УДК 316.6:355.12
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КУРСАНТОВ О ВОЕННОЙ КАРЬЕРЕ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
М. В. Сысолятин
Сысолятин Максим Валерьевич, адъюнкт, Саратовский военный Краснознаменный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, Россия; [email protected]
Целью представленного в статье исследования является эмпирическое изучение динамического изменения представлений о военной карьере на различных этапах военно-профессиональной социализации личности. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что представление курсантов военного вуза о военной карьере различно в зависимости от этапа военно-профессиональной социализации (1-5 курсы). Исследование выполнено на выборке курсантов 1-5 курсов военного вуза (Л = 255, средний возраст 20,2 года, мужчины) с применением авторской анкеты «Что вы понимаете под военной карьерой?». Определены наиболее значимые факторы представлений о военной карьере, к которым отнесены «возможность профессионально-познавательного развития», «гарантированное материальное и социальное обеспечение», «возможность самореализации»; проанализирована динамика представлений о военной карьере в зависимости от этапа военно-профессиональной социализации личности. Установлено, что даже для шкал, объединенных по каждому из выявленных факторов, динамика показателей на каждом из этапов военно-профессиональной социализации не является идентичной. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы групп профессионально-психологического отбора военных вузов. Полученные результаты могут быть реализованы в практике профессионально-психологического отбора в военные вузы. Ключевые слова: личность военнослужащего, военно-профессиональная социализация, представления о военной карьере, этапы военно-профессиональной социализации.
й01: https://d0i.0rg/10.18500/2304-9790-2018-7-4-377-385 К постановке проблемы
На современном этапе проблематика карьеры, карьерного роста является одной из наиболее часто рассматриваемых тем в исследованиях социальных психологов, как отечественных, так и зарубежных, при этом изучаются вопросы собственно карьеры, как социально-психологического термина, так и представлений о профессиональной карьере как одной из форм управления собственным профессиональным будущим (Л. И. Кунц, И. П. Лотова, Е. Г. Молл и др.), однако представление именно о военной карьере в отечественной психологической науке остается практически не изученным [1].
Проблематика представления на современном этапе развития науки активно рассматривается в различных как зарубежных, так и отечественных философских и психологических течениях, что свидетельствует о ее сложности и значимости для научного сообщества.
Представление рассматривается как образы предметов, событий и сцен, основой для возникновения которых служит их припоминание либо продуктивное воображение. Важную роль для решения мыслительных задач, в особенности требующих нового подхода к решению ситуации, играет преобразование представления [2-4].
Теория социального представления была разработана французским социальным психологом С. Московичи при участии Д. Жоделе, В. Ду-аза, К. Херзлиш, Ж.-П. Кодола, Ж.-К. Абрика и др. В основу концепции легло понятие «социальное представление», взятое из социологического учения Э. Дюркгейма. Одним из наиболее часто применяемых определений термина «социальное представление» является объяснение данного феномена как специфической формы познания, знания здравого смысла с социально обусловленными содержанием, функциями и воспроизводством.
Сам С. Московичи определял социальное представление как обобщающий символ, систему интерпретации, классификации явлений, совокупность понятий, выражений и объяснений, порождаемых повседневной жизнью [5].
При этом, по мнению отечественных исследователей А. И. Донцова [4] и Т. П. Емельяновой [6], концепция социальных представлений хотя и претендует порой на глобальные обобщения, в сущности, представляет собой конкретные объяснительные модели, отражающие определенный подход к явлению или их классу.
В России исследования в рамках концепции социальных представлений проводились в гораздо меньшей степени, однако отечественные психологи значительное внимание уделяли такому инте-гративному понятию, как «представление мира», или «образ мира». О. В. Литвиненко считает, что социальное представление является основой представления о различных объектах социальной действительности. На этой базе строится представление о мире в целом (образ мира), которое отражают личностные особенности каждого индивида в отдельности [7]. Этому вопросу посвящены работы А. А. Гостева, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, А. И. Миракяна, В. В. Петухова и др. [8]. В психосемантическом подходе В. Ф. Петренко, В. П. Серкина, А. Г Шмелева получили развитие идеи знаково-символического опосредствования социального представления [9].
Ряд работ связан с профессиональными представлениями. В частности, обращается внимание
на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие, отмечается, что адекватное представление о профессии является необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей.
