Научная статья на тему 'Контрольная и обучающая функции информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре'

Контрольная и обучающая функции информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭСТЕТИКА / НАВЫК ДИВЕРГЕНТНО-СЕМИОТИЧЕСКОГО ФОРМАТИРОВАНИЯ КОНТЕНТА / ТРИАДИЧНЫЙ ИМПЕРАТИВ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ / MODULE OF MODERNIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION / INFORMATION AESTHETIC / THE SKILL OF DIVERGENT-SEMIOTIC FORMATTING OF CONTENT / TRIAD IMPERATIVE OF LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна, Коновалова Анжела Васильевна

Повышение требований к показателям научной деятельности в магистратуре предполагает поиск критериев для позиционирования инновации автора. Использование компьютерных программ без содержательной основы не помогает решить поставленную задачу. В статье предлагается внедрение новой дидактической единицы «информационная эстетика». Наряду с научным показателем, информационная эстетика будет выполнять контрольную функцию представленных для защиты презентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна, Коновалова Анжела Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROLLING AND EDUCATIONAL FUNCTIONS OF INFORMATION AESTHETICS IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY IN MASTER PROGRAMS

The rise of the importance of scientific index during master programs education leads to the search of criteria to author innovations. The use of computer programs without content basis doesn’t help to solve the problem. The article suggests new didactic unit “information aesthetics”. Alongside with science index, information aesthetics will perform controlling function of proposed for defense presentations.

Текст научной работы на тему «Контрольная и обучающая функции информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре»

педагогика высшей школы

С.К. Ткалич, А.В. Коновалова

контрольная и обучающая функции информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре

повышение требований к показателям научной деятельности в магистратуре предполагает поиск критериев для позиционирования инновации автора. использование компьютерных программ без содержательной основы не помогает решить поставленную задачу. в статье предлагается внедрение новой дидактической единицы «информационная эстетика». наряду с научным показателем, информационная эстетика будет выполнять контрольную функцию представленных для защиты презентаций.

Ключевые слова: модуль модернизации профессионального образования, информационная эстетика, навык дивергентно-семиотического форматирования контента, триадичный императив обучающих технологий.

Концепция федеральной целевой программы (в дальнейшем - ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. конкретно определяет следующий этап повышения роли и статуса российской науки. Вузы в этом документе получают право быть не только модераторами научных исследований, но и формировать мотивацию и потребность нового пополнения отечественной науки.

В документе прописаны этапы, каждый имеет свою задачу. Этап «2010-2013 годы» ставил своей целью достижение критического количественного показателя участников научного мегапроекта. Этап «Концепция ФЦП: 2014-2017 годы» должен разработать и реализовать систему критериев, которые повысят роль научной результативности представленных работ. В этой связи важно укрепить инструментарий в контексте каждого научного направления: формулировку и дифференциацию не только общетеоретических описательных, но и специальных исследовательских методов, критерии оценки и показатели результативности в программах работы со студентами, магистрами, аспирантами.

В 2002 г. один из ведущих специалистов МИИГ АиК, рецензирующий учебное пособие для дизайнеров-графиков, сказал: «У нас одна цель -подготовка компетентных специалистов. Но между нами, педагогами-технарями, и вами, педагогами творческих кафедр, дизайнерами, есть отличие. Мы не нажимаем кнопку “старт”, пока не проверим каждую точку на схеме. А вы до самого последнего момента находитесь в стадии креативного поиска. То, что у нас исключено, у вас приветствуется». На наш взгляд, эти слова специалиста-практика из технического вуза объясняют расхождение мнений у членов комиссий, экспертов, которое иногда наблюдается при оценке дипломных проектов и диссертационных текстов на темы дизайнерской подготовки.

Повышение требований к показателям научной деятельности предполагает, что современный уровень контроля и отчетности необходимо модернизировать. Сделать это можно с помощью конкретных оценочных модулей, раскрывающих специфику профессиональной специализации.

