Научная статья на тему 'О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПРОИСТЕКАЮЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ'

О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПРОИСТЕКАЮЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АНКЕТИРОВАНИЕ / САМОАНАЛИЗ / АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюков Вячеслав Григорьевич, Небураковский Александр Александрович, Иванов Андрей Викторович, Чернышева Анна Андреевна, Кошелев Артем Андреевич

В данной статье представлены результаты опроса студентов образовательной организации высшего образования (ООВО) (академия физической культуры), в ходе которого определялась оценка качества образования, даваемая ими, как потребителями оказываемых образовательных услуг. Определение у данной категории обследованных (студенты выпускного курса очной формы обучения) степени многоаспектной удовлетворенности качеством образовательных услуг, признается авторами как системная проблема, решение которой будет способствовать совершенствованию образовательной практики проистекающей в ООВО. В ходе проведенного исследования установле но мнение студентов о профессионализме педагогических работников академии, определено отношение респондентов к содержанию образования и выявлен характер их включенности в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тютюков Вячеслав Григорьевич, Небураковский Александр Александрович, Иванов Андрей Викторович, Чернышева Анна Андреевна, Кошелев Артем Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STUDENT EXPERTISE OF THE EDUCATIONAL PROCESS PROCESSING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION OF THE PHYSICAL PROFILE

This article presents the results of the survey of students of the educational organization of higher education (Academy of Physical Culture), during which the assessment of the quality of education given by their students as consumers of educational services, was determined. The determination of the degree of satisfaction with the quality of educational services in this category of surveyed (full-time graduate students) is recognized by the authors as a systemic problem, the solution of which will contribute to improving the educational practice of the educational organization of higher education. In the course of the study, the opinion of students about the professionalism of the teaching staff of the academy was established, their attitude to the content of education and the nature of their involvement in the educational process were determined.

Текст научной работы на тему «О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПРОИСТЕКАЮЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ»

3. Кладов Э.В. Показатели реагирующей способности кикбоксеров - юношей в полноконтактных разделах кикбоксинга / Э.В. Кладов, В.Б. Антипин, А.С. Мартынова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29982 (дата обращения: 01.11.2021).

4. Пружинина М.В. Методические приемы обучения для эффективной реализации пред-профессиональной программы по кикбоксингу базового уровня сложности / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN520.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

5. Сабирова И. А. Анализ соревновательной деятельности в различных дисциплинах кикбоксинга / И.А. Сабирова, И.В. Битюцких // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 1(167). - С. 259-262.

6. Ashley S. Kickboxing : a champion's guide to training / Scott Ashley. - Coral Gables, FL : Llumina Press, 2011. - 108 p.

REFERENCES

1. Belykh, S.I. and Oleynik O.S. (2019), "Kick as key combat technique for success in kickboxing", Theory and Practice of Physical Culture, No 4, pp. 78-79.

2. Eganov, A. V. and Chibichik Yu. E. (2020) ,"The study of communication with the help of the motor-coordinating ability of the timeliness of technical action fulfillment, manifested in a duel, among those who go in for sports types of single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 126-132.

3. Kladov, E.V., Antipin V.B., Martynova A.S. (2020), "Indicators of the responsive ability of kickboxers - young men in full contact sections of kickboxing", Modern problems of science and education, No. 4, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29982.

4. Pruzhinina, M.V. and Pruzhinin KN (2020), "Teaching methods for effective implementation of a pre-professional kickboxing program of a basic level of complexity", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 8. No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN520.pdf.

5. Sabirova, IA. and Bityutskikh I.V. (2019), "Analysis of competitive activity in various disciplines of kickboxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167, pp. 259--262.

