Научная статья на тему 'Социальные факторы и психологические предикторы удовлетворенности образом жизни у курсантов военного вуза'

Социальные факторы и психологические предикторы удовлетворенности образом жизни у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / SOCIALIZATION / VALUE ORIENTATIONS / PERSONALITY OF A MILITARY MAN / SOCIAL FRUSTRATION / DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сысолятин М. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого выявить взаимосвязи удовлетворенности курсантов образом жизни с различными оказывающими на нее влияние и обуславливающими её формирование социально-психологическими факторами. В исследовании принимали участие курсанты 1-5 курсов военного вуза (N=255, средний возраст 20,2 года, мужчины). Для выявления факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность курсантов образом жизни, использовались авторские методики, модифицированный опросник диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко, методика изучения ценностных ориентации М. Рокича. Исследование показало зависимость факторов, определяющих удовлетворенность курсантов образом жизни, от курса обучения. На младших курсах наиболее значимыми оказались факторы, актуальные для воинского коллектива и места личности в нем; для выпускников наиболее значимыми становятся факторы, подчеркивающие их принадлежность к военному сообществу. Наиболее значимыми предикторами удовлетворенности образом жизни являются характеристики субъективной оценки своего статуса в воинском коллективе, положительной оценки профессионального выбора, условий службы и перспектив после окончания военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сысолятин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Factors and Psychological Predictors of Life Satisfaction at Military Institutes

The research identifies the relationship between satisfaction with the way of life and various socio-psychological factors. The study involved 1-5-year male cadets of a military university (N=255, average age = 20,2 years). To identify factors that influence cadets' satisfaction with their lifestyle, the authors used proprietary techniques, a questionnaire for diagnosing the level of social frustration by L. I. Wasserman modified by V. V. Boiko, and the methodology of the study of value orientations by M. Rokich. The study showed the dependence of the factors determining the cadets' satisfaction with the way of life on the year of study. For junior students, it was the military team factors and the place of the individual in the team. For graduates, the most significant factors were those that emphasized their belonging to the military community. The most significant predictors of lifestyle satisfaction were the characteristics of a subjective assessment of one’s status in a military team, a positive assessment of professional choice, and conditions of service and prospects after graduation.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы и психологические предикторы удовлетворенности образом жизни у курсантов военного вуза»

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

^^^^^^^^^ оригинальная статья

Социальные факторы и психологические предикторы удовлетворенности образом жизни у курсантов военного вуза

Максим В. Сысолятин а @

а Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 410023, Россия, г. Саратов, ул. Московская, 158 @ [email protected]

Поступила в редакцию 10.06.2019. Принята к печати 27.08.2019.

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого - выявить взаимосвязи удовлетворенности курсантов образом жизни с различными оказывающими на нее влияние и обуславливающими её формирование социально-психологическими факторами. В исследовании принимали участие курсанты 1-5 курсов военного вуза (N=255, средний возраст 20,2 года, мужчины). Для выявления факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность курсантов образом жизни, использовались авторские методики, модифицированный опросник диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко, методика изучения ценностных ориентации М. Рокича. Исследование показало зависимость факторов, определяющих удовлетворенность курсантов образом жизни, от курса обучения. На младших курсах наиболее значимыми оказались факторы, актуальные для воинского коллектива и места личности в нем; для выпускников наиболее значимыми становятся факторы, подчеркивающие их принадлежность к военному сообществу. Наиболее значимыми предикторами удовлетворенности образом жизни являются характеристики субъективной оценки своего статуса в воинском коллективе, положительной оценки профессионального выбора, условий службы и перспектив после окончания военного вуза.

Ключевые слова: социализация, ценностные ориентации, личность военнослужащего, социальная фрустрирован-ность, детерминация

Для цитирования: Сысолятин М. В. Социальные факторы и психологические предикторы удовлетворенности образом жизни у курсантов военного вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 3. С. 763-769. БО1: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

Введение

Работы отечественных исследователей, связанные с изучением удовлетворенности жизнью, в современной психологической науке представлены сравнительно слабо. Наряду с этим в зарубежных исследованиях данная проблематика рассматривается хорошо, в частности изучаются детерминанты рассматриваемого феномена. Обобщение результатов исследований позволяет нам говорить о сложности структуры удовлетворенности жизнью. Слабая изученность данного психологического феномена в отечественной науке и полное отсутствие работ по изучению удовлетворенности образом жизни в приложении к военной сфере (где она является немаловажным фактором успешной социализации личности и формирования военной идентичности) актуализировали проведение нашего исследования.

