Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Ульяна Борисовна

В статье дано авторское определение геометро-графической культуры студентов технического университета, теоретически обоснован выбор ее критериев и показателей формирования. Для диагностики уровня такой культуры были выбраны такие критерии, как мотивация (заинтересованность в инженерной деятельности, отношение к ценностям инженерного сообщества, профессиональная самоидентификация, умение цели и достигать их, способность к творчеству, уверенность в собственных силах); когнитивная деятельность (решение стандартных и нестандартных задач, учебно-познавательная, поисковая деятельность; участие в проектах, олимпиадах, конференциях); рефлексия и оценка (понимание значимости геометро-графической культуры для профессиональной деятельности, умение видеть свои и чужие достоинства и недостатки, восприятие критики, способность к самооценке). Представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня сформированности геометро-графической культуры студентов первого курса машиностроительных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Ульяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMATION OF THE GEOMETRIC-GRAPHIC CULTURE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article defines the author's definition of geometric-graphic culture of technical university students, theoretically substantiates the choice of its criteria and indicators of formation. To diagnose the level of such culture we chose such criteria as motivation (interest in engineering activity, attitude to the values of engineering community, professional self-identification, the ability to set goals and achieve their implementation, ability to create, self-confidence); cognitive activity (solution of standard and non-standard tasks, educational and cognitive, search activities; participation in projects, competitions, conferences); reflection and assessment (understanding the significance of geometric and graphic culture for professional activities, the ability to see one's own and other people's advantages and disadvantages, perception of criticism, self-esteem). The results of the conducting experiment to identify the initial level of formation of the geometric-graphic culture of first-year students of mechanical engineering specialties are presented.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 9. P.

Научная статья УДК 372.862

https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Критерии и показатели сформированности геометро-графической культуры студентов

технического университета

Ульяна Борисовна Данилова

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия, ulibo@mail, https://orcid.org/0000-0003-1307-3981

Аннотация. В статье дано авторское определение геометро-графической культуры студентов технического университета, теоретически обоснован выбор ее критериев и показателей формирования. Для диагностики уровня такой культуры были выбраны такие критерии, как мотивация (заинтересованность в инженерной деятельности, отношение к ценностям инженерного сообщества, профессиональная самоидентификация, умение цели и достигать их, способность к творчеству, уверенность в собственных силах); когнитивная деятельность (решение стандартных и нестандартных задач, учебно-познавательная, поисковая деятельность; участие в проектах, олимпиадах, конференциях); рефлексия и оценка (понимание значимости геометро-графической культуры для профессиональной деятельности, умение видеть свои и чужие достоинства и недостатки, восприятие критики, способность к самооценке). Представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня сформированности геометро-графической культуры студентов первого курса машиностроительных специальностей.

Ключевые слова: геометро-графическая культура, профессиональная культура, формирование геометро-графической культуры, начертательная геометрия, инженерная графика, техническое образование, высшее образование, междисциплинарный подход

Для цитирования: Данилова У.Б. Критерии и показатели сформированности геометро-графической культуры студентов технического университета // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. ... https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Original article

Criteria and Indicators of the Formation of the Geometric-graphic Culture of Technical University Students

Ulyana B. Danilova

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia, ulibo@mail, orcid.org /0000-0003-1307-3981

Abstract. The article defines the author's definition of geometric-graphic culture of technical university students, theoretically substantiates the choice of its criteria and indicators of formation. To diagnose the level of such culture we chose such criteria as motivation (interest in engineering activity, attitude to the values of engineering community, professional self-identification, the ability to set goals and achieve their implementation, ability to create, self-confidence); cognitive activity (solution of standard and non-standard tasks, educational and cognitive, search activities; participation in projects, competitions, conferences); reflection and assessment (understanding the significance of geometric and graphic culture for professional activities, the ability to see one's own and other people's advantages and disadvantages, perception of criticism, self-esteem). The results of the conducting experiment to identify the initial level of formation of the geometric-graphic culture of first-year students of mechanical engineering specialties are presented.

Keywords: Geometric-graphic culture, professional culture, formation of geometric-graphic culture, descriptive geometry, engineering graphics, technical education, higher education, interdisciplinary approach

For citation: Danilova, U.B. (2022) Criteria and Indicators of the Formation of the Geometric-graphic Culture of Technical University Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), ........ Available from:

doi: 10.24158/spp.2022.9. (In Russian).

