Научная статья на тему 'Универсальная педагогическая модель подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: теоретический аспект и технологическая характеристика'

Универсальная педагогическая модель подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: теоретический аспект и технологическая характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНСТАНТА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ / A REGIONAL VECTOR OF MODERNIZATION OF THE CONTENTS OF EDUCATION / A NATIONAL-CULTURAL COMPONENT / A REGIONAL ART CONSTANT / TECHNICAL CHARACTERISTIC OF A MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич С. К.

В регионах России востребованы специалисты, подготовленные к профессиональной самореализации в межотраслевых проектах сбалансированного образовательного, культурного, социально-экономического развития. В статье рассматривается универсальная педагогическая модель, ценностно-смысловым и дидактическим стержнем которой выступает национально-культурный компонент. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n regions of Russia the experts prepared for professional self-realization in inter-branch projects of balanced educational, cultural, social and economic development are needed. In the article a universal pedagogical model is considered as a valuable semantic and didactic core of the national-cultural component.

Текст научной работы на тему «Универсальная педагогическая модель подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: теоретический аспект и технологическая характеристика»

Педагогика высшей школы

С.К. Ткалич

Универсальная педагогическая модель подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: теоретический аспект и технологическая характеристика

В регионах России востребованы специалисты, подготовленные к профессиональной самореализации в межотраслевых проектах сбалансированного образовательного, культурного, социально-экономического развития. В статье рассматривается универсальная педагогическая модель, ценностно-смысловым и дидактическим стержнем которой выступает национально-культурный компонент. Ключевые слова: региональный вектор модернизации содержания образования, национально-культурный компонент, региональная художественная константа, технологическая характеристика модели.

Введение Госстандарта третьего поколения и стратегия социально-экономического развития регионов выявили потребность в поиске механизмов сбалансированного взаимодействия между ценностно-смысловым и технологическим содержанием профессиональной подготовки творческих кадров.

В последние два десятилетия в научном сообществе сформировалось новое понимание взаимосвязи между разнообразием наследия, диалогом и социально-экономическим развитием территорий. Задача сохранения культурного разнообразия наследия должна быть выполнена с помощью образования, науки и коммуникации. В документах Глобального межгосударственного Альянса за культурное разнообразие наследия, созданного в рамках ЮНЕСКО, названы способы создания устойчивых индустрий культуры посредством пропаганды культурного разнообразия, поддержки экономического развития и создания рабочих мест в разных секторах сферы культуры, включая музыку, издательское дело, кинопроизводство, ремесла, перформативные искусства [2].

Инициатива «Новое образовательное измерение», выдвинутая в 2009 г. на IX съезде Российского Союза ректоров высших учебных заведений, обозначила перспективу развития высшей школы во имя будущих поколений, сознавая особый путь России как уникальной цивилизации, опираясь на ее великое историческое и культурное наследие. Мы согласны с мнением академика РАО А.М. Новикова, что только в активном взаимодействии законов педагогики: наследования культуры, преемственности и самоопределения, - возможен позитивный результат воспитания личности [7]. Воспитание личности молодого человека в современной России должно основываться на платформе, учитывающей особую значимость национально-культурных, исторически-нравственных традиций и ценностей, которые могут и должны явиться основой динамики личности, включенности ее в новые реалии, определение доминирующих целей и мотивов ее деятельности [8, с. 228].

Масштабность геополитического пространства и многонациональность России формируют собственный вектор исследований в области регионо-ведения. Доктор педагогических наук А.Г. Бермус уточняет, что «новый регионализм предполагает переход от национально-культурного проектирования к развитию региональных инфраструктур, в рамках которых формирование ответственной власти и координация усилий может оказаться более эффективной и устойчивой» [1, с. 260]. В контексте данной проблемы Э.П. Григорьев подчеркивает, что результативность устойчивого социально-экономического развития региона возможна при условии синхронного развития «инфраструктуры» и «ультраструктуры». «Одновременно с построением материального инфраструктурного каркаса среды создается “нематериальная” деятельностная субстанция - ультраструктура. Последняя представлена социально-коммуникативным содержанием, требующим участия специалистов самого разного профиля. В ней реализуются связи и кооперационные взаимодействия между людьми» [3, с. 10-11].

