Научная статья на тему 'Формирование ценностей здорового образа жизни курсантов вузов МВД России'

Формирование ценностей здорового образа жизни курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУРСАНТ ВУЗА МВД РОССИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / VALUE SETTINGS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / CADET OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна, Киселева Ирина Николаевна

Введение. В современных условиях развития нашего государства возрастает социальная роль и ценность здорового образа жизни. Одной из приоритетных задач образовательной практики является трансформация понимания специфики здоровья как жизненной ценности будущего поколения граждан. Особый интерес данная тема представляет применительно к представителям экстремальных профессий, в частности к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, профессиональной годности которых всегда уделяли особо повышенное внимание. Безусловно, деятельность правоохранительных органов зачастую связана с напряженными условиями и вытекающими из этого рисками для здоровья. В свете чего вопросам формирования ценностного отношения, ценностных ориентаций и ценностных установок к ведению здорового образа жизни должно быть уделено пристальное внимание еще в рамках профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Цель исследования рассмотреть и проанализировать такую ценностную ориентацию, как здоровье у курсантов вузов МВД России, в рамках формирования их способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9). Методология и методы исследования. В качестве диагностического инструментария выступила методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка терминальных и инструментальных ценностей. Кроме того, в качестве методов исследования использовались педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование. Результаты исследования. Диагностике были подвержены 175 курсантов ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»: 87 курсантов первого курса и 88 курсантов пятого (выпускного) курса. В результате чего была выявлена статистически значимая разница у диагностируемых групп и отмечена положительная динамика формирования и развития ценностной ориентации к ведению здорового образа жизни у курсантов вузов МВД России в рамках их профессиональной подготовки. Заключение. В рамках учебной и внеучебной деятельности видится возможным формирование ценностных установок и ценностных ориентиров курсантов вузов МВД России, в том числе и на здоровый образ жизни как неотъемлемый атрибут их будущей профессиональной деятельности. Главная задача учебных организаций системы вузов МВД России состоит в создании необходимых правовых, инфраструктурных, организационных, в том числе психолого-педагогических условий, для формирования способности курсантов организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни путем создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна, Киселева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUES OF A HEALTHY LIFESTYLE OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In modern conditions of development of our state, the social role and value of a healthy lifestyle is growing. One of the priority tasks of educational practice is the transformation of understanding the specifics of health as the life value of a future generation of citizens. This topic is of particular interest in relation to representatives of extreme professions, in particular to employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, whose professional suitability has always been given special attention. Of course, the activities of law enforcement agencies are often associated with stressful conditions and the resulting health risks. In light of this, close attention should be paid to the issues of the formation of a value attitude, value orientations and value orientations towards a healthy lifestyle as part of the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The purpose of the work is to consider and analyze such a value orientation as health among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the framework of the formation of their ability to organize their lives in accordance with socially significant ideas about a healthy lifestyle (OK-9). Material and methods. The methodology “Value Orientations” by M. Rokich, based on direct ranking of the list of terminal and instrumental values, acted as a diagnostic toolkit. In addition, pedagogical observation, questionnaires and testing were used as research methods. Results and discussion. 175 cadets of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia” were exposed to diagnostics: 87 first-year cadets and 88 fifth-year cadets. As a result, a statistically significant difference was revealed between the diagnosed groups and a positive dynamics was noted in the formation and development of a value orientation towards a healthy lifestyle among cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs in the framework of their professional training. Conclusion. In the framework of educational and extracurricular activities, it seems possible to form value orientations and value orientations of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, including a healthy lifestyle as an integral attribute of their future professional activity. The main task of educational organizations of the system of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is to create the necessary legal, infrastructural, organizational, including psychological and pedagogical conditions, to form the ability of cadets to organize their life in accordance with socially significant ideas about a healthy lifestyle by creating a health-saving and health-forming educational environment.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностей здорового образа жизни курсантов вузов МВД России»