Формирование геометро-графической культуры является одной из основополагающих задач технического образования, так как без знаний проекционного черчения, основ начертательной геометрии невозможно ни создать, ни прочитать необходимые в инженерном деле чертежи. В современном мире требуются знания систем автоматизированного проектирования, графических редакторов, необходимых как в профессиональной деятельности, так и в образовательном процессе.

© Данилова У.Б., 2022

Если раньше речь шла лишь о графической подготовке студентов технических вузов, то сегодня -уже о геометро-графической культуре будущих инженеров, так как в современных условиях на профессиональном уровне необходимо представление обшей картины «жизни изделия» (Шангина, 2009; Шевченко, Ваншина, 2018; Якунин, Серегин, Гузненков, Журбенко, 2015; Юматова, 2016). Следовательно, выявление критериев и показателей сформированности геометро-графической культуры является актуальной задачей современного технического образования.

На этапе констатирующего эксперимента было проведено исследование сформированности геометро-графической культуры в группе из 60 студентов первого курса бакалавриата машиностроительных специальностей Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана» (МГТУ): 21 студент факультета «Машиностроительные технологии» (МТ), 22 - факультета «Специальное машиностроение» (СМ), 17 - факультета «Энергомашиностроение» (Э).

Цель данного исследования - обоснование критериев и показателей сформированности геометро-графической культуры; диагностика сформированности геометро-графической культуры студентов первого курса. Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:

- выявление критериев, необходимых для диагностики;

- обоснование показателей;

- проведение диагностики и анализ результатов.

В рамках данной статьи предлагается рассматривать геометро-графическую культуру как основополагающую часть профессиональной культуры инженера, формируемую как интегратив-ное качество субъекта образовательного процесса в вузе. Такая культура включает такие свойства, как ценностное отношение к инженерной деятельности, понимание значимости геометро-графических знаний и умений, развитие собственных профессионально значимых качеств личности, умение самостоятельно добывать необходимые знания и творчески подходить к решению задач, опыт решений нестандартных и творческих задач, самооценка профессиональных достижений и перспектив развития.

С социально-философских позиций принято оценивать сформированность профессиональной культуры по ряду критериев. Среди них: гносеологический (знания о себе, мире, профессии; цели и смысл профессиональной деятельности; перспективы личностного и профессионального роста; понимание своей профессиональной миссии); праксеологический (совокупность умений це-леполагания, планирования, построения индивидуального образовательного маршрута, разрабатывания и реализации проектов, самоорганизации, раскрывающихся на основе коммуникативной компетентности); аксиологический (ценностные ориентации, самоорганизация, саморазвитие, ценностные приоритеты профессиональной деятельности) (Алексеенко, 2017).

В психологии наиболее часто для описания профессиональной деятельности используется классификация Е. А. Климова: по предмету (с чем непосредственно имеет дело специалист: с человеком, природой, техникой, знаковой системой, художественным образом), цели (гностические, преобразующие, изыскательские), орудиям (ручной, машинно-ручной, автоматизированные системы, функциональный) и условиям труда ( бытовые, на открытом воздухе, в специальных, экстремальных условиях, с повышенной моральной ответственностью)1. Зарубежные психологи опираются на классификацию Холланда, предложившего набор профессиональных типов личности и рабочей среды с шестью широкими категориями: реалистичный (R), исследовательский (I), артистический (A), социальный (S), предприимчивый (E) и обычный (C). В совокупности они обозначаются аббревиатурой RIASEC; используются для классификации интересов человека и его занятий (Armstrong, Allison, Rounds, 2008).

Профессия инженера в современном мире не исчерпывается только одним из направлений. Например, мастер участка должен уметь управлять людьми, а конструктор, изобретающий технические средства труда, должен иметь представление о физиологии и психике человека. Объединяет всех инженеров владение знаковыми системами, к которым в том числе относятся чертежи. Следовательно, формирование геометро-графическую культуры является основой для профессионального роста будущих инженеров. В психологии деятельность субъекта, в том числе и профессиональная, характеризуется системой критериев: когнитивных (познавательных, связанных с овладением знаниями и умениями), эмотивных (эмоциональных, ценностно-смысловых, мотивационных, личностных, нравственных) и конативных (волевых, поведенческих). Следовательно, формируя геометро-графическую культуру, необходимо учитывать, насколько студент мотивирован к данному виду работ, считает ли он себя причастным к инженерной деятельности, понимает ли, как важно овладеть современными инструментами, необходимыми для его профессии. Также надо брать во внимание отношение обучающихся в техническом вузе к нормам и ценностям инженерного сообщества; цели, которые ставит перед собой студент; способность

1 Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М., 1998. 350 с.

