Научная статья на тему 'Графический дизайн и мультимедиа: особенности синтез-комбинаторики смыслового и визуального восприятия'

Графический дизайн и мультимедиа: особенности синтез-комбинаторики смыслового и визуального восприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1700
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МУЛЬТИМЕДИА / МЕТОД СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ / СИНТЕЗ-КОМБИНАТОРИКА / DESIGNER'S TECHNICAL TRAINING / GRAPHIC DESIGN / VISUAL PERCEPTION / MULTIMEDIA / DATA COMPRESSION METHOD / SYNTHESIS-COMBINATORICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушкова Наталья Владимировна

По мнению автора, в учебную подготовку студентов художественных вузов сегодня необходимо внедрить дидактический алгоритм для формирования новой компетенции, представленной навыком конвертации многомерных информационных контентов в сжатый тематический таксон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушкова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC DESIGN AND MULTIMEDIA: FEATURES OF SYNTHESIS-COMBINATORICS SEMANTIC AND VISUAL PERCEPTION

In the author’s opinion, there is a strong necessity to implement student’s didactic training algorithm for the formation of a new competence represented by a skill convert multidimensional information content in compressed themed taxon.

Текст научной работы на тему «Графический дизайн и мультимедиа: особенности синтез-комбинаторики смыслового и визуального восприятия»

Н.В. Ушкова

Графический дизайн и мультимедиа: особенности синтез-комбинаторики смыслового и визуального восприятия

по мнению автора, в учебную подготовку студентов художественных вузов сегодня необходимо внедрить дидактический алгоритм для формирования новой компетенции, представленной навыком конвертации многомерных информационных контентов в сжатый тематический таксон. Ключевые слова: графический дизайн, профессиональная подготовка дизайнеров, визуальное восприятие, мультимедиа, метод сжатия информации, синтез-комбинаторика.

Графический дизайн является своеобразным интегрирующим механизмом, который объединяет в себе работу со многими объектами, текстами, цветовыми эффектами визуальной реальности. С такими понятиями, как информация, формы ее представления, обработки, подачи с условием быстрого визуального восприятия, связана работа графического дизайнера, строящаяся на соединении творчества и логики. Уточним, что когда происходит создание и комбинирование символов, изображений или слов, дизайнером используются разнообразные методики. Комбинаторика профессиональных методик необходима для создания визуального образа идеи или послания.

Создавая итоговый продукт, дизайнер решает одновременно комплекс задач. Например, он применяет в своей практике ряд художественно профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении: инфографику, проектирование среды, типографи-ку, графический дизайн и визуальные коммуникации. Актуально вводить в профессиональную подготовку также и разработку долгосрочного цифрового бренда (digital brending) для тех предприятий, у которых реализация продукции связана с интернет-маркетингом.

Сегодня термин «мультимедиа» уже стал для графического дизайнера аксиомой. Данная профессия осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность, и использует все более разнообразные средства маркетинговых и культурных коммуникаций. Задача в том, чтобы разработать обучающий алгоритм, на основе которого сформируется новая компетенция, важная для объединения смыслового и визуального восприятия.

гоок Вышеназванная компетенция для студента-дизайнера достаточно сложная. Мы разводим ее на три дидактических понятия: «техно-художествен-

|§§ ный параметр», «графологический параметр», «смысло-содержательный параметр» подготовленности студента-дизайнера (рабочее название).

схси ,-т ^

° -е- При этом важно понимать, что только технический спектр знаний не с позволит создать дизайнеру интересный контент. Дизайнер должен четко представлять, в чем заключается смысловая, художественная, стилевая составляющие контента, который взят на обработку. Особенность новой компетенции в том, что дизайнер должен уметь вначале вышеназванные составляющие дифференцировать, а потом синтезировать в разных комбинациях на основе и художественных, и технических знаний.

В этой связи мы предлагаем в студенческой аудитории адаптировать любой этнохудожественный блок наследия как актуальный для специалиста творческой специальности. Надо отметить, что в этом направлении уже есть интересные находки педагогов-практиков, предложения ученых [1; 3; 5]. Изучив различные подходы, мы выбрали этнохудожественную инсталляцию как малоизученный и малораспространенный в творческих вузах обучающий модуль.