УДК 37 . 013 . 28

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2020-1-70-76

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Т. Н. Михайлова1, И. Н. Киселева2

1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск

2 Филиал Российского государственного университета по физической культуре, спорту, молодежи и туризму, Иркутск

Введение. В современных условиях развития нашего государства возрастает социальная роль и ценность здорового образа жизни. Одной из приоритетных задач образовательной практики является трансформация понимания специфики здоровья как жизненной ценности будущего поколения граждан. Особый интерес данная тема представляет применительно к представителям экстремальных профессий, в частности к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, профессиональной годности которых всегда уделяли особо повышенное внимание. Безусловно, деятельность правоохранительных органов зачастую связана с напряженными условиями и вытекающими из этого рисками для здоровья. В свете чего вопросам формирования ценностного отношения, ценностных ориентаций и ценностных установок к ведению здорового образа жизни должно быть уделено пристальное внимание еще в рамках профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

Цель исследования - рассмотреть и проанализировать такую ценностную ориентацию, как здоровье у курсантов вузов МВД России, в рамках формирования их способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9).

Методология и методы исследования. В качестве диагностического инструментария выступила методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка терминальных и инструментальных ценностей. Кроме того, в качестве методов исследования использовались педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование.

Результаты исследования. Диагностике были подвержены 175 курсантов ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»: 87 курсантов первого курса и 88 курсантов пятого (выпускного) курса. В результате чего была выявлена статистически значимая разница у диагностируемых групп и отмечена положительная динамика формирования и развития ценностной ориентации к ведению здорового образа жизни у курсантов вузов МВД России в рамках их профессиональной подготовки.

Заключение. В рамках учебной и внеучебной деятельности видится возможным формирование ценностных установок и ценностных ориентиров курсантов вузов МВД России, в том числе и на здоровый образ жизни как неотъемлемый атрибут их будущей профессиональной деятельности. Главная задача учебных организаций системы вузов МВД России состоит в создании необходимых правовых, инфраструктурных, организационных, в том числе психолого-педагогических условий, для формирования способности курсантов организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни путем создания здо-ровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды.

Ключевые слова: общекультурная компетентность, здоровье, здоровый образ жизни, ценности, ценностные ориентации, ценностные установки, психолого-педагогические условия, курсант вуза МВД России.

Введение

Концепция модернизации российского образования направлена на реализацию компетентностно-го подхода в системе высшего образования, целью которого является формирование ключевых компе-тентностей, то есть способностей выпускников вузов использовать полученные ими знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности для решения теоретических и практических задач. Ключевые компетенции провозглашаются новой парадигмой результата образования [1, с. 6]. Такой подход связан как с потребностью современного общества использовать потенциал личности, так и с потребностью личности интегрироваться в современную общественную деятельность.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования сформулиро-

ваны в терминах компетенций, согласно которым выпускники вузов должны обладать общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями по видам их деятельности и направлениям подготовки. В соответствии с идеологией вышеуказанных госстандартов общекультурная компетентность выступает в качестве ключевой, что обусловлено социальным заказом образовательной системы, требующей профессионально компетентных специалистов высокого уровня культуры.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная эк-

спертиза», выпускник высшего учебного заведения МВД России, освоивший программу специалитета, должен обладать двенадцатью общекультурными компетенциями (ОК-1 - ОК-12). В данной научной статье речь пойдет о такой важной с точки зрения глобализации мирового развития компетенции, как способность курсантов вузов МВД России организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9).

Сегодня со стороны российского государства наблюдается значительное повышение интереса к здоровью своих граждан, которое введено в ранг национальной ценности. В свою очередь, здоровье граждан определяется условиями и образом жизни.

Образ жизни - одна из основополагающих социологических категорий, интегрирующая представления о характерном на определенный момент исторического развития типе жизнедеятельности человека [2, с. 136]. В широком смысле здоровый образ жизни - это все, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Формирование здорового образа жизни на сегодняшний день является задачей многих государственных органов, организаций и институтов [3, с. 154].