ориентироваться в условиях собственной профессиональной деятельности; включенность в процесс; отношение к результатам своего труда с позиций не только личной, но и общественной значимости. «...Формирование технической компетенции должно пониматься студентами как процесс самоактуализации для достижения целей личностного саморазвития и зависит от их отношения к изучению дисциплин геометро-графического цикла» (Кострюков, Семагина, 2018).

В исследованиях Л.А. Петровской особое место отводится коммуникативным умениям студентов и педагогов. «Реализация продуктивного общения предполагает подключение творческого потенциала личности» (Петровская, 2007), что приводит к созданию более благоприятной среды для обучения.

Таким образом, мотивационный критерий будет характеризоваться следующими показателями:

- заинтересованность в инженерной деятельности;

- отношение к нормам и ценностям инженерного сообщества;

- профессиональная самоидентификация (идентичность);

- умение ставить перед собой цели и добиваться их воплощения;

- способность к творческой реализации;

- уверенность в собственных силах.

Формирование любого умения происходит более успешно, если у обучающихся предварительно создается ориентировочная база новой деятельности. Умение как готовность и способность к какой-либо деятельности приобретается через знания о способах деятельности1. Далее от студента требуется самостоятельность. В связи с этим преподаватели должны решить сложную, многоступенчатую задачу перевода студента «от самостоятельной деятельности репродук-тивно-исполнительского типа к выборочно-поисковой, а затем и к исследовательской» (Корзи-нова, Рывлина, Шабанова, 2021). Поэтому при выделении когнитивно-деятельностного критерия сформированной геометро-графической культуры предлагаются следующие показатели:

- решение стандартных и нестандартных задач;

- учебно-познавательная, поисковая деятельность;

- участие в творческих проектах;

- участие в обсуждении проектов;

- участие в олимпиадах, конференциях.

Опираясь на исследования ученых, Д.В. Боброва утверждает, что рефлексивные умения «выступают тем интегративным навыком личности, который становится движущей силой осмысленного и эффективного развития остальных профессионально значимых умений специалиста» (Боброва, 2018). Таким образом, рефлексивно-оценочный критерий характеризуется следующими показателями:

- понимание значимости геометро-графической культуры для своей профессиональной деятельности;

- умение видеть достоинства и недостатки в своих и чужих работах;

- восприятие критики;

- умение оценить свою деятельность.

С учетом названные выше показателей определяются три уровня сформированности геометро-графической культуры. Низкий уровень характеризуется слабыми мотивацией к инженерной деятельности и интересом к геометро-графическим дисциплинам; выполнение работ сопровождается отрицательными эмоциями, неуверенностью в себе. Обучающиеся владеют поверхностными знаниями и при этом не осознают их значимости для дальнейшего обучения, профессионального роста. У таких студентов отсутствуют творческие идеи, объективность в самоанализе; они плохо воспринимают критику и не проявляют желания к решению нестандартных задач, участию в творческих проектах.

Средний уровень -обучающиеся владеют достаточным объемом знаний, графических умений и навыков для решения стандартных задач; демонстрируют желание участвовать в творческих проектах, решать нестандартные задачи. Студенты охотно откликаются на предложенную преподавателем поисковую, творческую, исследовательскую деятельность, но они не самостоятельны, требуется внешнее управление. Обучающиеся достаточно уверены в собственных силах, конструктивно воспринимают критику; видят ошибки в чужих работах, активно обсуждают проекты. При этом недостаточно выражены самоорганизация, способность к рефлексии и самостоятельность.

Высокий уровень. Обучающиеся считают себя причастными к инженерной сообществу; понимают и принимают профессиональные нормы и ценности, осознанно относятся к учебной деятельности. Такие студенты обладают устойчивым интересом к творческим проектам, поисковой

1 Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М., 1999. 332 с.

деятельности, участию в олимпиадах и конкурсах. Адекватно воспринимается значимость геометро-графической культуры для будущей профессиональной деятельности. Такие студенты отличаются активным выражением желания к решению нестандартных задач; высокой степенью уверенности в собственных силах при выполнении заданий; систематизированными знаниями в области геометро-графических дисциплин; высоким уровнем осмысленности усвоенных знаний; способностью увидеть собственные ошибки, предложить пути их исправления; положительным восприятием критики, желанием и умением обсуждать свои и чужие проекты. Они обладают способностью к рефлексии, самоорганизации, самостоятельностью в поисковой деятельности.

