9,282 при р < 0,05, «Терпимость» Н = 7,775 при р < 0,05 и «Эффективность в делах» Н = 7,858 при р < 0,05. А также - инструментальных ценностей: «Жизненная мудрость» Н = 10,014 при р < 0,05, «Красота природы и искусства» Н = 7,798 при р < 0,05, «Наличие друзей» Н = 8,425 при р < 0,05, «Продуктивная жизнь» Н = 8,968 при р < 0,05, «Уверенность в себе» Н = 7,570 при р < 0,05.

Следует отметить, что в большинстве своем развитие ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе носит нелинейный характер, т. е. мы не может выделить явных закономерностей. Общей тенденцией в процессе

обучения в педагогическом вузе является повышение значимости к концу обучения следующих ценностных ориентаций: «наличие друзей», «жизненная мудрость», «терпимость». Тенденцией к снижению значимости обладают ценностные ориентации: «эффективность в делах», «продуктивная жизнь», «красота природы и искусства».

Это свидетельствует о том, что у студентов повышается гуманизм будущих педагогических работников, что согласуется с результатами диагностики ценностных направленно-стей и ценностных установок, т. е. для студентов становятся наиболее важными люди, взаимоотношения с ними [8; 10]. Ценности становятся менее эгоистичными.

2019, том 9, № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 6

Динамика развития терминальных и инструментальных ценностей у студентов в период обучения в педагогическом вузе

Table 6

Dynamics of the development of terminal and instrumental values of students during their studies at a pedagogical university

Ценности Хи-квадрат Р-уровень значимости

Непримиримость недостаткам себе других 9,282 ,026*

Терпимость 7,775 ,050*

Эффективность в делах 7,858 ,049*

Жизненная мудрость 10,014 ,018*

Красота природы и искусства 7,798 ,050*

Наличие друзей 8,425 ,038*

Продуктивная жизнь 8,968 ,030*

Уверенность в себе 7,570 ,046*

Обсуждение результатов

Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют нам составить условный «ценностный портрет» студента в процессе обучения на каждом курсе педагогического вуза.

Для студентов 1 курса значимыми оказываются следующие ценностные отношения, ценностные установки, ценностные ориентации: «развитие нравственности культуры в обществе», «семья», «дружба», «общественная жизнь», «саморазвитие», «истина», «свобода», «польза», «экономический и технический прогресс», «разнообразие», «жизнерадостность», «эффективность в делах», «интересная работа», «общественное признание», «продуктивна жизнь», «развлечения», «уверенность в себе».

Для студентов 2 курса значимыми оказываются следующие ценностные отношения, ценностные установки, ценностные ориентации: «благополучие близких людей», «любовь», «гармония отношений», «стремление к покою», «статус», «воспитанность», «высокие запросы», «независимость», «непримиримость к недостаткам себя и других», «смелость мнения», «твердая воля», «широта

взглядов», «здоровье», «красота природы и искусства», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «познание», «счастье других», «творчество».

Для студентов 3 курса значимыми оказываются следующие ценностные отношения, ценностные установки, ценностные ориентации: «сохранение среды обитания», «жизнь и безопасность каждого человека», «мое благополучие», «работа / учеба», «отдых», «мощь сила», «справедливость», «разнообразие», «аккуратность», «исполнительность», «образованность», «ответственность», «рационализм», «активная деятельная жизнь», «развитие», «счастливая семейная жизнь», «творчество».

Для студентов 4 курса значимыми оказываются следующие ценностные отношения, ценностные установки, ценностные ориентации: «мощь и процветание страны», «личное здоровье», «красота», «добро», «экономический и технический прогресс», «материальное благополучие», «самоконтроль», «терпимость», «честность», «чуткость», «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «наличие друзей», «свобода».

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

17

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Получается, что на 1 курсе обучения в педагогическом вузе прослеживается отсутствие закономерности к тенденции преобладания «полюсности» в ценностных ориентациях, т. е. присутствуют и альтруистичные ценности, и эгоистичные. Полученный результат, возможно, объясняется тем, что на 1 курсе учебные группы состоят из студентов, которые закончили обучение в СОШ разного типа, разного региона и разной направленности. Студенты 1 курса не обладают до конца сформированной профессиональной ориентацией и направленностью на педагогическую деятельность, у них сформирована лишь школьная идентичность [7].

На втором курсе наблюдается большая ориентация на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции. Это возможно объяснить возрастным кризисом идентичности, кризисом профессионализации, который приходится на конец 2 курса, а также активным периодом становления мировоззрения.