Проблема формирования ОК-9 у курсантов вузов МВД России входит в число первостепенных вопросов их профессиональной подготовки, поскольку именно здоровый образ жизни курсанта является главной предпосылкой успешной реализации будущей профессиональной деятельности. Как правило, именно специалисты в области правоохранительной деятельности обладают навыками и используют ресурсы функциональной работоспособности и физической активности с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни [4]. Оборонный потенциал нашего государства напрямую зависит в том числе и от здоровья будущего поколения сотрудников органов внутренних дел России.

Здоровый образ жизни курсанта вуза МВД России рассматривается нами как совокупность составляющих компонентов, которые в профессиональной и других сферах жизнедеятельности благотворно влияют на его здоровье. Безусловно, здоровый образ жизни определяется прежде всего самим курсантом, исходя из его внутренних моральных устоев, а далее идут уже ценности и ориентиры здорового образа жизни, пропагандируемые обществом. Именно здоровье курсанта является основой его настоящего и будущего благополучия, необходимым условием реализации его профессионального потенциала [5]. Как считает в своей работе Н. К. Черников, «самореализация личности возможна только при условии соблюдения норм здорового образа жизни» [6, с. 127].

Материал и методы

Впервые интерес отечественных исследователей к проблеме здорового образа жизни фиксируется в публикациях 1977 г., в рамках которой он рассматривается как способ организации жизнедеятельности личности, позволяющий последней активизировать все свои внутренние и внешние ресурсы с целью выполнения социальных и профессиональных функций [7]. Среди современных исследователей критериев здорового образа жизни, работы которых были проанализированы при написании научной статьи, выступили Э. М. Казин [8], В. В. Колбанов [9], Д. В. Уланов [10], Р. Т. Раевский [11], Е. А. Логачева [12] и др. Вопросы воспитания здорового образа жизни у курсантов военизированных вузов исследовали А. А. Глазырин [13], Д. А. Бакиев, Г. В. Кошевец [14], И. Н. Смирнов [15], Л. Я. Путан [16], Д. В. Золотухин, М. А. Ушаков [17], П. Н. Приходько [18] и др. Применительно к вузам МВД России соответствующие вопросы рассматривались в связи с воспитанием физической культуры курсантов.

В зарубежной научной литературе пиковый интерес к проблемам формирования здорового образа жизни офицеров наблюдается с 2001 года в публикациях ученых США и Великобритании, в рамках которых рассматривается и проводится оценка культуры здоровья сотрудников полиции, исправительных учреждений, а также представителей охранных структур [19]. Особый интерес при этом заслуживает разработанный группой зарубежных исследователей «Профиль здорового образа жизни» - опросник, позволяющий провести оценку факторов, влияющих на ценностное поведение личности по сохранению и укреплению своего здоровья [20]. Данный опросник весьма активно применяется в исследованиях зарубежных ученых для измерения многокомпонентной структуры здорового образа жизни представителей различных профессий [21, 22].

Целью натоящего исследования является выявление ценностной ориентации к ведению здорового образа жизни курсантов вузов МВД России. Для достижения вышеуказанной цели перед собой мы поставили задачу провести диагностику жизненных ценностей курсантов вузов МВД России в рамках их образовательного пространства. Исследование было реализовано на базе Восточно-Сибирского института МВД России. Общий объем респондентов составил 175 курсантов, обучающихся на факультете правоохранительной деятельности. Перед началом диагностики было сформировано 2 группы: группа А, в которую вошли курсанты первого курса (87 человек), и группа Б, состоящая из представителей курсантов 5-го курса (88 человек). В качестве диагностического инструмента было использовано анкетирование и методика ценностных ориентаций Милтона Рокича, осно-

ванная на прямом ранжировании списка ценностей. В списке терминальных ценностей интересовала такая ценность, как «Здоровье (физическое и психическое)». В качестве методов исследования использовались педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование.

