МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
Специалисты, получившие диплом магистра, должны быть востребованы на рынке труда [1]. Вместе с тем остается не решенным ряд проблем, связанных с введением магистратуры: не до конца прописан в официальных документах статус магистров в сфере практической деятельности; по ряду направлений профессиональной подготовки в системе высшего образования, в том числе в магистратуре, наблюдается некоторая несогласованность профессиональных и образовательных стандартов; актуальным остается вопрос качества профессиональной подготовки магистров в условиях введения образовательных стандартов нового поколения и изменения содержания образования, и другие. Эти проблемы требуют глубокого изучения и своего решения.
Список использованной литературы:
1. Мустаева, Ф.А. Проблема востребованности магистров социальной работы в условиях современного российского моногорода [Текст] / Ф.А. Мустаева // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы V заоч. науч. -практ. конф. с междунар. участием / МГУ им. Н.П. Огарева ; под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. - Саранск : Издатель Афанасьев В.С., 2015. - С. 107-110.
2. Павленок, П.Д. О некоторых проблемах подготовки магистров в стране [Текст] / П.Д. Павленок // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы V заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / МГУ им. Н.П. Огарева ; под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. - Саранск : Издатель Афанасьев В.С., 2015. - С. 25-28.
© Г А. Супруненко, 2015
Ткалич Светлана Константиновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна Институт искусств: МПГУ E-mail: [email protected] Коновалова Анжела Васильевна аспирантка кафедры дизайна E-mail: [email protected] г. Москва, РФ
ДИВЕРГЕНТНО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОГО ДИЗАЙНА В ПЕДАГОГИКЕ ИСКУССТВА
Аннотация
Дифференцированное обучение студентов бакалавриата и магистратуры привлекает большое внимание, как педагогов-практиков, ученых теоретиков, так и требовательных студентов. Мы предлагаем в магистратуре внедрить обучающий модуль с научными направлениями дизайна, что позволит сформировать отечественный норматив исследований с национально-культурным компонентом. Такой подход позволяет открыть новую исследовательскую страницу в отечественной педагогике искусств. Как авторское концептуальное предложение, «дивергентно-семиотическая структура научного дизайна» в обучающей методике магистратуры рассматривается впервые.
УДК 37. 378.22. 7.04. 004.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Научный дизайн, обучающий модуль магистратуры,педагогика искусства, культурно-языковая технология
дизайна.
«Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи - это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете - эффективность образовательной системы в целом»[4].
Стратегия непрерывного профессионального образования имеет постоянную потребность в разнообразии авторских обучающих модулей. В нашей статье мы рассмотрим профессионально -квалификационную ценность понятийного концепта «дивергентно-семиотическая структура научного дизайна». Данный индикатор актуален для поступающих на курс магистратуры в Институт искусств, где творческая индивидуальность и педагогическая дидактика рассматриваются единым направлением деятельности.
Таким образом, со штандартом «научный дизайн» в руках мы входим в пространство педагогики искусства.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что у многих студентов первого года обучения надежды на магистратуру связываются со свободой проявления безудержной фантазии в сюжетах и композициях творческого самовыражения. Такая мотивация к обучению поддерживается. Но есть один фактор, корректирующий границы полёта фантазии: квалификационная подготовка как критерий оценки корпоративного заказчика. Таковым заказчиком могут быть: регион, мегаполис, агломерация, координационный Совет международного фестиваля, федеральный или региональный департамент туристкой индустрии.
Данный фактор предполагает, что выпускник магистратуры «дизайн» будет профессионально и психологически подготовлен к самореализации в проектных заданиях с конкретным показателем результата. Отсюда следует, что полёты фантазии за время обучения должны трансформироваться в целенаправленное воображение по теме задания. С позиции функциональной задачи учебного заведения можно сказать, что у студента магистратуры мотивация к самореализации своих персональных достижений должна ко времени выпускной квалификационной работы трансформироваться в потребность к реализации сформированного профессионального мышления.
На перекрёстке современной жёсткой дифференциации профессиональной подготовленности педагогов (бакалавриат - магистратура), мы предлагаем формат «комплекс тезисов», что позволяет создать конструктивный текст.
Тезис 1.Важно коррелировать устоявшиеся стандарты образовательных модулей с нормативами дизайна, педагогики искусства.
Мы полагаем, что каждый педагог, претендующий на преподавательскую деятельность в магистратуре, должен иметь портфель «авторской методики»[1,2,6]. Портфель включает:
1) обоснование квалификационной необходимости формирования новой квалификационной компетенции,
2) план-проект комплекса практических заданий, формирующих компетенцию (стандартную или новаторскую),
3) учебное пособие с вопросами для закрепления по каждому параграфу,
4) методические рекомендации по выполнению практических заданий,
5) дневник успешности студента.
