педагогика высшей школы
С.К. Ткалич, А.В. Коновалова
контрольная и обучающая функции информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре
повышение требований к показателям научной деятельности в магистратуре предполагает поиск критериев для позиционирования инновации автора. использование компьютерных программ без содержательной основы не помогает решить поставленную задачу. в статье предлагается внедрение новой дидактической единицы «информационная эстетика». наряду с научным показателем, информационная эстетика будет выполнять контрольную функцию представленных для защиты презентаций.
Ключевые слова: модуль модернизации профессионального образования, информационная эстетика, навык дивергентно-семиотического форматирования контента, триадичный императив обучающих технологий.
Концепция федеральной целевой программы (в дальнейшем - ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. конкретно определяет следующий этап повышения роли и статуса российской науки. Вузы в этом документе получают право быть не только модераторами научных исследований, но и формировать мотивацию и потребность нового пополнения отечественной науки.
В документе прописаны этапы, каждый имеет свою задачу. Этап «2010-2013 годы» ставил своей целью достижение критического количественного показателя участников научного мегапроекта. Этап «Концепция ФЦП: 2014-2017 годы» должен разработать и реализовать систему критериев, которые повысят роль научной результативности представленных работ. В этой связи важно укрепить инструментарий в контексте каждого научного направления: формулировку и дифференциацию не только общетеоретических описательных, но и специальных исследовательских методов, критерии оценки и показатели результативности в программах работы со студентами, магистрами, аспирантами.
В 2002 г. один из ведущих специалистов МИИГ АиК, рецензирующий учебное пособие для дизайнеров-графиков, сказал: «У нас одна цель -подготовка компетентных специалистов. Но между нами, педагогами-технарями, и вами, педагогами творческих кафедр, дизайнерами, есть отличие. Мы не нажимаем кнопку “старт”, пока не проверим каждую точку на схеме. А вы до самого последнего момента находитесь в стадии креативного поиска. То, что у нас исключено, у вас приветствуется». На наш взгляд, эти слова специалиста-практика из технического вуза объясняют расхождение мнений у членов комиссий, экспертов, которое иногда наблюдается при оценке дипломных проектов и диссертационных текстов на темы дизайнерской подготовки.
Повышение требований к показателям научной деятельности предполагает, что современный уровень контроля и отчетности необходимо модернизировать. Сделать это можно с помощью конкретных оценочных модулей, раскрывающих специфику профессиональной специализации.
Мы поставили перед собой задачу: определить исток, формирующий неопределенность, аморфность понятий, подходов, методов, наблюдаемый у дизайнеров. Увлекаясь визуальными эффектами компьютерных программ, как авторы, так и педагоги-консультанты зачастую уходят в сторону от стержневой линии - обоснования логической взаимосвязи блоков «инновационной тропы исследования». Учитывая достаточно жесткую формулировку по поводу педагогов, инертных к научной деятельности, мы осознаем, что пришло время организовывать для педагогов гуманитарных, художественно-изобразительных дисциплин циклы кон-
педагогика и психология
педагогика высшей школы
сультаций, формирующих «устойчивость» перед техническими эффектами на экране. Мультипликативность как обучающий инструментарий актуальна. Но перенасыщение мультипликативной мозаикой трансформирует обучающий процесс, превращая его в зрелищный фрагмент занятия.
На этапе «Концепция ФЦП: 2014-2017 годы», нацеленном на укрепление позиций самостоятельной научной деятельности в магистратуре, целесообразно ввести в понятийный аппарат несколько тезисов, формирующих исследовательскую платформу профессиональной подготовки дизайнеров-графиков.
Тезис 1. Критерием подготовленности магистерской работы к публичной защите определена соотнесенность демонстрационного формата презентации на экране с графическим и смысловым вектором исследования.
Сегодня знание компьютерных программ является важной характеристикой компетентного специалиста. Но уже на стадии предварительного обоснования идеи магистерской диссертации следует продумать синхронное взаимодействие смысловых формулировок и визуальных акцентов, отраженных на демонстрационных слайдах. Опыт работы на творческих кафедрах вузов позволяет сделать вывод, что в определенные моменты наблюдается феномен ложной информационной привлекательности демонстрации новизны самостоятельного исследования. Такая ситуация возникает в том случае, когда автором исследования не выполнены следующие показатели:
1) не выделены константы новизны;
2) не сформулированы тезисы, определяющие смысловое ядро этих констант;
3) не используется дивергентно-семиотический метод структуризации инновационных знаково-графических конструктов исследования;
4) не дифференцированы идейно-ценностный, социально-ценностный, культурно-языковый показатели результатов исследования.
Итак, знание компьютерных программ не помогает достичь поставленной задачи. Тогда какой компонент необходим?
Важным фактором успешности магистранта является навык логической последовательности в виде: а) мыслительного, б) визуального, в) смыслового форматирования констант исследования. Данный алгоритмизированный навык мы назвали «комбинированное форматирование» (а + б + в / форматирование). Он должен быть закреплен в профессиональной памяти дизайнера-профи как «компетенция исследователя».
Тезис 2. Результат самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистров (графический дизайн) должен быть представлен технологиями, определяющими профиль подготовки.
Так, в пояснительной записке, посвященной уточнению составляющих компонентов дипломного проекта (графический дизайн), должны найти отражение идейно-ценностная, социально-ценностная, культурно-языковая технологии дизайна. В то же время в магистерской работе данный триадичный императив может потерять сбалансированность и явить собой новый формат исследования. Это зависит от того направления, которое выбирает автор-исследователь. Назовем данный вектор научного восхождения «от идеи проектного модуля к доминанте исследования».