Для определения критерия по заданным показателям целесообразно присвоение численных значений: для низкого уровня сформированности - 0 баллов, для среднего - 1, для высокого - 2 балла. Вычисляя статистическое среднее, получаем от 0 до 0,5 включительно - низкий уровень сформированности; от 0,6 до 1, 5 - средний; свыше 1,5 - высокий уровень сформированности критерия.

Существует множество научно обоснованных и проверенных на практике методик для выявления заявленных нами показателей. Для данного исследования были выбраны следующие.

• Сформированность ценностных ориентаций студентов, заинтересованность в инженерной деятельности, профессиональная самоидентификация, готовность к целенаправленной деятельности, творческий потенциал, уверенность в собственных силах - определялись по методике А.А. Реана и В.А. Якунина с добавлением вопросов, касающихся геометро-графической деятельности.

• Реализация творческих способностей - по методикам В.И. Андреева, М.И. Рожковой и Л.А. Волович1.

• Сформированность инженерного мышления - по онлайн тесту структуры интеллекта Р. Амтхауэра TSI2.

В дополнение, при определении уровней сформированности геометро-графической культуры по когнитивно-деятельностному и рефлексивно-оценочному критериям, были предложены специально разработанные задания, проводились опрос студентов и наблюдение.

Обобщение собранных данных по констатирующему эксперименту оформлено в виде сводной таблицы. В ней отображены уровни сформированности геометро-графической культуры группы констатирующего эксперимента. Рассмотрим некоторые показатели сформированности геометро-графической культуры. По первому показателю мотивационного критерия (табл. 1) «заинтересованность в инженерной деятельности» установлен низкий (42 %) уровень сформированности рассматриваемого показателя для 25 студентов. Видимо, для этой группы необходимость получения высшего образования не связывается с дальнейшей профессиональной деятельностью, что вызывает негативную реакцию и приводит к трудностям в обучении. Средний уровень показывают 24 респондента (40 %). Эти студенты уже имеют представление о своей будущей профессиональной деятельности, и она непосредственно связана с обучением в вузе. Студенты демонстрируют неуверенность в своих действиях, опасения по поводу того, что задания выполнены неправильно; непонимание путей достижения успеха. У 11 студентов (18 %) высокий уровень сформированности рассматриваемого показателя. В данном случае мотивирующим фактором является прежде всего сложившийся обоснованный выбор профессии, обеспечивающий успешность в обучении геометро-графическим дисциплинам, которые являются основой инженерной деятельности. Такие студенты уверены в себе, проявляют активность в поиске путей разрешения поставленной задачи, выражают готовность к самостоятельной геометро-графической деятельности.

Таблица 1 - Мотивационный критерий сформированности

геометро-графической культуры

Показатели Уровни Количество человек %

1 2 3 4

Заинтересованность в инженерной деятельности высокий 11 18

средний 24 40

низкий 25 42

Отношение к нормам и ценностям инженерного сообщества высокий 2 3

средний 21 35

низкий 37 62

1 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д., 2009, 704 с.

2 Психологические тесты онлайн [Электронный ресурс]. Ш1_: https://psytests.org/ (дата обращения: 20.05.2022).

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Профессиональная самоидентификация (идентичность) высокий 3 5

средний 21 35

низкий 36 60

Умение ставить перед собой цели и добиваться их воплощения высокий 2 3

средний 23 38

низкий 35 58

Способность к творческой реализации высокий 3 5

средний 23 38

низкий 34 57

Уверенность в собственных силах высокий 3 5

средний 16 27

низкий 41 68

По показателю «отношение к нормам и ценностям инженерного сообщества» получены следующие данные. Низким уровнем сформированности этого показателя обладают 37 (62 %) респондентов. Студенты не считают необходимым придерживаться норм профессионального сообщества, о ценностях «не задумывались». Со средним уровнем сформированности данного показателя выявлен 21 студент (35 %). Эти студенты понимают, что существуют профессиональные нормы, профессиональная этика и ценности инженерного сообщества. Они убеждены в необходимости соблюдения норм профессионального поведения, но сомневаются, что знают обо всех правилах, необходимых профессионалу. У 2 (3 %) студентов высокий уровень показателя. Эти студенты считают, что знают и разделяют нормы и ценности инженерного сообщества.

По показателю «умение ставить перед собой цели и добиваться их воплощения» 35 (58 %) респондентов демонстрирует низкий уровень сформированности, что говорит о неспособности студентов к целеполаганию. Для 23 (38 %) студентов постановка цели не является проблемой, но ее воплощение затруднительно в силу разных причин. Наиболее часто среди причин называется лень, потеря интереса из-за «несбыточности».

