Научная статья на тему 'Магистратура как элемент образовательной системы современной России'

Магистратура как элемент образовательной системы современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / МАГИСТР / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супруненко Галина Антоновна

В статье дается краткая характеристика магистратуры как элемента современной российской образовательной системы, рассматривается ее социальная значимость и особенности, обозначены некоторые проблемы, связанные с ее становлением и развитием на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супруненко Галина Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистратура как элемент образовательной системы современной России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 378

Супруненко Галина Антоновна

канд. пед. наук, доцент МГТУ им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, РФ e-mail: [email protected]

МАГИСТРАТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье дается краткая характеристика магистратуры как элемента современной российской образовательной системы, рассматривается ее социальная значимость и особенности, обозначены некоторые проблемы, связанные с ее становлением и развитием на современном этапе.

Ключевые слова

Магистратура, магистр, высшее профессиональное образование, специалисты высшей квалификации.

Магистратура — вторая ступень высшего профессионального образования в современной России. Начиная с момента включения России в Болонский процесс, она стала развиваться как новое явление для постсоветского образовательного пространства, отражающее общемировую тенденцию унификации программ и дипломов высшего образования. С одной стороны, это была попытка адаптироваться к мировой и, в частности, к европейской образовательной системе, с другой, — попытка формирования кадров с уровнем подготовки, нацеленной на работу руководителя, преподавателя и исследователя.

По мнению П.Д. Павленка, введение магистратуры имеет большую социальная значимость, в частности [2, с. 33-35]:

- высококвалифицированные кадры, подготовленные в магистратуре, являются важнейшим государственным капиталом; они обладают необходимыми личностными и профессиональными качествами и компетенциями, позволяющими стать лидерами в процессе развития современного российского общества, государственно-культурной элитой;

- магистратура в целом является важнейшим механизмом, развивающим интеграционные процессы в сфере образования в стране и мире, т.к. настроена на соответствие тенденциям развития профессионального образования лучшего отечественного и мирового уровней;

- для современного российского общества магистратура — важнейший центр апробирования новых идей, проектов не только в области образования, но и на стыке образования и производственной деятельности разной направленности;

- магистратура в России восстанавливает лучшие отечественные традиции в сфере подготовки профессионалов высшего уровня, людей ищущих, ответственных не только за свою судьбу, судьбу своих близких, но и за судьбу страны в целом.

Магистратура в современной России характеризуется многопрофильностью. Магистерские программы постепенно вытесняют с рынка так называемое второе высшее образование. Количество вузов, имеющих магистратуру в стране, ограничено. Лишь лучшим из вузов страны доверено растить профес -сиональную элиту страны, умеющую не только работать, но и действовать в нестандартных ситуациях, брать на себя ответственность в трудных моментах для отрасли, страны, умеющих предвидеть, прогнозировать, видеть благоприятные перспективы, условия и средства для их достижения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом магистратуру в системе многоуровневого высшего образования следует рассматривать широко — и как школу, занимающуюся подготовкой специалистов для самостоятельной научной деятельности в различных областях науки, и как структуру, готовящую преподавателей и руководителей высокой квалификации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

Специалисты, получившие диплом магистра, должны быть востребованы на рынке труда [1]. Вместе с тем остается не решенным ряд проблем, связанных с введением магистратуры: не до конца прописан в официальных документах статус магистров в сфере практической деятельности; по ряду направлений профессиональной подготовки в системе высшего образования, в том числе в магистратуре, наблюдается некоторая несогласованность профессиональных и образовательных стандартов; актуальным остается вопрос качества профессиональной подготовки магистров в условиях введения образовательных стандартов нового поколения и изменения содержания образования, и другие. Эти проблемы требуют глубокого изучения и своего решения.

Список использованной литературы:

1. Мустаева, Ф.А. Проблема востребованности магистров социальной работы в условиях современного российского моногорода [Текст] / Ф.А. Мустаева // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы V заоч. науч. -практ. конф. с междунар. участием / МГУ им. Н.П. Огарева ; под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. - Саранск : Издатель Афанасьев В.С., 2015. - С. 107-110.

2. Павленок, П.Д. О некоторых проблемах подготовки магистров в стране [Текст] / П.Д. Павленок // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы V заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / МГУ им. Н.П. Огарева ; под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. - Саранск : Издатель Афанасьев В.С., 2015. - С. 25-28.

© Г А. Супруненко, 2015

Ткалич Светлана Константиновна

доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна Институт искусств: МПГУ E-mail: [email protected] Коновалова Анжела Васильевна аспирантка кафедры дизайна E-mail: [email protected] г. Москва, РФ

ДИВЕРГЕНТНО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОГО ДИЗАЙНА В ПЕДАГОГИКЕ ИСКУССТВА

Аннотация

Дифференцированное обучение студентов бакалавриата и магистратуры привлекает большое внимание, как педагогов-практиков, ученых теоретиков, так и требовательных студентов. Мы предлагаем в магистратуре внедрить обучающий модуль с научными направлениями дизайна, что позволит сформировать отечественный норматив исследований с национально-культурным компонентом. Такой подход позволяет открыть новую исследовательскую страницу в отечественной педагогике искусств. Как авторское концептуальное предложение, «дивергентно-семиотическая структура научного дизайна» в обучающей методике магистратуры рассматривается впервые.

УДК 37. 378.22. 7.04. 004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.