Педагогика высшей школы
С.К. Ткалич, И.В. Горбунов,
А.А. Коновалова
Музей и творческие вузы: конструктивный вектор образовательно-эстетического сотрудничества
По мнению авторов статьи, сегодня музей может выступить в новой роли образовательно-эстетического модератора. Провокативные формы искусства сегодня наблюдаются даже в нормативных учебных работах дизайнеров-графиков, существует опасность подмены истинных ценностей и формирования эстетики дисгармонии. Выход видится в поиске новых технологий образовательноэстетического сотрудничества между музеями и творческими кафедрами, где готовят дизайнеров.
Ключевые слова: образовательно-эстетический модератор, миссия музея в информационном обществе, образовательно-эстетический универсум творческой кафедры.
Предлагаемая статья не разрешает масштабную проблему, а рассматривает возможные пути подхода к рассредоточению негативных узловых моментов. Сегодня ситуация такова, что музей должен взять на себя функцию посредника между культурным наследием и образовательным учреждением, формирующим молодое поколение компетентных специалистов.
Функция музея в культурном воспитании общества, сохранении наследия неоспорима. В мировой истории достаточно фактов, когда в периоды геополитических дроблений и военных переворотов, сметающих устои бытовой культуры и барьеры нравственности, именно музей сохранял ядро национальной и культурной самоидентификации, важное для самосознания следующих поколений.
Нередко на страницах журналов в статьях по проблемам дизайна разворачиваются дискуссии по поводу того, кто создает музейную экспозицию, что это такое, наука это или искусство, кому принадлежит главная роль в ее создании - научному сотруднику или художнику-дизайнеру? Также возникают разногласия по вопросу, является ли музейная экспозиция предметом научных исследований? Наш ответ: бесспорно, поскольку она создается в процессе сбора, классификации и исследования экспозиционного материала, теоретического описания времени и фактов, соответствующих жизни каждого экспоната.
Может ли экспозиция в музее быть произведением искусства? Да, потому что она обладает (или не обладает) способностью вызывать зрителя на духовный диалог, так же, как подобный контакт инициируют произведения живописи, литературы, поэзии и других видов искусства, художественного творчества. Экспозиция может создавать настроение, пробуждать эмоции, ассоциации, способствовать активизации каких-либо действий. К сожалению, довольно распространенной до сих пор является ситуация, в которой роль художника в создании музейной экспозиции сводится к удобному и обозримому расположению экспонатов и элементов оборудования, эстетическому «оформлению» программы экспозиции в соответствии с тематическим планом, содержательные связи которого разработаны научным сотрудником музея.
Тезис 1: создавая эмоционально насыщенную среду взаимодействия современника с историческим временем, пробуждая общественное сознание, освещая логическую связь событий и фактов и в итоге помогая лучше понять действительность, научный сотрудник и художник-дизайнер должны говорить на одном языке - языке человеческой культуры.
Музейная экспозиция может стать не просто объектом приложения профессиональных усилий каждого специалиста в отдельности, а сформировать новую форму визуальных и аудиальных коммуникаций. Несомненно, что это требует объединения научных знаний, дизайнерского воображения, художественных / материальных средств, необходимых от первых набросков эскиза до завершения экспозиционных работ. кроме того, существуют принципиальные различия между формами закрепления результатов работы научного сотрудника и художника-дизайнера, а также соответствующим их восприятием.
Так, научная работа в форме логического временного развертывания содержания темы завершает свои результаты в словесной, вербальной форме, и восприятие ее предполагает временную последовательность. произведение же дизайнера предстает перед зрителем, в отличие от научной работы, в визуальной форме, как результат выражения целостного
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
отношения человека-потребителя к предметно-пространственному миру. Соответственно, оно характеризуется синхронностью визуального восприятия пространства (сначала - в целом, а затем - фрагментарно).
