Научная статья на тему 'Эстетическая культура в системе подготовки дизайнеров (на примере студентов Омской школы дизайна костюма)'

Эстетическая культура в системе подготовки дизайнеров (на примере студентов Омской школы дизайна костюма) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1382
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНОСТЬ / ИДЕЯ / ЭРГОНОМИЧНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / DESIGNING / AESTHETIC CULTURE / CREATIVITY / IDEA / ERGONOMIC USABILITY / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Галина Васильевна, Амиржанова Анна Шугаевна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки современных дизайнеров, развития их эстетической культурой во взаимодействии с такими качествами, как креативность и новизна идеи. Также авторы выявляют сферы профессиональных интересов дизайнеров и их специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic culture in the system of designers'' training (by the example of students of Omsk fashion design school)

The article contains current problems of modern designers' professional training, their development by the aesthetic culture in cooperation with creativity and originality of idea.

Текст научной работы на тему «Эстетическая культура в системе подготовки дизайнеров (на примере студентов Омской школы дизайна костюма)»

выставочного пространства в профессиональном образовании дизайнера в совокупности имеет следующие цели и задачи:

— формирование единого культурного пространства;

— обеспечение культурного обмена;

— поддержка талантливых учеников, студентов, художников;

— мотивация участников к экспериментальным поискам, освоение новых техник и материалов;

— пробуждение творческих сил;

— формирование у молодежи активной позиции.

Так, в последние годы на базе творческих вузов

региона начинает активно формироваться не только индивидуальное выставочное пространство, но и площадка для культурного обмена. Это обстоятельство еще раз обращает нас к вопросу о необходимости формирования выставочного пространства как важнейшего атрибута профессионального образования студентов художественных специальностей в целом и дизайнера в частности.

Новизна и прагматическая востребованность статьи заключается в анализе специфики экспозиционного пространства не только в контексте становлении профессионального образования студента-дизайнера, но и в контексте студенческой среды. В последние несколько лет многие выставочные площадки творческих вузов, на базе которых проходят выставки-конкурсы творческих работ студентов, значительно активизировали свою выставочную деятельность. Автор статьи обобщает их опыт, а также указывает место и значимость выставочной площадки не только в структуре профессионального обра-

зования дизайнера, но и пытается определить их место в художественной жизни региона.

Библиографический список

1. Медведев, В. Ю. Арт-дизайн в мире дизайна [Электронный ресурс] / В. Ю. Медведев. — Режим доступа: http:// design-union.ru/authors/theory/345-artdesign-in-desihworld (дата обращения: 15.01.2014).

2. Ильина, Е. А. Пространственное решение выставок и восприятие выставочной информации / Е. А. Ильина // Молодой ученый. - 2009. - № 4. - С. 85-88.

3. Богородский, С. В. Художественная выставка в условиях современной культуры : дис. ... канд. искусствовед./ С. В. Богородский. - СПб., 2007. - 157 с.

4. Добробабенко, Е. В. Выставка «под ключ»: готовые маркетинговые решения / Е. В. Добробабенко, Н. С. Добробабенко. -СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

5. Музейная экспозиция: на пути к музею XXI века : сб. науч. тр./ под ред. М. Т. Майстровской. - М.: Российский университет культурологии, 1997. - 216 с.

6. Калугина, Т. П. Музей и «музеефикаторский» тип музея/ Т. П. Калугина// В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М. С. Кагана. Сер. Мыслители. Вып. 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.- С. 54

БОБРОВА Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн, рисунок, живопись».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.01.2014 г. © Е. В. Боброва

удк 7 01:37 Г. В. ТОЛМАЧЕВА

А. Ш. АМИРЖАНОВА

Омский государственный институт сервиса

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА)

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки современных дизайнеров, развития их эстетической культурой во взаимодействии с такими качествами, как креативность и новизна идеи. Также авторы выявляют сферы профессиональных интересов дизайнеров и их специфику.

Ключевые слова: дизайн-проектирование, эстетическая культура, креативность, идея, эргономичность, восприятие.

