Научная статья на тему 'Этнокультурная среда Крыма в художественном проектировании студентов-дизайнеров'

Этнокультурная среда Крыма в художественном проектировании студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КРЫМСКИЙ РЕГИОН / CRIMEAN REGION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ART DESIGN / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / ETHNIC AND CULTURAL BACKGROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадзина Екатерина Викторовна

В статье рассматривается феномен этнокультуры региона Крым как фактор влияния и оптимизации процесса художественного проектирования в контексте обучения студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гадзина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crimean Ethno-Cultural Environment in Artistic Design of Students-Designers

The article discusses the phenomenon of ethnic culture of the region of Crimea as an influence and optimize the process of artistic design in the context of training students in design.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная среда Крыма в художественном проектировании студентов-дизайнеров»

реализации полноценного межкультурного общения.

Ключевые слова: художественный образ произведения изобразительного искусства, интерпретация, понимание «текстов» этнокультуры, коммуникация: произведение — художник — зритель, смысл произведения искусства, этнопедагогика.

SUMMARY

The article explores the influence of an art image of ethnoculture on a viewer. Special emphasis is laid on direct perception of an ethnoculture's text tied with the interpretation of fine and expressive units along with the understanding of the meaning expressed by them. The article sheds light on the problems which students of art schools face to while dealing with ethnoculture's art works. The ways of overcoming of communication failures are pointed out. The meaning of ethnopedagogics is provided in order to make full-fledged intercultural communication possible.

Key words: Artistic image of an art work, interpretation, understanding of ethnocultural «texts», communication: an art work - an artist - a viewer, meaning of an art work, ethnopedagogics.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учебн. пособие. Изд.2-е пере-раб. и доп. - М., 2001. - 525 с.

2. Борев Ю. Эстетика: Отношение к действительности; Творчество; Произведения; Природа и виды искусства; Художественный процесс; Обращение с искусством. - М.: Астрель, 2005. - 829 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. - М., 1994. -Т. 4. - 325 с.

4. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Лига-пресс, 2001. -125 с.

5. Малышев И. В. Эстетические очерки. Избранное: Сборник статей. - М.: Музыка, 1980. - С. 109.

6. Мальцев С. Мастерство музыканта-исполнителя. - М., 1976, - С. 83.

7. Райшев Г. Живопись. 1960-2010-е годы: альбом / автор-сост., статья, текст Н. Н. Фёдорова; науч. ред., статья И. П. Уварова. - Екатеринбург: Баско, 2014. - 380 с.

8. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.

9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

10. Авдеев В. Б., Севастьянов А. Н. Раса и этнос. - М.: Книжный мир, 2007. -160 с.

11. Колодина Н. И. Проблемы понимания и интерпретации художественного текста. - Тамбов, 2001. - 184 с.

12. Щирова И. А., Тураева З. Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы. - СПб., 2005. - 457 с.

Е. В. Гадзина

УДК 39(470-13):7.071.5-057.875

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КРЫМА

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ПРОЕКТИРОВАНИИ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

' владение будущей специальностью дизайнера - это путь сложный, многоаспектный и поэтому проблемный и противоречивый. Деятельность дизайнера отличается повышенной напряжённостью, сложностью, так как непосредственным объектом его труда является среда человека, личности. Это требует реализации профессиональной позиции специалиста при решении проектных задач в различных условиях

20/£/з

организации и осуществления анализа, планирования, организации процесса профессионального взаимодействия в системе «дизайнер-клиент».

Национальная палитра Крыма представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционную бытовую культуру и активно популяризируют своё историко-культурное наследие. На территории республики проживают украинцы, русские, крымские татары, азербайджанцы, армяне, греки, венгры, болгары, грузины, евреи, казахи и др. В настоящее время в РК действует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы.

Представители крымской школы дизайна в настоящее время находятся в своём творческом поиске в рамках усреднённого европейского дизайна, а этничность региона существенной роли не играет.

Общие проблемы дизайн-образования являются предметом разностороннего исследования учёных. В частности, И. Герасименко разработал технологии производства художественно-конструкторского формообразования. В. Даниленко, Е. Лазарев рассматривают дизайн как техноэстетическую систему, В. Сидоренко - как проектную культуру и эстетику дизайнерского творчества, О. Трошкин - как развитие инициативности будущих дизайнеров в процессе учебно-творческой деятельности. Г. Минервин, И. Рыжова изучали социальную природу дизайна.

Роль знаково-символьной информации этнических культур в современных моделях проектирования культурного жанра рассматривается многими учёными (К. А. Кондратьева, И. И. Назаров, Л. И. Нехвядович, С. К. Ткалич). Теоретик российского дизайна О. И. Генисаретский отмечает, что «важно обратить внимание на три измерения, в которых протекает историческое бытие каждой этнической культуры: а) культурное своеобразие; б) межкультурное взаимодействие; в) самотождественность этносов, постигаемые через преемственность культуры» [2].