Эти различия не могут служить препятствием на пути к поставленной цели. Важно, чтобы каждый из участников совместной работы на своем языке выражал общую цель. И не менее важны способность художника воспринимать смысл научного подхода к созданию экспозиции и способность научного сотрудника разглядеть и воспринять идею в эскизах художника, что является непременным условием для благоприятного развития творческого процесса и успешного завершения работы.
Если задача научного сотрудника заключается в том, чтобы проследить и раскрыть связь вещей и явлений, прокладывая путь к познанию действительности, то художник-дизайнер, чувственным способом, профессиональной интуицией познавая образ мира и человека, перерабатывая его в своем сознании, в сущности, выполняет ту же задачу.
Тезис 2: поверхностное «визуальное считывание» информации не создает платформу культурного образования личности, а дробит ее, лишает стержневой опоры.
Россия пережила в последней четверти XX столетия ряд потрясений, связанных с переменой настроений в обществе - от эйфории коммерческой анархии «новых русских» до разочарования интеллигенции и азартной смелости «креативной» молодежи в самопрезентации; от недоверия к аудиальной информации до восторженного восприятия визуальной. Музей в водовороте событий не потерял своего профессионального реноме и сегодня опять притягивает людей, осознающих себя в конкретной историко-культурной среде активными субъектами, личностями. Но сегодня музей опять находится перед выбором форм профессиональной деятельности, т.к. информационная глобализация бросила вызов всем, в том числе музейным экспозициям.
Массовое увлечение общества предложениями разного вида информационных услуг глобальной сети, побуждаемое безудержной рекламой, породило «информационную всеядность» россиян. Уже третье десятилетие мы наблюдаем, как деловое предназначение мобильного устройства трансформировалось в игровое увлечение. Мобильное устройство стало не просто своеобразной модой, показателем делового имиджа, но и неотъемлемой частью жизни человека любого возраста. Но, как показывает практика, поверхностное «визуальное считывание» информации не создает платформу культурного образования личности, а дробит ее, лишает стержневой опоры.
Тезис 3: познавательная миссия музея - социально-ценностный фактор.
Музеи мира используются как познавательный комплекс. Ретроспективный анализ истории дизайна показывает, что в послевоенное время в Италии всплеск интереса к дизайну поддерживался не только финансовым стимулированием малых семейных предприятий, но и системой музейной работы, нацеленной на формирование интереса к новой модели бытовой и средовой культуры, форме жизнеобеспечения в виде мастерских. В музеях были организованы циклы лекций о дизайне, встречи с дизайнерами и специалистами, творческие показы, развернулась широкая популяризация дизайна в печати.
Тезис 4: миссия посредничества - идейно-ценностный фактор цивилизованного общества.
В российском обществе культура посреднической деятельности имеет давнюю историю. Сегодня достаточно активно воспринимаются такие формы посредничества, как выставочные залы, галереи, журналы, масс-медиа, формирующие мнение общества. Большая часть посреднических форм деятельности построена на коммерческом спросе, который формируется рекламой арт-объектов дизайна, модной одежды, произведений графики, изобразительного искусства.
В то же время популярность в среде писателей, художников, дизайнеров формируется на основе контактов с издателями, владельцами художественных галерей, тематических журналов. Практика показывает, что самому творческому человеку нет времени профессионально заниматься устанавливанием контактов. Следовательно, нужны менеджеры со специальной подготовкой, чей профессиональный рейтинг будет зависеть от способности повысить интерес общества к деятельности творческой личности.
В среде ученых важное место занимают сборники научных статей, аккумулирующие высказывания специалистов, молодых ученых последних лет и даже месяцев. Но подобных сборников пока не хватает, что негативно сказывается на распространении новых идей и результатов педагогических и других научных экспериментов в нашей стране.
Тезис 5: коллективный эксперимент педагога и студентов для творческой кафедры - тропа восхождения к неведомой вершине, это должно широко освещаться, а у студентов должны оставаться самые радужные воспоминания об участии в эксперименте.