Теоретический анализ проблемы

Изучению феномена удовлетворенности жизнью в социально-психологической науке посвящено большое количество

работ, но общепринятого определения данного явления нет. В работах и отечественных, и зарубежных психологов рассматриваемый феномен зачастую определяется «сложным социально-психологическим образованием, формирующимся в процессе деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности и складывающихся на их основе социально-психологических установок, ценностей, стратегий поведения» [1, с. 71]. Являясь важной психологической составляющей, удовлетворенность жизнью отражает оценку личностью качества жизни исходя из определенных субъектом критериев.

Значительная часть исследований удовлетворенности жизнью посвящена определению факторов, оказывающих влияние на это явление. Работы психологов позволили выявить множество факторов, оказывающих влияние на уровень жизненной удовлетворённости [2-10]. В соответствии с принятым разделением этих факторов на объективные и субъективные перечислим некоторые из них.

В качестве объективных выделяют такие факторы, как здоровье, социальные связи, возраст, семейное, социально-экономическое положение и др. В свою очередь в качестве субъективных принято рассматривать множество факторов: социальные сравнения, внутренний локус контроля, субъектную жизненную позицию, совпадение достижений и притязаний, а также особенности, характерные для конкретной личности (интроверт или экстраверт, оптимист или пессимист и т. д.). Изучение совокупного влияния перечисленных факторов на удовлетворенность личности собственной жизнью позволило на настоящем этапе накопить достаточное количество сведений об особенностях этого влияния.

Характерным выводом проведенных исследований является то, что субъективные факторы выступают в роли дополняющих для объективных. В качестве причин указываются как субъективные различия в оценке внешних переменных, так и объективные - в зависимости от ценностных ори-ентаций и ожиданий индивида в реакции на аналогичные внешние обстоятельства [11]. При этом внешние, объективные факторы оказывают влияние на удовлетворенность не прямо, а опосредованно, через призму субъективного восприятия, детерминированного особенностями всех характеристик личности.

Исследователи данного феномена почти единогласны во мнении о превалировании субъективных факторов над объективными во влиянии на удовлетворенность жизнью, в результате чего даже появилась формулировка avowed happiness - признаваемое счастье [12]. Формирование подобного мнения обусловлено распространенным положением об оценке индивидом субъективного благополучия исходя из присущих ему ценностей и целей, индивидуальность которых обуславливает отсутствие универсальной структуры благополучия.

Несмотря на вышеизложенное, было бы неверным снижать значимость объективных факторов для удовлетворенности индивида жизнью. Результаты проведенных исследований говорят о влиянии гендерной и национальной принадлежности, возраста, социально-экономического положения, хотя значимость их невысока. Молодость, богатство и высокое социальное положение не являются гарантией счастья [13-15].

Можно выделить три области жизнедеятельности, влияющие на общую удовлетворенность индивида жизнью - это общение, работа и отдых. В дальнейшем влияние на удовлетворенность жизнью индивида оказывают характеристики его образа жизни, например наличие семьи, постоянного заработка и т. д. [16]. Важным фактором, оказывающим влияние на жизненную удовлетворенность, является весь

001: 10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

комплекс межличностных отношений, проявляющихся в социальной поддержке, заботе и уважении.

Значимым для удовлетворенности жизнью фактором, несомненно, является материальная обеспеченность. Однако в исследованиях британского психолога Г. Рансимана установлена взаимосвязь удовлетворенности получаемым доходом от вида деятельности. Так, работники умственного труда менее довольны размером заработной платы, чем работники, занятые физическим трудом с аналогичными окладами. По мнению исследователя, это связано с тем, что вторые не склонны сравнивать себя с другими категориями работающих, а только с тем, кто занят физическим трудом [цит. по: 17].

Также существует множество исследованиий, в которых выявляется взаимосвязь удовлетворенности жизнью с расовой принадлежностью, возрастными показателями, состоянием здоровья, уровнем образования, формами проведения досуга, отношениями на работе и в семье, внешностью и др. Практически все работы написаны зарубежными авторами с выборкой из гражданских людей. Аналогичных исследований в отношении военнослужащих ни отечественными, ни зарубежными психологами не проводилось.