Целью статьи является рассмотрение художественного проектирования как одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности дизайнера и пути его развития в среде этнокультурного единства Крыма.

Исследуя этнические тенденции в дизайне, необходимо выявить различия между этническими тенденциями и национальным стилем. С теоретической точки зрения между дизайн-проектом в национальном стиле и этническом существует определённая разница. Первый предполагает обращение к традициям, их обобщение и интерпретацию. Второй в большей степени ориентирован на национальный колорит, экологию этнографической среды и нюансы стиля той или иной страны. Этнический стиль отсылает не к реконструкции исторически сложившихся форм национального искусства, а к утверждению идеи гармонии этнокультурного единства в регионе и процесса культурной глобализации.

Этническое направление в дизайне актуально как способ проявления культурной солидарности, презентующий традицию не только как музейный экспонат, а как часть современной культуры, актуальной для человека XXI в.

Этнокультура - та часть культурного этноса, которая для него специфична. Общий массив культуры этноса охватывает все формы, способы и результаты деятельности, бытующие в данном этносе, всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений: сюда относятся ино-этнические заимствования, комплексы и элементы интернациональной общемировой культуры, зональные культурные черты, присущие ряду соседних или родственных этносов. В отличие от общей культуры этноса специфичная культура этноса охватывает только ту часть культуры этноса, которая воспринимается и самим этим этносом, и его соседями, как характерная именно для него, ассоциируемая с ним, и тем самым выполняющая как этноинтегрирующие, так и этнодифферен-

цирующие функции. В культуру этноса входят этнические традиции, этническая символика, этнические специфичные формы материальной культуры - жилище, одежда, пища, явления фольклора (эпоса, музыки, танцев и т. д.), а в урбанизированном обществе и той профессиональной художественной культуры, в которой её создатели и потребители осознают наличие национальных мотивов или актуальной для их этносоциального бытия тематики. Таким образом трактует термин профессор В. И. Козлов [5].

Крым исключительно богат музеями, а крымские музеи обильны экспонатами. Причин несколько: богатейшее наследие древних греков и средневековых итальянцев, героические события Крымской и Великой Отечественной войн, любовь русской императорской семьи, высокородной аристократии и бедного, но талантливого дворянства, разночинной интеллигенции в Крыму. А, кроме того, богатая крымская природа.

Этнический стиль характерен совокупностью черт искусства и культуры определённой национальности или территории. Ключевое слово в определении - «характерный». Объекты художественного проектирования должны быть насыщены элементами и цветами, которые Потребитель дизайна привык ассоциировать с нужной народностью. Правильное использование стиля даёт целостную концепцию дизайна, и созданная этническая атмосфера сработает на создание нужного настроения у Потребителя.

Существуют и другие весомые причины, по которым этнокультурные мотивы актуальны для современного дизайна. Это обозначение экологической безопасности продуктов питания, необходимость подчеркнуть традиционную технологию их производства; присутствие своеобразного этнического маркера для некоторых промышленных товаров, несущих на себе отпечаток национального своеобразия; дизайн-обеспечение продукции, связанной с на-

циональной культурой; рекламно-информационное сопровождение туристического бизнеса и оформление национальных культурно-массовых мероприятий.

Дизайн-продукт, выполненный при помощи стилизации этнокультурных мотивов, предполагает наличие такого объёма знаний о традиционной культуре, который позволяет проектировщику, во-первых, идентифицировать исторические артефакты в их социокультурном контексте, во-вторых, используя профессиональные навыки, творческий потенциал, техническое оснащение, создавать новый визуальный образ, осознавая свою социальную ответственность перед обществом [4].

Для студенческого возраста характерна высокая степень познавательной активности, склонность к осмыслению себя, стремление к самостоятельности, независимости, к раскрытию внутреннего потенциала. Возможность изучения семиотики региона предоставляет студентам новый знаковый ресурс. Необходимо постепенно формировать понимание, что этническая культура, её коммуникативная многонациональная платформа, становится уникальным ключом к открытию горизонта для новых достижений с помощью этнодизайна. Это особый вектор научного исследования и переноса результатов поиска в художественное проектирование объектов дизайна.

Изучая эстетическую сущность этнических культур, происхождение и закономерности, направления развития, знакомясь с вековыми ценностями их искусства и архитектуры, закладываются навыки анализа знаковых систем, необходимых для практической творческой деятельности будущих дизайнеров-графиков.

Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с

20/£/з

целью сформировать визуальный образ идей и посланий.