Изучением проблематики профессионального представления в отечественной науке занимались В. Д. Брагина, В. В. Овсянникова, Л. А. Сергеева, в работах которых выявляется взаимосвязь имеющихся у субъекта профессиональных представлений и его профессионального развития.
В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий и А. В. По-неделков предлагают несколько подходов к понятию «карьера». С точки зрения процессуального подхода карьера должна быть определена как способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения. С позиций статусного подхода карьера - это достигнутый человеком результат деятельности и социальный статус. В рамках ценностного подхода карьера связана с общественно значимой и оцениваемой деятельностью личности в социуме; с позиций индивида карьера понимается как индивидуальный трудовой путь человека, его деятельность, выраженная в профессиональной и должностной форме, и такое понятие карьеры используется довольно часто. Сходную позицию в интерпретации феномена карьеры демонстрирует И. Д. Ладанов, определяющий карьеру не только как продвижение по должностной лестнице, но и как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности [10].
Другими учеными (В. Г. Асеев, О. А. Елды-шова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов) отмечается, что именно представление о карьере является необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей [11-13].
Представление о карьере характеризуется разным уровнем сформированности: оно может быть поверхностным, фрагментарным или полным, разносторонним, конкретным, обобщенным или дифференцированным. Сложившееся в период обучения нереалистичное представление о будущей профессии приводит в дальнейшем к затруднению профессиональной адаптации, что удлиняет процесс формирования специалистов. Таким образом, изучение состояния представления о будущей профессии для активного управления его развитием является необходимым условием совершенствования процесса обучения в вузе [14].
Карьерная ориентацие является важным составляющим элементом профессиональной Я-концепции, возникает в процессе социализации на основе и в результате накопления профессионального опыта в начальные годы карьеры и служит для управления, стабилизации и интеграции индивидуальной карьеры. В качестве синони-
мичных понятии используются: «карьерная цель или ориентации» (И. Миллер, Г. Гордон), «цель работы» (Т. Элиен), «карьерные предпочтения» (Р. Катц), «якоря карьеры» (Э. Шейн). Как считают Е. А. Климов [15, с. 89], В. М. Цветаев [16] и иные, выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия его личности характеру его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.
Наше понимание военной карьеры связано с социально-психологической традицией. Это отношение личности к самой возможности строить свою жизнь в рамках военной деятельности -определение возможностей самореализации в ней.
Целью исследования явилось выявление изменений в представлении курсантов военного вуза о военной карьере в зависимости от этапа военно-профессиональной социализации, его характеристик, а также выделение в результате факторного анализа основных видов представление о военной карьере. Гипотезой исследования явилось предположение, что представление курсантов военного вуза о военной карьере различно в зависимости от этапа военно-профессиональной социализации (1-5 курсы).
Выборка, методика и методы исследования
В целях подготовки анкеты-опросника нами было предпринято пилотажное исследование, в котором экспертам-офицерам было предложено ответить на вопрос: «Что вы понимаете под военной карьерой?». Экспертами явились 28 человек, средний возраст 34 года, средний стаж военной службы 18 лет, мужчины. На основе ответов экспертов разработано 20 шкал размерностью пять единиц, где 1 - признак не выражен, 5 - признак выражен в максимальной степени. В ходе основного этапа исследования опрошено 255 человек, средний возраст которых составил 20,2 года, мужчины. Испытуемым были предложены разработанные нами шкалы для оценки значимости тех или иных категорий, выявленных в ходе предварительного исследования.
Все результаты обрабатывались с помощью SPSS 19. Были выполнены описательная статистика и факторный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате факторного анализа после Varimax-вращения с нормализацией Кайзера выявлено три фактора, охватывающих 61,89% дисперсии (таблица).