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Стратегия модернизации образования в России выявила региональную проблему в образовании. На конференции Российского союза ректоров, прошедшего в Костроме в 2000 г., важными ориентирами образования в региональных вузах выделены: поддержание паритета между традициями и инновациями (В. А. Садовничий); роль социокультурного наследования своеобразных региональных «кодов», с помощью которых сохраняются социокультурные традиции, поддерживается историческая, национальная, региональная память в регионе (Н.М. Рассадин). Подходы к концепции регионального образования рассматривались в статьях ведущих ученых (А.Ю. Белогуров, А.П. Катровский, Т.И. Клю-ченко, А.М. Новиков, В.В. Рубцов, А.И. Субетто, Ю.Е. Шабалин). Событием стал 1-й Каспийский международный образовательный Форум «Модернизация профессионального образования в России: региональные аспекты в контексте глобальных вызовов» (Астрахань, октябрь 2010 г.). Перед отечественными учеными поставлены задачи, связанные с разработкой прикладных исследований, обеспечивающих программно-целевое развитие регионов в сфере культуры и образования. Позитивное решение задач должно найти оптимальный выход из многих острых региональных проблем, с которыми столкнулась Россия в последние годы. «В эволюции человечества наблюдаются как процессы глобализации, так и отстаивания этносами права на свое пребывание в биосфере и ноосфере. Чем больше разнообразие саморазвивающейся, самоуправляемой системы, тем больше ее устойчивость против внешних и внутренних возмущений. Каждый этнос будет стремиться к самосохранению и сохранению человечества как целого, в первую очередь, через образование и воспитание молодых поколений» [5, с. 7].

Во многих работах ученых старшего поколения выражена озабоченность, что прагматичность, ставшая доминантой мышления, стратегия информационно-технологической модернизации всех направлений социально-экономического развития общества вытеснили на периферию интересов молодого поколения восприятие ценностей культурного наследия народов России. Многолетний опыт работы с творческими коллективами дает основание утверждать, что этнохудожественное разнообразие наследия притягивает внимание творческой молодежи. Примерами тому служит тема экзотики в украшениях у представителей молодежных субкультур, «этнодизайн» в моделировании костюма, проектировании интерьеров, графика изделий из керамики, текстиль по национальным мотивам, появление авторского перформанса. Продуктивность творческой деятельности студентов-дизайнеров в процессе адаптации методики освоения этнохудожественного разнообразия наследия

показывает необходимость внедрения образовательной методики с набором проблемно-исследовательских тематических заданий [10]. На наш взгляд, причина «заторможенности» интереса к этнохудожественному разнообразию наследия, наблюдаемая у студентов, является следствием искусственного барьера в педагогической практике и кроется в отсутствии: а) информационно-просветительной тематики о художественноконструктивном, метафорическом разнообразии наследия в дипломных работах; б) образовательных методик, обеспечивающих самостоятельное достижение уникальных знаний о разнообразии этнохудожественно-го наследия в полиэтнических регионах России в процессе выполнения учебных проектов; в) методов анализа и систематизации разнообразия наследия. Негативным фактором назовем также и отсутствие тесных контактов вузовской науки с регионами на основе экспериментальных мастерских и информационно-исследовательских центров.

Знания, полученные в вузе, в соответствии с традиционной предметной структурой содержания образования, формируют три уровня компетенций: ключевые общекультурные; профессиональные; предметные (частные, специальные). Мы согласны с Д.С. Ермаковым, что в перечни компетенций включаются «преимущественно социально-экономические, что можно рассматривать как недостаточно полное определение факторов, выступающих в качестве системообразующих для содержания образования в рамках компетентностного подхода. Рассмотрение компетентност-ного подхода лишь с социально-экономической точки зрения оставляет без внимания ряд важных сфер духовно-нравственной, интеллектуальной, экологической культуры» [4, с. 11].

Процесс глобализации, стимулируемый быстрым развитием новых информационных и коммуникационных технологий, воспринимается мировой общественностью как серьезная опасность для сохранения этнокультурного разнообразия наследия. Практика работы со студентами вузов показала, что задача создания достоверного информационно-образовательного ресурса на материалах конкретного региона Российской Федерации не может быть осуществлена без предварительного обучения навыку анализа и систематизации артефактов наследия. Как правило, студенты используют метод сканирования и комбинаторики уже существующего инфоресурса в мировой сети, материалы документальных фильмов, любительских серверов. Исключением являются кафедры декоративно-прикладного творчества и колледжи искусств и ремесел, выдерживающие норматив репродуктивной деятельности. Однако студенты творческих специальностей (будущие дизайнеры, режиссеры, постановщики, сценографы, специалисты по рекламе и др.), где предполагается

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

разработка авторского проекта (зрелищного, пространственно-средового, рекламного, просветительского и др.), демонстрируют дефицит знаний о разнообразии этнохудожественного наследия народов своей страны.

Культурный потенциал многонациональной России представлен многими составляющими, отражающими многовековой опыт поколений в разных формах воспроизводства: духовной и материальной; этнопе-дагогической, художественно-творческой. На переломе социально-экономических отношений важно не утерять накопленное веками наследие.

Региональный аспект проблемы модернизации образования получил освещение в педагогических исследованиях последних лет на организационном, административно-управленческом уровнях. В то же время мало внимания уделяется содержанию образовательных методик, формирующих стремление выпускника вуза к профессиональной самореализации в регионах страны.

