Научная статья на тему 'Региональный вектор исследований в дизайне: Информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия'

Региональный вектор исследований в дизайне: Информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕПЛИКАЦИЯ / ИЕРАРХИЯ МЕТОДОВ АНАЛИЗА / NATIONAL-CULTURAL COMPONENT / INFORMATION REPLICATION / THE HIERARCHY OF METHODS OF ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна

Цель статьи — обосновать актуальность национально-культурного компонента в подготовке дизайнеров. Предлагается новый подход к анализу наследия в многонациональной территории. Образовательной инновацией выдвигается графическое наследие. Конечным результатом компетентной подготовки дизайнеров определена технология конвертации кодов графического наследия в продукцию региональных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL RESEARCH IN DESIGN: VECTOR INFORMATION REPLICATION OF THE FINE ARTS IN THE HERITAGE

The purpose of the article is to justify the relevance of national-cultural component in the training of designers. We offer a new approach to the analysis of heritage in a multinational territory. As educational innovation we set the graphic heritage. The final result of competent designers training is defined as technology of graphics heritage codes conversion into the production of regional industries.

Текст научной работы на тему «Региональный вектор исследований в дизайне: Информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ДИЗАЙНЕ:

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕПЛИКАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТРУКТУРЕ НАСЛЕДИЯ

Ткалич Светлана Константиновна

д-р пед. наук, профессор Московского государственного гуманитарного

университета имениМ.А. Шолохова г. Москва E-mail: amguema.sk@mail.ru.

REGIONAL RESEARCH IN DESIGN: VECTOR INFORMATION REPLICATION OF THE FINE ARTS IN THE HERITAGE

Tkalich Svetlana Konstantinovna

doctor ofpedagogical sciences, professor of MGGU of M.A. Sholokhov Moscow

АННОТАЦИЯ

Цель статьи — обосновать актуальность национально -культурного компонента в подготовке дизайнеров. Предлагается новый подход к анализу наследия в многонациональной территории. Образовательной инновацией выдвигается графическое наследие. Конечным результатом компетентной подготовки дизайнеров определена технология конвертации кодов графического наследия в продукцию региональных индустрий.

ABCTRACT

The purpose of the article is to justify the relevance of national-cultural component in the training of designers. We offer a new approach to the analysis of heritage in a multinational territory. As educational innovation we set the graphic heritage. The final result of competent designers training is defined as technology of graphics heritage codes conversion into the production of regional industries.

Ключевые слова : национально -культурный компонент; информационная репликация; иерархия методов анализа.

Keywords: national-cultural component; information replication; the hierarchy of methods of analysis.

Статья является развитием и технологическим сопровождением авторской концепции, которая конкретизирует научное направление «региональный вектор

в дизайн-образовании» [5, 8, 9, 11]. Смыслообразующим концептом для научной рефлексии послужили: работы Петра Анатольевича Куценкова (филогенетический анализ пещерного искусства; движущей силой эволюции традиционного искусства являются этнические процессы); Виля Борисовича Мириманова (императив стиля в изобразительном искусстве; стиль, маркирующий этническую культуру). Наше внимание привлекли научные статьи российских и украинских учёных. Россия: Б.М. Бернштейн, В.Е. Буденкова, Л.И. Нехвядович, М.Н. Панова; Украина: И.Ф. Ляшенко, Л.В. Узунова, где обосновывается необходимость разработки этноискусствоведческого анализа на постсоветском пространстве.

Понятие «дивергентность» в науке впервые выдвинуто Чарльзом Дарвином для объяснения биологических видов в природе. Дивергентная систематизация изобразительного искусства, отражающего процесс многовекового историко -культурного развития коренных жителей российских территорий, предлагается впервые в качестве дидактической единицы в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров. Сегодня многие графические достижения народов многонациональной России не отражены в образовательных методиках по изобразительному искусству

Научная ценность предлагаемого регионального вектора исследований в дизайне состоит в том, что разрешается важное проблемное звено, возникающее в процессе поиска индикаторов национально -культурной самоидентификации регионального дизайна; закладываются основы регионального вектора вузовской науки [8]. Формируется показательная учебно -образовательная база изобразительных истоков стилевых констант, определяющих национально -культурный геном отечественного дизайна [10]; новым горизонтом достижения дефицитных знаний в учебно -исследовательской и учебно-проектной деятельности выдвигается изобразительное искусство от первобытного времени до наших дней, сконцентрированное в массиве этнохудожественного наследия народов многонациональной России [9].