Инсталляция является практическим художественно-творческим произведением дизайнера. она воплощает в себе его знания и личностное отношение к тем или иным достижениям культуры. Компетенция дизайнера проявится в разных формах: в детализации, в озвучивании, в цветовом, графическом и фактурном решении, в пластике, костюмах, игровой динамике перемещения участников внутри пространства инсталляции.

Можно гипотетически предположить, что инсталляция как форма синтез-комбинаторики смыслового и визуального восприятия в содружестве с актуальным сегодня перформансом как формой синтез-трансляции культурного наследия могут стать стержневым вектором активизации образовательно-креативной среды на факультете не только с творческим и гуманитарным, но и с информационно-техническим компонентом [7; 8].

Анализ изучения научной и научно-популярной литературы показывает, что перформанс вначале возник на сценических площадках политической арены, что определяет этот вид жанровой модификации как «продуктивно-коммуникативный», привлекающий внимание общественных слоев. Затем его формы утвердились в культурных акциях, что связано с резонансным восприятием образов и возможностью использования нетрадиционных шумовых и зрелищных эффектов.

Что же представляет собой грамотно разработанная композиция художественно-тематического содержания инсталляции с мультимедийным эффектом восприятия? Как соединить природу и наследие, смысловой

и визуальный эффект в мультимедийной форме зрелищного представления? Обратимся к работам магистров кафедры дизайна, получивших Дипломы на международной конференции РАЕ (март 2014).

Пример 1. Так, С.С. Чуданова, определив для себя целью инсталляции «популяризацию» культуры норвежцев по отношению к охране объектов культурного наследия, представила конфигурацию площадки-инсталляции в виде стилизованного цветка вереска, что связано с природным символом Норвегии [6].

Пример 2. О.Д. Кудряшова пишет: «Технический прием народного промысла "тагильская роспись" - это "маховый мазок" кистью с двойным или тройным цветовым набором краски. С приходом дизайна он получил новое рождение не только в российской культуре, но и других стран» [4]. Природа Урала «ожила» в инсталляции по теме: «Уральская живопись: маховое письмо», где мастерами использован цветок кустового шиповника.

При проектировании практического задания «модуль инсталляции» учитывалось условие разработки мультимедийной доминанты. Студенты магистратуры 1 курса искали и предлагали технические приемы оснащения демонстрационной инсталляции в зависимости от блока наследия, который был выбран для популяризации.

Таким образом, эффект мультимедиа используется не только в информационном пространстве. Мультимедийный механизм используется в художественном проектировании зрелищных мероприятий, площадок, инсталляций, которые привлекают внимание людей разного возраста. отсюда можно гипотетически предположить, что инсталляция и перфор-манс как единый стержневой вектор активизации образовательно-креативной среды могут быть реализованы на факультете, где готовят бакалавров и магистров для профессиональной реализации в самых разных индустриях социально-экономического развития регионов России.

Таким образом, мы рассматриваем синтез-комбинаторику смыслового и визуального восприятия в содружестве с синтез-трансляцией культурного наследия важным дидактическим модулем, обеспечивающим условия для формирования новой компетенции, важной для специалиста в области дизайна мультимедиа.

о ^ го 9

Библиографический список

1. Буторина А.В. Использование мультимедийной презентации на уроках менеджмента // Материалы Второй Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиатехнологии в современном образовании». М., 2013. С. 102-106.

о -е-

ш о

2. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа / Пер. Римицан Н.А. СПб., 2013.

3. Демидова М.В. Проектирование визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006.

4. Кулешова О.Д., Ткалич С.К. Тагильская роспись // Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2014». URL: studforum.@rae.ru/2014/512/4357 (дата обращения: 19.04.2014).

5. Зырянова А.А. Композиция мультимедийной презентации: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2011.

6. Чуданова С.С. 2014 - год культуры. Мультимедийный проект «Путешествие по Норвегии» // Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2014». URL: studforum.@rae. ru/ 2014/512/5970 (дата обращения: 19.04.2014).

7. Ткалич С.К. образовательный консалтинг: концептуальное моделирование информационно-технологического ресурса в магистратуре гуманитарного вуза // SWorld. Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2013. 17-26 декабря 2013 г. Одесса, 2013. С. 33-37.

8. Ткалич С.К. Этнохудожественный перформанс: методика подготовки и перспективы развития // Педагогика искусства. Электронный научный журнал. 2010. № 2. URL: http://art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2010/14_06_tkalich.pdf (дата обращения: 19.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.