Научная статья на тему 'Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн)'

Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЛЕДИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НАСЛЕДИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ИЕРАРХИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ / THE COMMUNICATIVE POTENTIAL OF HERITAGE / THE GRAPHIC COMPONENT OF THE HERITAGE / THE DIDACTIC MODULE HIERARCHY OF RESEARCH METHODS / THE COMPETENCE OF MASTER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна

В дизайн-образовании культурно-языковая технология лишь частично отражает полифонию многонациональной россии. Универсальный технологический модуль позволяет формировать методики достижения и конструирования дефицитных знаний. Для дизайнеров-графиков таким знанием, по мнению автора, является графическое наследие многонациональной России дописьменного периода. Технологический модуль легко адаптируется и рекомендуется в качестве методической матрицы для магистров, педагогов, организующих опытный эксперимент со студентами-бакалаврами дневного отделения; для педагогов-консультантов магистратуры, аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERS TRAINING: TECHNOLOGY DESIGN OF AUTHOR TECHNIQUES (GRAPHIC DESIGN)

New educational measurement asserts the importance of cultural and linguistic information communications code. In design education, cultural and linguistic technology only partially reflects the polyphony of multinational Russia. Universal technological module allows one to shape the design and methodology of the scarce knowledge. For graphic designers in such knowledge we set the graphic heritage of multinational Russia old period. Technological module is easily adaptable and is recommended as a methodical matrix for masters, teachers who organize experiment with students-full-time Bachelors; for teachers-consultants of master students and post-graduates.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн)»

С.К. Ткалич

Подготовка магистров:

технология конструирования

авторской методики (графический дизайн)

В дизайн-образовании культурно-языковая технология лишь частично отражает полифонию многонациональной России. Универсальный технологический модуль позволяет формировать методики достижения и конструирования дефицитных знаний. Для дизайнеров-графиков таким знанием, по мнению автора, является графическое наследие многонациональной России дописьменного периода. Технологический модуль легко адаптируется и рекомендуется в качестве методической матрицы для магистров, педагогов, организующих опытный эксперимент со студентами-бакалаврами дневного отделения; для педагогов-консуль-тантов магистратуры, аспирантуры.

Ключевые слова: коммуникативный потенциал наследия, графический компонент наследия, дидактический модуль, иерархия методов исследования, показатель компетентности магистров.

На современном этапе модернизации российской высшей школы большое внимание уделено повышению роли исследовательской деятельности студентов. Важно конкретизировать предлагаемые для магистров методики сообразно профессионально-квалификационной подготовке и цели формирования навыка самостоятельного исследования.

Разработка методического пособия по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для магистров (кафедра дизайна)

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

опирается на комплекс теоретико-воспитательных, психолого-педагоги-ческих и дидактических характеристик (или акцентов). Конкретизация блоков программы позволяет более выпукло отразить инновационный характер методики и выделить такой показатель, как «эффект отражения нового знания» в дипломной работе.

Теоретико-воспитательный акцент. Региональный вектор модернизации содержания образования предопределяет активное внедрение новых императивов в профессиональную подготовку творческих кадров, в том числе - дизайнеров, ориентированных на самореализацию в любом полиэтническом регионе России. Наше мнение поддерживают ведущие ученые Санкт-Петербурга (С.В. Анчуков, Э.В. Махрова, С.И. Назарова, Г.А. Г орбунова), московских вузов в области культурологии, искусствоведения, педагогики искусства, в том числе - изобразительного искусства (А.А. Аронов, Т.И. Бакланова, И.Б. Ветрова, Е.В. Жердев, А.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Ю.В. Назаров, И.Н. Савельева,

Н.М. Сокольникова и др.).

На фоне острых дискуссий о проблемах воспитания в постсоветском многонациональном обществе, о переосмыслении современного состояния образовательных стратегий в вузах культуры, современного искусства, дизайна повышается ответственность специалистов творческих профессий за формирование культурно-цивилизационной модели многонационального государства.

