Научная статья на тему 'Задачи патриотического воспитания детей в свете новых образовательных стандартов'

Задачи патриотического воспитания детей в свете новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ПАТРИОТ / PATRIOT / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / DEMOCRATIC SOCIETY / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / PATRIOTIC FEELINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Святцева Анастасия Вячеславовна, Карплюк Анна Вячеславовна

В статье авторы раскрывают проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы исследования обоснована авторами, нарастающим интересом людей к социокультурным нормам, традициям семьи и государства в целом на фоне роста социальной напряженности и нестабильности. Следует отметить, что в дошкольных организациях гражданскому воспитанию детей уделяется крайне мало внимания. Однако, как известно, основы воспитания гражданина демократического общества закладываются в сознании ребенка именно в дошкольном возрасте. Авторы статьи пытаются найти пути и средства патриотического воспитания дошкольников и считают необходимым расширить круг сформулированных в образовательном стандарте задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors reveal the problem of patriotic education of preschool children. The urgency of the study authors justified the growing interest of people to the socio-cultural norms and traditions of the family and the state as a whole against the background of social tension and instability. It should be noted that in the pre-civil education of children is given very little attention. However, as you know, the basics of education of the citizen of a democratic society in the conscious child is school age. The authors are trying to find ways and means of patriotic education of preschool children and find it necessary to expand the range set forth in the educational standard tasks.

Текст научной работы на тему «Задачи патриотического воспитания детей в свете новых образовательных стандартов»

5. Студенты показали высокую добросовестность подготовки к занятиям, однако, им мешает отсутствие необходимых навыков. Рекомендуется активизировать домашнюю подготовку студентов, а под контролем преподавателя отрабатывать профессиональные навыки.

Список литературы 1. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал -фактор развития или деградации? - Воронеж. -2005.- 252 С.

2. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. — М.: Прогресс, 1976

3. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968, vol. 6.

4. Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y.: Columbia University Press, 1964.

ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Святцева Анастасия Вячеславовна ассистент, УрГПУ, г. Екатеринбург, Карплюк Анна Вячеславовна

аспирант, УрГПУ, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье авторы раскрывают проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы исследования обоснована авторами, нарастающим интересом людей к социокультурным нормам, традициям семьи и государства в целом на фоне роста социальной напряженности и нестабильности. Следует отметить, что в дошкольных организациях гражданскому воспитанию детей уделяется крайне мало внимания. Однако, как известно, основы воспитания гражданина демократического общества закладываются в сознании ребенка именно в дошкольном возрасте. Авторы статьи пытаются найти пути и средства патриотического воспитания дошкольников и считают необходимым расширить круг сформулированных в образовательном стандарте задач. ABSTRACT

The authors reveal the problem of patriotic education of preschool children. The urgency of the study authors justified the growing interest of people to the socio-cultural norms and traditions of the family and the state as a whole against the background of social tension and instability. It should be noted that in the pre-civil education of children is given very little attention. However, as you know, the basics of education of the citizen of a democratic society in the conscious child is school age. The authors are trying to find ways and means ofpatriotic education ofpreschool children and find it necessary to expand the range set forth in the educational standard tasks.

Ключевые слова: гражданин, патриот, демократическое общество, патриотические чувства.

Keywords: citizen, patriot, democratic society, patriotic feelings.

В современных условиях развития общества главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина. Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом» [2].

В педагогической среде бытует мнение, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому и любовь к близким уживаются с равнодушием к страданию престарелого соседа, безразличием к судьбе страны, отсутствием чувства долга. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Поэтому важно, чтобы дети, как можно раньше, увидели «гражданское лицо» своей семьи.

В настоящее время решение такой задачи воспитания детей требует большого такта и терпения, так как в семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. В разработке новых ориентиров воспитания мы должны опираться на проверенные временем принципы и методы работы с детьми.

Принципы патриотического воспитания отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей [1]. Согласно обозначенным принципам педагог подбирает формы и методы воспитания детей.