6. Ashley, S. (2011), Kickboxing : A Champion's Guide to Training, Lumina Press, Coral Gables, FL.

Контактная информация: serik-toks@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2021

УДК 378.146

О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПРОИСТЕКАЮЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Викторович Иванов, аспирант, Анна Андреевна Чернышева, аспирант, Артем Андреевич Кошелев, соискатель, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент,

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Аннотация

В данной статье представлены результаты опроса студентов образовательной организации высшего образования (ООВО) (академия физической культуры), в ходе которого определялась оценка качества образования, даваемая ими, как потребителями оказываемых образовательных услуг. Определение у данной категории обследованных (студенты выпускного курса очной формы обучения) степени многоаспектной удовлетворенности качеством образовательных услуг, признается авторами как системная проблема, решение которой будет способствовать совершенствованию образовательной практики проистекающей в ООВО. В ходе проведенного исследования установле-

но мнение студентов о профессионализме педагогических работников академии, определено отношение респондентов к содержанию образования и выявлен характер их включенности в учебный процесс.

Ключевые слова: образовательный процесс, оценка качества, студенческая экспертиза, анкетирование, самоанализ, академия физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p480-489

ABOUT STUDENT EXPERTISE OF THE EDUCATIONAL PROCESS PROCESSING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION OF THE

PHYSICAL PROFILE

Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Aleksandrovich Neburakovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey

Viktorovich Ivanov, the post-graduate student, Anna Andreevna Chernysheva, the postgraduate student, Artem Andreevich Koshelev, the competitor, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the senior teacher, The Far Eastern State Medical University, Khabarovsk

Abstract

This article presents the results of the survey of students of the educational organization of higher education (Academy of Physical Culture), during which the assessment of the quality of education given by their students as consumers of educational services, was determined. The determination of the degree of satisfaction with the quality of educational services in this category of surveyed (full-time graduate students) is recognized by the authors as a systemic problem, the solution of which will contribute to improving the educational practice of the educational organization of higher education. In the course of the study, the opinion of students about the professionalism of the teaching staff of the academy was established, their attitude to the content of education and the nature of their involvement in the educational process were determined.

Keywords: educational process, student examination, questionnaire (survey), quality assessment.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы на всех уровнях отечественной системы профобразования все больше внимания уделяется вопросам, касающимся качества предоставления образовательных услуг. В связи с этим можно предположить либо то, что с качеством у нас в данном образовательном сегменте не все очень хорошо (т.е. данный сегмент образовательной системы оказался не качественно функционирующим), либо то, что совершенству нет предела, нужно идти в ногу со временем и продолжать наращивать качество. Поиски аргументов в пользу какого-либо из двух выдвинутых предположений вынесем за рамки данной публикации, а вернемся к сути избранной темы и актуализируем ее тем, что отметим следующее: в оценке качества образования особое место занимают не только соответствующие надзорные органы, само образовательное учреждение, являющееся поставщиком образовательных услуг, но и их «потребители» т.е. студенты.

Признано, что оценка качества образования студентами как потребителями образовательных услуг является эффективным дополнительным инструментом мониторинга деятельности учебных подразделений вуза и вуза в целом, который может выявить направления роста качества образовательной подготовки. Оценка студентов может помочь образовательной организации в кратчайшие сроки определить и решить проблемы, возникшие в образовательной системе [3].

Уточним и то, что удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг - это эмоционально окрашенное психическое состояние студента, возникающее на основе констатации соответствия его образовательных ожиданий и потребностей, представляемым вузом образовательным услугам [5]. При этом достижение высокого уровня

удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг следует считать системной проблемой, комплексное решение которой и обеспечивает высокий уровень подготовленности выпускников. В Европе студенческая оценка достаточно давно является элементом самооценки вузов. Существующий Европейский фонд по менеджменту качества (European Fond of the Quality Management - EFQM) важнейшим фокусом своей деятельности считает понимание нужд, ожиданий и ценностей обучающихся [4]. Для внедрения системы студенческой оценки качества образования в России была сделана попытка разработки студенческого стандарта качества образования, создание которого было поддержано представителями федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и ректорским сообществом вузов страны [2].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено в 2021 году в начале итогового семестра обучения (8 семестр). В нём было задействованы 96 студентов очной формы обучения выпускного курса бакалавриата Дальневосточной государственной академии физической культуры, обучающихся по направлению «Физическая культура». Материалы описываемого в статье исследования являются результатом опроса (анкетирование и письменный опрос), цель которого состояла в выявлении уровня удовлетворительности студентов оказываемыми образовательными услугами и определении результативности почти завершенного образовательного цикла, на основе данных самооценки обучающимися сформированности у них компетенций, установленных основной образовательной программой. Данное исследование явилось составной частью мониторинга, о начале которого нами уже сообщалось ранее [6].