Результаты и обсуждение

Анализ эмпирических данных позволил выявить следующие результаты. В целом такая ценностная ориентация, как «Здоровье», является значимой для курсантов вузов МВД России. Более того, именно данная ценность занимает лидирующую позицию среди всех ценностных ориентаций (в списке их всего 18) в группе курсантов группы Б. Представители данной группы отметили, что именно здоровье выступает основным условием достижения их личных и профессиональных успехов. Более того, степень реализованности исследуемой ценности гораздо выше у курсантов группы Б. Данная группа испытуемых, в отличие от курсантов группы А, выбирает более адекватные средства для достижения поставленной цели: такие инструментальные ценности, как ответственность (чувство долга, умение держать слово), твердая воля (умение не отступать перед трудностями, настойчивость в своих взглядах и решениях) и честность (искренность и правдивость в высказываниях и поступках). Именно данные инструментальные ценностные ориентации являются значимыми для реализации цели «Здоровье». Что касается курсантов группы Б, для достижения терминальной ценности «Здоровье» из списка инструментальных ценностей ими были выбраны такие качества, как аккуратность (умение держать порядок в вещах и делах), воспитанность (хорошие манеры), жизнерадостность (чувство юмора и счастья) и ответственность (умение держать слово, чувство долга). На наш взгляд, данные качества группы А в большей степени связаны с эмоциональным фоном, который не всегда может быть полезен для здорового образа жизни и здоровья в целом.

Кроме того, в рамках диагностики было установлено, что в исследуемых группах различия в компонентах здорового образа жизни не являются существенными. В целом осведомленность о составляющих здорового образа жизни соответствует возрастному периоду тестируемых курсантов. Однако соблюдение этих компонентов курсантами группы А является отличным от курсантов группы Б. Так, курсанты группы Б в среднем реализуют компоненты здорового образа жизни в рамках своей жизнедеятельности на 69 %, а в группе А средний показатель составил всего 38 %.

Благодаря проведенному исследованию было выявлено, что для соблюдения здорового образа жизни

курсантам необходима элементарная внутренняя готовность к реализации и соблюдению ценностей здорового образа жизни. Так, 71 % курсантов группы Б и 57 % курсантов группы А считают, что здоровье зависит от самого человека и его образа жизни.

Также было проведено анкетирование, благодаря которому мы выделили уровень реализованно-сти ценности «здоровый образ жизни» в настоящее время. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Распределение испытуемых в зависимости от степени реализованности ценности «здоровый образ жизни»

Уровни Группа А Группа Б

Количество % Количество %

Высокий 10 11 44 50

Средний 40 46 36 41

Низкий 37 43 8 9

Итого 87 100 88 100

Как видно из таблицы, большинство курсантов группы А имеют средний (46 %) и низкий (43 %) уровень реализованности ценности «здоровый образ жизни» в отличие от курсантов 5-го курса (группа Б), у которых большинство испытуемых имеют высокий уровень реализованности здорового образа жизни - 50 % и средний - 41 %. Курсанты пятого курса отмечают то, что реализация здорового образа жизни предполагает следующие компоненты: правильное питание, зарядка, регулярные тренировки, отказ от вредных привычек, режим сна и отдыха, закаливание. Этот факт указывает на то, что к старшему курсу у курсантов формируется не только представление о здоровом образе жизни, но и формируется активная жизненная позиция по отношению к своему здоровью.

Анализ результатов показал, что знания курсантов первого курса Восточно-Сибирского института МВД России о здоровье и здоровом образе жизни недостаточно осмысленны и не в полной мере осознаны ими. Сформированные представления первокурсников о такой ценности, как здоровье, носят общий характер и практически не используются в повседневной жизни. Курсанты ведут себя достаточно пассивно, не проявляя поисково-познавательную активность для применения знаний и умений в сфере здорового образа жизни. Формированию способности курсантов вузов МВД России организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни способствует их профессиональная подготовка, проводимая на протяжении 1-5-х курсов в системе вузов МВД России. Данные эмпирического анализа показали значительное превосходство показателей курсантов группы Б (5-й курс) по сравнению с курсантами группы А (1-й курс).