Первый фактор, определенный нами как «возможность профессионально-познавательного развития», охватывает 44,5% общей дисперсии и
Результаты факторного анализа шкал представления военнослужащих о карьере The results of the factor analysis of the scales of military men' notion of a career
Матрица повернутых компонент
Параметры Компонента
1 2 3
Возможность стать должностным лицом - - 0,675
Возможность реализовать себя - - 0,771
Возможность добиться положения в обществе - - 0,677
Определенный социальный статус - - 0,678
Уверенность в трудоустройстве - 0,645 -
Уверенность в завтрашнем дне - 0,728 -
Возможность обеспечить семью - 0,631 -
Возможность защищать Родину 0,633 - 0,424
Нравственное и физическое развитие 0,567 - -
Социальные гарантии - 0,774 -
Достойная зарплата - 0,769 -
Обеспечение жильем 0,45 0,71 -
Престижная профессия 0,561 0,517 -
Теоретические и практические знания в военной области 0,835 - -
Возможность роста образования 0,759 - -
Показатель профессионального роста офицера 0,703 - -
Возможность занятия должностей, получения званий 0,69 - 0,514
Возможность смены места жительства 0,571 - -
% охвата общей дисперсии 44,5 9,8 7,5
включает такие характеристики, как теоретические и практические знания в военной области (0,835), возможность роста образования (0,759), показатель профессионального роста офицера (0,703), возможность занятия должностей, получения званий (0,690), возможность защищать Родину (0,633), нравственное и физическое развитие (0,567), престижная профессия (0,561).
Второй фактор, охватывающий 9,8% общей дисперсии, можно определить как «гарантированное материальное и социальное обеспечение», поскольку им охвачены следующие характеристики: социальные гарантии (0,774), достойная заработная плата (0,769), уверенность в завтрашнем дне (0,728), обеспечение жильем (0,710), уверенность в трудоустройстве после окончания ввуза (0,645), возможность обеспечить семью (0,631), престижная профессия (0,517).
Третий фактор (7,5% дисперсии) определен нами как возможность самореализации и включает возможность реализовать себя (0,771), определенный социальный статус (0,678), возможность добиться положения в обществе (0,677), возможность стать должностным лицом (0,675), возможность занятия должностей, получения званий (0,514), возможность защищать Родину (0,424).
Из результатов факторного анализа видно, что наиболее «сильные» факторы отражают комплекс представлений о карьере как о возможности раз-
вития личности как профессионала своего дела, при этом немаловажной остается и «материальная сторона вопроса».
Рассмотрим динамику представлений о военной карьере на протяжении всех этапов военно-профессиональной социализации в военном вузе (рисунок).
Выявлено, что в течение всего периода военно-профессиональной социализации значимость представления о военной карьере как о возможности стать частью государственного аппарата снижается. Мы считаем, что это связано с тем, что до поступления в военный вуз молодые люди необоснованно завышают свою значимость для общества как представителя силовых структур, а в период прохождения обучения осознают, насколько малозначительна их роль в огромной государственной машине, по крайней мере до достижения ими определенных должностей.
Представление о военной карьере как о возможности стать должностным лицом в ходе военно-профессиональной социализации личности изменяется нелинейно. Так, высокие показатели данного параметра у курсантов первого курса, вероятно, связаны с вышеописанным представлением о себе как части государственного аппарата, должностном лице на государственной службе. В ходе дальнейшей военно-профессиональной социализации столкновение со служебными реалиями
В 4/5 курс
□ 3/4 курс И 2/3 курс
□ 1/2 курс
Динамика представления курсантов о военной карьере в зависимости от курса Dynamics of cadets' image of a military career depending on the academic year they are in
и осознание предстоящего срока обучения в должности рядового приводят к резкому снижению показателей данного параметра. На завершающем же этапе обучения, в преддверии получения лейтенантских погон, присущее всем военнослужащим чувство «здорового карьеризма» становится причиной роста показателей, превышающих таковые даже на первом курсе.
Изменение представления о военной карьере как возможности реализовать себя также протекает нелинейно. На этапе первичной военно-профессиональной социализации данный показатель демонстрирует небольшой рост, что, вероятно, связано со слабым представлением поступающих в ввуз молодых людей о предстоящих «тяготах и лишениях» военной службы, что подтверждается снижением показателей на дальнейших этапах военно-профессиональной социализации, и только в преддверии занятия первой офицерской должности и появления перспектив карьерного роста намечается его рост.
Представление о военной карьере как возможности добиться положения в обществе характеризуется постоянным снижением показателей с 1-го по 4-й курс и резким подъемом на выпускном курсе. На первых двух этапах военно-профессиональной социализации это, на наш взгляд, связано с тем, что в силу возраста курсанты еще не задумываются о таких категориях, резкое падение показателя на 3-4 курсах связано с общим кризисом этого периода военно-профессиональной социа-
лизации в условиях целенаправленной военной подготовки, описанного А. В. Созонником [17], Р. А. Терехиным [18]. Резкий рост данного показателя у курсантов выпускного курса, по нашему мнению, связан со сформировавшимся за период обучения представлением об офицерском корпусе и его месте в системе социальных отношений.