По когнитивно-деятельностному критерию (табл. 2) по всем показателям превалирует низкий уровень сформированности, кроме показателя «решение стандартных и нестандартных задач», где 75 % респондентов продемонстрировали средний уровень сформированности геометро-графической культуры.

Таблица 2 - Когнитивно-деятельностный критерий сформированности геометро-графической культуры_

Показатели Уровни Количество человек %

Решение стандартных и нестандартных задач высокий 1 2

средний 45 75

низкий 14 23

Учебно-познавательная, поисковая деятельность высокий 4 7

средний 31 52

низкий 25 42

Участие в творческих проектах высокий 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средний 22 37

низкий 36 60

Участие в обсуждении проектов высокий 1 2

средний 2 3

низкий 57 95

Участие в олимпиадах, конференциях высокий 2 3

средний 3 5

низкий 55 92

По рефлексивно-оценочному критерию (табл. 3) низкий и средний уровни сформированности представлены примерно равными. Больше всего (63 %) респондентов находятся на низком уровне по показателю «понимание значимости геометро-графической культуры для профессиональной деятельности». Очевидно, это связано с тем, что большинство студентов связывает свою последующую профессиональную деятельность с управленческой, а не конструкторской или ремонтной деятельностью (Данилова, 2020).

Таблица 3. Рефлексивно-оценочный критерий сформированности

геометро-графической культуры

Показатели Уровни Количество человек %

Понимание значимости геометро-графической культуры для своей профессиональной деятельности высокий 4 7

средний 18 30

низкий 38 63

Умение видеть достоинства и недостатки в своих и чужих работах высокий 4 7

средний 25 42

низкий 31 52

Восприятие критики высокий 1 2

средний 26 43

низкий 33 55

Умение оценить свою деятельность высокий 2 3

средний 26 43

низкий 32 53

Подводя итоги эксперимента, сформулируем выводы. На основе существующих философских, психологических и педагогических теорий были выявлены и обоснованы необходимые для диагностики критерии с характеризующими их показателями: мотивационный (заинтересованность в инженерной деятельности, отношение к нормам и ценностям инженерного сообщества, профессиональная самоидентификация, умение ставить перед собой цели и добиваться их воплощения, способность к творческой реализации, уверенность в собственных силах); когнитивно-деятельностный (решение стандартных и нестандартных задач, учебно-познавательная, поисковая деятельность; участие в творческих проектах, участие в обсуждении проектов, участие в олимпиадах, конференциях); рефлексивно-оценочный (понимание значимости геометро-графической культуры для своей профессиональной деятельности, умение видеть достоинства и недостатки в своих и чужих работах, восприятие критики, умение оценить свою деятельность.

Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что сформированность геометро-графической культуры у большинства студентов находится на среднем уровне, но при этом у многих обучающихся выявлен низкий уровень сформированности геометро-графической культуры. Подобранные критерии и показатели формирования геометро-графической культуры отражают общую тенденцию школьного образования. Необходимость формирования геометро-графической культуры, таким образом, является первоочередной задачей технических дисциплин - на младших курсах технического вуза это инженерная и компьютерная графика и начертательная геометрия. Необходимо отметить, что реализуемые стандарты высшего образования ориентированы на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами на основе сотрудничества. Повышение мотивации к учебному процессу у обучающихся возможно с применением творческих задач, разработанных на междисциплинарной основе, активизации познавательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, требуется разработка специальной системной педагогической технологии для формирования геометро-графической культуры студентов - будущих инженеров.

Список источников:

Алексеенко И. Н. Определение сущности профессиональной субъектности в социо-философском дискурсе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3-1. С. 127-131. https:// doi:10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-127-131.

Боброва Д. В. Критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений бакалавра // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2. С. 108. https://doi: 10.24158/spp.2018.2.22.

Данилова У. Б. Образ профессии в представлении студентов - будущих инженеров // Педагогическое образование и наука. 2020. № 6. С. 94-98.

Корзинова Е. И., Рывлина А. А., Шабанова О. П. Самостоятельность в учебной деятельности студента как компонент достижения высокого уровня готовности к будущей профессии // Преподаватель XXI век. 2021. № 3. Ч. 1. С. 60. https://doi: 10.31862/2073-9613-2021 -3-55-63.

