Научная статья на тему 'Евразийская координата России: маршруты исследований в магистратуре'

Евразийская координата России: маршруты исследований в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЕКТОР МАГИСТРАТУРЫ / ИНФОЛАБОРАТОРИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНО-КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА НАУЧНОГО МАРШРУТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна

Планирование стратегии и тактики обучения в магистратуре включает обязательным компонентом исследовательскую деятельность. Мы предлагаем вводить отдельным блоком тему исследований в границах евразийского геоареала России. Векторами изучения определены гуманитарно-художественная, проектно-экологическая парадигмы. Появление подготовленных кадров с регионально-масштабным мышлением повлечет за собой организацию поисковых инфо-лабораторий и техно-маркированных этнохудожественных кластеров в индустриях культуры, туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийская координата России: маршруты исследований в магистратуре»

В дошкольных учреждениях эта работа может проводиться в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателем и с родителями.

В соответствии требованиям стандарта в старших группах необходимо расположить предметы с государственной символикой, смысл и значение которых дети должны знать. Так как, начиная с старшего дошкольного возраста, педагоги знакомят детей с Гербом РФ, гимном, разъясняют значение государственных символов РФ, проведения гражданских ритуалов, воспитывают уважение к ним.

В дошкольных учреждения имеются возможности для создания уголков быта национальных культур, мини библиотек по патриотической тематике, уголков для творчества. Воспитатели организуют выставки детских работ на патриотические темы, поездки по родному городу, местам боевой славы, приглашают на праздники военнослужащих, ветеранов войн.

Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастными возможностями усвоения знаний. Воспитатели проводят с детьми целевые прогулки, беседы о родном городе и его героях, о тружениках предприятий. Ведь в каждом городе есть свои достопримечательности, памятники, которыми он славен, свои традиции. В последние годы стала возрождаться традиция по созданию аллей трудовой славы. Нередко дети узнают на портретах знакомых людей и дополняют рассказ воспитателя, выражают собственное мнение о профессиях, героях труда. Цель таких прогулок - заинтересовать детей, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине и появилось желание узнать о ней больше.

Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. Русские народные сказки закладывают основы нравственности, учат различать хорошее и плохое, добро и злое. В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются праздники и досуги, которые являются итоговыми

тематическими мероприятиями. На таких мероприятиях дети чувствуют свою причастность к событиям страны, относятся ответственно к порученному заданию, вовлекая, тем самым своих близких в подготовку к намеченному событию. Самое существенное в воспитании патриотических чувств - это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни.

Рассмотрев возможности патриотического воспитания на ступени дошкольного образования, мы сформулировали основные задачи:

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

• Воспитывать бережное отношение к родной природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду. Знакомить с передовиками производства предприятий города;

• Развивать интерес к национальной культуре разных народов;

• Расширять представления о городах России, знать название столицы нашей Родины, областного, районного центров;

• Знакомить детей с символикой государства, знать имена президента России, известных политических лидеров, губернатора области и т.п.;

• Развивать чувства ответственности и гордости за достижения членов своей семьи, детской организации, народа своей страны.

Детский сад, это место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился ярко и на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: doshk-standart-dok.html

2. Указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. Электронный ресурс: http://graph.document. kremlin.ru /page.aspx

ЕВРАЗИЙСКАЯ КООРДИНАТА РОССИИ: МАРШРУТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В МАГИСТРАТУРЕ

Ткалич Светлана Константиновна

доктор педагогических наук профессор кафедра дизайна член-корреспондент РАЕ место работы: Институт искусств и креативных технологий МГГУ имени М.А. Шолохова

АННОТАЦИЯ

Планирование стратегии и тактики обучения в магистратуре включает обязательным компонентом исследовательскую деятельность. Мы предлагаем вводить отдельным блоком тему исследований в границах евразийского геоареала России. Векторами изучения определены гуманитарно-художественная, проектно-экологическая парадигмы. Появление подготовленных кадров с регионально-масштабным мышлением повлечет за собой организацию поисковых инфо-лабораторий и техно-маркированных этнохудожественных кластеров в индустриях культуры, туризма.

Ключевые слова. Евразийский геоинформационный контент, исследовательский вектор магистратуры, инфо-лаборатории, мультимедийный проект, этнохудожественный техно-кластер, стратегия и тактика научного маршрута.

Новый магистральный маршрут исследований, актуальный на современном этапе создания глобальной информационной карты «Евразийская координата России»,

требует специальных знаний и компетентной подготовленности. Появление подготовленных кадров с регионально-масштабным мышлением повлечет за собой организацию поисковых инфо-лабораторий и техно-марки-

рованных этнохудожественных кластеров в индустриях культуры, туризма.

Актуальность тематики открывает новые маршруты для исследований в магистратуре. Разработка мультимедийных проектов на основе результатов исследования предполагает формирование нового магистрального маршрута многовекторных исследований в прикладной педагогике. На примере подготовки дизайнеров мультимедиа рассмотрим опыт организации и проведения исследовательских проектов.