Объектом данного исследования являлся образовательный процесс вуза физической культуры, а предметом - параметры, отражающие его качество в виде суждений респондентов-студентов и их самооценок. При разработке содержания анкеты, которое включало 25 вопросов, авторы руководствовались собственным видением того, что было значимо оценить в содержании образования. Дополнительно к анкете нами был составлен и раздавался вместе с ней опросный лист для получения данных о самооценке выпускниками сформированности у них компетенций, предусмотренных основной профессионально-образовательной программой.

В исследовании не был задействован полный состав выпускного курса обучающихся, их было только 96 человек, то есть это была простая случайная выборка (как вид микромодели объекта социологического исследования) численность которой соответствовала рекомендованным расчетным значением.

При доверительном уровне равном 95%, имеющейся списочной численности студентов на выпускном курсе и существующими данными по величине ошибки выборки (~ 4%), достаточным объемом выборки для проведения исследования являлась та, которая была бы не ниже значения равного 96 человекам. То есть, полученные нами результаты могут быть с полным на то основанием перенесены на контингент всего курса и быть представлены как данные мониторинга, результаты которого могут служить обоснованием принятию управленческих решений. Мониторинг качества преподавания в вузе на основе обратной связи с обучающимися имеет большое значение для эффективного управления образовательным процессом, так как позволяет более четко определить сильные стороны этого процесса и его области, нуждающиеся в улучшении [1]. Численные данные о выборке респондентов (оптантов) приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Общая характеристика выборки респондентов

4 курс очного обучения, бакалавриат ФК: 122 чел. (м - 66; ж - 56) Участники опроса(всего) Мужчины Женщины

96 51 45

Доля от курсового состава (%)

78,7 1 77,3 1 80,4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среди полученных анкетных данных, отражающих результаты ответов студентов на вопрос о том, в какой мере оправдались их образовательные ожидания, скорее всего, интересны те, которые отнесены к обозначающему ответному критерию «ожидали большего». Он набрал самую большую величину процентного значения. Более половины опрошенного контингента (55,2%) ожидали от вузовского образования большего, чем получили. При этом у женской половины опрошенных таковых было еще больше - (62,2%). Число тех, у кого образовательные ожидания оправдались полностью, составило чуть более 23% (23,06%).

Основным видом внеаудиторной учебной деятельности студенты признали подготовку презентаций. Доля таковых респондентов составляет 76,0%. На втором месте следует вид учебной деятельности связанный с подготовкой докладов и сообщений. На это указали 57,3% опрошенных. Эти же виды внеаудиторной деятельности студенты считают наиболее эффективными на что указало 47,9% опрошенных. При этом женская часть выборки отдает предпочтение подготовке презентаций (64,64%), а мужская - подготовке докладов и сообщений (47,1%). В ходе признания значимости в образовании самоподготовки нами было установлено, что большая часть студентов на данный вид деятельности тратит от 3 до 4 часов (27,08% опрошенных), но есть и те, кто тратит на это и менее 1 часа и более 4 часов. И в первом и втором случае таковых было чуть больше 11,0%. При этом большим рвением к учебе обладают студентки, из которых 55,5% занимаются 3 часа и более.

Почти половина (48,9%) четверокурсников полностью отдают себя учебе, а оставшиеся 51,1% сочетают учебу с работой, которая целому ряду их них, в определенной мере, мешает учебе, но необходима для нормального существования. На это указало 33,3% опрошенных. При этом работающих студентов чуть больше чем работающих студенток.

Отрадно то, что 19,8% опрошенных работает по профилю получаемого образования, при этом число студенток, работающих по профилю больше чем представителей сильного пола (24,4% против 15,7%). Из приводимых в анкете вопросов, отражающих материально-техническое обеспечение учебной деятельности в вузе и характер ее организации, наиболее высокие оценки (по пятибалльной шкале) получили у всех студентов такие признаки как: материально-техническое оснащение лекций и семинарских занятий -4,21 балла; соответствие предлагаемой студентам учебной информации тематике занятий - 4,12 балла; ориентация учебного процесса на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности - 4,06 балла.