Без сомнения, что этот норматив знает каждый педагог. Но, тем не менее, сложности на защите выпускных квалификационных работ наблюдаются именно по причине нарушения алгоритма,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
разработанного в виде процесса реализации взаимосвязанного комплекса задач. Мы допускаем даже отсутствие такого комплекса задач у молодой команды педагогов.
Форма обучения в магистратуре в виде укороченных очно-заочных курсов не создаёт условий для поступательного накопления знаний и инструментальных навыков в области научного дизайна. В перспективе такой педагог приходит в колледж или вуз. Следовательно, нужен курс повышения квалификации по программе «Основы исследовательской деятельности», «Основы научного дизайна», что будет выравнивать знания у педагогов магистратуры старшего поколения и молодой команды предметников.
Тезис 2.Важно коррелировать план-проект практических заданий авторской программы обучающего модуля магистратуры с нормативами дизайна.
Дизайн имеет чётко выстроенную универсальную матрицу проектной деятельности. Учебный проект готовится 8 недель. Поочерёдно выполняются все этапы проекта, что формирует основу профессионала -дизайнера. Иерархия этапов проектной деятельности - формула квалификационной подготовки дизайнера.
Внедрение компьютерных технологий мы восприняли как достижение цивилизации. Но в учебном процессе смешались многие понятия, обучение зачастую имеет фрактальную характеристику.
Опираясь на собственный опыт, отметим, что такие же сложности наблюдались в высшей школе 2025 лет назад, когда во всех гуманитарных, творческих вузах приветствовалось открытие кафедр дизайна с тремя направлениями: дизайн костюма, дизайн среды, графический дизайн.
Уже тогда было понятно, что необходима блочная «спецификационная интеграция» команды педагогов, так как все имели разную подготовку[5]. Например, педагоги с дипломом Института сервиса «декоративно-прикладное творчество» знали орнамент, вышивку, живопись по ткани (батик). Но для того, чтобы знать специфику подготовки дизайн-проекта по нормативу знаменитой «Строгановки», необходимо было пройти курс стажировки на кафедре графического или коммуникативного дизайна.
Аналогичные сложности мы наблюдаем сегодня. Студенты магистратуры, имеющие, по их мнению, запас знаний по разным компьютерным программам, зачастую не могут создать учебный проект, где внятно должна прочитываться тропа исследовательского поиска и мини-капсула результата такого поиска.
Наблюдается азартная коммуникативная эйфория в области англоязычных названий компьютерных программ. У молодёжи создаётся иллюзорное впечатление (порой и самомнение), что они достигли вершин новой визуальной культуры со своим собственным коммуникативным ключом. А педагоги сегодняшнего периода времени выступают в роли «интеллектуальных культиваторов», так как необходимо в учебных пособиях объяснять процессуальное действие каждого англоязычного «инфо -термина» на понятном русском языке и создавать свои алгоритмы обучения, чтобы не превратиться в молчаливых исполнителей, копирующих зарубежные методики.
В этой связи хотелось бы отметить конструктивный формат специального печатного издания «Marktplatz» (Germany/Koln). Например, НОН-дизайн объясняется как имиджевая характеристика любого объекта/предприятия с позиции «философии предпринимательства». Каждая позиция НОН-дизайна имеет собственную формулировку функционального действия в общей панораме визуального восприятия. Задача НОН-дизайнера - информационная, рекламная, имиджевая сбалансированность внешнего облика и социальной «визитной карточки» объекта/предприятия. Таким образом, синхронно, внятно и логично по одной матрице, как для предпринимателей, так и для дизайнеров, объясняется важная проблемная тема.
Тезис 3.Процессный метод в управлении учебным процессом опирается на закономерность иерархического подчинения учебных и научных блоков.
Если не учитывается роль и функция процессного метода в руководстве выпускающей кафедрой, то наступает зона риска, когда смещаются позиции общего алгоритма, нарушаются правила закономерной иерархии блоков, тактика заслоняет стратегию и наоборот, декларативная стратегия не воспринимает серьезность тактических учебных и научных мини-блоков. В целом, такой сумбур мы называем «отсутствием сбалансированности».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Несомненно, что каждый руководитель должен разработать свой «процессный модуль», как общестратегический (на 3-5 лет), так и тактический план действий (на учебный год). Задача каждого руководителя кафедры состоит в том, чтобы разработать и иметь под рукой процессный модуль на 2 семестра/учебный год, где научный рейтинг магистратуры занимает первую позицию.
В связи с прагматичной функцией магистратуры, формирующей исследовательскую компетенцию выпускников, управленческий «процессный модуль» должен легализовать и, более того, институализировать её значение в глазах, как студентов, так и педагогов-предметников. Каждый педагог-предметник должен понимать, что отсутствие научных статей по теме своего исследования, эксперимента фактически аннулирует его присутствие в рейтинговой научной мега-формуле магистратуры выпускающей кафедры и, как следствие, в таблице рейтинговых показателей учебного заведения.