Активизация внимания к теме евразийской координаты России затрагивает многие понятийно -конструктивные блоки этого мощного базисного основания с этноху-дожественным потенциалом. Впервые так рельефно пересекаются геоэкономические, социальные, культурные, этно-образовательные, этнохудожественные интересы в пространстве науки [1; 2].

Стратегия активизации внутренних ресурсов развития регионов РФ требует оперативной рефлексии педагогов, формирующих квалификационные компетенции у студентов-дизайнеров. Особенно важно пересмотреть методологию подготовки управленческих и творческих кадров для региональных индустрий туризма, культуры, образования.

Зона риска в подготовке дизайнеров, работающих под руководством организаторов малого и среднего бизнеса, связана с расплывчатым представлением о новой компетенции с масштабно-региональным кругозором [6]. Важно сформировать такой маршрут исследований для отечественных дизайнеров.

На наш взгляд, оптимально в планирование учебно-исследовательских программ для магистров вносить понятие «стратегия и тактика». Это конкретизирует программу действий. Например, внедрение в структуру учебного заведения новой формы взаимодействия со студентами и магистрантами в виде «Школы научного дизайна», позволило укрепить позиции научно-исследовательского вектора профессиональной подготовки дизайнеров. Стратегия 1: векторный подход. Он включает в себя:

а) профильно-квалификационный вектор подготовки,

б) научно-исследовательский вектор подготовки. Выполнение социально-ценностных проектов с

евразийским понятийным концептом формирует интерес у будущих магистров к потенциальным этнохудожествен-ным и графическим пластам культурных достижений народов России. Мониторинг заинтересованности (в перспективе отбор компетентных кадров) можно отслеживать и фиксировать по выбранным темам выпускных квалификационных работ. Стратегия 2: жанровый подход. Он включает в себя:

a) выполнение государственных программ социального и этнокультурного развития народов России;

b) разработку межрегиональных фестивальных проектов;

c) подготовку творческих кадров с новой компетенцией: консультантов, экспертов в области культуры, туризма;

ф профессиональную переподготовку творческих кадров, руководителей студий в учреждениях социально-культурной сферы и самодеятельных коммерческих коллективов.

Что есть тактика в учебном процессе, где формируются профессионально-квалификационные компетенции? Мы полагаем, что тактика - это методология реализации. «Сегодня на повестке дня - методологический стержень (уже не вектор!) обучающих методик, где заложен масштабно -региональный потенциал знаний, формирующий

специальную компетенцию, важную для педагогов-экспериментаторов, консультантов, экспертов; координаторов/руководителей межрегиональных и международных, важных для постсоветского пространства, консолидирующих проектов» [6].

Методологическая доминанта при изучении раскрывает свои возможности, в том числе, интеграцию этно-искусствоведческого, прагматико-семиотического, дивер-гентно-семиотического, структурно-информационного комплекса аналитической работы [3; 4]. Практикум разработки обучающих методик помогает выявить слабые блоки квалификационной подготовки дизайнеров с масштабно-региональным кругозором, актуальным для предстоящего десятилетия в дизайн-образовании [5; 6].

Перспективой подготовки магистров, будущих руководителей проектов, должны стать индивидуальные исследования на основе евразийской платформы научного знания об интеграции экономик и культурного наследия. В этой связи определён не интегративный, но дивергентный показатель взаимодействия этнохудожественных и графических достижений народов локальных территорий [4; 7].

Мы определили тактические действия двух уровней, как целостную каскадную технологию обучения:

a) тактика № 1 включает в себя поиск формул и практик интеграции;

b) тактика № 2 включает в себя адаптацию формул социально-креативных технологий к нормативным и инновационным практикам профильно-квалификационного базиса подготовки.

Навык «моделирования научной стратегии с помощью тактик» является организационно-креативным механизмом управления ступенчатым учебным процессом, где внедрён, наряду с другими, евразийский маршрут исследований. Отметим, что магистр имеет право свободного выбора темы. Несомненно, что во главе такой секции или лаборатории должен быть специалист, имеющий практику исследований в регионах России. Наше мнение: если педагог никогда не был приобщен к полевым исследованиям в регионах России, он должен обязательно пройти курс подготовки в магистратуре, где акцентом определен методологический вектор «Евразийская координата России». Лекционных обозрений недостаточно для формирования компетенции.

Каждый педагог магистратуры должен владеть методикой организации индивидуальных исследований, экспертизы их информационной эстетики и достоверности перед тем, как дать старт для авторской художественной интерпретации нового блока гуманитарных знаний в сценарии мультимедийного проекта.

Важно в учебном процессе предусмотреть внешний рейтинговый показатель результативности выполненных заданий. Например, с 2013 года открыта секция «Интеграция гуманитарных знаний, проектно-экологической культуры дизайна и информационных технологий» на Форуме РАЕ [7]. Сравнительный анализ тематик показывает, что исследования выпускных квалификационных работ начинают обретать самостоятельность при условии применения методологического инструментария в виде комплекса методов.

