психологические Кырлан Наталья Станиславовна
науки ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗУМНОМ РИСКЕ ...
УДК 159.9: 316.6
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗУМНОМ РИСКЕ И СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
© 2016
Кырлан Наталья Станиславовна, адъюнкт
Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (410023, Россия, Саратов, улица Московская, 158, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу взаимосвязей социальных представлений о разумном риске и стратегий преодолевающего поведения курсантов военных вузов. В результате проведенных исследований курсанты 1, 3 и 5 курсов были разделены на три кластера (группы) в соответствии с ориентацией на результат, общество или себя в своих представлениях о разумном риске. Отдельно для каждого из выделенных кластеров проведен анализ динамики стратегий поведения и динамики представлений о разумном риске на протяжении всего периода обучения в военном вузе.
Ключевые слова: профессиональная социализация курсантов военного вуза, представления о разумном риске, стратегии преодолевающего поведения курсантов военных вузов.
NOTIONS OF REASONABLE RISK STRATEGIES AND OVERCOMING THE BEHAVIOR OF THE MILITARY CADETS
© 2016
Kyrlan Natalya Stanislavovna, advanced student in military academy Saratov Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (410023, Russia, Saratov, street Moskovskaya, 158, e-mail: [email protected])
Abstract. This article analyzes the relationship of social representations about overcoming conduct military cadets and reasonable risk strategies. As a result of the research students 1, 3 and 5 courses were divided into three clusters (groups) in accordance with the results-based society or themselves in their perceptions of reasonable risk. Separately, for each of the clusters, the analysis of dynamics of behavior strategies and the dynamics of representations about reasonable risk throughout the entire period of training in military high school.
Keywords: professional socialization of cadets of military high school, perceptions of reasonable risk strategies overcoming conduct of military cadets.
Профессиональная социализация курсантов военного вуза связана с формированием ряда специфичных установок, ролей и социальных представлений, являющихся основой профессионально-заданной деятельности и поведения. Одним из весьма важных вопросов в этом ряду является вопрос о социальных представлениях курсантов о разумном риске. Это связано с тем, что сама деятельность военного предполагает принятие риска как основы существования, как необходимости для целей защиты личности и государства. Поэтому осознание содержания деятельности курсантов военного вуза определяет отношение к будущей профессии и формирует представление о разумном риске, связанном с профессиональным ростом курсанта. С другой стороны, одним из наиболее важных эффектов военно-профессиональной социализации личности выступает усвоение моделей преодолевающего поведения. Как показано в нашем исследовании, существуют взаимосвязи социальных представлений о разумном риске и стратегий преодолевающего поведения курсантов военных вузов, наличие которых связано со спецификой военной деятельности и особенностями внешней и внутренней его регуляции (детерминации). Исследованию вопросов социально-психологической личностной детерминации преодолевающего поведения в условиях военной социализации личности посвящены работы [3-6]. В работе [6] проведен анализ модели преодолевающего поведения в контексте военной социализации личности курсанта. Осуществлен анализ динамики стратегий поведения на протяжении всего периода обучения в военном вузе. Сделан вывод об использовании стратегий преодолевающего поведения общекризисных явлений на третьем году обучения, выражающихся в снижении значимости активных и просоциальных стратегий и усилении пассивных и агрессивных.
Готовность к риску выступает профессионально важным личностным качеством, способствующим успешности профессиональной деятельности. [2]. Именно это качество определяет дальнейшую реализацию курсантами полученных в вузе знаний и навыков. Субъективное проявление риска связано с личным отношением к нему конкретного индивида, с осознанием ситуации риска и его последствий.
С целью изучения содержания представлений о «раз-
умном» риске у курсантов военного вуза, было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 286 курсантов в возрасте от 17 до 28 лет (средний возраст составляет 20 лет) и 15 офицеров, имеющих военную выслугу лет (средний возраст составляет 34 года).
Изучение представлений о «разумном» риске у курсантов военного вуза (в зависимости от имеющегося жизненного опыта и приобретенных навыков в процессе обучения) осуществлялось с помощью письменного опроса испытуемых.
Для полноты анализа используются данные опроса курсантов 1 и 3 курсов, а также выпускников 5 курса и офицеров, что позволит сравнить представления о разумном риске курсантов и выпускников военных вузов.