При этом особых различий в оценках даваемых студентами и студентками оцениваемым показателям, не было установлено. Из вопросов касающихся профессионализма педагогов самую низкую оценку получила объективность педагогического оценивания -3,51 балла. Это почти на 19% меньше чем средняя оценка данная студентами двум другим показателям: коммуникативной компетентности и глубине познаний педагогов в преподаваемой дисциплинарной области. Коммуникативная компетентность педагогов в большей мере впечатляет женскую половину опрошенных, которые наиболее высоко её и оценили, выставив оценку равную в 4,45 баллам. Данные отражающие то, как выпускной курс бакалавриата оценивает приобретенную ими теоретическую профессиональную подготовленность, свидетельствуют о том, что большее число оптантов склонны отнести уровень своей подготовленности данного вида к среднему. В общей численности опрошенных доля таковых студентов составляет 73,9%. В женской половине респондентов вообще отсутствуют те, кто мог бы отнести себя к числу лиц с высоким уровнем теоретической подготовленности. Среди мужчин доля таковых составила всего 7,8%. Несколько иначе обстоят дела с обретением практической профессиональной подготовленности. В общей выборке доля тех, кто оценивает свою подготовленность данного вида как высокую, среднюю и низкую соответственно составляет 33,3, 47,9 и 18,7%. Среди мужского

контингента доля лиц с высоким уровнем этой профессиональной подготовленности весьма высока и составила 41,2%. Ровно половина женского состава выборки относит себя к классу «середнячков» (средний уровень сформированности данного вида подготовленности).

В полной мере, готовыми с самостоятельному нормативному ведению профессиональной деятельности считают себя 31,4% четверокурсников. К сожалению, среди них есть и те, кто полагает, что он ещё не готов к включению в самостоятельную профессиональную деятельность: таковых в общей выборке оказалось 7,8%. В женской части выборки число таких обучающихся была больше чем в целом по курсу и составила 13,3%.

Далее остановимся на данных отражающих мнение студентов в отношении того, есть ли в содержании учебного плана дисциплины, которые можно считать случайными. Чуть более 40% (40,6%) опрошенных студентов такими дисциплинами считают культурологию, 27,1% - физику, 21,9% - математику, и ровно такое же число респондентов -метрологию и спортивные сооружения. К числу случайных дисциплин часть студентов также отнесла химию, валеологию, введение в профессию и политологию.

Почти 15% (14,6%) опрошенных студентов затруднились ответить на данный вопрос. Для педагогических работников уже забывших о критике, звучащей в их адрес со стороны студентов (раньше в процедуре избрания по конкурсу использовалась анкета «Преподаватель глазами студентов»), наверно оказались значимыми, в плане последующей рефлексии, данные о том какие дисциплины учебного плана, по мнению студентов, нуждаются в повышении качества преподавания: 29,1% респондентов всей выборки указали, что это дисциплины «Спортивная метрология»; 23,9% - «Биология»; 21,8% - «Анатомия»; 18,7% - «ТиМФК»; 14,6% -«Гигиена». Мнение студентов, касающееся того, какие дисциплины учебного плана могли бы быть более продолжительными по времени их освоения (большими по объему) было следующим (рисунок 1).

50 -

40,6

Психол.-пед.цикл ТиМФК Биомеханика Английский язык Физиология Биохимия

■ Общее значение ■ Студенты ■ Студентки Рисунок 1 - Данные ответов (в%) на вопрос анкеты: «Какие дисциплины, по вашему мнению, должны иметь

большую продолжительность их освоения?»

На первом месте здесь оказались дисциплины психолого-педагогического цикла, на что указало 35,4% опрошенных, далее идет «ТиМФК» - это мнение 34,4% четверокурсников, затем следует «Физиология» - на это указало 14,6% респондентов и «Биомеханика» - 12,5% выпускников. Мужскую часть выборки в большей мере, в плане роста продолжительности освоения, привлекают в порядке убывающей очередности следующие дисциплины: дисциплины психолого-педагогического цикла, «Физиология», «ТиМФК» и «Биомеханика». Женской половине студенчества хотелось бы больше взаимодействовать с педагогами в рамках таких дисциплин как: «ТиМФК», «Английский язык», дисциплины психолого-педагогического цикла, «Биохимия».