Именно в рамках учебной и внеучебной деятельности формируются ценностные установки и ценностные ориентиры обучаемого лица, в том числе и на здоровый образ жизни как неотъемлемый атрибут будущей профессиональной деятельности. Главная задача учебных организаций системы вузов МВД России состоит в создании необходимых психолого-педагогических условий для формирования ОК-9, к числу которых мы отнесли:

1) разработку программы формирования культуры здоровья, здоровых потребностей и ценностного отношения к здоровому образу жизни курсантов вузов МВД России;

2) теоретическую и методическую подготовленность личного состава к формированию и развитию способности курсантов вузов МВД России организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

3) индивидуализированный и дифференцированный подход к личности каждого курсанта с целью закрепления и развития их положительных качеств, привычек и искоренения отрицательных;

4) формирование ценностного понимания, ценностных ориентаций и ценностного отношения к здоровому образу жизни, которые в будущем определят ценностное поведение личности курсанта по сохранению своего здоровья в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и профессиональной;

5) выработку мотивированной потребности личности курсанта в здоровом образе жизни;

6) интеграцию деятельности образовательных, медицинских, культурно-досуговых и правоохра-

нительных органов путем создания благоприятной и прежде всего здоровой образовательной среды.

Заключение

Сохранение и укрепление здоровья курсантов в рамках их профессиональной подготовки и формирование способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни возможны лишь при условии приоритетной роли здоровья в системе социальных и духовных ценностей современного российского общества посредством создания у курсантов социокультурной мотивации быть здоровым. Ведомственные вузы МВД России должны обеспечить необходимые правовые, инфраструктурные, организационные, в том числе психолого-педагогические условия, для ведения здорового образа жизни своих курсантов путем создания здо-ровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды.

Проведенное исследование не исчерпывает весь спектр возникающих по данной проблеме вопросов, а лишь намечает дальнейшие перспективы, которые касаются более детального исследования ценностей здорового образа жизни курсантов военизированных и студентов гражданских вузов нашего государства. Именно здоровье на протяжении всей истории существования человека выступает главной ценностью в процессе его онтогенеза, а передача постулатов здорового образа жизни является фундаментом существования государства и прогрессом развития человечества.

Список литературы

I. Троянская С . Л . Основы компетентностного подхода в высшем образовании . Ижевск: Удмуртский ун-т, 2016 . 176 с .

2 . Мартыненко А . В . Здоровый образ жизни молодежи // Знание, понимание, умение . 2004. № 1. С . 136-138.

3 . Кудрявцев М . Д . Административная профилактика как основа формирования здорового образа жизни // Проблемы современного педа-

гогического образования . 2019 . № 62-2 . С . 154-157 .

4 . Ferreira D . K . S ., Bonfim C . , da Silva Augusto L . G . Fatores associados ao estilo de vida de policiais militares // Ciencia e Saude Coletiva . 2011.

№ 16 (8) . Р .3403-3412 .

5 . Герчак Я . М . , Митьков Д . Ю . Здоровье как фактор и условие формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной

деятельности // Электронный научный журнал ЦИТИСЭ . 2018 . № 1 (14) .

6 . Черников Н . К. , Черникова А. А. Отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни // Инновационная наука . 2016 . № 4 .

С . 126-128.

7 . Федотова О . Д . Воспитание культуры здорового образа жизни офицеров: наукометрический аспект проблемы // НАУКОВЕДЕНИЕ . 2015 .

№ 4 Т 7

8 . Казин Э . М . Основы индивидуального здоровья человека . М .: Гуманит . изд . центр ВЛАДОС, 2000 . 192 с .