Понятие графический дизайн включает художественно-проектную деятельность, в основе которой графическое изображение, рисунок, чертёж, помогающий наглядно представить смысл того или иного высказывания, события или указания.

Современная этнохудожественная культура - это особая символика времени и пространства, создающая многообразие новых культурных систем разной степени сложности. И художественное проектирование, являясь частью этнохудожественной культуры, рассматривает вещь как результат проективной деятельности в этнокультурном пространстве. В этой системе культурное наследие должно стать точкой отсчёта нового времени дизайна.

Творческая суть художественного проектирования состоит в «образном схватывании», прояснении и воплощении жизненных ценностей. Основой является проектное воображение (как базовая профессиональная способность): взаимосвязь процессов мышления, направленных на выявление исходных ценностных ориентиров этнических культур, основных формообразующих факторов и проектных образов будущих дизайнерских объектов. При этом синтез факторов формообразования не является суммой требований к объекту, это система, в которой от места и роли отдельных факторов (условий) зависит общий подход к процессам формообразования.

В процессе художественного проектирования могут быть применены самые разные семиотические языки, как созданные специально для решения той или иной проектной задачи, или группы таких задач, так и заимствованные из безграничного багажа национальной культуры. В частности, любой художник, привыкший мыслить в формах близкого ему национального искусства, может решать творческую проектную задачу на привычном ему языке. От языка художественного проектирования

требуется только, чтобы он, с одной стороны, был близок автору проекта, являлся неотъемлемым элементом его личной художественной культуры, а с другой стороны, был приспособлен к самому процессу художественного проектирования. В этом плане любой язык, если только он обеспечивает операции проектного мышления, подходит и может быть использован.

Необходимо особо отметить, что в процессе проектного творчества эти «графико-языки» неоднократно меняются и нахождение той графической формы, в которой наиболее ясно решается каждый этап проектирования, является существенным моментом, обеспечивающим успех и эффективность проектного творчества [3].

Овладение студентами языком проектной графики зависит от общих региональных установок учебного заведения и педагогического коллектива, и реализуется в процессе художественного проектирования.

Формирование профессиональных качеств дизайнера в процессе художественного проектирования происходит при направленных обучающих и воспитательных воздействиях, приводящих к нужному устойчивому профессионально-творческому поведению, которое затем является основным в процессе профессиональной деятельности.

Обучающая функция дизайна реализуется в процессе выполнения дизайн-проектов. Принципы дизайнерской деятельности ориентируют студентов на учёт многочисленных факторов в целостном дизайн-продукте; методы дизайна развивают интегра-тивные способности, гармоничное научно-технически-художественное мышление, учат производить материальные и духовные ценности.

Сегодня основной задачей является внедрение в образовательный процесс различных механизмов интерпретации традиционного материала, доказывающее состоятельность подобного направления в этнохудо-жественном пространстве. Решение задач подготовки специалиста-профессионала этно-

художественного образования как носителя и транслятора национальной культуры в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта может осуществляться в процессе научно-исследовательской работы над дипломом, производственной и преддипломной практики.

Художественное проектирование на основе исследований этнокультурной семиотики Крыма способствует глубокому осознанию связей прошлого и будущего Крымского региона, позволяет перевоплотить универсальный дизайн в новый комфортный и функциональный, эстетически гармоничный новый стиль, «отеплить» предметы, окружающие нас, творчеством, духовным началом, народным духом.

Чтобы сформировать новый стиль, студентам-дизайнерам необходимо изучить и привнести творческое начало традиционной культуры в процесс проектирования новых объектов графического дизайна.

Внедрение этноязыка в практику художественного проектирования способствует развитию региональной, крымской, школы дизайна.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается феномен этно-культуры региона Крым как фактор влияния и оптимизации процесса художественного проектирования в контексте обучения студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: этнокультурная среда, Крымский регион, художественное проектирование, дизайн-образование.

SUMMARY

The article discusses the phenomenon of ethnic culture of the region of Crimea as an influence and optimize the process of artistic design in the context of training students in design.

Key words: ethnic and cultural background, the Crimean region, art design, design education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аббасов И. Б. Основы графического дизайна. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 224 с.

2. Генисаретский О. И. Культурно-психологическое измерение Евразии. Евразийская перспектива. - М.: Международный фонд «Культура и будущее России», 1994. -187 с.

3. Ткалич С. К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: монография. - М.: Издательство МГОУ, 2006. - 160 с.

4. Черных Д. Г. Русский графический этнодизайн в ХХ-ХХ1 веке // Архитектон: известия вузов. - № 45. - 2014.

5. Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов / под ред. проф. В. И. Козлова. 1995 [Национальнаяэнциклопедическая служба]. ШЬ:Шр: //уо1ийагу.ги^сйопагу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.