Рассмотрим полученные нами данные путем сравнения по каждому критерию:
«Оправданность». Оправданность риска связана со степенью эффективности, прогнозируемой в момент принятия решений. При этом ожидается высокая эффективность выполнения задач и есть уверенность в правильности оценки ситуации, предвидении ее развития [2]. 7,21% курсантов считают риски оправданными, к 5 курсу показатель растет до 12,31%. Данный показатель говорит о том, что в процессе обучения курсанты в большей степени понимают разумность риска как его оправданность. Иначе говоря, усиливается ценностная составляющая риска, т.к. оправданность означает наличие каких-то целей, которыми можно его «оправдать». Соответственно, эта категория выявлена и в представлениях значительного количества (10,2%) офицеров. Можно сделать вывод, что после окончания обучения в военном вузе и на протяжении всего пути становления офицера «оправданность» рискованных действий остается показателем «разумности» риска на достаточно высоком уровне.
«Обдуманность, осознанность». Риск является обдуманным, если он обоснован. При оценке обоснованности риска учитываются специфика деятельности, личностные качества рискующего, а также наличие обстоятельств, ограничивающих или расширяющих возможность принятия решения с максимальным при данных условиях «знанием дела». [2]. Значение критерия «обдуманность, обоснованность», исходя из полученных нами данных, к завершению обучения и выпуска
Кырлан Наталья Станиславовна психологические
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗУМНОМ РИСКЕ ... науки
из военного вуза сокращается у курсантов с 24,05% до 12,82% и сохраняется на протяжении дальнейшей служебной деятельности у офицеров на том же уровне. В процессе всего периода обучения в поведении курсантов вырабатывается строгая дисциплина, основой которой является не противоречие приказам вышестоящего руководства, исполнение их беспрекословно, без промедлений и отказов. То есть некоторый «автоматизм», присущий деятельности офицеров в начале их военной карьеры, возможно, является причиной снижения осознанности рисков, осуществляемых и принимаемых во время несения службы.
«Выполнение СБЗ, защита Родины». Выполнение служебно-боевых задач (СБЗ) является неотъемлемой частью служебно-боевой деятельности военнослужащих. Сюда входит не только охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, но и другие виды деятельности войск, в том числе выполнение обязанностей в «горячих» точках. В начале обучения курсанты не совсем осознают и понимают всей серьезности и готовности к рискам в условиях выполнения СБЗ - 2,48%, к 5 курсу представления становятся более четкими и возрастают до 5,13%. В процессе дальнейшей служебной деятельности офицеров с приобретением некоторого опыта, представления о рискованности на военной службе возрастают и составляют 8,16 %. Это связано с появлением четкого представления своей задачи и повышением боевой выучки военнослужащих.
Одним из критически важных показателей осознания курсантами военного ВУЗа разумного риска, стоит проанализировать показатель оценки «опасность действий», который для курсантов 1, 3 и 5 курсов в среднем составил 5,74%, а для офицеров - 12,24%, что говорит о возрастании представления последствий осуществляемой деятельности для окружающих, мирного населения и сослуживцев при проведении войсковых действий. Осознание того, на сколько опасными могут быть действия военнослужащих при выполнении тех или иных задач, приходит лишь с полученными знаниями и навыками.
Одновременно с этим показатель «опасность для жизни и здоровья», также как и «безопасность для жизни и здоровья», характеризующие степень осознания возможных негативных последствий для собственных жизни и здоровья, остаются без изменений. Безопасность военнослужащего при прохождении им военной службы - это состояние защищенности военнослужащего от опасных и вредных факторов, воздействие которых может привести к травме либо иному резкому ухудшению здоровья военнослужащего, профессиональному заболеванию. Сохранение уровня осознанности опасности для жизни и здоровья у курсантов и офицеров (7,52% - 6,12%) говорит о их готовности отдать свою жизнь за других.
«Потери». Любой риск, в процессе достижения какой-либо цели, как считают многие авторы, связан с опасностью возникновения непредвиденных потерь, наступлением вреда. Курсанты 1 и 3 курсов считают, что вероятность потерь в случае рискованных действий составляет 1,99%. Данный показатель растет вместе с уровнем получаемых умений и навыков курсантов в процессе обучения и к выпуску достигает 4,62%. Прочувствовать значимость и последствия рискованного поведения получается лишь тогда, когда у окончивших военные ВУЗы офицеров с появлением более серьезных должностных обязанностей возрастает уровень ответственности, и коэффициент потерь повышается до 16,33%. По результатам исследования показателя «отсутствие потерь» мнение по предыдущему критерию подтверждается. Чем больше жизненного опыта и выслуги военных лет у военнослужащих, тем большее количество потерь им приходится ощущать в процессе прохождения военной службы.