Мы поставили перед собой задачу: определить исток, формирующий неопределенность, аморфность понятий, подходов, методов, наблюдаемый у дизайнеров. Увлекаясь визуальными эффектами компьютерных программ, как авторы, так и педагоги-консультанты зачастую уходят в сторону от стержневой линии - обоснования логической взаимосвязи блоков «инновационной тропы исследования». Учитывая достаточно жесткую формулировку по поводу педагогов, инертных к научной деятельности, мы осознаем, что пришло время организовывать для педагогов гуманитарных, художественно-изобразительных дисциплин циклы кон-

педагогика и психология

педагогика высшей школы

сультаций, формирующих «устойчивость» перед техническими эффектами на экране. Мультипликативность как обучающий инструментарий актуальна. Но перенасыщение мультипликативной мозаикой трансформирует обучающий процесс, превращая его в зрелищный фрагмент занятия.

На этапе «Концепция ФЦП: 2014-2017 годы», нацеленном на укрепление позиций самостоятельной научной деятельности в магистратуре, целесообразно ввести в понятийный аппарат несколько тезисов, формирующих исследовательскую платформу профессиональной подготовки дизайнеров-графиков.

Тезис 1. Критерием подготовленности магистерской работы к публичной защите определена соотнесенность демонстрационного формата презентации на экране с графическим и смысловым вектором исследования.

Сегодня знание компьютерных программ является важной характеристикой компетентного специалиста. Но уже на стадии предварительного обоснования идеи магистерской диссертации следует продумать синхронное взаимодействие смысловых формулировок и визуальных акцентов, отраженных на демонстрационных слайдах. Опыт работы на творческих кафедрах вузов позволяет сделать вывод, что в определенные моменты наблюдается феномен ложной информационной привлекательности демонстрации новизны самостоятельного исследования. Такая ситуация возникает в том случае, когда автором исследования не выполнены следующие показатели:

1) не выделены константы новизны;

2) не сформулированы тезисы, определяющие смысловое ядро этих констант;

3) не используется дивергентно-семиотический метод структуризации инновационных знаково-графических конструктов исследования;

4) не дифференцированы идейно-ценностный, социально-ценностный, культурно-языковый показатели результатов исследования.

Итак, знание компьютерных программ не помогает достичь поставленной задачи. Тогда какой компонент необходим?

Важным фактором успешности магистранта является навык логической последовательности в виде: а) мыслительного, б) визуального, в) смыслового форматирования констант исследования. Данный алгоритмизированный навык мы назвали «комбинированное форматирование» (а + б + в / форматирование). Он должен быть закреплен в профессиональной памяти дизайнера-профи как «компетенция исследователя».

Тезис 2. Результат самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистров (графический дизайн) должен быть представлен технологиями, определяющими профиль подготовки.

Так, в пояснительной записке, посвященной уточнению составляющих компонентов дипломного проекта (графический дизайн), должны найти отражение идейно-ценностная, социально-ценностная, культурно-языковая технологии дизайна. В то же время в магистерской работе данный триадичный императив может потерять сбалансированность и явить собой новый формат исследования. Это зависит от того направления, которое выбирает автор-исследователь. Назовем данный вектор научного восхождения «от идеи проектного модуля к доминанте исследования».

Дизайн в XX в. получил развитие в таких научно-исследовательских направлениях, как: региональный, коммуникативный, семиотический, эмоциональный, интерактивный, провокационный, интегрированный (на стыке культур), самобытный (этнические культуры) дизайн. «Прежде чем стать феноменом современности, дизайн прошел длинный путь, постепенно охватывая новые области деятельности и отрабатывая свои методы воздействия на людей» [3, с. 106-107]. Назовем новые направления дизайна, уже получившие признание в XXI в.: визуальный дизайн комфортного досуга, моделирование индустриальной продукции, международный обмен материалом, сервис, дизайн-менеджмент, компьютерные программы, сфера электроники [Там же, с. 107].

Актуализация роли компьютерных программ в разработке алгоритма исследовательской технологии в магистратуре обусловила внедрение в научный инструментарий новой дидактической единицы «информационная эстетика» [2].

Данное понятие мы формулируем как «функционально-информационный императив» исследовательской деятельности. Он обеспечивает синхронную соотнесенность визуального формата презентации на экране с акцентами культурно-языковой технологии дизайна, которые выдвигаются инновационным предложением.

Сегодня необходимо более внимательно оценивать результативность представленных дипломных работ магистров и аспирантов. Но начинается этот путь восхождения на научный Олимп еще в рефератах, при подготовке к семинарам, в научных статьях студентов.