Данные анкетирования свидетельствуют и о том, что подавляющее число обучающихся при возможности были бы склонны увеличить продолжительность практики, а также сделать большим количество практических занятий в содержании профессиональной подготовки формируемой спортивно-педагогическими дисциплинами. В первом слу-

чае на это указало 74,0% опрошенных студентов, а во втором - 60,4% (таблица 2). Таблица 2 - Данные ответов на вопрос: «Что бы вы (при наличии возможности) изменили во временном содержании освоенного учебного плана?»_

Хар-ки выборки Элементы возможной модернизации (%)

Предусмотреть дист.-электрон. освоение отдельных дисц.(без аудит. занятий.) Увел. кол-во лекц. Умен. кол-во лекц. Увел. кол-во практ. зан. Умен. кол-во практ. зан. Увел. продол. практ. Увел. продол.. обуч. в бакалавриате

Вся выборка 18,7 9,4 16,7 60,4 4,17 74,0 9,4

Мужчины 9,8 2,1 9,8 58,8 3,92 64,7 7,8

женщины 31,1 17,8 17,8 62,2 4,44 84,4 13,3

Существующий в вузе порядок выполнения ВКР скорее устраивает, чем не устраивает большее число студентов, таковых оказалось 52,1%. В полной мере он устраивает 28,1% опрошенных, а не устраивает 11,5%. Порядком организации видов практик в общем объеме выборки довольны только 22,9% четверокурсников. При этом 59,4% респондентов скорее довольны, чем недовольны ее организацией.

Из четырех основных видов учебной деятельности, в которые включены студенты, самую высокую оценку заслужило качество чтения лекций - 4,02 балла, за тем следует качество проведения семинаров 3,81 балла, на 3,42 балла студенты оценили качество проводимых практических занятий. Организация СРС оценена всеми студентами самой низкой оценкой равной 3,18 баллов. Наверное, всех педагогических работников академии может весьма радовать то, что 72,9% выпускников-очников достаточно ясно представляют содержание той профессиональной деятельности, к которой их готовят. Число тех, кто содержание будущей профессии представляет недостаточно ясно, составляет только 13,5%, а доля тех, кто считает, что главное получить диплом о высшем образовании -14,6%. Вполне возможно, что полученные данные в части касающейся представлений о будущей профессии во многом связаны с тем, как выпускники знакомы с профессиональными стандартами. Большая часть всех оптантов (70,8%) отметила, что они знакомы с ними поверхностно, 20,8% - знакомы основательно и 9,4% - не знакомы. При этом мужская часть выборки уступает женской по числу тех, кто знаком с профессиональными стандартами основательно, но превосходит по числу тех, кто знаком поверхностно.

Считается, что владение данными о перспективах на рынке труда во многом влияет на учебную активность обучающихся. В связи с этим вузу необходимо знать то, как его выпускники оценивают свои перспективы на рынке труда. Около половины опрошенных (46,9%) глядят в свое профессиональное будущее с оптимизмом, 39,6% испытывают некоторую неуверенность в своем профессиональном будущем, полагая, что сразу после окончания вуза шансы на трудоустройство у них будут не совсем высоки. При этом 15,6% опрошенных готовы работать там, где смогут зарабатывать больше, независимо от полученной в вузе профессии.

Данные мужской и женской частей выборки при этом существенно не различаются. Далее вновь вернемся к вопросам анкеты, непосредственно связанным с учебным процессом. Здесь имеется в виду информация о тех дисциплинарных областях, которые студенты хотели бы дополнительно видеть (или видеть взамен существующих) в содержании своей образовательной подготовки. Им в первую очередь интересны (таблица 3) такие дисциплинарные области как: спортивная журналистика, на что указало 35,4% респондентов, история дальневосточного спорта (30,2%), киберспорт (28,1%), восточные языки (китайский, корейский) (26,1%) и другие дисциплины. Отметим и то, что для 45,8% опрошенных студентов это был вопрос, на который они затруднились ответить. Приведенные выше данные отражают оценочные суждения студентов выпускного курса на вопросы предложенной анкеты. Далее авторы хотели бы довести до сведения читателей информацию, полученную в ходе письменного опроса этого же контингента респон-

дентов, в ходе которого были получены данные по самооценки студентами сформирован-ности у них заданных компетенций.