Стратегия модернизации образовательного пространства современной многонациональной России активизировала разработку методик и педагогических технологий, учитывающих многообразие культурного наследия. проблема подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента обладает важным практическим значением не только для развития системы образования, но и шире - для социокультурного развития регионов России, для осознания и сохранения этно-национальных культурных традиций, обеспечивающих преемственность и стабильность.

Во второй половине XX в. появились работы, отражающие обеспокоенность российских ученых местом традиционной культуры в современном обществе, развивающемся по правилам информационной глобализации. Важно воссоздать преемственность межпоколенной передачи знаний в новом образовательном измерении.

Ценнейшие коллекции, собранные за 450 лет на территории Западной, Восточной и Южной Сибири, Крайнего Северо-Востока, Дальнего Востока и сохраняемые в музеях, систематизированы и разнесены по каталогам. предметные комплексы, артефакты оцифрованы, переведены на информа-

ционные носители и востребованы разными слоями россиян и зарубежных специалистов. В то же время существует пробел в информационно-образовательном методическом материале, призванном обеспечивать познавательный уровень дидактического процесса в профессиональной подготовке дизайнеров-графиков, дизайнеров костюма, дизайнеров средового пространства [1; 2]. Отсутствие единого базового информационного модуля «первичных знаний» о коммуникативном потенциале наследия многонациональной страны отражается на разработке авторских методик молодыми педагогами. они заново пытаются выстраивать его контуры, чтобы определить место своей инновации в педагогической практике. По этой причине наблюдается дублирование, повторы, копирование и отсутствие четких формулировок новизны, предполагающих авторскую интерпретацию наследия на стадии защиты курсового проекта.

обращение к зарубежным источникам позволяет сделать вывод, что современная графическая культура коренного населения Канады, США (штат Аляска) рассматривается важной эстетической, творческой, этно-художественной, коммерческой составляющей индустрий культуры и туризма [3].

Художественная педагогика поставлена перед проблемой освоения графической культуры коренных жителей российских территорий. Мы вводим термин «графическая доминанта», под которым понимается вся совокупность художественно-визуальной информации. Новый термин отражает культурную самобытность коренных жителей регионов и закрепляет адресность, привязку к территории этнохудожественных традиций в графике.

Культурно-языковым кодом определена графическая константа в структуре изобразительного творчества конкретной территории [4; 7]. процесс выявления и систематизации графической константы воздействует на художественно-образное, проектное мышление творческих личностей, созидающих смыслы, образные конструкции, архитектонику современных художественных объектов, отражающих полифонию наследия многонациональной России.

Нет сомнений, что в перспективе региональный вектор вузовской науки, опирающийся на результаты организованной учебно-поисковой деятельности студентов-бакалавров, самостоятельной исследовательской деятельности студентов магистратуры, вовлечет в проекты российского «многоликого» дизайна археологический, этнографический, этноискус-ствоведческий потенциал отечественной науки.

Психолого-педагогический акцент. Сегодня актуально сосредоточить внимание студентов магистратуры на разработке квалифика-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

ционных методик, когда свежи в памяти собственные пробелы и консультации педагогов. В этой связи отметим своевременность методической задачи, поставленной перед магистрами кафедры дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова.

Существующая вариативность возможностей профессиональной самореализации выпускника магистратуры с дипломом специалиста, на наш взгляд, еще полностью не отрефлектирована в границах специальности. Например, требуют конкретизации: а) сбалансированная интеграция квалификационных компетенций, творческого самовыражения студентов (дизайнеров-графиков), помогающая позиционировать авторскую новизну в представленных фрагментах выполненной научно-исследовательской деятельности; б) индикаторы самооценки и направленность (производственная или педагогическая) выводов по результатам эксперимента.

На примере методики освоения кодов наследия магистрантам предлагается комбинированный метод научного исследования. Этот метод позволяет магистрам решить поставленную задачу наиболее эффективно.

