Научная статья на тему 'Этнодизайн:организационно-педагогические условия проектирования творческой образовательной среды художественных учебных заведений'

Этнодизайн:организационно-педагогические условия проектирования творческой образовательной среды художественных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОДИЗАЙН / ОДАРЕННЫЕ СТУДЕНТЫ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / TALENTED STUDENTS / TRAINING / ETHNO-DESIGN / DESIGN-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденченко Алла Андреевна

В данной статье показаны актуальные проблемы использования этнодизайна как одного из видов творческой художественно-проектной деятельности, которая основывается на художественных истоках народного искусства и современного дизайна, имеет большие обучающие и воспитательные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденченко Алла Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-Design. Organizational and Pedagogical Conditions of Design of Creative Educational Environment of Higher Art Educational Institutions

The actual problems of ethno-design use as a form of creative art-project activities, which is based on the artistic origins of folk art and contemporary design and which has great training and upbringing possibilities, are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Этнодизайн:организационно-педагогические условия проектирования творческой образовательной среды художественных учебных заведений»

во время обучения прогностично учитываются особенности профессиональной деятельности;

• параметры качества коммуникативных умений и навыков учащихся возрастут, если в процессе профессиональной подготовки рационально используются новейшие педагогические технологии, осуществляется взаимосвязь эстетических, психологических, культурологических знаний и профессиональных умений, личностных ценностей учащихся, а также учитываются международные требования к профессиональной компетентности квалифицированных специалистов.

К дальнейшим задачам исследования относим: изучение заданий, функций и направлений развития коммуникативной культуры специалистов, определение организационно-педагогических условий ее формирования во время профессиональной подготовки, разработку научно-методического обеспечения этого процесса.

Литература

1. Бша книга пацншалыкн освпи Укра'ши / Т. Ф. Алексеенко, В. М. Анщенко, Г. О. Балл [та ш.] ; за заг. ред. акад. В. Г. Кременя ; НАПН Укра'ши. — К.: 1нформ. системи, 2010. — 342 с.

2. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая. — Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 15-19.

3. Нацюнальна стратепя розвитку осв1ти в Укра'йп на 2012-2021 роки. [Електронний ресурс] — Режим доступу : http://www.mon.gov.ua/images/ Ше8Л^8/12/05/4455.рс^

4. Новиков А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с.

5. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.

6. Штыкова Л. А. Организация инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2001. —20 с.

ЭТНОДИЗАЙН: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В данной статье показаны актуальные проблемы использования этнодизай-на как одного из видов творческой художественно-проектной деятельности, которая основывается на художественных истоках народного искусства и современного дизайна, имеет большие обучающие и воспитательные возможности.

Понятие «этнодизайн» еще не до конца сформулировано учеными, ибо только недавно стало предметом теоретических исследований и научных дискуссий. Но проблема эт-нодизайна выделена в трудах А.И. Бровченка, Л.А. Корницкой, Л.В.Оршанського, P.M.Силка, В.П.Тименка, которые уделяют важное внимание обучению и воспитанию на основе национальной культуры, декоративно-прикладно-го искусства и дизайна в профессиональном образовании. По нашему мнению, этнодизайн имеет непосредственную связь с одаренностью. В разных этносах одаренность обнаружена не в одинаковой степени. Так, по данным зарубежных ученых (Ф.Ганье, Х.Гарднера, Р. Стернберга), количественные показатели одаренных индивидов составляют от 5 % до 20 % популяций. Будущее принадлежит одаренным личностям нового поколения, и препода-

А.А.Руденченко

Ключевые слова:

этнодизайн, одаренные студенты, дизайн-образование, обучение.

ватель должен создать для одаренных студентов благоприятные педагогические условия, в которых полноценно окажется их творческий потенциал. Для преподавателя, работающего с одаренными студентами, образование - это система интеллектуальных смыслов, направленных в будущее.

Целью статьи является актуализация понятия «этнодизайн» как сложного синтетического образования, которое возникает в процессе активного взаимодействия многогранного интеллекта личности и этнической среды. Индийский философ Ауробиндо, который является знатоком и реставратором первоисточника «ВЕД», отмечает: «Образование, лишенное этнической культуры, является образованием невежества. Результатом такого образования является материальная ослепленность» [1].

«Философия национальной идеи» - это книга В.Г. Кременя, которую должен знать каждый преподаватель, чтобы обучать молодежь на основе интеграции традиций народного искусства и новейших технологий дизайна.

Приоритеты украинской национальной идеи В.Г.Кремень соотносит с «учением о счастье» Сковороды, а именно: «Счастье надо искать не в чужих краях, не по морям, а «внутри нас самих», «в здоровье Духа, душевном мире и веселье сердца», что достигается тогда, когда человек« живет в согласии с природой» [3].