9 . Колбанов В . В . Методология формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях // Современные проблемы фор-

мирования и укрепления здоровья: сб . науч . ст . Междунар . научно-практич . конф . 24-6 октября 2013 г . Брест: Альтернатива, 2013 . С . 186-190 .

10 . Уланов Д . В . Социальное управление формированием здорового образа жизни: дис .. . . канд . социол . наук. М ., 2006 . 164 с.

II. Раевский Р . Т . Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов . Одесса: Наука и техника, 2008. 556 с .

12 . Логачева Е . А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: автореф . дис.. . . канд . социол . наук. Ростов н/Д, 2014. 36 с.

13 . Глазырин А. А . Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта:

автореф . дис.. . . канд . пед . наук. Минск, 1998. 26 с.

14 . Бакиев Д . А ., Кошевец Г . В . Воспитание здорового образа жизни у курсантов и слушателей в общеобразовательных учреждениях МВД

России // Вестник Уфимского юрид . ин-та МВД России . 2013 . № 1. С . 83-86 .

15 . Смирнов И . Н . Формирование здорового образа жизни у курсантов высших военных заведений средствами физической культуры и

спорта: автореф . дис.. . . канд . пед . наук. Кострома, 2009 . 27 с .

16 . Путан Л .Я .Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России: автореф .дис .... канд .пед . наук.СПб .,

2003 28 с

17 . Золотухин Д . В . , Ушаков М . А. Здоровый образ жизни курсантов образовательных организаций МВД России // Материалы конференции

«Интеграция науки и практики в единоборствах» . М . , 2017 . С . 125-130 .

18 . Приходько П . Н . Педагогическое обеспечение здорового образа жизни курсантов военных авиационных вузов: дис.. . . канд . пед . наук.

Воронеж, 2014. 249 с .

19 . Muth J . Command Culture: Officer Education in the U . S .Army and the German Armed Forces, 1901-1940, and the Consequences for World War

II . Denton: University of North Texas Press, 2011. 366 p .

20 . Walker S . N . , Schrist K . R ., Pender N . J . The health-promoting lifestyle profile: development and psychometric characteristics // Nursing Research .

1987 .Vol .36 .P. 76-81.

21. Luszczynska A. , Hagger M . Health Behavior // Assessment in health psychology / eds by Y Benyaamini, M . Johnstone, E . C . Karademas. Boston: Hogrefe Publishing, 2016 . P. 60-72 .

22 . Masina T., Madzar T. , Musil V., Milosevic M . Differences in Health-Promoting Lifestyle Profile among Croating Medical students according to gender and year of study // Acta clinica Croatica . 2017 . Vol . 56 (1) . P. 84-91. doi:10 .20471/ acc .2017 .56 .01. 13

Михайлова Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Восточно-Сибирский институт МВД России (ул. Лермонтова, 110, Иркутск, Россия, 664074). E-mail: stn-postman@mail.ru

Киселева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Филиал Российского государственного университета по физической культуре, спорту, молодежи и туризму (ул. Байкальская, 267, Иркутск, Россия, 664050). E-mail: kiseleva_irk@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.09.2019.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2020-1-70-76

FORMATION OF VALUES OF A HEALTHY LIFESTYLE OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

T. N. Mikhaylova1, I. N. Kiseleva2

1 East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation

2 Branch of the Russian State University for Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Irkutsk, Russian Federation

Introduction. In modern conditions of development of our state, the social role and value of a healthy lifestyle is growing. One of the priority tasks of educational practice is the transformation of understanding the specifics of health as the life value of a future generation of citizens. This topic is of particular interest in relation to representatives of extreme professions, in particular to employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, whose professional suitability has always been given special attention. Of course, the activities of law enforcement agencies are often associated with stressful conditions and the resulting health risks. In light of this, close attention should be paid to the issues of the formation of a value attitude, value orientations and value orientations towards a healthy lifestyle as part of the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The purpose of the work is to consider and analyze such a value orientation as health among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the framework of the formation of their ability to organize their lives in accordance with socially significant ideas about a healthy lifestyle (OK-9).