Кострюков А. В., Семагина Ю. В. Геометро-графический язык как основа организации учебного процесса при формировании графической культуры студента вуза // Концепт. 2018. № 5. С. 317.

Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды. М., 2007. С. 387.

Шангина Е. И. Проблемы и тенденции развития геометро-графической подготовки в высшем образовании // Образование и наука. 2009. № 2 (59). С. 58-63.

Шевченко О. Н., Ваншина Е. А. Организационно-педагогические условия формирования геометро-графической культуры бакалавров технических направлений // Концепт. 2018. № 6. С. 358-368.

Юматова Э. Г. Геометро-графическая культура - системообразующий фактор инновационной образовательной среды инженерного вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24920 (дата обращения: 25.06.2022).

Якунин В. И., Серегин В. И., Гузненков В. Н., Журбенко П. А. Геометро-графические дисциплины в высшем профессиональном образовании // Инженерный вестник. 2015. № 5. С. 1039-1047.

Armstrong P., Allison W., Rounds J. Development and initial validation of brief public domain RIASEC marker scales // Journal of Vocational Behavior. 2008. Vol. 73, Issue 2. С. 287-299. https://doi.org/10.1016/jjvb.2008.06.003.

References:

Alekseenko, I. N. (2017) Determination of essence of professional subjectivity in socio-philosophical discourse. Historical and social educational idea, Vol. 9, 3-1, 127-131. Available from: doi:10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-127-131. (in Russian)

Armstrong, P., Allison, W. & Rounds J. (2008) Development and initial validation of brief public domain RIASEC marker scales. Journal of Vocational Behavior, Vol. 73, 2, 287-299. Available from: doi.org/10.1016/j.jvb.2008.06.003.

Bobrova, D. V. (2018) Criteria, indicators and levels of reflexive skills development in bachelor's degree student. Ob-shchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 2, 108. Available from: doi:10.24158/spp.2018.2.22. (in Russian)

Danilova, U. B. (2020) The image of the profession in the minds of students - future engineers. Pedagogicheskoye obra-zovaniye i nauka, 6, 94-98. (in Russian)

Korzinova, E. I., Ryvlina, A. A. & Shabanova, O. P. (2021) Independence in Student's Educational Activities as a Component of Achieving a High Level of Readiness for the Future Profession. Prepodavatel XXI vek, 3, 1, 60. Available from: doi: 10.31862/2073-9613-2021 -3-55-63. (in Russian)

Kostryukov, A. V. & Semagina, Yu. V. (2018) Geometro-graficheskiy yazyk kak osnova organizatsii uchebnogo protsessa pri formirovanii graficheskoy kul'tury studenta vuza [Geometric-graphic Language as the Basis of the Educational Process in the Formation of the Graphic Culture of the University Student]. Kontsept, 5, 317. (in Russian)

Petrovskaya, L. A. (2007) Obshcheniye - kompetentnost' - trening [Communication-Competence-Training: Selected Works]. Moscow, Smysl, 387. (in Russian)

Shangina, E. I. (2009) Problemy i tendentsii razvitiya geometro-graficheskoy podgotovki v vysshem obrazovanii [Problems and Trends in the Development of Geometric-Graphic Training in Higher Education]. Obrazovanie i nauka, 2 (59). 58-63. (in Russian)

Shevchenko, O. N. & Vanshina, E. A. (2018) Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya geometro-grafich-eskoy kul'tury bakalavrov tekhnicheskikh napravleniy [Organizational and Pedagogical Conditions for the Formation of Geometric-Graphic Culture of Bachelors in Technical Fields]. Kontsept, 6, 358-368. (in Russian)

Yakunin, V. I., Seregin, V. I., Guznenkov, V. N. & Zhurbenko, P. A. (2015) Geometro-graficheskiye distsipliny v vysshem professionalem obrazovanii [Geometric-graphic Disciplines in Higher Professional Education]. Inzhenernyy vestnik, 5, 1039-1047. (in Russian)

Yumatova, E. G. (2016) Geometro-graficheskaya kul'tura - sistemoobrazuyushchiy faktor innovatsionnoy obrazovatel'noy sredy inzhenernogo vuza [Geometric-graphic Culture as a Systemic Factor in the Innovative Educational Environment of an Engineering Higher Education Institution]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 4. Available from: URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24920 (accessed: 25.06.2022). (in Russian)

Информация об авторе У.Б. Данилова - старший преподаватель кафедры «Инженерная графика» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=802560.

Information about the author U.B. Danilova - Senior Lecturer, Department of Engineering Graphics, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=802560.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.