Динамика представления о военной карьере как определенном социальном статусе протекает нелинейно. Так, на этапе первоначальной военно-профессиональной социализации налицо небольшое снижение показателя, связанное, на наш взгляд, с тем, что сформированное до поступления в военный вуз представление о военной службе сталкивается с реалиями, обусловленными особенностями обучения на первом курсе, такими как прохождение учебной программы на уровне рядового, редкие увольнения в город, большое количество низких по статусу суточных нарядов (например, наряд по столовой), что снижает вес личности в системе общественных отношений в ее собственных глазах. На следующем этапе военно-профессиональной социализации наблюдается рост показателя, который, возможно, связан с повышением статуса личности в системе военно-социальных отношений (переход на более старшие курсы, более «статусные» виды нарядов, таких как караул, прохождение войсковой стажировки в роли младшего командира). Следующий этап военно-профессиональной социализации характеризуется отсутствием изменений в срав-
нении с предыдущим. У курсантов выпускного курса снова отмечается небольшой рост данного показателя, что, как мы считаем, связано с приближающимся получением первого офицерского звания как долгожданного итога обучения в военном институте.
Представление о военной карьере как способе привлечения внимания противоположного пола характеризуется резким ростом данного показателя на первоначальном этапе военно-профессиональной социализации и столь же резким его падением на всех остальных этапах. На наш взгляд, это связано с излишней «романтизацией» профессии военного, присущей курсантам младших курсов, и, возможно, их малым опытом в общении с девушками. В ходе дальнейшего обучения и взросления курсанты убеждаются, что военная форма особого воздействия на представительниц противоположного пола не оказывает и в этом вопросе гораздо большее значение имеют другие факторы.
Уверенность в трудоустройстве как представление о военной карьере также изменяется нелинейно. Так, на начальных этапах военно-профессиональной социализации отмечается снижение показателей, что, как мы считаем, связано с тем, что курсанты младших курсов слабо представляют свою служебную (читай - трудовую) деятельность после окончания вуза. Рост показателя у курсантов 3-4 курсов, возможно, связан с тем, что к этому моменту достаточный служебный опыт позволяет им оценить свои перспективы после окончания института, а обязательное распределение добавляет уверенности в трудоустройстве. Резкое падение показателя у курсантов 5 курса, на наш взгляд, связано с неуверенностью выпускников в желании продолжать военную службу после выпуска.
На первых двух этапах военно-профессиональной социализации представление о военной карьере как способе обеспечения уверенности в завтрашнем дне характеризуется снижением показателей, что, возможно связано с тем, что курсанты 1-2 курсов просто не задаются этим вопросом, а на 2-3 курсах, столкнувшись с трудностями в учебе и службе, курсанты теряют уверенность в успешном окончании ввуза. Курсанты же старших курсов, пройдя большую часть обучения, по мере приближения к выпуску приобретают уверенность, что полученная в стенах военного института профессия позволит им занять достойное место в жизни.
Интересные результаты показывает динамика представления о военной карьере как возможности обеспечить семью. На этапе первоначальной военно-профессиональной социализации мы видим небольшой рост показателя, на остальных трех этапах - стабильное его снижение. При этом, как отмечено ниже, предположение, что в процессе становления личности офицера значимость материального вознаграждения за выполнение обязанностей военной службы снижается («служу
за Родину, а не за зарплату»), не является верным. Наиболее вероятным, на наш взгляд, будет предположение, что само понятие «семья» наибольшую ценность представляет для только что вылетевших из семейного гнезда курсантов младших курсов («я - член семьи»), а по мере становления личности в условиях воинского коллектива значимость этого понятия размывается («я - член воинского коллектива»).
Динамика представления о военной карьере как возможности защищать Родину протекает нелинейно. Так, результаты опроса курсантов младших курсов демонстрируют довольно резкое снижение показателя, что, на наш взгляд, связано с тем, что на данном этапе военно-профессиональной социализации курсанты еще не осознают себя защитниками Отечества, профессионалами, готовыми с оружием в руках защищать его от врага. На следующем этапе военно-профессиональной социализации демонстрируется небольшой рост показателя, что позволяет сделать вывод: с ростом военного мастерства у курсантов появляется восприятие себя как защитников Отечества. Снижение показателя на 3-4 курсах, вероятнее всего, вновь связано с общей кризисностью этого периода военно-профессиональной социализации. Курсанты же выпускных курсов вновь демонстрируют рост показателя, что подчеркивает значимость возможности защиты Родины как одной из характеристик офицера-выпускника.