В начале XXI века, воспринимается как самоочевидный факт, влияние дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры XX века. Формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание.

Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различ-

ных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентации, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей [1].

Однако на ранних этапах становления формирования дизайна и его самоопределения как профессии, вызванной к жизни потребностью в художественно значимом формообразовании продукции машинного производства, ориентированной на ее массовое потребление, культурологический аспект дизайнерской деятельности многими не осознавался и поэтому почти не рассматривался в литературе о дизайне.

Внимание дизайнеров акцентировалось на отказе от декорирования проектируемых вещей (свойственного ремесленному творчеству), на пренебрежении традициями формообразования объектов в пользу новаторства, на функциональности, конструктивной рациональности и экономичности изделий, а также на унификации и типизации не только продукции машинного производства, но и потребностей людей, не учитывающей реального различия запросов и предпочтений разных групп общества и индивидов.

Со временем дизайн (вместе с архитектурой) смог определять формирование и развитие большей части предметной среды, в процессе художественного освоения объектов которой стали отражаться и воплощаться не только достижения научно-технической и социально-экономической сторон прогресса, но и социально-культурной.

В связи с этим возросло внимание дизайнеров и исследователей дизайна к вопросам преемственности в развитии разных областей материально-художественной культуры, процессам стилеобразования в дизайне, взаимосвязи изобразительных и архитектонических искусств, особенностям национальных традиций. Появилась дифференциация потребительских запросов и предпочтений людей разных социальных групп, специфика формирования художественной образности произведений дизайна. Определился очень важный аспект в развитии дизайна — это подготовка специалиста, владеющего определенными компетенциями, имеющего не только профессиональные навыки, но и обладающего, в большей степени, эстетической культурой [2].

Что касается последнего, то в данной статье это станет основной проблемой для рассмотрения. Итак, профессиональная подготовка дизайнеров — это относительно молодая область профессионального образования. Дизайн сегодня рассматривается как область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий — машин, мебели, одежды — и организации предметно-пространственной среды. Все эти виды деятельности носят проектный характер и подчиняются эстетическим требованиям, отвечают критериям качества, предъявляемым к продуктам дизайна.

Таким образом, дизайнер — это специалист, занимающийся творчеством в сфере материального производства, которое направлено на одновременное решение социальных, экономических и эстетических задач. В мире динамично развивающейся экономики система образования должна формировать у будущего дизайнера такие универсальные качества, как способность менять сферы и способы деятельности, готовность решать проблемы различной степени сложности на основе использования уже имеющихся знаний. Креативная составляющая дизайн-образования требует от студента гибкости и мобильности в большей степени, чем это необходимо в других об-

ластях образования. Сфера профессиональных интересов дизайнера включает освоение достижений различных видов человеческой деятельности — техники, экономики, социологии, психологии и искусства. Умение интегрировать полученные знания и вырабатывать гибкую стратегию действий в процессе постоянного саморазвития должно быть неизменным приоритетом в профессиональной подготовке будущего дизайнера. При этом эстетическая составляющая занимает все более важную роль в ряду профессиональных качеств дизайнера.

Дизайн как вид профессиональной деятельности чрезвычайно разнообразен, но в любой его области необходимы такие качества, как гибкое, творческое мышление, умение отойти от стереотипа и посмотреть на проблему с различных сторон. Таким образом, дизайнер — творческая личность, обладающая способностью создавать форму объекта, решая проблемы художественно-функционального, эргономического, прикладного характера, все они при этом подчиняются эстетическим требованиям.

Профессиональная подготовка дизайнеров в современных условиях характеризуется противоречиями между потребностью в творческих, обладающих гибким мышлением профессионалах и консервативностью обучающих технологий. Это объясняется тем фактом, что подготовкой дизайнеров в нашей стране в основном занимаются специалисты, получившие в свое время традиционное художественное образование. А всем известно, что специфика работы дизайнера основана на умении следовать требованиям заказчика, с одной стороны, и профессиональным критериям (среди которых эстетические играют одну из главных ролей) — с другой. Результат творчества дизайнера должен соответствовать требованиям моды, отличаться новизной и оригинальностью. Для этого дизайнеру, особенно студентам направления «Дизайн костюма», т.е. выпускникам нашего вуза, прежде всего, необходимы такие качества, как креативность и новизна идеи. Эти понятия не являются синонимом понятия «творческие способности». Художественно-творческие способности, на которые традиционно ориентируются художественное образование, предполагают наличие таких составляющих, как воображение и зрительное восприятие, особая умелость руки (техника), а также высокая эмоциональная нагрузка, что позволяет успешно работать в области искусства и таким образом создавать художественные образы.