В рамках проводимого нами исследования становления личностной позиции военного в условиях военного вуза изучение удовлетворенности курсантов образом жизни как одной из важнейших составляющих личностной позиции военного очень актуально. Особенно важным является изучение динамических изменений взаимосвязи удовлетворенности жизнью курсантов с различными социальными характеристиками военной службы на каждом курсе обучения, поскольку мы полагаем, что глубина военно-профессиональной социализации оказывает влияние на выбор критериев оценки удовлетворенности курсантов жизнью.

Методы

В исследовании приняли участие 255 мужчин, средний возраст - 20,2 года, средний стаж военной службы - 3,1 года.

Для выявления изучаемых социальных характеристик военной службы нами было использовано несколько методик. Были использованы шкалы из разработанного нами опросника, позволяющие охарактеризовать отношение курсантов к выбранной профессии и основным причинам для её выбора. Каждая из шкал предполагает оценку от 1 до 5 баллов. Ряд шкал размерностью 5 единиц получен из модернизированного опросника диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко. Проверка надежности полученных шкал показала высокий уровень согласованности опросника. Альфа Кронбаха составляет от 0,9 до 0,92, общий показатель 0,92, что соответствует высокому уровню.

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

Также были использованы результаты анализа методики изучения ценностных ориентации М. Рокича.

Обработка полученных результатов проводилась с помощью пакета SPSS 19, были произведены корреляционный и регрессионный анализы.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим динамику взаимосвязи удовлетворенности курсантов образом жизни в целом с различными социальными характеристиками службы. Как видно из результатов корреляционного анализа (таблица 1) взаимосвязь удовлетворенности курсантов образом жизни с различными социальными характеристиками военной службы, в том числе с удовлетворенностью некоторыми сферами службы в институте, на каждом курсе имеет свои отличия. Очевидно, это связано как с характером повседневной деятельности и удовлетворенности ею, так и с логикой военной социализации.

Значимые на первом курсе факторы: уверенность в правильности выбора профессии, а также все без исключения показатели удовлетворенности условиями службы в военном институте. Подчеркнем, что на данном этапе военно-профессиональной социализации характеристики социальных отношений в военной сфере, военно-профессиональная деятельность являются неотъемлемой частью образа жизни.

На втором курсе к не утратившим свою значимость факторам добавляется показатель обеспечение жильем. При этом показатель отрицательный, исходя из чего можно сделать вывод, что на данном этапе формируется негативное отношение к гедонистическим ценностям как составляющим

общую удовлетворенность своим образом жизни. Далее вновь следуют критерии удовлетворенности условиями службы в военном институте, однако среди них отсутствуют удовлетворенность материальным положением и обстановкой в обществе (государстве). Возможно, это связано с тем, что второкурсники, переступив порог вхождения в новую социальную среду на первом курсе, максимально сфокусированы на тех проблемах, которые актуальны для воинского коллектива, и несколько абстрагируются от тех, которые непосредственно с этим коллективом не связаны.

Для курсантов третьего курса значимым фактором становится нежелание служить после окончания военного института, что, вероятно, обуславливается общей кри-зисностью данного этапа военной социализации и неуверенностью в желании связывать свою дальнейшую жизнь с военной службой. Остается значимой уверенность в правильности выбора профессии. Эти данные характеризуют, казалось бы, некоторое противоречие полученных результатов. Однако следует учитывать то, что у курсантов накладываются одновременно два кризиса: кризис военной социализации (П. Д. Никитенко [18], А. В. Созонник [19], А. А. Шадрин [20]) и общий кризис возрастного развития (А. А. Крылов, Е. Ф. Рыбалко [21]). Рассматривая критерии удовлетворенности условиями службы в военном институте, можно заметить, что значимыми являются все, кроме взаимоотношений с командирами, что также свидетельствует о кризисных настроениях курсантов на данном этапе военно-профессиональной социализации.

Таблица 1. Взаимосвязь удовлетворенности образом жизни в целом и социальных характеристик военной службы

Table 1. Relationship between lifestyle satisfaction and social characteristics of military service

Социальные характеристики Курс

1 2 3 4 5

Нежелание служить после окончания военного института 0,275 0,217 0,334* 0,368** 0,159

Вероятность повторного поступления 0,547** 0,283* 0,229 0,387** 0,175

Уверенность в правильности выбора профессии 0,314* 0,531** 0,476** 0,440** 0,138

Определяющий фактор выбора профессии офицера: Высокое денежное довольствие 0,024 0,188 -0,147 -0,429** -0,031

Обеспечение жильем -0,022 -0,347* 0,161 -0,036 0,242

Преданность долгу и Родине 0,129 -0,221 -0,197 0,402** 0,089

Удовлетворенность выбором своей профессии 0,669** 0,461** 0,507** 0,463** 0,719**