Начало третьего тысячелетия отмечено появлением исследований в педагогической науке и практике, конкретизирующих области декоративно -прикладного искусства и дизайна. Систему подготовки учителей декоративно -прикладного искусства и народных промыслов рассмотрел С.П. Ломов (2000). Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности рассмотрел Ю.В. Назаров (2003). Практически для педагогов -экспериментаторов, искусствоведов, руководителей научных проектов указан пунктиром навигационный маршрут исследовательской деятельности. Обозначены контуры научно-педагогического пространства, где пересекаются художественное творчество, проектная культура российского дизайна (в том числе, регионального дизайна), информационные технологии.

Во второй половине ХХ века появились работы, где рассматривается место традиционной культуры в современном обществе, развивающемся по правилам информационной глобализации (В.Н. Омельченко, Н.А. Пудова, А.П. Садохин). Ценность культурного наследия народов многонациональной России в контексте воспитательного фактора воздействия на формирование личности подчёркивают многие ученые. Доказательные формулировки и тезисы, как правило, не вызывают сомнения.

Отметим работы, где внимание сконцентрировано на роли этнокультурного наследия в развитии графического дизайна в контексте знаково -семиотической кодификации (Э.М. Глинтерник, Н.С. Герасимов, Е.В. Сокольникова, И.Н. Стор).

В педагогической науке коммуникативный потенциал графической культуры территорий представлен единичными достижениями педагогов -экспериментаторов и работами, поддерживающими это направление исследований [3, 4]. В этой связи особого внимания заслуживает экологическая, просветительская, научно-педагогическая деятельность профессора И.Б. Ветровой (Москва), предлагающей студентам тематику композиций на

основе познания традиционной культуры и природных ландшафтов Дальнего Востока России.

Обращение к зарубежным источникам (Anglure D., Bernard, Saladin "Contemporary Inuit of Quebec". 1984; Bankroft-Hunt, Norman. "Norths Amerikan Indians". 1992; Graburn, Nelson "Ethnik and Tourist Arts: Cultural Expessions from the Fourth World" 1976; Mariorye. "Cycles — The Graphic Art of Robert Davidson, Haida". 1979.; Не11ег, Steven "The Education of a Graphic Designer" и др.) показывает, что развитие графической культуры коренного населения Канады, США (штат Аляска) рассматривается учёными важной эстетической, творческой, этнохудожественной, коммерческой составляющей развития территории.

В российской практике дизайн-образования слабо отрефлексированы этнические особенности художественно-образных и графических достижений коренных народов многонациональной России. Как следствие, дефицитные знания не представлены в образовательных методиках профессиональной подготовки, не изучаются по предмету «изобразительное искусство» [введение, 8].

Сбалансированное развитие регионов предполагает взаимодействие гуманитарной, технической и проектной составляющих в освоении внутренних ресурсов. В этой связи именно дизайнеры выполняют функцию «связующего технологического клапана», от которого зависит равномерное насыщение региональных индустрий малого и среднего бизнеса информационными таксонами о разнообразии этнохудожественного и графического наследия территории.

Важным показателем графической составляющей наследия многонациональной России выступает адекватный метод изучения его этнохудожественного разнообразия. Контент-анализ научных источников показал, что практически не разработана универсальная платформа этноискусствоведческого анализа, открывающего доступ к систематизации графического наследия, утверждающего новые горизонты для диалога и

участия этнических культур в научной, художественной и индустриальной жизни информационного общества.