по мнению многих художников, специалистов, педагогов творческих кафедр сегодня слабо представлены художественная критика и практика распространения опыта экспериментов. Эксперимент вплоть до защиты является скрытым процессом, а после он тем более остается в лабиринтах научных ведомств и в архивах библиотек. Можно сказать, что обра-
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
зовательно-эстетический и аналитический универсум творческих вузов и кафедр никак не достигнет желаемой зрелости, находясь в затяжном кризисе. Многолетний опыт работы в творческих вузах позволяет назвать причины такой незрелости:
- художественная критика пока находится в старой оболочке советского времени, она предельно идеологизирована;
- не сформирован статус художественной критики как доброжелательной оценки инновационного мышления и идейно-ценностного показателя учебного проекта или коллективного эксперимента;
- на творческих факультетах ощутим дефицит педагогов с искусствоведческой подготовкой в области дизайна, что негативно отражается на качественном показателе студенческих работ;
- не используется накопленная столетиями практика конструктивного сотрудничества научного работника и художника / дизайнера, являющаяся платформой результативности музейной экспозиции.
Тезис 6: сегодня дизайн признан рупором новых прорывов в графике, плакатном искусстве, рекламе, киноискусстве, однако по многим позициям инновации в области педагогических экспериментов остаются на зачаточной стадии, поскольку сложна канва переплетений живописного искусства, графики, информационных технологий и проектной культуры дизайна.
Визуальное искусство представлено сегодня в разных формах: графических, пластических, цвето-фактурных, конструктивно-свето-объемных. Достаточно распространено в последние два десятилетия обращение к графическому наследию дописьменного периода в виде татуировок, пиктографических композиций в интерьерах художественных салонов, имитации «пещерной росписи» на ткани и на деталях одежды [6]. Визуальное искусство сегодня является новой дефиницией, нишей творчества, вектором исследований, непознанным культурным феноменом для специалистов творческого цеха и педагогов-практиков. Научные статьи, монографии по данной теме пока единичны, но пользуются большим спросом у творческой молодежи и мэтров.
Например, интерес представляет книга искусствоведа П.Е. Родькина «Футуризм и современное визуальное искусство». Автор делает попытку рассмотреть культурное и художественное значение русского футуризма и сопоставить наследие футуристов с работами в области современной типографики и графического дизайна. Отметим, что после изучения творчества авангардистов, достаточно многократно освещаемого в учебных пособиях по истории дизайна, как правило, внимание студентов-дизайне-ров смещается к освоению философии и техники футуристов. Мы согла-
с
сны с искусствоведом п.Е. Родькиным, что типографика футуристов и сегодня является неведомым пространством для педагогов и студентов. освоить данный блок дефицитных знаний можно после внимательного просмотра и искусствоведческого осмысления, дивергентно-семиотического анализа работ [3].
одним из вариантов мы видим поиск новых конструктивно-созидательных, образовательно-познавательных технологий сотрудничества музея со студентами творческих кафедр для постижения современных форм искусства, рождающихся на наших глазах. На наш взгляд, прагматично благоприятным местом будет музей (как аудитория), где возможно осуществить масштабную выставку работ и обеспечить их сохранность. данное направление конструктивного сотрудничества можно рекомендовать в качестве совместного проекта между музейными комплексами и творческими вузами (факультетами и кафедрами).
Библиографический список
1. Беззубова О. В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование / Под ред. С.И. Дудкина. СПб., 2004. С. 418-427.
2. Демшина А.Ю. Искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект: Дис. ... д-ра культурологии. М., 2011.
3. Родькин П.Е. Футуризм и современное визуальное искусство. М., 2006.
4. Россомахин А. Визуальность 2000-х: вдогонку за футуризмом // Новый мир искусства. 2007. № 2.
5. Ткалич С.К. Дивергентная систематизация графического наследия в системе изобразительного искусства. М., 2011.
6. Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 65-70.
7. Усманова А. Визуальные исследования как исследовательская парадигма: Конспект лекций для студентов. М., 2011.
8. Чирков А. Наследие будетлян // Domus. 2008. № 4. С. 175.
Педагогика и психология