По мнению нашего украинского психолога Костюка, жить в согласии с природой - это значит работать в «согласии со своей природой, в соответствии со своими способностями и наклонностями ». «Природа каждого человека создает предпосылки для того, чтобы он мог стать счастливым. Надо познать эту природу и использовать те возможности, которые она создает каждому человеку» [5].

Сущность этнодизайна становится понятной из формулировки понятия «этнос» историком, географом и этнологом Л. Гумилевым. Этнос -естественно сложившийся в определенном ландшафте коллектив людей с оригинальным стереотипом поведения, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, выходящим из ощущения комплементарное™.

Можно назвать небольшое количество имен, творческое кредо которых входило в рамки определения дефиниции этнодизайна, это - Л. Корницкая, А. Бровченко, С. Мигаль, Р. Силко, В. Крыжановский. Авторы сошлись на том, что слово "этнодизайн" образуется сочетанием двух слов - "этнический" и "дизайн". В свою очередь, в словаре иностранных слов мы находим определение: этнический (народный) - такой, что принадлежит какому-то народу, его культуре, традициям [8], и "дизайн" определяется как комплексная научно-практи-

ческая деятельность по формированию гармоничной, эстетично полноценной среды жизнедеятельности человека и по разработке объектов материальной культуры. В.Даниленко определяет дизайн как форму учебно-познавательной активности, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, а также обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности - субъекта обучения. При этом он подчеркивает, что проектная деятельность выступает как дидактическая единица процесса обучения. Итак, понятие "дизайн" рассматривается в трех значениях - как замысел, метод и деятельность, в том числе и учебная.

Этнодизайн, по мнению Л. Корницкой , - «это проектная деятельность по созданию современных форм материальной среды с использованием традиционных элементов культуры определенного этноса. Этнический дизайн соответствует смысловым и эстетическим характеристикам конкретной этнокультуры, использует национальный колорит, характерный для традиций того или иного народа» [11]. В свою очередь, Станислав Мигаль трактует «этнический дизайн» как художественное течение, возникшее как альтернатива технократизма современной жизни, обусловленное стремлением сохранить самобытность народной культуры.

Мы соглашаемся с А.Бровченко, который в своем исследовании этнодизайн называет одним из направлений современного искусства. Этнодизайн стал культурным феноменом общественной жизни XX века и не теряет своей актуальности и в начале третьего тысячелетия [2]. В Украине становление этнодизайна происходило еще в начале XX в. благодаря взаимодействию профессиональных дизайнеров и народных мастеров.

Этнодизайн, по мнению А. Бровченко, - «это трансформация элементов национальной культуры, в частности декоративно-прикладного искусства (форм, орнаментов, колористики, традиционных техник и т.п.) в современные промышленные изделия»[2] .

В то же время кандидат архитектуры А. Крыжановский дает более широкое определение дефениции этнодизайна. «Этнодизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, которая интегрирует в себе естественные, технические, гуманитарные знания, инженерное мышление и направлена на формирование и промышленное совершенствование предметного окружения человека с высоким семиотическим статусом во всех без исключения сферах жизнедеятельности в определенных этнических традициях» [4] .

В 2013 году на II Международном конгрессе в Полтаве «Этнодизайн:

европейский вектор развития и национальный контекст» доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии педагогических наук В.Г.Бутенко отметил, что этнодизайн - это духовная категория, источник для совершенствования духовного потенциала личности от чисто прагматического - к осмыслению жизни. В своем докладе «Этнодизайн: этнокультурные корни и глобализационная крона» доктор философии, профессор Ю.Л. Афанасьев выразил дискуссионное мнение о том,что этнодизайн - это переходный период, между декоративно-при-кладным искусством и национальным дизайном.

Вместе с тем мы не можем не согласиться, что этнодизайн, выступая посредником между промышленностью и народным искусством, прежде всего объединяет точные и гуманитарные науки, одновременно привлекая чувственные способности и духовность человека.

Итак, «этнодизайн» - это многогранное понятие формообразования и декора с учетом национальных традиций. Этнодизайн гармонично интегрирует в себе духовные, культурные, художественные, проектные, технические и этнонациональные особенности. Он источник духовного потенциала личности, в котором соединились традиционное декоративно - прикладное искусство и современные промышленные технологии.

Анализируя исторический опыт обучения студентов этнодизайну, мы можем отметить, что проблема полноценного использования этнодизай-на не нова. Особенно значимым оказался теоретико-эмпирический опыт Готфрида Земпера (1803 - 1879), выдающегося немецкого архитектора, инженера, теоретика искусства, педагога, труды которого повлияли на становление и развитие теории художественного формообразования конца XIX в. Им были сформулированы конкретные предложения относительно путей реформирования художественно-промышленного образования на основе системных исследований в области прикладного искусства [1].