На наш взгляд, «конструктивный ключ» методологического подхода к разработке образовательной методики предложен академиком РАО А.М. Новиковым [7]. Совокупная деятельность ученых-методоло-гов содействовала разделению отечественной методологии на 4 уровня исследований: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Сегодня востребован технологический уровень исследований. Именно проектно-технологический тип методологии позволяет упорядочить деятельность в целостную систему с четко определенными внешними и внутренними характеристиками, логической структурой, процессом ее осуществления (временной структурой) [Там же, с. 15]. При этом важно определить модель отбора и формирования компетенций. «Процедура определения компетенций в это случае предполагает в первую очередь выявление социальной значимости той или иной области человеческой деятельности (теоретико-методологическое обоснование, историко-педагогический анализ, экспертные опросы) и на этой основе описание актуальных и прогнозируемых результатов образования на языке компетенций» [4, с. 13].

Национально-культурный компонент призван обеспечить достижение дефицитных знаний о разнообразии этнохудожественного наследия (в учебном процессе на примере конкретного региона), обеспечивающих формирование спектра профессиональных компетенций. Спектр компетенций формируется в процессе выполнения проблемных заданий и объединяет знания, навык анализа и систематизации этнохудожественного разнообразия наследия в полиэтническом регионе, его интерпретации в проектном решении и др. В социальной практике региональной инфраструктуры набор образовательных компетенций, формирующихся в гра-

ницах методики освоения национально-культурного компонента, призван обеспечить молодому специалисту решение проблемы по сферам деятельности или видам проблем: информационных, коммуникативных, организационных, художественно-проектных.

Ценностно-смысловой и дидактической характеристикой национально-культурного компонента являются: гармонизация культурологического и информационного компонентов в учебном процессе, повышение роли и качества учебно-исследовательской деятельности на основе изучения артефактов наследия конкретного региона, реализация результатов исследования в процессе разработки учебного (дипломного) проекта. Прогнозируя результативность образовательной методики на основе национально-культурного компонента, можно предполагать, что учебнопроектная деятельность студентов будет нацелена на совершенствование конкретного сектора индустрии культуры в регионе.

Важным механизмом формирования компетенций нами определен алгоритм создания региональной художественной константы на материале конкретного полиэтнического региона [9]. Процесс выполнения практического задания предполагает освоение опыта этнопедагогики по изготовлению художественных изделий в границах традиционных школ, изучение графической культуры коренных народов территории.

Преимуществом универсальной модели выступает адаптация этно-искусствоведческого анализа к учебно-исследовательской деятельности [10]. Понятие о роли этноискусствоведческого анализа в профессиональной подготовке специалистов только начинает формироваться благодаря работам сравнительно небольшой группы ученых: Е.В. Буденковой, А.И. Нехвядович, М.Н. Пановой (Россия); Ф. Ляшенко, Л.В. Узуновой (Украина). В нашей модели адаптация этноискусствоведческого анализа предлагается в процессе выполнения курсового проекта. Учитывая творческую индивидуальность студентов-дизайнеров, поисковый этап связан с изучением наследия, представленного графической культурой в регионе. «Изготовление графических, скульптурных, живописных образов, символов, знаков - специфический вид человеческой деятельности. С верхнего палеолита изображение остается универсальным средством коммуникации, обеспечивающим трансляцию культурных кодов между индивидуумами, этносами, поколениями» [6, с. 11]. Составными элементами графической культуры являются артефакты первобытной, традиционной и современной постмодернистской культур, основой которых является линия, рисунок. Введение в дидактический модуль практического задания по освоению и интерпретации графической культуры региона создает для студентов творческих кафедр новые условия

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

формирования компетенции в области освоения и систематизации наследия в полиэтническом регионе.

В понимании и употреблении категории «педагогическая технология» существует разночтение. Но для разработки нашей технологии мы используем рекомендации академика РАО А.М. Новикова. Ученый считает, что на современном этапе развития отечественной педагогической науки актуальна проектно-технологическая методология [7].

Универсальная педагогическая модель может быть реализована при разработке долгосрочных программ партнерского сотрудничества «вуз -регион» с целью профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров, реализации программ сбалансированного развития культурного и образовательного пространства регионов, художественного образования всех возрастных категорий населения, в том числе и викти-могенных групп, нуждающихся в организованной форме социализации через приобщение к творческой созидательной деятельности.

Библиографический список

1. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: Монография. М., 2008.

2. Всемирный Доклад ЮНЕСКО «Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами». ЦКЬ: www.unesco.org (дата обращения: 20.04. 2011).

3. Григорьев Э.П. Специфика средовых структур и роль инварианта в мышлении дизайнера // Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна: Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Сочи, 2009. С. 3-17.

4. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4. С. 8-15.

5. Ильченко В.Р., Гуз К.Ж. Модернизация содержания образования как национальная проблема // Педагогика. 2011. № 4. С. 3-8.

6. Мириманов В.Б. Изображение и стиль. М., 1998.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Обучение основам методологии // Педагогика. 2009. № 7. С.11-17.

8. Тихонова В.А. Воспитание гражданственности личности как цель образования // Вестник МГУКИ. 2009. № 3. С. 225-230.

9. Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: Монография. М., 2006.

10. Ткалич С.К. Концептуальные основы изучения наследия многонациональной России на примере профессиональной подготовки дизайнеров // Вестник МГУКИ. 2007. № 6. С. 81-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.