На третьем курсе наблюдается определенный баланс в индивидуальной и общественной направленности ценностей и ценностных ориентаций, что объясняется тем, что заканчивается период становления «учебно-академической идентичности» и начинается «учебно-профессиональная идентичность», что является закономерным процессом компонентов профессиональной идентичности [15] в период обучения в вузе, связанным с появлением профессиональных ценностей и мотивов, профессиональной Я-концепции и позиции, профессиональных установок и убеждений, появляются представления об образе учителя вообще и о себе в роли учителя [13].

Исходя из этих тенденций, можем заключить, что на четвертом курсе отмечается «общественная направленность» ценностей студентов педагогического вуза, проявляющаяся

в большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов. Происходит постепенный отказ от «себя» в пользу «другого», т. е. на четвертом курсе под влиянием производственной практики, изучения дисциплин профессионального цикла, у студентов педагогического вуза начинает складываться собственно профессиональная идентичность.

Полученные данные согласуются c общими данными, имеющимися в психолого-педагогической литературе [18; 19], в которых в частности указывается, что «профессионально-ценностные ориентации студентов изменяются от курса к курсу. К концу обучения приближаются к показателям профессионально-ценностных ориентаций действующих профессионалов. При этом выделяется группа профессиональных ценностей-свойств, которые остаются практически неизменными на всем протяжении обучения студентов» [17, с. 79]. Также исследованиями подтверждается важность организованной деятельности в развитии ценностных ориентаций разной направленности: авторитаризм, патриотизм, духовность, материальное благополучие и т. д. [12].

Заключение

Таким образом, было доказано, что система ценностей студентов педагогического вуза развивается в период получения высшего профессионального образования. Это обусловлено тем, что в юношеском возрасте, в контексте личностного самоопределения происходит оформление системы мировоззренческой позиции, в которую включается и система ценностных ориентаций, формируемых посредством включения студента в контекст учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности. Результаты проведенного исследования создают основу для дальнейшего изучения особенностей ценностей

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

педагогического образования (динамики становления ценностей начиная с раннего юношеского возраста, а также в процессе всего непрерывного педагогического образования, а также разнопрофильного образования). Ре-

зультаты исследования позволяют более глубоко понять особенности генезиса и трансформации системы ценностей субъектов образования в контексте педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Alioon Y., Delialioglu O. The effect of authentic m-learning activities on student engagement and motivation // British Journal of Educational Technology. - 2019. - Vol. 50, Issue 2. - P. 655-668. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12559

2. Caspersen J., Fralich N. Higher education learning outcomes - transforming higher education? // European Journal of Education. - 2017. - Vol. 52, Issue 1. - P. 3-7. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12204

3. Chory R. M., Offstein E. H. "Your professor will know you as a person". Evaluating and rethinking the relational boundaries between faculty and students // Journal of Management Education. -2017. - Vol. 41, Issue 1. - P. 9-38. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562916647986

4. Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England // European Journal of Education. - 2009. - Vol. 44, № 3. - P. 421-440. https://www.jstor.org/sta-ble/27743183

5. Dwyer R. Unpacking the habitus: Exploring a music teacher's values, beliefs and practices // Research Studies in Music Education. - 2015. - Vol. 37, Issue 1. - P. 93-106. DOI: https://doi.org/10.1177/1321103X15589260

6. Hallaj ow N. Identity and Attitude: Eternal Conflict or Harmonious Coexistence // Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 14. - P. 43-54. DOI: https://doi.org/10.3844/jssp.2018.43.54

7. Hart W., Adams J., Burton K. A., Tortoriello G. K. Narcissism and self-presentation: Profiling grandiose and vulnerable Narcissists' self-presentation tactic use // Personality and Individual Differences. - 2017. - Vol. 104. - P. 48-57. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2016.06.062

8. Koivuniemi M., Jarvenoja H., Jarvela S. Teacher education students' strategic activities in challenging collaborative learning situations // Learning, Culture and Social Interaction. - 2018. -Vol. 19. - P. 109-123. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2018.05.002

9. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Basic Values in Russia: Their Dynamics, Ethnocultural Differences, and Relation to Economic Attitudes // Psychology in Russia: State of the Art. - 2018. -Vol. 11, № 3. - P. 36-52. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0303 https://eli-brary.ru/item.asp?id=36506153

10. Leikas S., Ilmarinen V.-J., Verkasalo M., Vartiainen H.-L., Lonnqvist J.-E. Relationship satisfaction and similarity of personality traits, personal values, and attitudes // Personality and Individual Differences. - 2018. - Vol. 123. - P. 191-198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.024

11. Mikhailova O. V. The value-motivational structure of the innovativeness of young students // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015. - Vol. 8, № 1. - P. 112-124. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2015.0110 https://elibrary.ru/item.asp?id=24035338

12. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values // Social Development. - 2017. -Vol. 26, Issue 4. - P. 846-859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230

Science for Education Today

2019, том 9, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

13. Popa M. C. In Search of the Ideal Teacher - Students' perspective // Education and Self Development. - 2018. - Vol. 13, Issue 3. - P. 16-24. DOI: https://doi.org/10.26907/esd13.3.03

14. Raufelder D., Nitsche L., Breitmeyer S., Keßler S., Herrmann E., Regner N. Students' perception of "good" and "bad" teachers—Results of a qualitative thematic analysis with German adolescents // International Journal of Educational Research. - 2016. - Vol. 75. - P. 31-44. DOI: https : //doi .org/ 10.1016/j.ijer.2015.11.004

15. Yankov G. P. A profile-based approach for investigating the values-personality relationship // Personality and Individual Differences. 2018. - Vol. 131. - P. 111-116. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2018.04.031

16. Алишев Б. С. К вопросу о психологической сущности ценностей // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. -2011. - № 1. - С. 3-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16442755

17. Бильданова В. Р., Гришанина Э. Д. Профессиональные ценностные ориентации студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 79а. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21477214

18. Веселова В. С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. -2010. - № 2 (5). - С. 64-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15280526

19. Галкина Г. А., Грибкова Е. И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 432-432. URL: http s : //elibrary .ru/item .asp?id=21285786

20. Инглхарт Р., Вецель В. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития: монография. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с. https://elibrary.ru/item.asp?id= 19671583

21. Кутейников А. Н., Огарева Е. И. Ценностные ориентации студентов как фактор адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. -С. 989-993. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21819771

22. Нигматов З. Г. Принципы гуманизма и аксиологии в образовании // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 2 (44). - С. 138-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23764666

23. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8, № 1. - С. 7-22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01 https://elibrary.ru/item.asp?id=32573583

24. Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 503-503. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703931

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1905.01

Tatyana Vital'evna Ledovskaya,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical Psychology,

Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436 E-mail: karmennnn@yandex.ru Nikita Eduardovich Solynin,

Candidate of Psychological Sciences, Senior Lector, Department of Pedagogical Psychology,

Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation. Corresponding Author

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6896-0479 E-mail: SoNik7-39@yandex.ru Aleksandr Mikhailovich Khodyrev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Research, Department of Theory and History of Pedagogy, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9871-9440 E-mail: hodyrev1978@rambler.ru

Introduction. The article focuses on the implementation of the axiological approach in education. According to this approach, values, which are basic norms and principles determining social consciousness, behaviours and attitudes, should determine the meaning, validity and direction of educational change. So far, however, there have been no comprehensive, fundamental studies which investigated the systemogenesis of values within the framework of teacher education and the dynamics of university students' value orientations, in particular. In this regard, the aim of this research is to study the development of initial teacher education students' sets of values during pursuing undergraduate degrees.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Materials and Methods. The study was carried out using system-genetic and axiological approaches. The research methodology was also based on the concepts of generational value gaps. Initial teacher education students' sets of values were studied using the following methods: B. S. Alishev 's Structure of values methodology; B. S. Alishev and E. R. Sageeva's Individual value orientations in the continuum 'Me and others'; Comprehensive methods of studying basic social attitudes by B. S. Alishev, G. I. Kashapova, E. R. Sageeva; the Rokeach Value Survey. The sample consisted of 127 undergraduate students.

Results. The study has revealed that first-year initial teacher education students do not demonstrate predominance in their value orientations, i.e. they have both altruistic and self-centred values. The second-year students reported increased tendency towards self-centred values. A certain balance in the individual and social orientation of values was observed among the third-year students.

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

Development of initial teacher education students' sets of values during pursuing undergraduate degrees

Abstract

21

2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

The study has also found that fourth-year initial teacher education students give higher priorities to society-oriented values, such as democracy, collectivization, and humanization. These results can be explained by the fact that teaching internships (work placements) and profession-centred curriculum contribute greatly to developing teaching selves and professional identity offourth-year initial teacher education students.

Conclusions. The study has found that initial teacher education students' sets of values are evolving during the period of pursuing degrees in education. This is due to the fact that adolescence is a period of developing personal identity and worldview which includes values. Academic and professional activities contribute greatly to the development of initial teacher education students' sets of values.

Values; Value orientations; Initial teacher education; Students; Systemogenesis of values; Higher education.