Перспектива разработки и внедрения образовательной методики «Информационная репликация наследия» в профессиональную подготовку магистров-дизайнеров означает создание «Этнохудожественной карты территории» (ЭКТ). Мы предлагаем в учебной аудитории закрепить следующие два тезиса, как идейно-ценностные константы исследовательской деятельности дизайнеров.

Тезис № 1: «Информационная репликация — это обеспечение тождества объекта, гарантирующего достоверность создаваемого информационного ресурса». Следовательно, важной задачей является разработка условий для обеспечения тождества элементов стиля, сгруппированных в границах информационного таксона.

Тезис № 2: «Разработка технологии конвертации наследия в индустриальное производство конкретного региона обеспечивает переход от пассивного созерцания и экспонирования этнохудожественных достижений традиционных школ к их активной интеграции в программы сбалансированного социально-экономического развития регионов РФ».

Методика «Информационная репликация кодов графического наследия» должна получить на выпускающей кафедре дизайна статус дидактического модуля. Это позволит студентам освоить в учебном процессе все методические и технологические нюансы, предостерегающие выпускников от ошибок на первых ступенях профессиональной самореализации в региональных проектах.

Дидактический модуль разработан по принципу иерархического соподчинения методов. Авторской инновацией выдвигаются два метода, обеспечивающие новый уровень осмысления результатов учебно-исследовательской работы в полиэтническом регионе.

1. Прагматико-семиотический метод (ПСМ) анализа и систематизации этнохудожественного разнообразия наследия нацелен на дифференциацию предметов-артефактов и предметов-символов.

2. Дивергентно -семиотический метод (ДСМ) создаёт условия для следующей ступени анализа: дифференциации этнохудожественной специфики наследия. Преимущество ДСМ: гарантирует детализацию этнохудожественных характеристик предметов-артефактов традиционной культуры в регионе; помогает определить принадлежность современных предметов-символов к локальной традиционной школе; помогает обеспечить этническую целостность элементов стиля для последующей цифровой обработки технических приёмов декорирования.

Таким образом, региональный вектор исследований в дизайне на основе информационной репликации изобразительного искусства в структуре наследия выявляет роль графической константы с помощью методов, формирующих специфику этноискусствоведческого анализа.

Список литературы:

1. Концепция федеральной целевой Программы на 2014—2020 годы. Сайт Минобрнауки РФ: Институт Управления научными проектами. [Дата обращения: 28.07. 2013].

2. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно -педагогические кадры инновационной России» на 2014—2020 годы. [Дата обращения: 31.07. 2013].

3. Ткалич А.И. Стратегия формирования специализированного информационного ресурса в дизайн-образовании. Статья.//Материалы 2 Всероссийской научно -практической конференции «Дизайн XXI века — среда, традиции, новации». Сочи: СГУТиКД. 2009. — С. 131—137.

4. Ткалич А.И. Этнохудожественные таксоны как информационный ресурс в развитии российского текстиля. Статья. //Текстильная промышленность (Textile industry). — № 3. — 2009. — С. 64—65.

5. Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. Учебное пособие для вузов. М., 2007. — С. 110—111.

6. Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн). //Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. — № 4. — 2012. — С. 65—71. ISSN 1992-6391.

7. Ткалич С.К.; Коновалова А.В.; Верхова Г.В. Статья «Перспективное моделирование комбинированных образовательных методик для дизайнеров. Императив триадичной интеграции». //РАЕ: Международный научный Форум-2013. Секция ««Интеграция гуманитарного знания, проектной культуры и информационных технологий в исследовательской работе студентов-дизайнеров». Педагогические науки. Сайт: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// www@rae.ru

8. Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально -культурного компонента России: Монография. М., 2011. — 200 с.; илл.

9. Ткалич С.К. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: Монография. М., 2011. — 114 с.

10. Ткалич С.К. Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http ://www@art-education. ru

11. Ткалич С.К. Региональный вектор профессиональной подготовки творческих кадров. Статья. //Инновации в образовании. — № 6 (июнь) — 2012. — С. 58—67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.