Креативность предполагает легкость, гибкость, оригинальность, точность при достижении решения, а также умение оформить результат работы в законченный продукт, отвечающий определенным эстетическим тенденциям. Креативность и новизна идеи — это универсальные качества личности, которые носят индивидуальный характер, но которые не получат должного развития без «базы» или «платформы», которые формирует дизайн-образование.

Если традиционное художественное образование ориентирует на академический образец, то дизайн-образование требует умения выбирать каждый раз принципиально новые подходы, используя инновационные технологии, при этом опираясь на художественно-эстетический опыт. Творчество художника — это сплав мастерства, эмоциональных переживаний, отражение мира в форме художественных образов.

Креативность у дизайнера — это умение гибко строить профессиональную деятельность, опережать или работать в русле тенденций моды, формировать эстетические предпочтения у потребителей продук-

та дизайна. В соответствии, в нашем случае, с тенденциями моды, с требованиями заказчика и наличием вкуса и понимания красоты, способности к созданию оригинального продукта, обладающего не только новизной, но и отвечающего определенным эстетическим критериям, к нахождению оптимального результата между функциональностью и оригинальностью — это основные требования, которые предъявляются к дизайнеру по костюму и не только [3].

Как уже было отмечено выше, принципы подготовки художников для промышленности, т.е. дизайнеров, отличны от профессиональной подготовки художников, как это и подтверждает история дизайн-образования (Веркбунд, Баухауз, Ульмская школа дизайна). Но, в то же время, эти процессы имеют и много общего, а именно, в изучении достижений мировой культуры:

1. Единство ремесла и искусства. Изучение материалов (стекло, керамика, дерево, текстиль, металл и т. д.) и технологий их художественной обработки.

2. Единство работы с натуры и творческих упражнений формального характера, позволяющих экспериментировать с выразительными средствами: композицией (симметрия-ассимметрия, ритм), линией, точкой, пятном, тоном, цветом, фактурой и т. д.

3. Стремление использовать мировой художественный опыт в поиске авторской идеи, тем самым выступая как проводник эстетических знаний.

В основе всех этих требований лежит понятие эстетической культуры, ведь креативность не имеет смысла в том случае, когда результатом деятельности дизайнера становится объект, лишенный эстетической ценности.

Понятие эстетической культуры дизайнера (тесно связанное с понятием визуальной культуры) означает наличие у специалиста этого профиля развитого эстетического вкуса (способности к созданию красоты и ее объективной оценке).

Одним из наиболее действенных средств формирования эстетической культуры и вкуса студентов направления «Дизайн» является искусство, которое влияет на понимание эстетических и художественных ценностей в жизни человека. Эстетическим вкусом должен обладать, прежде всего, сам создатель произведения искусства или костюма, который формирует эстетическую культуру и вкус зрителя и потребителя. Эти же требования выдвигаются к создателю предметного мира — дизайнеру среды, так как его творчество является определяющим фактором в формировании облика предметно-пространственной среды.

Стоящие перед дизайнером задачи может решить только специалист высокого класса, имеющий глубокие профессиональные знания, умеющий донести эти знания до потребителя в доступной форме. Работа дизайнера специфична, так как объектом его творчества в конечном итоге является человек, причем разных возрастов и разного социального статуса.