В ситуации информационного прорыва (или подъема) в области профессиональной подготовки российских дизайнеров данная тема в перспективе должна вызвать несомненный резонанс среди студентов с дипломом бакалавра, получающих образование в магистратуре.

Тезис 3. Функциональным императивом, конкретизирующим действия автора исследования, определен показатель семантической и семиотической соотнесенности активов информационного, вновь созданного контента, со смысловым вектором исследования.

педагогика и психология

педагогика высшей школы

Сложность прагматико-квалификационной экспертизы магистерской диссертации состоит в том, что не всегда можно увидеть границы исследовательских фракталов:

а) где проводится совокупный анализ лабораторного эксперимента, а где - контрольный срез замеров самостоятельной работы экспериментальной группы студентов;

б) где - гипотетическое предположение, а где - реальный показатель креативного множества (или точка бифуркации) появления продуктов экспериментального творчества;

в) где представлена формулировка-вывод, а где выдвигается формула-положение, закладывающая основу нового направления профессиональной и научной деятельности.

Отсутствие стержневой основы выводов и конструктивно-технологических предложений сводит результат проведенной исследовательской работы к нулевому показателю. Возникает вопрос: где формируется «гейзер диффузий», растворяющих контуры фракталов теоретического анализа и экспериментальной практики?

Ответ-предположение № 1. Дизайн, тем более графический, вносит свои коррективы в программы по академическим дисциплинам «живопись», «рисунок». Особая ответственность возлагается на дисциплину «проектная графика». Подчеркнем необходимость конкретизации профессионально-квалификационных семантических и семиотических констант в требованиях к выполнению практических заданий в программах подготовки дизайнеров-графиков.

Ответ-предположение № 2. Многолетний опыт работы в образовательных гуманитарно-творческих учреждениях профессиональной подготовки кадров позволяет сделать вывод, что творческие личности с организаторскими и активно выраженными коммуникативными (вербальными) способностями открыты к инновационным экспериментам. К сожалению, циклоническая волна информационной глобальной виртуальности отбросила педагогов художественных дисциплин, где в работе со студентами доминируют прилежание, «включенное наблюдение», неспешность и врожденные способности к прикладной деятельности, на периферию национальных проектов с информационной составляющей.

Ответ-предположение № 3. На наш взгляд, наряду с мониторингом научно-исследовательской деятельности должна быть реализована модель информационной, рейтинговой поддержки кросс-культурных экспериментов. Такие эксперименты создают оригинальный формат комбинированной деятельности на основе взаимодействия теоретической и практической составляющих изобразительного искусства, проектной

с

культуры дизайна, информационной достоверности передачи сообщений. Несомненным интересом будут пользоваться научные формулировки нюансов, побудивших позиционировать консенсус между педагогами разных школ и направлений подготовки: инструментальной, технологической, научно-исследовательской [3-5].

Таким образом, мы рассмотрели новый интегративный модуль, формализующий более конструктивный подход к организации научно-педагогической деятельности в магистратуре творческого вуза на примере графического дизайна. Потребность в достоверности и научности выдвигаемых инноваций обусловила необходимость внедрения в подготовку дизайнеров новой дидактической дефиниции «информационная эстетика». Данный термин нейтрализует негативную продуктивность «гейзера диффузий», естественного в ситуации сложных профессионально-творческих и информационных экспериментов; фокусирует внимание на культуре структурирования инфо-таксонов; выдвигает на первый план ответственность за достоверность представленного демонстрационного материала; повышает ценность и информационную привлекательность новизны исследования.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что делать это надо сегодня, т.к. этап «Концепция ФЦП: 2014-2017 годы» уже озвучен и поставлен в Минобрнауки РФ на режим контроля.

Библиографический список

1. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. // Министерство образования и науки РФ. URL: минобрнауки.рф/документы/3375/ файл/2199/13.05.08-Распоряжение_760p.pdf (дата обращения: 12.07.2013).

2. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. Гамбург, 1969.

3. Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции: Учеб. пособие для вузов в 2-х ч. М., 2007.

4. Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 65-70.

5. Ткалич А.И. Стратегия формирования специализированного информационного ресурса в дизайн-образовании // Дизайн XXI века - среда, традиции, новации: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Сочи, 2009. С. 131-137.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.