Удовлетворенность взаимоотношениями с сослуживцами 0,478** 0,472** 0,589** 0,550** 0,707**

Удовлетворенность взаимоотношениями с командирами 0,507** 0,353* 0,129 0,301* 0,647**

Удовлетворенность условиями военной службы в целом 0,672** 0,514** 0,492** 0,424** 0,896**

Удовлетворенность своим положением в воинском коллективе 0,652** 0,528** 0,574** 0,552** 0,742**

Удовлетворенность материальным положением 0,386** 0,244 0,443** 0,593** 0,309*

Удовлетворенность обстановкой в обществе (государстве) 0,311* 0,205 0,564** 0,647** 0,402**

Удовлетворенность перспективами после окончания военного вуза 0,524** 0,426** 0,554** 0,614** 0,636**

Прим.: * - корреляции, значимые на уровне 0,05; ** - корреляции, значимые на уровне 0,01.

Четвертый курс характеризуется максимальной выраженностью показателей взаимосвязи, незначимым остается обеспечение жильем, и только на этом курсе проявляется значимость высокого денежного довольствия как определяющего фактора выбора профессии офицера. Характеристика проявляется с отрицательным значением, что свидетельствует об отсутствии у курсантов материальных интересов. Только на четвертом курсе значимой для удовлетворенности образом жизни становится такая характеристика, как преданность воинскому долгу, что говорит о формировании у курсантов к данному этапу военно-профессиональной социализации ценностей, присущих настоящему защитнику Отечества.

Особенностью пятого курса является отсутствие значимых факторов, оказывающих влияние на их социальное самоопределение, при этом критерии удовлетворенности условиями службы в военном институте представлены полностью, и практически все их показатели, за исключением удовлетворенности материальным положением и обстановкой в обществе (государстве), являются максимальными за весь период военно-профессиональной социализации в военном вузе. На наш взгляд, это связано с тем, что на данном этапе для курсантов-выпускников факторы, не связанные непосредственно с осознанием себя частью воинского коллектива, теряют свою важность, а на первый план выходят показатели, характеризующие

001: 10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

их взаимосвязь с военным сообществом и позволяющие им идентифицировать себя в качестве военнослужащих.

Проведенный регрессионный анализ с включением в регрессионное уравнение в качестве зависимой переменной удовлетворенности курсантами своей жизнью в целом, а в качестве независимых переменных - шкал опросника уровня социальной фрустрированности, терминальных и инструментальных ценностей, а также вопросов, касающихся уверенности в правильности выбора профессии, позволил выявить определенную зависимость ее вариаций (таблица 2). Наиболее сильными предикторами удовлетворенности жизнью являются характеристики субъективной оценки своего статуса в воинском коллективе, положительной оценки перспектив, профессионального выбора и условий службы. В своей совокупности они описывают около 56 % [ДВ.2=0,563, Б=64,97, р<0,005] общей дисперсии зависимой переменной.

На следующем шаге регрессионного анализа установлена зависимость вариаций удовлетворенности жизнью от ценностных отношений курсантов (описывающих 22 % ее общей дисперсии [ДБ?=0,215, Б=11,325, р<0,005]). Зависимость выявлена по отношению к следующим ценностям: ответственность (в =-0,280), воспитанность (в=-0,159), красота природы и искусства (в=-0,166), развлечения (в=-0,160), честность (в=-0,183),рационализм (в=0,155).

Таблица 2. Социально-психологические характеристики личности как предикторы удовлетворенности жизнью курсантов Table 2. Socio-psychological characteristics of the personality as predictors of satisfaction with the life of cadets

Предикторы в t Р

Социальные характеристики R2=0,563, ¥=64,97, р<0,005

Удовлетворенность своим положением в воинском коллективе 0,315 5,216 0,000

Удовлетворенность перспективами после окончания военного вуза 0,202 3,453 0,001

Удовлетворенность условиями военной службы в целом 0,195 3,111 0,002

Удовлетворенность выбором своей профессии 0,158 2,717 0,007

Терминальные и инструментальные ценности R2=0,215, ¥=11,325, р<0,005

Ответственность -0,28 -4,881 0,000

Воспитанность -0,159 -2,706 0,007

Красота природы и искусства -0,166 -2,894 0,004

Развлечения 0,160 2,771 0,006

Честность 0,183 3,081 0,002

Рационализм 0,155 2,613 0,010

Уверенность в правильности выбора профессии R2=0,208, ¥=21,92,р<0,005

Правильность выбора профессии 0,208 3,007 0,003

Осознанность профессионального выбора -0,210 -3,580 0,000

Вероятность повторного поступления 0,191 2,839 0,005

001: 10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

На третьем шаге регрессионного анализа в качестве предикторов выступили факторы, определяющие уверенность в правильности выбора профессии военного. Значимые предикторы: правильность выбора профессии (в=0,208), осознанность профессионального выбора (в=-0,210) и вероятность повторного поступления (в=0,191). Совокупная обусловленность зависимой переменной этими предикторами составляет 21 % [ДВ?=0,208, Б=21,92, р<0,005].