Перед студентами дизайнерских направлений стоит задача — развивать эстетическую культуру и вкус через восприятие произведений искусства, уметь использовать общекультурные компетенции в процессе создания предметного мира. В большей степени решение данной проблемы найдет отражение в курсе дисциплин «Дизайн-проектирование» и «Проектирование в материале». В идеале дизайн-проектирование — это процесс создания и разработки концептуальной вещи с заданными свойствами и параметрами. Процесс проектирования состоит из нескольких этапов:

— формирование концепции, замысла, идеи, образа будущего проекта (костюма);

— создание фор-эскизов;

— создание творческих эскизов;

— выполнение технических (спец)рисунков;

— выполнение проекта в материале.

Процессу проектирования предшествует пред-

проектный анализ, который опирается не только на исследование рынка, эстетические и ценовые предпочтения потребительской группы, но и на поиск концептуально-художественной идеи, который в большей степени проходит в недрах культуры и искусства, естественно, с учетом актуальных мировых тенденций. В процессе проектирования проявляются особенности мышления дизайнера, способного перейти от поисков образа, образных решений к облику конкретной вещи. В этом процессе закладывается объективные критерии для оценки качества изделия не только с точки зрения утилитарности, но и с точки зрения красоты, гармонии, выразительности, стиля, то есть с эстетической позиции [3].

Можно привести в качестве примера сотрудничество Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля и кафедры «Дизайн костюма» ОГИС. Ежегодно, формируя выставку «Костюм как искусство», искусствоведы, сотрудники музея оценивают и характеризуют представленные студентами и преподавателями экспонаты как произведения искусства, где костюм является не только предметом одежды, а несет больше эстетические функции, являя собой образы высокохудожественной вышивки, плетения, формообразования или использования других уникальных технологий. Это совсем не значит, что будущие выпускники будут работать все в этом направлении, высокохудожест-венность костюма нужна скорее в специальных областях театрального или зрелищного костюма. Но воспользоваться уникальным шансом, спроектировать костюм как произведение искусств является частью эстетического воспитания дизайнера.

Таким образом, главная задача профессиональной подготовки состоит в том, чтобы развить и воспитать у будущих студентов-дизайнеров чувство стиля, которое формируется в процессе изучения мировой художественной культуры, изменения стилей эпох, творчества ведущих дизайнеров. Продукт деятельности дизайнера только тогда получит высокую оценку потребителя, когда помимо функционального значения вещи она будет являться проводником и эстетического вкуса.

Выразительно, образно решенная вещь способствует адаптации человека в среде. Эстетическая культура, вкус выражаются не только в том, как человек использует вещь, но и в том, как он позиционирует себя в обществе. Сегодня дизайнер не всегда дает готовые рецепты, а скорее помогает заказчику самостоятельно найти верное решение.

В современном обществе основная масса людей обладает достаточно хорошим вкусом, и связь образа с внешней средой проходит вполне гармонично. Задача дизайнера состоит в том, чтобы выявить красоту, богатство, гармонию, индивидуальность внутреннего мира человека.

Говоря о развитии эстетической культуры средствами таких дисциплин, как «Дизайн-проектирование» и «Проектирование в материале», необходимо помнить о соответствии вещи общей концепции среды, в которой данное произведение (костюм) будет жить. Объект дизайна не может быть красивым и соответствовать назначению, если в нем нарушена

внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единое целое по принципу эстетической целесообразности.

При этом следует помнить, что красота в дизайне неразрывно связана с функциональной стороной — удобством, целесообразностью формы, эргономич-ностью изделия. То есть она не является красотой в чистом виде, как мы наблюдаем это в искусстве.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс обучения, в котором изучение и погружение в мировую художественную культуру формирует эстетическую культуру дизайнера. Эстетическая культура дизайнера требует от него умения создавать не только прекрасные, но и удобные, практичные, экономически оправданные объекты и вещи.

Библиографический список

«Дизайн» : учеб. пособие / А. Ш. Амиржанова. — Омск : ОГИС, 2013. — 109 с.

2. Лидвелл, У. Универсальные принципы дизайна/ У. Лид-велл, К. Холден, Дж. Батлер. — СПб. : Питер, 2012. — 114 с.

3. Толмачева, Г. В. Система перспективного проектирования костюма : учеб. пособие/ Г. В. Толмачева. — Омск: ОГИС, 2004. - 24 с.