Нелинейны и изменения показателей представления о военной карьере как возможности нравственного и физического развития. На первоначальном этапе военно-профессиональной социализации налицо небольшое снижение. Это, вероятно, связано с тем, что, попадая в воинский коллектив, вчерашние школьники оказываются ограничены в выборе способов саморазвития: Интернет, художественная литература, интересующие их виды спорта недоступны, исходя из чего делается вывод об ограничении возможности саморазвития. В ходе дальнейшей военно-профессиональной социализации интересы курсантов 2-3 курсов все больше сосредоточиваются на военно-прикладной сфере и имеющиеся способы саморазвития вполне удовлетворяют возникающие потребности, о чем свидетельствует рост показателя. Следующий этап военно-профессиональной социализации характерен резким снижением показателя, это, наиболее вероятно, вновь связано с общей кризисностью этого периода. На завершающем же этапе социализации личности в условиях военного вуза мы вновь видим рост значения показателя, это, вероятно, свидетельствует о том, что предоставляемые в ходе службы возможности для самосовершенствования позволяют реализовать сформировавшуюся к данному времени ценностную ориентацию.
Изменение представления о военной карьере как возможности получения определенных социальных гарантий протекает нелинейно. Так, пер-
вый этап военно-профессиональной социализации характеризуется довольно резким снижением показателя, что, как мы считаем, связано с тем, что столкнувшиеся с определенными ограничениями военной службы курсанты первого-второго курсов еще не склонны задумываться об определенных льготах и социальных гарантиях. На следующем этапе социализации мы видим рост показателя, вероятно, связаный с тем, что, все более осознавая себя частью воинского коллектива, курсанты начинают интересоваться, какие преимущества дает им военная служба. Следующий этап вновь демонстрирует нам кризисность в виде резкого снижения показателя. Завершающий этап военно-профессиональной социализации характеризуется резким ростом показателя, это, на наш взгляд, связано с тем, что будущие выпускники начинают задумываться о жизни вне стен военного института, создании семьи и предоставляемые государством военнослужащим льготы и социальные гарантии приобретают для них все большее значение.
Так же нелинейна динамика представления о военной карьере как возможности получать достойную заработную плату. Так, на первом этапе военно-профессиональной социализации мы наблюдаем небольшой рост показателя, это, вероятно, свидетельствует о том, это для определенного количества курсантов, пусть и небольшого, именно размер заработной платы офицеров послужил причиной поступления в ввуз. Следующие два этапа характеризуются снижением показателя. Мы считаем, это связано с тем, что в ходе обучения в условиях военного вуза с присущей ему спецификой вопросы материального благополучия отходят на второй план. И только на завершающем этапе мы вновь видим рост показателя, причем довольно резкий. Как мы считаем, это тоже связано с тем, что выпускникам предстоят самостоятельная жизнь, обеспечение семей, и вопросы денежного довольствия становятся для них актуальными.
Полученные в процессе исследования результаты показывают, что значимость представления о военной карьере как возможности обеспечения жильем снижается в течение первых трех этапов военно-профессиональной социализации и лишь на последнем этапе происходит ее рост. По нашему мнению, это связано с тем, что для курсантов младших курсов, находящихся на полном государственном обеспечении, вопрос жилья не является актуальным, но становится все более значимым по мере приближения выпуска из военного института.
Динамика представления о военной карьере как престижной профессии характеризуется снижением показателя на первых трех этапах военно-профессиональной социализации и резким его подъемом на завершающем этапе. На наш взгляд, это связано с тем, что курсанты младших курсов излишне романтизируют военную службу и лишь на старших курсах, осознавая, какие серьезные задачи им предстоит решать самостоятельно, став офицерами, начинают воспринимать службу как
профессию, а себя - как профессионалов, которым государство доверяет жизни людей.