Дизайн в XX в. получил развитие в таких научно-исследовательских направлениях, как: региональный, коммуникативный, семиотический, эмоциональный, интерактивный, провокационный, интегрированный (на стыке культур), самобытный (этнические культуры) дизайн. «Прежде чем стать феноменом современности, дизайн прошел длинный путь, постепенно охватывая новые области деятельности и отрабатывая свои методы воздействия на людей» [3, с. 106-107]. Назовем новые направления дизайна, уже получившие признание в XXI в.: визуальный дизайн комфортного досуга, моделирование индустриальной продукции, международный обмен материалом, сервис, дизайн-менеджмент, компьютерные программы, сфера электроники [Там же, с. 107].
Актуализация роли компьютерных программ в разработке алгоритма исследовательской технологии в магистратуре обусловила внедрение в научный инструментарий новой дидактической единицы «информационная эстетика» [2].
Данное понятие мы формулируем как «функционально-информационный императив» исследовательской деятельности. Он обеспечивает синхронную соотнесенность визуального формата презентации на экране с акцентами культурно-языковой технологии дизайна, которые выдвигаются инновационным предложением.
Сегодня необходимо более внимательно оценивать результативность представленных дипломных работ магистров и аспирантов. Но начинается этот путь восхождения на научный Олимп еще в рефератах, при подготовке к семинарам, в научных статьях студентов.
В ситуации информационного прорыва (или подъема) в области профессиональной подготовки российских дизайнеров данная тема в перспективе должна вызвать несомненный резонанс среди студентов с дипломом бакалавра, получающих образование в магистратуре.
Тезис 3. Функциональным императивом, конкретизирующим действия автора исследования, определен показатель семантической и семиотической соотнесенности активов информационного, вновь созданного контента, со смысловым вектором исследования.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Сложность прагматико-квалификационной экспертизы магистерской диссертации состоит в том, что не всегда можно увидеть границы исследовательских фракталов:
а) где проводится совокупный анализ лабораторного эксперимента, а где - контрольный срез замеров самостоятельной работы экспериментальной группы студентов;
б) где - гипотетическое предположение, а где - реальный показатель креативного множества (или точка бифуркации) появления продуктов экспериментального творчества;
в) где представлена формулировка-вывод, а где выдвигается формула-положение, закладывающая основу нового направления профессиональной и научной деятельности.
Отсутствие стержневой основы выводов и конструктивно-технологических предложений сводит результат проведенной исследовательской работы к нулевому показателю. Возникает вопрос: где формируется «гейзер диффузий», растворяющих контуры фракталов теоретического анализа и экспериментальной практики?
Ответ-предположение № 1. Дизайн, тем более графический, вносит свои коррективы в программы по академическим дисциплинам «живопись», «рисунок». Особая ответственность возлагается на дисциплину «проектная графика». Подчеркнем необходимость конкретизации профессионально-квалификационных семантических и семиотических констант в требованиях к выполнению практических заданий в программах подготовки дизайнеров-графиков.
Ответ-предположение № 2. Многолетний опыт работы в образовательных гуманитарно-творческих учреждениях профессиональной подготовки кадров позволяет сделать вывод, что творческие личности с организаторскими и активно выраженными коммуникативными (вербальными) способностями открыты к инновационным экспериментам. К сожалению, циклоническая волна информационной глобальной виртуальности отбросила педагогов художественных дисциплин, где в работе со студентами доминируют прилежание, «включенное наблюдение», неспешность и врожденные способности к прикладной деятельности, на периферию национальных проектов с информационной составляющей.
Ответ-предположение № 3. На наш взгляд, наряду с мониторингом научно-исследовательской деятельности должна быть реализована модель информационной, рейтинговой поддержки кросс-культурных экспериментов. Такие эксперименты создают оригинальный формат комбинированной деятельности на основе взаимодействия теоретической и практической составляющих изобразительного искусства, проектной
с
культуры дизайна, информационной достоверности передачи сообщений. Несомненным интересом будут пользоваться научные формулировки нюансов, побудивших позиционировать консенсус между педагогами разных школ и направлений подготовки: инструментальной, технологической, научно-исследовательской [3-5].
Таким образом, мы рассмотрели новый интегративный модуль, формализующий более конструктивный подход к организации научно-педагогической деятельности в магистратуре творческого вуза на примере графического дизайна. Потребность в достоверности и научности выдвигаемых инноваций обусловила необходимость внедрения в подготовку дизайнеров новой дидактической дефиниции «информационная эстетика». Данный термин нейтрализует негативную продуктивность «гейзера диффузий», естественного в ситуации сложных профессионально-творческих и информационных экспериментов; фокусирует внимание на культуре структурирования инфо-таксонов; выдвигает на первый план ответственность за достоверность представленного демонстрационного материала; повышает ценность и информационную привлекательность новизны исследования.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что делать это надо сегодня, т.к. этап «Концепция ФЦП: 2014-2017 годы» уже озвучен и поставлен в Минобрнауки РФ на режим контроля.
Библиографический список
1. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. // Министерство образования и науки РФ. URL: минобрнауки.рф/документы/3375/ файл/2199/13.05.08-Распоряжение_760p.pdf (дата обращения: 12.07.2013).
2. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. Гамбург, 1969.
3. Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции: Учеб. пособие для вузов в 2-х ч. М., 2007.
4. Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 65-70.
5. Ткалич А.И. Стратегия формирования специализированного информационного ресурса в дизайн-образовании // Дизайн XXI века - среда, традиции, новации: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Сочи, 2009. С. 131-137.
педагогика и психология