Material and methods. The methodology "Value Orientations" by M. Rokich, based on direct ranking of the list of terminal and instrumental values, acted as a diagnostic toolkit. In addition, pedagogical observation, questionnaires and testing were used as research methods.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results and discussion. 175 cadets of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia" were exposed to diagnostics: 87 first-year cadets and 88 fifth-year cadets. As a result, a statistically significant difference was revealed between the diagnosed groups and a positive dynamics was noted in the formation and development of a value orientation towards a healthy lifestyle among cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs in the framework of their professional training.

Conclusion. In the framework of educational and extracurricular activities, it seems possible to form value orientations and value orientations of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, includ-

ing a healthy lifestyle as an integral attribute of their future professional activity. The main task of educational organizations of the system of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is to create the necessary legal, infrastructural, organizational, including psychological and pedagogical conditions, to form the ability of cadets to organize their life in accordance with socially significant ideas about a healthy lifestyle by creating a health-saving and health-forming educational environment.

Keywords: general cultural competence, health, healthy lifestyle, values, value orientations, value settings, psychological and pedagogical conditions, cadet of the university of the Ministry of Internal Affairs ofRussia.

References

I. Troyanskaya S . L . Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii [The basics of the competency-based approach in higher education] . Izhevsk, Udmurt State University Publ . , 2016 . 176 p . (in Russian) .

2 . Martynenko A . V. Zdorovyy obraz zhizni molodezhi [Healthy youth lifestyle] . Znaniye, ponimaniye, umeniye - Knowledge. Understanding. Skill,

2004, no . 1, pp . 136-138 (in Russian) .

3 . Kudryavtsev M . D . Administrativnaya profilaktika kak osnova formirovaniya zdorovogo obraza zhizni [Administrative prevention as the basis for a

healthy lifestyle] . Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2019, no . 62-2, pp . 154-157 (in Russian) .

4 . Ferreira D . K . S . , Bonfim C ., da Silva Augusto L . G . Fatores associados ao estilo de vida de policiais militares. Ciencia e Saude Coletiva, 2011,

no . 16(8), pp .3403-3412 .

5 . Gerchak Ya . M ., Mit'kov D . Yu . Zdorov'e kak faktor i usloviye formirovaniya u kursantov voyennogo vuza gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti

[Health as a factor and condition for the formation of readiness for professional activity among cadets of a military university] . Elektronnyy nauchnyy zhurnal TSITISE - CITISE, 2018, no . 1 (14) (in Russian) .

6 . Chernikov N . K ., Chernikova A . A . Otnosheniye studencheskoy molodezhi k zdorovomu obrazu zhizni [The attitude of students to a healthy life-

style] . Innovatsionnaya nauka, 2016, no . 4, pp . 126-128 (in Russian) .

7 . Fedotova O . D . Vospitaniye kul'tury zdorovogo obraza zhizni ofitserov, naukometricheskiy aspekt problemy [Education of officers' healthy lifestyles:

scientometric aspect of the problem] . Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIYE», 2015, no . 4, vol . 7 (in Russian) .

8 . Kazin E . M . Osnovyindividual'nogo zdorov'ya cheloveka [Fundamentals of individual human health] . Moscow, Gumanit. izd . tsentr VLADOS Publ .,

2000, 192 p . (in Russian) .

9 . Kolbanov V. V. Metodologiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Methodology for the formation of a

healthy lifestyle in educational institutions] . Sovremennye problemy formirovaniya i ukrepleniya zdorov'ya: sb. nauchnykh statey Mezhdunarodnoy nauchno-praktich. konf. 24-26 oktyabrya 2013 g. [Modern problems of the formation and promotion of health: proceedings of the International scientific-practical conference . October 24-6, 2013] . Brest, Al'ternativa Publ ., 2013 . Pp . 186-190 (in Russian) .