Получение теоретических и практических знаний в военной области как представление о военной карьере также характеризуется снижением показателя у курсантов с 1-го по 4-й курс, и лишь на завершающем этапе военно-профессиональной социализации в условиях военного вуза происходит его резкий рост. Причиной этого, по нашему мнению, явилось то, что для курсантов младших курсов изучение военных предметов в ходе обучения особо не отличается от предметов общеобразовательной программы и лишь ближе к выпуску, с осознанием себя как профессионала, приходит понимание значимости военно-прикладных дисциплин в карьере офицера.
Представление о военной карьере как возможности роста образования вновь представлено снижением показателя на первых трех этапах военно-профессиональной социализации и резким скачком вверх на завершающем этапе. Возможно, причиной явилось то, что в период обучения с первого по четвертый курс первоочередной задачей, которую курсанты ставят перед собой, является успешное окончание ввуза, а на выпускном курсе, уже практически ощущая себя офицерами, обучаемые начинают думать о перспективе, прекрасно понимая, что окончание военной академии или адъюнктуры будет тем фактором, который сыграет немалую роль в их будущей карьере.
Результаты рассмотрения представления о военной карьере как профессиональном росте офицера вновь показывают снижение показателя у курсантов 1-4 курсов и рост у курсантов пятого курса. По нашему мнению, как и при рассмотрении предыдущего результата, это вновь связано с направленностью курсантов младших курсов в основном на завершение обучения в институте, и только курсанты-выпускники задумываются о дальнейшей карьере и зависимости ее от профессиональных навыков офицера.
Представление о военной карьере как возможности занимать должности, получать звания демонстрирует нелинейное развитие. Так, на первом этапе военно-профессиональной социализации наблюдается прирост показателя, на последующих двух этапах снижение, а на завершающем этапе - снова резкий рост. Можно предположить, что повышение показателя у курсантов 1-2 курсов связано с тем, что на этапе становления как члена воинского коллектива личности свойственно желание занять в нем определенное место - зачастую младшего командира (командира отделения или заместителя командира взвода), что в течении ближайших нескольких лет обучения сулит определенные преимущества. В дальнейшем же, после назначения должностных лиц и распределения социальных ролей в коллективе, интерес к этому вопросу пропадает, зачастую курсанты даже отказываются от предлагаемых им должностей, считая их ненужной дополнительной нагрузкой. На за-
ключительном же этапе военно-профессиональной социализации, с приближением получения первого офицерского звания, вопрос движения по карьерной лестнице вновь становится актуальным, что мы и видим в результатах исследования.
Представление о карьере как возможности смены места жительства демонстрирует положительную динамику в течение всего рассматриваемого периода. Вероятной причиной этого послужило понимание курсантами с первого по выпускной курс взаимосвязи выбранной ими профессии и переездов с одного места службы на другое, начиная с самого выпуска. Также нельзя исключать, что курсанты, проживавшие до поступления в военный институт в маленьких городах или в сельской местности, воспринимают поступление в военный вуз и дальнейшее распределение как возможность обеспечения более высокого уровня жизни в крупном городе.
Выводы
Процесс военно-профессиональной социализации личности характеризуется многочисленными изменениями ее ценностной ориентации, мотивации и представления, происходящих в ходе освоения индивидом некоего социального опыта в результате вхождения в определенную социальную среду. Несомненно, определенному изменению подвергается и представление о военной карьере как одном из наиболее значимых понятий в том профессиональном сообществе, членом которого становится эта личность.
Проведенное предварительное исследование позволило выделить двадцать шкал, характеризующих представление военнослужащих о военной карьере. При проведении факторного анализа нами было выявлено три фактора: возможность профессионально-познавательного развития, гарантированное материальное и социальное обеспечение, возможность самореализации. Анализ полученных шкал показал, что динамика представлений о военной карьере в основном протекает нелинейно. При этом выявлено, что даже для шкал, объединенных в каждом из выявленных факторов, динамика показателей на каждом из этапов военно-профессиональной социализации не является идентичной.
Библиографический список
1. Панкратова И. А., Жолудева С. В. Особенности представлений об успешной карьере у государственных гражданских служащих // Интернет-журнал «Науко-
ведение». 2012. № 4. URL: 2012//https://naukovedenie. ru/PDF/53pvn412.pdf (дата обращения: 13.04.2018).
2. Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе. М., 2000. 271 с.
3. Барабанова В. В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 5-20.
4. Донцов А. И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 2001. 427 с.
5. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие. 2-е изд. М., 2004. 480 с.
6. Емельянова Т. П. Социальное представление - понятие и концепция : итоги последнего десятилетия // Психол. журн. 2001. № 6. С. 39-48.