Таблица 3 - Данные ответов на вопрос: «Какие известные вам и не изученные дисципли-

Ранговое место Дисциплины, предлагаемые студентам Число выборов,% Доля студентов затруднившихся ответить

1 Основы спортивной журналистики 35,4

2 Истрия дальневосточного спорта 30,2

3 Киберспорт 28,1

4 Восточные языки (китайский, корейский) 26,1

5 Судейская практика в спорте 23,2

6 Международное спортивное движение 22,2 45,8

7 Спортивная нутрициология 18,5

8 Имиджеология 18,3

9 Финансовый документооборот в отрасли ФКиС 16,7

10 Основы ораторского искусства 16,5

11 Избранные главы климатологии 16,2

12 Мировая фитнес-индустрия 14,8

Вот, что удалось получить по данным этого опроса. На основе предложенной студентам оценочной шкалы: 2 балла - компетенция не сформирована, 3 балла - компетенция сформирована на пороговом уровне, 4 балла - компетенция сформирована на базовом уровне и 5 баллов - компетенция сформирована на завершенном уровне (повышенном) уровне. Было установлено, что сформированность универсальных компетенций (УК) в целом по самооценке студентов достигает у них величины 4,32 баллов (таблица 4).

Таблица 4 - Данные самооценки студентами сформированности компетенций у бака-лавриантов выпуска 2021 года с учетом гендерных различий (баллы)_

Группы (виды) компетенций Оценки студентов Оценки студенток Оценки всей выборки

УК 4,36 4,28 4,32

ОПК 4,31 4,50 4,40

ПК 4,40 4,15 4,28

Здесь удалось установить и то, что мужская половина выборки более высоко, по отношению к представителям женской половины, оценила себя по шести универсальным компетенциям из восьми. Правда наибольшие различия между разнополыми частями выборки в пользу студентов были установлены в оценочном значении УК-3 (Способен(на) осуществлять социальное взаимодействие и реализовать свою роль в команде) и составили 13,1%. Данные тендерного анализа показали, что различия в самооценке сформированное™ общепрофессиональных компетенций (ОПК) между мужской и женской составными частями выборки не столь велики. Разница составила всего 0,19 баллов (мужчины - 4,31 баллов, женщины - 4,50 баллов).

В отдельных случаях наиболее высоких самооценок сформированности у студентов заслужили такие компетенции данного вида как: ОПК 4 (Способен(на) проводить тренировочные занятия) - 4,77 балла; ОПК 2 (Способен(на) осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию) - 4,75 балла; ОПК 13 (Способен(на) осуществлять организацию и судейство соревнований) - 4,6 балла.

Сопоставление данных самооценки сформированности ОПК с учетом гендера показало, что по сформированности 7-ми из 15-ти ОПК студентки оценили себя выше студентов, по остальным 8-ми ОПК самооценки студентов были выше, чем у студенток. Наибольшая разница в самооценках сформированность ОПК между мужчинами и женщинами в пользу первых была установлена по таким ОПК как: ОПК - 12 (Способен(на) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми нормам (19,6%); ОПК - 8 (Способен(на) проводит работу по предотвращению применения допинга (12,6%); ОПК - 10 (Способен(на) организовать взаимодействие в професси-

ональной среде (12,1%); ОПК - 14 (Способен осуществлять методическое обеспечение и контроль тренировочного и образовательного процесса (9,1%) .