10 . Ulanov D . V. Sotsial'noye upravleniye formirovaniyem zdorovogo obraza zhizni. Dis. kand. sotsiol. nauk [Social management of the formation of a

healthy lifestyle . Diss . cand . sociol . sci . ] . Moscow, 2006. 164 p . (in Russian) .

II. Rayevsky R . T. Zdorov'e, zdorovyy i ozdorovitel'nyy obraz zhizni studentov [Health, healthy and wellness lifestyle of students] . Odessa, Nauka i tekhnika Publ , 2008, 556 p (in Russian)

12 . Logacheva E . A . Zdorovyy obraz zhizni studencheskoy molodezhi srednego rossiyskogo goroda. Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [Healthy lifestyle

of students of an average Russian city. Abstract of thesis cand . sociol . sci . ] . Rostov-on-Don, 2014, 36 p . (in Russian) .

13 . Glazyrin A. A . Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni kursantov uchebnykh zavedeniy MVD sredstvami fizicheskoy kul'tury i sporta. Avtoref. dis.

cand. ped. nauk [The formation of a healthy lifestyle of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs by means of physical culture and sports . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Minsk, 1998. 26 p . (in Russian) .

14 . Bakiyev D . A., Koshevets G . V. Vospitaniye zdorovogo obraza zhizni u kursantov i slushateley v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh MVD

Rossii [Education of a healthy lifestyle among cadets and students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] . Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no . 1, pp . 83-86 (in Russian)

15 . Smirnov I . N . Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni u kursantov vysshikh voyennykh zavedeniy sredstvami fizicheskoy kul'tury i sporta. Avtoref.

dis. kand. ped. nauk [The formation of a healthy lifestyle among cadets of higher military institutions by means of physical culture and sports . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Kostroma, 2009, 27 p . (in Russian) .

16 . Putan L . Ya . Formirovaniye oriyentatsii na zdorovyy obraz zhizni u kursantov v vuze MVD Rossii. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation of a

healthy lifestyle orientation among cadets at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Saint Petersburg, 2003, 28 p (in Russian)

17 . Zolotukhin D . V., Ushakov M . A. Zdorovyy obraz zhizni kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Healthy lifestyle of cadets of educa-

tional organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] . Materialy konferentsii «Integratsiya nauki i praktiki v edinoborstvakh» [Materials of the conference "Integration of Science and Practice in Martial Arts"] . Moscow, 2017 . Pp . 125-130 (in Russian) .

18 . Prikhod'ko P. N . Pedagogicheskoye obespecheniye zdorovogo obraza zhizni kursantov voyennykh aviatsionnykh vuzov. Dis. kand. ped. nauk

[Pedagogical support of a healthy lifestyle for cadets of military aviation universities. Diss . cand . ped . sci . ] . Voronezh, 2014. 249 p. (in Russian) .

19 . Muth J . Command Culture: Officer Education in the U.S. Army and the German Armed Forces, 1901-1940, and the Consequences for World War II.

Denton, University of North Texas Press, 2011. 366 p .

Вестник imY (TSPUBulletin). 2020. 1 (207)

20 . Walker S . N ., Schrist K . R ., Pender N . J . The health-promoting lifestyle profile: development and psychometric characteristics . Nursing Research, 1987, vol . 36, pp . 76-81.

21. Luszczynska A. , Hagger M . Health Behavior. Assessment in Health Psychology, Boston, Hogrefe Publishing, 2016, pp . 60-72 . 22 Masina T, Madzar T, Musil V., Milosevic M . Differences in Health-Promoting Lifestyle Profile among Croating Medical students according to gender and year of study. Acta clinica Croatica, 2017, vol . 56 (1), pp. 84-91. doi:10 .20471/ acc.2017 .56 .01. 13.

Mikhaylova T. N., East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (ul. Lermontova, 110, Irkutsk, Russian Federation, 664074). E-mail: stn-postman@mail.ru

Kiseleva I. N., Branch of the Russian State University for Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (ul. Baykal'skaya, 267, Irkutsk, Russian Federation, 664050). E-mail: kiseleva_irk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.