Заключение

В современной психологической науке изучение влияния различных социальных факторов и психологических предикторов на удовлетворенность образом жизни применительно к военнослужащим не проводилось, несмотря на актуальность данного исследования для понимания процесса социального самоопределения и особенностей формирования военной идентичности. Результаты, полученные в ходе проведенного нами эмпирического исследования, позволили сделать вывод, что в зависимости от курса влияние на удовлетворенность курсантов образом жизни различных

социально-психологических характеристик существенно отличается. Так, для курсантов младших курсов наиболее значимыми являются факторы, актуальные для воинского коллектива и места личности в нем. Кризисность третьего курса подтверждается подчеркнутой малозначимостью фактора взаимоотношения с командирами на фоне высокой значимости всех остальных. У курсантов четвертого курса наблюдается формирование ценностей, характеризующих их как защитников Отечества, для выпускников решающее значение имеют факторы, характеризующие их связь с военной службой и позволяющие позиционировать себя как военнослужащего.

Изучение предикторов удовлетворенности образом жизни позволило сделать вывод, что наиболее сильными являются характеристики субъективной оценки своего статуса в воинском коллективе, положительной оценки профессионального выбора, условий службы и перспектив после окончания военного вуза (объясняют 56 % дисперсии). Менее значимыми являются зависимость от некоторых ценностей (22 %) и факторов, определяющих уверенность в правильности выбора профессии военного (21 %).

Литература

1. Аринушкина Н. С. Проблема удовлетворенности жизнью в психологии // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 3. С. 71-76.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

3. Рябикина З. И., Сомова Е. Г. Личность и ее самоактуализация в общении с другим // Мир психологии. 2001. № 3. С. 83-88.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

5. Цыганова Н. И. Значение изучения категории счастья и несчастья в психологии // Психология: итоги и перспективы: тезисы науч.-практ. конф. СПб., 1996. С. 50-51.

6. Антонов В. В. Искусство быть счастливым. Л.: Лениздат, 1984. 221 с.

7. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

8. Джидарьян И. А. Счастье и его психологические характеристики // Психология личности: новые исследования / ред. К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. М.: ИП РАН, 1998. С. 67-84.

9. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Наука, 1973. 320 с.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.

11. Шилова Л. С. Характер проведения семейного досуга и удовлетворенность браком // Стабильность семьи как социальная проблема / под ред. А. В. Янковой. М.: Изд-во ИСИ АН СССР, 1978. С. 129-135.

12. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 539 с.

13. Айзенк Г., Айзенк М. Фактор счастья // Айзенк Г., Айзенк М. Исследование человеческой психики. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 255-269.

14. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Панина Н. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути / ред. А. А. Кроник. М.: Прогресс, 1993. С. 107-114.

16. Габдулина Л. И. Удовлетворённость жизнью и её объективные детерминанты в период взрослости // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 4. С. 42-48.

17. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / ред. В. Ю. Большаков. СПб.: Изд-во СПбГУУ 2000. С. 476-510.

Psychology

Bulletin of Kemerovo State University, 2019, 21(3)

001: 10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

18. Никитенко П. Д. Динамика представлений о военной службе и самоактуализация курсантов военного вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Психологические науки: Акмеология образования, Гендерная психология. 2007. Т. 13. № 3. С. 85-88.

19. Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 260-263.

20. Шадрин А. А. Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3. С. 41-44.

21. Крылов А. А., Рыбалко Е. Ф. Онтопсихология. СПб.: Изд-во СПбГУ 2003. 280 с.

Social Factors and Psychological Predictors of Life Satisfaction at Military Institutes

Maksim V. Sysolyatin a- @

a Saratov Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 158, Moskovskaya St., Saratov, Russia, 410023 @ [email protected]

Received 10.06.2019. Accepted 27.08.2019.