ТОЛМАЧЕВА Галина Васильевна, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Дизайн костюма», член Союза дизайнеров РФ, заслуженный работник культуры РФ, лауреат национальной премии в области индустрии моды.

Адрес для переписки: [email protected] АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн костюма». Адрес для переписки: [email protected]

1. Амиржанова, А. Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления

Статья поступила в редакцию 10.02.2014 г. © Г. В. Толмачева, А. Ш. Амиржанова

Информация

Гранты 2014-2015 г. для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, научных сотрудников и работников в сфере искусства (Национальная стипендиальная программа

Словацкой Республики)

Национальная стипендиальная программа (НСП) Словацкой Республики поддерживает мобильность иностранных студентов вузов, аспирантов, преподавателей вузов, научных сотрудников и работников в сфере искусства на стажировки в вузах и научно-исследовательских организациях в Словакии. На стипендию в рамках НСП могут претендовать: а) студенты, которые являются студентами иностранных вузов и будут проходить учебную стажировку в Словакии в рамках своего высшего образования второй степени (магистратура), проходящего за рубежом, (или будут проходить в Словакии минимально седьмой семестр своего высшего образования — это в случае, если высшее образование не делится на первую и вторую степень) и которых какой-нибудь общественный, частный или государственный вуз в Словацкой Республике согласен принять для целей учебной стажировки в Словацкой Республике; продолжительность стажировки: 1-2 семестра (т. е. 4-5 или 9-10 месяцев) или 1-3 триместра, если учебный год делится на триместры (т. е. 3-4, или 6-7, или 9- 10 месяцев); б) аспиранты, высшее образование или научно-исследовательская подготовка которых проходят за рубежом и которых какой-нибудь общественный, частный или государственный вуз или научно-исследовательская организация в Словакии, имеющая право осуществлять программу аспирантуры (например, Словацкая академия наук), согласны принять для целей академической стажировки, для обучения/проведения научных исследований в Словацкой Республике (продолжительность стaжировки: 1-12 месяцев); в) иностранные преподаватели вузов, научные сотрудники и работники в сфере искусства, которых пригласит какая-нибудь организация, расположенная в Словакии, имеющая право выполнять научно-исследовательские и опытно-констукторские работы (НИОКР), не являющаяся коммерческой организацией, на преподавательскую/научно-исследовательскую/художественную стажировку в Словацкой Республике (продолжительность стажировки: 1-12 месяцев).

На стипендию в рамках НСП могут претендовать граждане следующих стран: а) государства-члены Европейского Союза; б) государства, подписавшие Болонский процесс (указанные только государства вне Евросоюза) - Албания, Андорра, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Ватикан, Грузия, Исландия, Казахстан, Лихтенштейн, Македония, Молдавия, Норвегия, Российская Федерация, Сербия (включая Косово), Турция, Украина, Черногория, Швейцария; в) Беларусь, Узбекистан; г) Канада, Мексика, США, страны Латинской и Центральной Америки; д) Австралия, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Китай (включая Тайвань), Новая Зеландия, Республика Корея, Таиланд, Южно-Африканская Республика, Япония. Стипендия предназначена для покрытия расходов на проживание (питание, проживание и т. п.) стипендиатов из-за рубежа во время стажировки в вузах, научно-исследовательских и неправительственных организациях в Словакии. Что касается обеспечения жильем и административных обязанностей, связанных с въездом стипендиатов на территорию Словацкой Республики, они могут попросить о помощи свою принимающую организацию или решить эти вопросы сами. В случае претендентов на стипендию из-за рубежа, стипендия в рамках НСП не покрывает транспортные расходы, связанные с поездкой в Словакию и обратно. и

Крайний срок подачи заявок: 30 апреля до 16.00 часов СЕТ — стажировки в течение следующего учебного > года, 31 октября до 16.00 часов СЕТ — стажировки в течение летнего семестра текущего учебного года. .

Заявки на стипендию подаются он-лайн на www.scholarships.sk Полный текст объявления о конкурсе на ё сайте Программы: http://www.stipendia.sk |

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/297/236126.php (дата обращения: 07.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.