7. Литвиненко О. В. Исследование представлений о профессии в современной психологии : образ будущей профессии у студентов // Среднее профессиональное образование. 2007. № 5. С. 65-68.
8. Гостев А. А. Манипуляция социальными представлениями путем воздействия на образную сферу личности // Психологическое воздействие : Механизмы, стратегии, возможности противодействия. М., 2012. С. 225-246.
9. Стебляк Е. А. Социальные представления как объект исследования в социальной психологии нарушенного развития // В мире научных открытий. 2015. № 7. С. 162-174.
10. Соколова А. С., Сергеева М. Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры. Курск, 2017. 288 с.
11.Асеев В. Г. Механизмы детерминации психического развития // Мир психологии. 2012. № 2 . С. 40-46.
12.Елдышова О. А. Профессиональные представления как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. 2006. № 7. С. 101-102.
13.Зеер Э. Ф. Психологические предикторы проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Личность в профессионально-образовательном пространстве. Екатеринбург, 2015. С 63-70.
14. Петрова Т. В. Представления о будущей профессиональной деятельности у студентов с инвалидностью // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа : сб. ст. Самара, 2018. С. 154-158.
15.КлимовЕ. А. Психология труда : учебник для бакалавриата. М., 2017. 251 с.
16.Цветаев В. М. Управление персоналом : учеб. пособие. СПб., 2002. 192 с.
17. СозонникА. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2011. № 4. С 260-263.
18. Терехин Р. А. Динамика готовности военнослужащих к изменениям служебных ситуаций на этапах военно-профессиональной социализации // Мир образования -образование в мире. 2017. № 2. С. 269-277.
Образец для цитирования:
Сысолятин М. В. Динамика представлений курсантов о военной карьере в процессе военно-профессиональной социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 377-385. БО!: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-377-385
Dynamics of Cadets' Notion of a Military Career in the Process of Military-Professional Socialization
Maksim V. Sysolyatin
ORCID: https://0000-0002-5273-831X
Saratov Military Institute of the Red Banner of the National Guard of the Russian Federation
158, Moskovskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The goal of the research presented in the paper is an empirical study of the dynamic changes of the image of a military career at various stages of the military professional socialization of an individual. The hypothesis of the study is the assumption that the notion of the military career among the cadets of the military institution of higher education is different depending on the stage of military professional socialization (1st-5th academic years). The research was carried out on the sample of cadets of the 1st-5th academic years from the military institution of higher education (N = 255, the average age is 20.2 years old, male) using the original questionnaire "What is a military career in your understanding?". The article presents the most significant notion factors about the military career, which include "possibility of professional-cognitive development", "guaranteed material and social security", "possibility of self-realization"; we analyzed the dynamics of notions about the military career, depending on the stage of military professional socialization of the individual. It was established that the dynamics of indicators at each stage of military professional socialization is not identical even for scales combined in each of the factors identified. The obtained results can be used in professional-psychological selection of military students from military institutions.
Keywords: personality of a military man, military-professional socialization, image of a military career, stages of military-professional socialization.
Referensces
1. Pankratova I. A., Zholudeva S. V. Osobennosti pred-stavleniy ob uspeshnoy kar'yere u gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Features of Representations about Successful Career at State Civil Employees]. Internet-zhurnal «Naukovedeniye» [Naukovedenie], 2012, no. 4. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/53pvn412. pdf (accessed: 13 April 2018) (in Russian).
2. Andreeva G. M. Sovremennaya sotsial'nayapsikhologiya naZapade [Modern Social Psychology in West]. Moscow,
2000. 271 p. (in Russian).
3. Barabanova V. V. Predstavleniya studentov o budushchem kak aspekt ikh lichnostnogo i professional'nogo samoopre-deleniya [Students' Representations about Future as Aspect of Their Personal and Professional Self-Determination]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2002, no. 2, pp. 5-20 (in Russian).
4. Dontsov A. I. Kontseptsiya sotsial'nykh predstavleniy v sovremennoy frantsuzskoy psikhologii [Concept of Social Representations in Modern French Psychology]. Moscow,
2001. 427 p. (in Russian).
5. Pryazhnikov N. S. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva: uchebnoe posobie [Psychology of Work and Human Dignity: the study guide]. 2nd ed. Moscow, 2004. 480 p. (in Russian).