Анализ данных опроса студентов по самооценке сформированное™ профессиональных компетенций (ПК) позволил установить, что средняя оценка выборки респондентов по этому виду компетенций составляет 4,28 балла. При этом наиболее высокой самооценке сформированности были удостоены следующие ПК:

- ПК 1 (Способен(на) выявлять актуальные вопросы в сфере ФКиС) - 4,61 балла;

- ПК 4 (Способен(на) осуществлять руководство в области методического обеспечения и координации тренировочного и образовательного процесса) - 4,54 балла;

- ПК 7 (Способен(на) осуществлять, планирование, учет и анализ тренировочного процесса и соревновательной деятельности) - 4,52;

- ПК 13 (Способен(на) руководить технической эксплуатацией, ремонтом и модернизацией спортивного и технического оборудования - 4,48 балла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различия между самооценками сформированности ПК полученными от мужской и женской частей выборки были наибольшими среди всех групп компетенций и составили 0,25 балла. В последующем (после проведенного опроса студентов) нами было проведено сопоставление самооценок студентов о сформированности компетенций и оценок их сформированности, выставленных экспертами-преподавателями кафедр. То есть, нами дополнительно проведен опрос педагогических работников, являющихся ведущими преподавателями профилей подготовки. Было установлено, что студенты себя оценивают более высоко, чем это сделали эксперты (таблица 5).

Таблица 5 - Сопоставительные данные сформированности компетенций по итогам самооценки студентов и экспертной оценки (баллы)_

Группы компетенций Самооценка студентов Оценка экспертов Разница в баллах Разница в %

УК 4,32 3,92 0,4 9,26*

ОПК 4,40 3,78 0,62 14,02*

ПК 4,28 3,59 0,69 16,12*

Примечание: * - достоверные различия

Экспертная оценка по виду УК была достоверно ниже самооценки студентов на 9,26%, по виду ОПК - на 14,02% и по виду ПК - 16,12%. Таким образом, есть о чем задуматься в плане не только объективности студенческого самооценивания, но и, наверное, объективности экспертной оценки. Весьма интересны в этом плане оказались данные, которые свидетельствуют о том, что оценок «неудовлетворительно» студенты себе наставили больше, чем эксперты. Последние не выставили «двойки» своим студентам и студенткам по видам компетенций ОПК и ПК. При этом в числе студенческих самооценок число «двоек» составило в первом случае 3,8%, и во втором 4,3%.

Проанализировав данные о совпадении оценок экспертов с самооценками студентов мы установили, что по виду УК доля совпадений оценок составила только 45,8%, по виду ОПК - 36,7%, а по виду ПК - 37,1%. Как видим различия между баллами студенческой самооценки и оценки экспертов по существующим трем группам компетенций имеются и доля несовпадений, в этом случае, в среднем составляет 60,1%, что говорит о неравнозначности студенческой экспертизы и экспертного оценивания. На необходимость проведения глубокого анализа организации учебного процесса наводят данные касающиеся наличия компетенций, которые по самооценке отдельных студентов оказались у них не сформированными. Здесь лидирует ПК - 13 (Способен(на) руководить эксплуатацией и ремонтом спортивно-технического оборудования) - 9 «двоек». Затем следует ПК - 15 (Способен(на) разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательных программ) - 7 «двоек». Далее следуют УК - 4 (Способен(на) осуществлять деловую коммуникацию на родном и иностранном языку) и ПК - 2 (Способен(на) проводить научные исследования) - по 6 «двоек» соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня студент, как главный потребитель образовательных услуг, становится правомочным субъектом оценки его качества. Изучая мнения студентов о качестве получаемого образования педагогические работники должны относится к нему как к индикатору качественного или некачественного протекания процесса формирования того ресурса или потенциала (компетентности), с которым выпускник вуза станет агентом рынка труда. В каждой образовательной организации высшего образования должен быть разработан практический инструментарий по наращиванию потенциала и возможностей широкого участия студентов в повышении и обеспечении качества протекания образовательного процесса. На существующий момент должным образом не налажен процесс диалога между студенческими организациями (которые в отдельных случаях осуществляют работу по оценке качества образования) и внутренними структурами образовательных организаций - отделы и управления по качеству образования, существующие в каждой конкретной образовательной организации высшего образования.