В детских садах и школах Свердловской области началась разработка образовательных программ, включающей в себя сложившиеся традиции по формированию этнокультурной толерантности и патриотическому воспитанию детей. На наш взгляд, работа образовательных учреждений по патриотическому воспитанию должна осуществляться на основе преемственных связей и с учетом возрастных особенностей воспитанников. Целью воспитания детей дошкольного возраста является: воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.

В дошкольных учреждениях эта работа может проводиться в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателем и с родителями.

В соответствии требованиям стандарта в старших группах необходимо расположить предметы с государственной символикой, смысл и значение которых дети должны знать. Так как, начиная с старшего дошкольного возраста, педагоги знакомят детей с Гербом РФ, гимном, разъясняют значение государственных символов РФ, проведения гражданских ритуалов, воспитывают уважение к ним.

В дошкольных учреждения имеются возможности для создания уголков быта национальных культур, мини библиотек по патриотической тематике, уголков для творчества. Воспитатели организуют выставки детских работ на патриотические темы, поездки по родному городу, местам боевой славы, приглашают на праздники военнослужащих, ветеранов войн.

Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастными возможностями усвоения знаний. Воспитатели проводят с детьми целевые прогулки, беседы о родном городе и его героях, о тружениках предприятий. Ведь в каждом городе есть свои достопримечательности, памятники, которыми он славен, свои традиции. В последние годы стала возрождаться традиция по созданию аллей трудовой славы. Нередко дети узнают на портретах знакомых людей и дополняют рассказ воспитателя, выражают собственное мнение о профессиях, героях труда. Цель таких прогулок - заинтересовать детей, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине и появилось желание узнать о ней больше.

Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. Русские народные сказки закладывают основы нравственности, учат различать хорошее и плохое, добро и злое. В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются праздники и досуги, которые являются итоговыми

тематическими мероприятиями. На таких мероприятиях дети чувствуют свою причастность к событиям страны, относятся ответственно к порученному заданию, вовлекая, тем самым своих близких в подготовку к намеченному событию. Самое существенное в воспитании патриотических чувств - это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни.

Рассмотрев возможности патриотического воспитания на ступени дошкольного образования, мы сформулировали основные задачи:

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

• Воспитывать бережное отношение к родной природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду. Знакомить с передовиками производства предприятий города;

• Развивать интерес к национальной культуре разных народов;

• Расширять представления о городах России, знать название столицы нашей Родины, областного, районного центров;

• Знакомить детей с символикой государства, знать имена президента России, известных политических лидеров, губернатора области и т.п.;

• Развивать чувства ответственности и гордости за достижения членов своей семьи, детской организации, народа своей страны.

Детский сад, это место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился ярко и на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: doshk-standart-dok.html

2. Указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. Электронный ресурс: http://graph.document. kremlin.ru /page.aspx

ЕВРАЗИЙСКАЯ КООРДИНАТА РОССИИ: МАРШРУТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В МАГИСТРАТУРЕ

Ткалич Светлана Константиновна

доктор педагогических наук профессор кафедра дизайна член-корреспондент РАЕ место работы: Институт искусств и креативных технологий МГГУ имени М.А. Шолохова

АННОТАЦИЯ

Планирование стратегии и тактики обучения в магистратуре включает обязательным компонентом исследовательскую деятельность. Мы предлагаем вводить отдельным блоком тему исследований в границах евразийского геоареала России. Векторами изучения определены гуманитарно-художественная, проектно-экологическая парадигмы. Появление подготовленных кадров с регионально-масштабным мышлением повлечет за собой организацию поисковых инфо-лабораторий и техно-маркированных этнохудожественных кластеров в индустриях культуры, туризма.

Ключевые слова. Евразийский геоинформационный контент, исследовательский вектор магистратуры, инфо-лаборатории, мультимедийный проект, этнохудожественный техно-кластер, стратегия и тактика научного маршрута.

Новый магистральный маршрут исследований, актуальный на современном этапе создания глобальной информационной карты «Евразийская координата России»,

требует специальных знаний и компетентной подготовленности. Появление подготовленных кадров с регионально-масштабным мышлением повлечет за собой организацию поисковых инфо-лабораторий и техно-марки-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.