Фактор научного рейтинга каждого учебного заведения определяет роль магистратуры в структуре учебного заведения/института, как аккумулирующего центра научных идей, экспериментов, поступающих от педагогов[7].
Функция магистратуры включает в себя также и мониторинг научного компонента в индивидуальных и коллективных проектах, соответствие стратегии учебного заведения или отклонение в другую профессиональную область. Важной поддержкой мониторинга является наличие научного журнала (1 выпуск в семестр), своеобразный демонстрационный печатный и электронный стенд, где аккумулируются показатели полугодия.
Тезис 4. Научный дизайн в структуре педагогики искусства открывает новое пространство для исследований в магистратуре.
Искусство каждой страны имеет свой демонстрационный формуляр. Он создаётся целенаправленной деятельностью представителей разных профессий огромной «индустрии культуры». На начальном этапе все проходят профессиональную подготовку в учебном заведении, получают диплом.
Магистратура выпускающей кафедры должна иметь свой стержень -норматив, как результат исследовательской деятельности студентов и педагогов-экспериментаторов [7,8].
Есть технические направления дизайна, роль которых не связана с истоками художественной культуры. Но в пространстве гуманитарных и художественных вузов каждый элемент является отражением как генетически усвоенных, так и накопленных знаний в области этнохудожественного, графического наследия[6].
Например, каждому педагогу кафедры дизайна (бакалавриат) известна формулировка «культурно -языковая технология дизайна». Студенты знакомятся с теорией (мировые и национальные стили, метафора, компьютерный инструментарий) и практикуются в выполнении задания «жанр научной статьи» по данной тематике. Показательным примером назовём статьи студентов, опубликованные в электронном сборнике международного Форума РАЕ-2013, 2014, 2015 [3].
Однако на уровне магистратуры, где в проекте позиционируется исследовательский результат, данная формулировка «культурно-языковая технология дизайна» обретает другой смысл и другую категорию результативности. Одним из важных показателей квалификационной подготовки выпускника магистратуры мы выдвигаем понятийный концепт «дивергентно-семиотическая структура научного дизайна». Такой подход позволяет открыть новую исследовательскую страницу в педагогике искусства.
Программы магистратуры «дизайн мультимедиа» должны отражать сбалансированный подход, когда выполнение задания должно быть насыщено результатом исследования в области дивергентно-семиотического анализа национально-культурных кодов (маркеров) локального ареала любого континента[1,2,6]. Такой подход с конкретным источником позволит создавать уникальные арт-объекты в пространственной среде, искусственные ландшафты, средовое наполнение для комфортного досуга.
Таким образом, предложенный комплекс тезисов позволяет конкретизировать особенности исследовательской деятельности в магистратуре (дизайн). Магистратура, где формируется вектор научного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
дизайна, должна опираться на закономерность взаимодействия дидактики, специфических жанровых направлений педагогики искусства, алгоритмов выполнения практических заданий. Список использованной литературы
1. Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе //Вестник ОГУ (Оренбург). 2011. № 9. -С.143-146.
2. Коновалова А.В.. Инновационный метод художественной интерпретации наследия (на примере подготовки дизайнеров по программе бакалавриата) //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 4. - С. 61-65.
1. Сборник научных статей студентов: педагогические науки. Секция «Интеграция гуманитарных знаний, проектно-экологического дизайна и компьютерных технологий».//Международный Форум РАЕ. 2013 -2014,2015. Режим доступа:[email protected]. Дата обращения: 06.09.2015.
2. Стефановская Т.А. Педагогика как наука и искусство.//Электронный ресурс. Режим доступа:http//[email protected]. Дата обращения: 06.09.2015.
3. Ткалич С.К. Принцип «спецификационной интеграции» в профессиональной подготовке дизайнеров вуза культуры и искусств//Вестник МГУКИ. 2007. № 1. - С. 113-117. ISSN: 1997-0803.
4. Ткалич С.К. Инновационная методика освоения проектно-культурного жанра в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера. Статья //Вестник МГУКИ. 2007. № 2. - С. 141-144. ISSN: 1997-0803.
5. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Балалов В.В., Н.О.Татенашвили Н.О. Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой. Статья //Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. 2015. № 2. - С. 68-74.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: УНЦ ДО. 2005.
© С.К.Ткалич, А.В.Коновалова. 2015
УДК 371
Фабриков Максим Сергеевич
аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
В статье автор обращает внимание на проблему правового нигилизма, повышения правовой культуры и правового сознания подрастающего поколения. Процесс формирования правовой культуры личности складывается из усвоения правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В целях формирования правовой культуры старшеклассников автор выделяет основные направления педагогической деятельности: информирование в правовых вопросах, формирование ответственного отношения, развитие умения реализовывать свои права и обязанности.
Ключевые слова
Правовое воспитание, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, личность старшеклассника, правовые знания, правовые убеждения, социальная зрелость, самосознание.