Критерий оценки «достижение цели» показал также динамический рост представлений курсантов и офицеров. Так на первых курсах обучения курсанты демон-374
стрируют уверенность в возможности достижения профессиональных целей при реализации действий, сопряженных с риском, на уровне 8,71%, курсанты 5 курса на уровне 10,77%, а офицеры - испытывают уверенность в достижении поставленных высшим руководством целей при реализации собственной склонности к разумному риску на уровне 12,24%. Рост уровня коэффициента «достижение цели» в процессе обучения и становления курсантов связан с развитием их мотивационной сферы (мотивы, потребности и цели).
«Принятие решения» представляет собой процесс сознательного выбора лучшего варианта (альтернативы) решения проблемы с учетом имеющихся у человека навыков и знаний в определенной ситуации. Опираясь на исследование результатов по данному критерию, следует сделать вывод о том, что для курсантов принятое решение является больше неосознанным и следует скорее из личных побуждений и времени на обдумывание. В среднем всего 1,60% курсантов связывают разумный риск с принятием решения на службе.
«Сложность, трудности». Данный критерий подразумевает под собой представление о риске как преодолении себя, потере и желании достичь цели. Любые трудности взаимосвязаны с возможностью потерь, наступления какого-либо вреда, в результате рискованного поведения индивида. Достижение цели при помощи риска также невозможно без трудностей и вероятности потери. Из полученных результатов опроса видно, что лишь 0,34% курсантов связывают свою профессию со сложностями. На 1 и 3 курсах молодые люди слабо осознают возможные трудности, связанные с профессией и дальнейшим профессиональным ростом. Чуть большее число обучаемых к 5 курсу задумываются о возможных проблемах, и всего 4,08% состоявшихся офицеров осознают всю сложности профессии. Большая часть опрошенных курсантов придерживаются мнения о том, что сложности и трудности в их профессии само собой разумеющееся. Не выделяют этот критерий особенным. Военная служба заведомо подразумевает под собой сложности и тяжести лишения деятельности, что в свою очередь доходит до автоматизма.
«Положительный результат, удача» - критерий оценки, показавший у курсантов 1 и 3 курсов результат на уровне 5,01%, а у курсантов 5 курса - 6,67 %, что свидетельствует о повышении общего уровня уверенности в достижении профессиональных целей в сочетании с представлением о разумном риске осуществления военной деятельности. При этом вера в «отрицательный результат, неудачу» совершенно отсутствует у курсантов 1 и 3 курсов (0,34%), однако соответствующие сомнения появляются у офицеров (2,04%), которые осознают большую совокупность факторов, определяющих успешность осуществления боевых заданий, несения профессиональной военной службы.
«Действия во благо». Обучающиеся в военном вузе курсанты считают, что разумный риск в 10% случаев может принести пользу либо доставить какое-либо удовольствие. Однако опрошенные нами офицеры считают, что на практике в условиях прохождения военной службы такой риск не всегда является действием во благо (4,08%).
Что касается полученных сведений по критериям «ради общества», «родные, близкие», «для себя», то в начале обучения на 1 и 3 курсах военного вуза разумный риск в первую очередь совершается в пользу общества
- 7,86%, на второе место опрашиваемые ставят себя -3,63%, родные и близкие остаются на последнем месте
- 1,95%. Не следует забывать, что в состав социума входят родные и близкие, однако некоторые опрашиваемые все же выделяют дорогих им людей в отдельный показатель. Рискованные действия для удовлетворения своих потребностей сохраняются на прежнем уровне 3,59 %. У офицеров же эти показатели со временем снижаются до 0. Такие результаты могут быть связаны с понижением интереса получить какую-либо выгоду для себя.
психологические науки
Кырлан Наталья Станиславовна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗУМНОМ РИСКЕ ...
Это можно объяснить лишь готовностью военнослужащих рисковать во благо общества, охранять мир и покой гражданского населения страны, что предусмотрено их должностными обязанностями.
Результатом обработки статистического материала явилось объединение курсантов в три группы (кластера). При формировании групп мы руководствовались теми ассоциациями, которые возникали у курсантов в процессе размышления о сущности понятия «разумный риск». Сформированные кластеры получили названия:
1. Кластер ориентации на результат;
2. Кластер ориентации на общество:
3. Кластер ориентации на себя и своих близких
Таблица 1 - Распределение курсантов (в процентах)
по кластерам
Анализ динамики показателей преодолевающего поведения на разных этапах военно-профессиональной социализации, представленный в таблицах 2-4, указывает на использование различных стратегий преодолевающего поведения от активных и просоциальных моделей до пассивных, направленных на избегание возникающих противоречий, агрессивных и асоциальных действий.