Abstract: The research identifies the relationship between satisfaction with the way of life and various socio-psychological factors. The study involved 1-5-year male cadets of a military university (N=255, average age = 20,2 years). To identify factors that influence cadets' satisfaction with their lifestyle, the authors used proprietary techniques, a questionnaire for diagnosing the level of social frustration by L. I. Wasserman modified by V. V. Boiko, and the methodology of the study of value orientations by M. Rokich. The study showed the dependence of the factors determining the cadets' satisfaction with the way of life on the year of study. For junior students, it was the military team factors and the place of the individual in the team. For graduates, the most significant factors were those that emphasized their belonging to the military community. The most significant predictors of lifestyle satisfaction were the characteristics of a subjective assessment of one's status in a military team, a positive assessment of professional choice, and conditions of service and prospects after graduation.

Keywords: socialization, value orientations, personality of a military man, social frustration, determination

For citation: Sysolyatin M. V. Social Factors and Psychological Predictors of Life Satisfaction at Military Institutes. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, 21(3): 763-769. (In Russ.) DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

References

1. Arinushkina N. S. The issues of life satisfactinon in psychology. Actual problems of economics and management, 2016, (3): 71-76. (In Russ.)

2. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Life strategy. Moscow: Mysl, 1991, 299. (In Russ.)

3. Riabikina Z. I., Somova E. G. Personality and its self-actualization in communication with others. Mirpsikhologii, 2001, (3): 83-88. (In Russ.)

4. Craig G. Development psychology. Saint-Petersburg: Piter, 2000, 992. (In Russ.)

5. Tsyganova N. I. The importance of studying the category of happiness and unhappiness in psychology. Psychology: results and prospects: Proc. Sci.-Prac. Conf. Saint-Petersburg, 1996, 50-51. (In Russ.)

6. Antonov V. V. The art of being happy. Leningrad: Lenizdat, 1984, 221. (In Russ.)

7. Fromm E. Soul of Man. Moscow: Respublika, 1992, 430. (In Russ.)

8. Dzhidaryan I. A. Happiness and its psychological characteristics. Psychology of personality: new studies, ed. Abulkhanova K. A., Brushlinskiy A. V., Volovikova M. I. Moscow: IP RAN, 1998, 67-84. (In Russ.)

9. Ananiev B. G. Some problems of adult psychology. Moscow: Nauka, 1973, 320. (In Russ.)

Bulletin of Kemerovo State University, 2019, 21(3)

Psychology

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-3-763-769

10. Rubinstein S. L. Problems of General Psychology. Moscow: Pedagogika, 1976, 416. (In Russ.)

11. Shilova L. S. Family leisure and satisfaction with marriage. Stability of the family as a social problem, ed. Iankova A. V. Moscow: Izd-vo ISI AN SSSR, 1978, 129-135. (In Russ.)

12. Shibutani T. Social psychology. Rostov-on-Don: Feniks, 2000, 593. (In Russ.)

13. Eysenck G., Eysenck M. Research of the human psyche. Moscow: EKSMO-Press, 2001, 255-269. (In Russ.)

14. Argyle M. Psychology of happiness. Moscow: Progress, 1990, 336. (In Russ.)

15. Panina N. V. Life satisfaction index. Life-line and other new methods of psychology of the life path, ed. Kronik A. A. Moscow: Progress, 1993, 107-114. (In Russ.)

16. Gabdulina L. I. Life satisfaction and its objective determinants during adulthood. Severo-Kavkazskiipsikhologicheskii vestnik, 2008, 6(4): 42-48. (In Russ.)

17. Kulikov L. V. Determinants of life satisfaction. Society and Politics, ed. Bolshakov V. Yu. Saint-Petersburg: Izd-vo SPbGU, 2000, 476-510. (In Russ.)

18. Nikitenko P. D. The dynamics of ideas about the military service and self-actualization in military cadets. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriia Psikhologicheskie nauki: Akmeologiia obrazovaniia, Gendernaia psikhologiia, 2007, 13(3): 85-88. (In Russ.)

19. Sozonnik A. V. Characteristics of the person and overcoming behavior in the conditions of military-professional socialization. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya, 2011, (4): 260-263. (In Russ.)

20. Shadrin A. A. Interpersonal relationships as a factor of cadet's subjective wellbeing in the military professional socialization. Psychopedagogy in Law Enforcement, 2014, (3): 41-44. (In Russ.)

21. Krylov A. A., Rybalko E. F. Ontopsychology. Saint-Petersburg: Izd-vo SPbGU, 2003, 280. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.