Опыт оценки студентами образовательного процесса должен стать постоянной действующей практикой образовательных организаций высшего образования. Данные такого оценивания, это своеобразная «сигнальная система» обеспечивающая выявление недостатков как в преподавательской деятельности, так и деятельности самих студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глушко И.В. Мониторинг качества образовательной деятельности в вузе: теоретико-правовой и практический аспекты / И.В. Глушко, Т.М. Зуева // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал - 2018. - № 4 (34). - С. 26-32. - URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf_180404.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

2. Зотова В.А. К вопросу о создании студенческого стандарта качества образования / В.А. Зотова, Е.М. Козак, И.А. Новоселов и др. // Качество образования: теория и практика оценки: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Глазов, 2015. - С. 34-36.

3. Зотова, В.А. Студенческая оценка качества образования: европейский опыт / В.А. Зотова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 2-3. - С. 561-564.

4. Максимцев, И.А. Инновационное обеспечение качества образования в условиях международной интеграции: монография / И.А. Максимцев, Е.А. Горбашко, Ю.А. Антохина. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2017. - 138 с.

5. Полевая Н.М. Удовлетворенность качеством полученных образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления) / Н.М. Полевая, В.В. Ситни-кова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6, № 1(18). - С. 159162. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28997333_64101846.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

6. Качество образования в академии физической культуры в контексте его восприятия студентами / В.Г. Тютюков, С.В. Галицын, Д.В. Чилигин, П.В. Бородин // «Физическая культура и спорт в современном обществе» : материалы Всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2019 г, г. Хабаровск). - Хабаровск, 2019, - С. 282-290.

REFERENCES

1. Glushko, I.V. and Zueva, T.M. (2018), "Monitoring of the quality of educational activity at the university: theoretical, legal and practical aspects", Prospects of science and education. International electronic journal, available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf_180404.pdf (accessed: 10.11.2021).

2. Zotova, V.A., Kozak, E.M. and Novoselov, I.A. (2015), "On the issue of creating a student standard for the quality of education", Quality of education: theory and practice of evaluation: Materials of the All-Russian Scientific and practical conference, Glazov, pp. 34-36.

3. Zotova, V.A. (2016), "Student assessment of the quality of education: European experience", Fundamental research, No 2-3, pp. 561-564.

4. Maksimtsev, I.A., Gorbashko, E.A. and Antokhina, Yu. A. (2017), Innovative quality assurance of education in the context of international integration: monograph, St. Petersburg.

5. Polevaya, N.M. and Sitnikova, V.V. (2017), "Satisfaction with the quality of educational services received (on the example of a survey of undergraduates of the economic direction)", Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_28997333_64101846.pdf (accessed: 10.11.2021).

6. Tyutyukov, V. G., Galitsyn, S.V., Chiligin, D.V. and Borodin P.V. (2019), "The quality of education at the Academy of Physical Culture in the context of its perception by students", "Physical culture and sport in modern society", materials of the All-Russian scientific and practical conference, Khabarovsk, pp. 282-290.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2021

УДК 376.42

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Надежда Олеговна Федорова, магистрант, Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Олеся Александровна Комачева, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Григорьевна Ситкина, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

В статье представлено содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре для учащихся с умственной отсталостью, которое разработано с учетом особенностей психомоторного развития и имеющихся соматических заболеваний у детей. Программный материал представлен разделами: основы знаний, адаптивная легкая атлетика, корригирующая гимнастика, адаптивная лыжная подготовка, подвижные игры на воздухе; психогимнастика. Таким образом, разработанное для учащихся с умственной отсталостью содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре позволяет укрепить их здоровье и повысить показатели физической подготовленности.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, внеурочная деятельность, школьный возраст, умственная отсталость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p489-492

CONTENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Nadezhda Olegovna Fedorova, the master's student, Natalia Igorevna Fedorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olesya Aleksandrovna Komacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Grigoryevna Sitkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University of Sports, Smolensk

Abstract

The article presents the content of extracurricular activities on adaptive physical culture for students with mental retardation, which is developed taking into account the peculiarities of psychomotor development and existing somatic diseases in children. The program material is presented in sections: fundamentals of knowledge, adaptive athletics, corrective gymnastics, adaptive ski training, outdoor games; psychogymnastics. Thus, the content of extracurricular activities on adaptive physical culture developed for students with mental retardation makes it possible to strengthen their health and increase physical fitness indicators.

Keywords: adaptive physical culture, extracurricular activities, school age, mental retardation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.