Так, с помощью презентации магистрантам предлагается алгоритм создания профессионального софт-контента для дизайнеров «графическое наследие многонациональной России». Наряду с достижениями мастеров организованных промыслов (советский период), в него должны войти также и сообщения дописьменного (досоветского) периода, современная продукция типографики, знаковая символика и достижения супер-графики [1]. Знакомство с графическим наследием с помощью тематических информ-таксонов вызывает у магистров определенную растерянность перед необходимостью освоить такое обилие коммуникативных единиц. Однако знакомство с целостным алгоритмом профессиональной деятельности (информ-таксон - современная графика - аксессуары в стиле «этно-шик» с графическим мотивом) помогает магистрантам разработать контур собственного маршрута: от результатов исследования к перспективе реализации в дизайнерской практике. Такой психологопедагогический метод работы с магистрантами формирует у будущего специалиста уверенность.

На первом этапе мы определили важным психолого-педагогический прием корреляции: создаются условия для смещения внимания магистров от изучения кодов наследия к конструированию новых знаний. Навык дифференцированного подхода к детализации современных предметов с графической орнаментацией и артефактов позволяет зафиксировать разнообразие этнохудожественных кодов, используемых мастерами конкретной территории. Учитывая, что современное образовательное измерение ставит задачу использования информационных технологий,

магистрам предлагается создать информ-таксон (сжатая информация об объекте исследования).

Психолого-педагогическим «нервом» структурно-семиотического анализа кодов наследия многонациональной России является матрица действий, формирующая целенаправленный эффект воздействия на творческую личность. Дифференцированная структуризация артефактов наследия включает в себя комплекс методов: обращение к истокам, детализация, дифференциация, группирование по конкретному визуальному индикатору (техническому приему художественного оформления, цвето-фактуре сырья, способу изображения сообщений). Соблюдение иерархии методов обеспечивает достоверность результатов и динамику исследования. при этом от эмоционального восприятия артефактов и этнохудо-жественных достижений древних мастеров студенты переходят к прагматическому (или рациональному) группированию предметов, а затем и элементов оформления, отражающих особенности бытовой культуры коренных жителей территории.

Комбинированный метод анализа кодов наследия помогает магистрам понять, запомнить алгоритм и освоить навык самостоятельного конструирования методики в процессе выполнения дипломной работы.

Дидактический акцент. Практика показывает, что программы учебно-методических комплексов творческой кафедры зачастую не учитывают императив ступенчатой деятельности, поддержанной иерархическим соподчинением методов. Только при таком условии можно проектировать формирование квалификационного навыка у бакалавров, квалификационной компетенции у магистрантов.

Например, выполнение магистрантами дипломных работ, в основу которых положена задача разработки интерактивной образовательной методики для бакалавров, не может быть решена без знания о дидактике как основе любого педагогического (формирующего) процесса. Понимание роли дидактики, взаимозависимости ее этапов открывает возможность разработки авторской методики с целью формирования конкретной квалификационной компетенции.

Уточним важность формульного подхода к позиционированию результатов научно-исследовательских достижений магистрантов: 1) этапы дидактического процесса, 2) иерархия методов анализа, 3) информационная репликация результатов комбинированного анализа, 4) конструирование новых знаний (смысловая формулировка выводов, тезис для поддержки новации).

Результат комбинированного анализа еще не гарантирует, но обеспечивает в определенной степени достоверность проведенной исследова-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

тельской работы. Показатель «эффект отражения нового знания» должен быть представлен в дидактическом модуле авторской методики, представленной на защиту выпускником магистратуры.

Вывод. Введение новых дефицитных знаний о графическом наследии и комбинированной методике его освоения усилит показатель компетентной подготовленности выпускников магистратуры. Технологический алгоритм конструирования авторской методики должен включать в себя социально-ценностные, дидактические, квалификационные и пра-ктико-ориентированные (экономические) составляющие. конкретизация методов, нацеленных на формирование квалификационной компетенции, обеспечит появление авторских методик магистрантов, в перспективе создающих матричный модуль научно-исследовательской деятельности кафедры и образовательного учреждения в целом.

Библиографический список

1. Ткалич С.К. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: Монография. М., 2011.

2. Ткалич С.К. Научно-исследовательская и творческая деятельность дизайнеров на примере создания профессионального софт-продукта «Графическое наследие России»: Методическое пособие для педагогов. М., 2012.

3. Ткалич С.К. Универсальная модель подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.