Таким образом, спланированная матрица стратегии и тактики, алгоритм выполнения и мониторинг вариативных проектно-экологических новообразований формируют новый магистральный маршрут исследований, актуальный на современном этапе создания глобальной информационной карты «Евразийская координата России».

Литература

1. См.: Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (май 2013) на 2014-2020 годы определяет следующий этап повышения статуса российской науки. Источник: www@kremlin.ru.

2. См.: Документы АНО АККОРК.//Качество образования. № 1. 2014. Источник: Интернет-ресурс. Режим доступа: www.edu-quality.ru.[Дата обращения 10.03.2015].

3. Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента России: Монография дисс. д-ра пед. наук. - М., 2011. - 200 с.; илл.

4. Ткалич С.К. Региональный вектор дизайн-образования: роль этнопедагогики в культурно-языковой технологии дизайна. Статья. //Международная конференция «Этнопедагогика: история и современность». МГПУ им. И.П.Шамякина. -

Мозырь: Беларусь. Октябрь 2013.- С. 236-239. ISBN 978-985-477-330-8.

5. Ткалич С.К. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ им.М. А.Шолохова. № 4. Декабрь 2013. - С.66-72.

6. Ткалич С.К. Формирование компетенции с масштабно-региональным кругозором на примере профессиональной подготовки дизайнеров. Статья. //Инновации в образовании. № 5 (май). 2015.

7. Ткалич С.К., Ушкова Н.В. Профессиональная подготовка дизайнеров на основе знаний о разнообразии этнохудожественного наследия в условиях глобализации и конвергенции. //Международный научный студенческий Форум 2015. Секция «Интеграция гуманитарного знания, проектно-эколо-гической культуры дизайна и информационных технологий». Режим доступа: URL Studfo-rum@rae.ru.

ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Целоева Депхан Магометовна

соискатель кафедры педагогики и психологии Ингушского государственного университета, г. Назрань

THE INNOVATIVE COMPETENCE OF THE TEACHERS IN THE SECONDARY GENERAL EDUCATION OF THE NORTH-CA UCASIAN FEDERAL DISTRICT

Tseloeva Depkhan, Competitioner of the Department of Pedagogy and Psychology of the Ingush State University of the Republic of Ingushetia, Nazran

АННОТАЦИЯ

Инновационная компетентность педагогов играет важнейшую роль в инновационной и экспериментальной деятельности среднего и высшего образования. От нее зависит не только результат инновационной и экспериментальной деятельности, но и реформы образования в России. Поэтому данная тема является актуальной. Цель нашего исследования: выявить инновационную компетентность педагогов в среднем общем образовании Северо - Кавказского Федерального округа. Задачи: изучить педагогические исследования по данной теме, определить критерии оценки инновационной деятельности в среднем общем образовании указанного округа.

Нами были использованы такие методы как анализ, синтез, наблюдение.

Мы пришли к выводу, что уровень инновационной компетенции педагогов учреждений среднего общего образования в данном округе невысокий.

ANNOTATION

The innovative competence of the teachers plays a crucial role in the innovation and experimentation activity of the secondary and higher education. It affects not only the results of innovation and experimentation activity, but also the education reform in Russia. Therefore, this topic is relevant. The aim of our research: to identify innovative competence of the teachers in the secondary general education of the North-Caucasian Federal District. Objectives: to examine pedagogical research on this topic, determine criteria for evaluating the innovation activity in the secondary general education of this district.

We have used methods such as analysis, synthesis, observation.

We came to a conclusion that the level of innovation competence of the teachers of the secondary general education institutions in this district is not high.

Ключевые слова: инновационная политика; инновационная деятельность; инновационная компетентность; среднее общее образование; Северо-Кавказский Федеральный округ.

Keywords: innovation policy; innovation activity; innovative competence; secondary general education; North-Caucasian Federal District.

Исследуя реализацию инновационной политики в учреждениях среднего общего образования Северо-Кавказского Федерального округа, мы разработали критерии оценки инновационной деятельности этих учреждений.

Вот некоторые из них: инновационная компетентность педагогов данного округа, применение личностно - деятель-ностного и гуманистического подходов к субъектам инновационной деятельности, коррелирование национально -регионального образовательного пространства и инновационной деятельности учреждений среднего общего образования. В оценивании такой компетентности сошлемся на экспериментальную апробацию авторского проекта Н.Н. Манджиевой «Деятельность учителя калмыцкой сельской школы по внедрению образовательных инноваций», в котором была поставлена задача, аналогичная нашему критерию.

Методом анкетирования Н.Н. Манджиевой были обследованы 54 учителя МОУ СОШ № 1 Комсомольского района и 60 учителей сел Адык и Ачинеры Республики Калмыкия. Несмотря на высокую оценку, данную учителями (81%) своим образовательным учреждениям, они не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.