1. Alioon Y., Delialioglu O. The effect of authentic m-learning activities on student engagement and

motivation. British Journal of Educational Technology, 2019, vol. 50, issue 2, pp. 655-668. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12559

2. Caspersen J., Frolich N. Higher education learning outcomes - transforming higher education? European Journal of Education, 2017, vol. 52, issue 1, pp. 3-7. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12204

3. Chory R. M., Offstein E. H. "Your professor will know you as a person". Evaluating and rethinking the relational boundaries between faculty and students. Journal of Management Education, 2017, vol. 41, issue 1, pp. 9-38. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562916647986

4. Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England. European Journal of Education, 2009, vol. 44, no. 3, pp. 421-440. https://www.jstor.org/stable/27743183

5. Dwyer R. Unpacking the habitus: Exploring a music teacher's values, beliefs and practices. Research Studies in Music Education, 2015, vol. 37, issue 1, pp. 93-106. DOI: https://doi.org/10.1177/1321103X15589260

6. Hallajow N. Identity and attitude: Eternal conflict or harmonious coexistence. Journal of Social Sciences, 2018, vol. 14, pp. 43-54. DOI: https://doi.org/10.3844/jssp.2018.43.54

7. Hart W., Adams J., Burton K. A., Tortoriello G. K. Narcissism and self-presentation: Profiling grandiose and vulnerable Narcissists' self-presentation tactic use. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 104, pp. 48-57. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2016.06.062

8. Koivuniemi M., Jàrvenoja H., Jàrvelà S. Teacher education students' strategic activities in challenging collaborative learning situations. Learning, Culture and Social Interaction, 2018, vol. 19, pp. 109-123. DOI: https://doi.org/10.1016/jlcsi.2018.05.002

9. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Basic values in Russia: Their dynamics, ethnocultural differences, and relation to economic attitudes. Psychology in Russia: State of the Art, 2018, vol. 11, no. 3, pp. 36-52. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0303 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36506153

10. Leikas S., Ilmarinen V.-J., Verkasalo M., Vartiainen H.-L., Lonnqvist J.-E. Relationship satisfaction and similarity of personality traits, personal values, and attitudes. Personality and Individual Differences, 2018, vol. 123, 2018, pp. 191-198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.024

Keywords

REFERENCES

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

22

Science for Education Today

2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

11. Mikhailova O. V. The value-motivational structure of the innovativeness of young students. Psychology in Russia: State of the Art, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 112-124. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2015.0110 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24035338

12. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values. Social Development, 2017, vol. 26, issue 4, pp. 846-859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230

13. Popa M. C. In search of the ideal teacher - Students' perspective. Education and Selfdevelopment, 2018, vol. 13, issue 3, pp. 16-24. DOI: https://doi.org/10.26907/esd13.3.03

14. Raufelder D., Nitsche L., Breitmeyer S., Keßler S., Herrmann E., Regner N. Students' perception of "good" and "bad" teachers - Results of a qualitative thematic analysis with German adolescents. International Journal of Educational Research, 2016, vol. 75, pp. 31-44. DOI: https: //doi .org/ 10.1016/j.ijer.2015.11.004

15. Yankov G. P. A profile-based approach for investigating the values-personality relationship. Personality and Individual Differences, 2018, vol. 131, pp. 111-116. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2018.04.031

16. Alishev B. S. To a question on psychological essence of values. Scientific Notes of Pedagogical Institute of Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky. Psychology. Pedagogy, 2011, no. 1, pp. 3-26. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16442755

17. Bildanova V. R., Grishanina E. D. Professional value orientations of students. International Journal of Experimental Education, 2014, no. 6-1, pp. 79a. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21477214

18. Veselova V. S. Values of modern society and education. Values andMeanings, 2010, no. 2, pp. 6473. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15280526

19. Galkina G. A., Gribkova E. I. Analysis of valuable orientations of students of the higher educational institution. Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 2, pp. 432-432. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21285786

20. Inglehart R., Welzel C. Modernization, Cultural Change, and Democracy: A Consistency of Human Development. Monograph. Moscow, New Publisher Publ., 2011, 464 p. (In Russian) https://elibrary.ru/item.asp?id= 19671583

21. Kuteynikov A. N., Ogaryova E. I. Valuable orientations of students as a factor of adaptation of students to educational process in higher school. Fundamental Research, 2014, no. 8-4, pp. 989993. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21819771

22. Nigmatov Z. G. Principles of humanism and axiology in education. Education and Selfdevelopment, 2015, no. 2, pp. 138-144. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23764666

23. Omelchenko E. A. Chesnokova G. S., Agavelyan R. O. Self-expression within the value system of prospective preschool educators. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 8, no. 1, pp. 7-22. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32573583

24. Soloveva E. M., Zausenko I. V. Values and career orientation of pedagogical university students. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 3, pp. 503-503. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703931

Submitted: 31 July 2019 Accepted: 09 September 2019 Published: 31 October 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.