6. Yemel'yanova T. P. Sotsial'noye predstavleniye - pony-atiye i kontseptsiya: itogi poslednego desyatiletiya [Social
Representation - Notion and Concept: Results of Last Decade]. Psikhol. zhurn. [Psychological Journal], 2001, no. 6, pp. 39-48 (in Russian).
7. Litvinenko O. V. Issledovanie predstavleniy o professii v sovremennoy psikhologii: obraz budushhego professii u studentov [Research of ideas about the profession in modern psychology: the image of the future profession among students]. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2007, no. 5, pp. 65-68. (in Russian).
8. Gostev A. A. Manipulyatsiya sotsial'nymi predstavleniy-ami putem vozdeystviya na obraznuyu sferu lichnosti [Manipulation of Social Representations by Influencing Personality's Figurative Sphere]. In: Psikhologicheskoye vozdeystviye: Mekhanizmy, strategii, vozmozhnosti pro-tivodeystviya [Psychological Affect: Mechanisms, Strategies, Reaction Possibilities]. Moscow, 2012. P. 225-246 (in Russian).
9. Steblyak E. A. Sotsial'nyye predstavleniya kak ob»yekt issledovaniya v sotsial'noy psikhologii narushennogo razvitiya [Social Views as Object of Research in Social Psychology of Disrupted Development]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], 2015, no. 7, pp. 162-174 (in Russian).
10.Sokolova A. S., Sergeyeva M. G. Nauchnyye osnovy postroyeniya i razvitiya professional'noy kar'yery [Scientific Foundations of Building and Developing Professional Career: the monograph]. Kursk, 2017. 288 p. (in Russian).
11. Aseev V. G. Mekhanizmy determinatsii psikhicheskogo razvitiya [Mechanisms of Determination of Mental Development]. Mir psikhologii [The World of Psychology], 2012, no. 2, pp. 40-46 (in Russian).
12.Eldyshova O. A. Professional'nye predstavleniya kak psikhologicheskaya sostavlyayushchaya professional'nogo stanovleniya [Professional Presentations as Psychological Component of Professional Development]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2006, no. 7, pp. 101-102 (in Russian).
13.Zeyer E. F. Psikhologicheskiye prediktory proyekti-rovaniya individual'nykh obrazovatel'nykh trayektoriy [Psychological Predictors of Design of Individual Educational Trajectories]. In: Lichnost' v professional'no-obrazovatel'nom prostranstve [Personality in Professional Educational Space]. Yekaterinburg, 2015, pp. 63-70 (in Russian).
14. Petrova T. V. Predstavleniya o budushchey professional'noy deyatel'nosti u studentov s invalidnost'yu [Representations about Future Professional Activity of Students with Disabilities]. In: Formirovaniye lichnosti budushchego na osnove psikhologo-pedagogicheskogo analiza: sb. st. [Formation of Personality of Future on Base of Psychological and Pedagogical Analysis: the collection of papers]. Samara, 2018, pp. 154-158 (in Russian).
15.Klimov E. A. Psikhologiya truda: uchebnik dlya bakala-vriata [Psychology of Labor: the textbook for bachelors]. Moscow, 2017. 251 p. (in Russian).
16.Tsvetaev V. M. Upravlenie personalom: ucheb. posobie [Stuff Management: the study guide]. St. Petersburg, 2002. 192 p. (in Russian).
17. Sozonnik A.V. Harakteristiki lichnosti i preodolevayush-chego povedeniya v usloviyah voenno-professional'noy socializacii [Characteristics of personality and overcoming behavior in the conditions of military-professional socialization]. Vektornauki Tol'yattinskogogos. un-ta. Ser. Pedagogika, psihologiya [Science vector of Togliatti State University. Ser. Pedagogy, psychology]. 2011, no. 4, pp. 260-263 (in Russian).
18.Terekhin R. A. Dinamika gotovnosti voennosluzhashchih k izmeneniyam sluzhebnyh situaciy na ehtapah voenno-professional'noy socializacii [The dynamics of the readiness of the military to the changes in service situations at the stages of the military professional socialization]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [The world of education - education in the world]. 2017, no. 2, pp. 269-277 (in Russian).
Cite this article as:
Sysolyatin M. V. Dynamics of Cadets' Notion of a Military Career in the Process of Military-Professional Socialization. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aomeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4 (28), pp. 377-385 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-377-385