Таблица 2 - Динамика изменений в предпочитаемых стратегиях преодолевающего поведения у курсантов 1 курса по кластерам (%)_
Стратегия повеления Изменения показателя по кластерам
ориентация на ориентация на ориентация на сеояи
результат оощество своих близких
Ассертивные +9 +7 +8
действия
Вступление б -23 +1 +0,5
с оциальныи контакт
Поиск социальной +3 +4,5 +5
поддержки
Осторожные +1,9 +1,5 +1
действия
Импульсивные -1,06 +1 +1,5
действия
Избегание +6,4 +5 +4,7
Непрямые действия +7,4 +S +8
Асоциальные +10 +7 +8
действия
Агрессивные -10 -2 -3
действия
Таблица 3 - Динамика изменений в предпочитаемых стратегиях преодолевающего поведения у курсантов 3
курса по кластерам (%)
Заключение. В процессе военно-профессиональной социализации курсанта военного вуза в результате включения в военное сообщество и образовательный процесс происходит преобразование социально-психологических характеристик личности, выступающих факторами изменения, как преодолевающего поведения, так и представлений курсантов о разумном риске. Для курсантов, представляющих все три кластера, на первом курсе преодолевающее поведение носит активный про-социальный характер, на третьем курсе выражено смещение в сторону агрессивности, на пятом курсе стратегии поведения отличаются значимыми положительными сдвигами в сторону вступления в социальный контакт, поиском социальной поддержки, импульсивных действий. В то же время, интенсивность изменения преодолевающего поведения зависит от представлений курсанта о разумном риске (от принадлежности курсанта к одному из выделенных кластеров).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грозная, Т.А. Особенности стратегий преодоления кризисных ситуаций курсантами образовательных учреждений МВД России / Т.А. Грозная // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского.-2012.-№28.-С.1194-1208.
2. Кленова М.А., Лаврентьева М.Ю. Взаимосвязь социальных представлений о риске и мотивации достижения успеха в среде студенческой молодежи // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С. 79-81.
3. Лабыко, Е.Л. Особенности преодоления стрессовых ситуаций курсантами военных специальностей /Е.Л. Лабыко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011.- №1. - С.264-268.
4. Лапкина, Е.В. Проблема связи совладающего и защитного поведения / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник.-2015.-№4.-С.201-205.
5. Созонник, А.В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации / А.В. Созонник // Вектор науки ТГУ.-2011.-4 (7).-С.260-262.
6. Шамионов Р.М., Созонник А.В. Динамика и личностные предикторы предпочитаемых стратегий преодоления курсантов военного вуза / Р.М. Шамионов, А.В. Созонник // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. -2016. - Т. 5. - №2. - С. 128-136.
7. Шадрин, А.А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов / А.А. Шадрин // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова.-2014.-Том 20.-С.54-58.
Стр атегия поведения Изменения показателя по кластерам
ориентация на результат ориентация на общество ориентация на сеоя и
действия -15,6 -13,6 -14,6
Вступление б социальный контакт -18,3 -11,5 -17,3
Поиск социальной поддержки -14,4 -9,4 -7,4
Осторожные действия -6,5 -10,5
Импульсивные действия +1,6 +1,9 +3,6
Избегание +1,6 +1,8 +3,1
Непрямые действия -5,2 -4,4 -0,4
Асоциальные действия -2,5 +1 -1,5
Агрессивные действия +14Д +3,7 +6,1
Кластер 1 курс 3 курс 5 курс
ориентация на результат 29 37 38
ориентация на общество 35 25 40
ориентация на себя и своих близких 36 38 22
Таблица 4 - Динамика изменений в предпочитаемых стратегиях преодолевающего поведения у курсантов 5 курса по кластерам (%)
Стратегия поведения Изменения показателя по кластерам
ориентация на результат ориентация на общество ориентация на се-оя и
Ассертивные +4 +2 +1,5
Вступление в социальный контакт +5,3 +7,6 +5
Поиск социальной поддержки +4,2 +9,1 +10,2
Осторожные действия -1,4 +2 +2,3
Импульсивные действия +0,3 +2,7 +5,7
Избегание +1 +3 +6
Непрямые действия +1 +0,7 +0,8
Асоциальные действия -1 -3
действия +U +1 +U