В условиях современного украинского общества и образования, ориентированных на развитие личности, воспитанной на гуманистических ценностях с учетом достижений национальной культуры, профессиональная подготовка одаренных студентов высших художественных учебных заведений, по нашему мнению, должна осуществляться на основе этнодизайна.

Проблемы дизайн-образования, в частности, тесно связаны с изменениями, происходящими в общественно-политической жизни государства, его социально-экономической сфере, в сфере материального производства, а также общественном сознании. Эти изменения требуют пересмотра требований по профессиональной подготовке одаренных студентов высших

художественных учебных заведений. К тому же, как отмечает В. Кремень, развитие каждого отдельного человека на основе его способностей - это главный рычаг дальнейшего прогресса общества [7, с . 3].

Современное общество нуждается в подготовке конкурентоспособного выпускника, готового к работе в условиях конкуренции на рынке труда в Украине и учитывающего новые зарубежные тенденции. От такого выпускника зависит экономическое могущество государства и благосостояние нации.

Необходима дальнейшая разработка содержания украинского этноди-зайна, организационных форм его реализации. Важно продумать и экспериментально апробировать методически процессуальное обеспечение дизайн-образовательного процесса, а также благоприятную предметно -развивающую среду в профессиональных учебных заведениях дизайн-об-разования. Эти педагогические условия являются необходимыми и эффективными для формирования современных украинских дизайнеров в образовательной сфере.

Итак, реалии требуют профессиональной подготовки одаренных студентов высших художественных учебных заведений. Творческие способности учащихся необходимо раскрывать именно в процессе учебно-воспитатель-ной деятельности на основе этнодизайна, который развивает творческий потенциал каждого одаренного студента, приобщает к народному искусству, к духовным и культурным национальным ценностям, повышая таким образом общую культуру личности, специалиста, гражданина, что является залогом культурного развития общества.

Обеспечить должным образом обучение одаренных студентов высших художественных учебных заведений надо, прежде улучшив факторы, которые, с точки зрения образования, являются неуправляемыми. Среди них выделяем:

- общественные потребности;

- требования рынка труда, работодателей;

- запросы дизайна как науки, как искусства и как производства;

- общие требования системы профессионального образования, заложенные в государственных документах, стандартах образования и т.п.

Обучение в высших художественных учебных заведениях должно быть построено так, чтобы в ходе художественно-творческой деятельности студенты совершенствовались в интеллектуальном и социальном плане, овладевали культурным достоянием прошлых эпох и современности [4] .

С учетом особенностей современного социокультурного проекта глав-

ное место среди многочисленных проблем, касающихся этнодизайнерско-го аспекта профессионального образования одаренных студентов высших художественных учебных заведений, занимает проблема роли этнодизай-нерских дисциплин в обучении одаренных студентов. Пути ее решения представляются в русле приведения гуманитарного образования и воспитания студентов в соответствие с той системой ценностных ориентаций и социальных нормативов, которые определяют прогресс человеческой цивилизации на пороге III тысячелетия ( Н.Андриевська, Л.Афанасьева, Л.Глинська, В.Гудзь, Т.Троицька, А.Швецова и др.). Среди них - воспроизведение генетического кода нации, ее ментальное™. Это требует особой этнизации учебно-воспитательного процесса через культурологическое познание. Примерами реализации данной проблемы является введение в учебные программы новых дисциплин этнодизайнерского направления: «Этнографическая практика», «История и теория этнодизай-на», «Народоведение», «Украинское искусство», многочисленный ряд спецкурсов и т.п. Цель этих дисциплин не только изучение, систематизация и углубление знаний об украинском этносе, но и повышение уровня национального сознания и духовности. Их концептуальная идея следующая: культура должна иметь национальный характер, дизайн в Украине должен быть украинским дизайном.

Исходя из определенных концептуальных положений национального образования и концептуальных идей профессиональной подготовки одаренных студентов высших художественных учебных заведений с использованием этнодизайна , мы определили следующие концептуальные основы:

- приоритетной задачей современной дизайнерской школы является необходимость помочь студентам найти себя в искусстве и технологии, сочетать традиции и современность;

- раскрытие индивидуального потенциала одаренной личности в процессе обучения этнодизайну;

- использование групповых форм работы и их организация в процессе этнодизайнерской деятельности;

- привлечение студентов к творческим объединениям (лекционные занятия в музеях, мастер-классы народных мастеров, участие в выставках, эт-нофестивалях, конкурсах) и сотрудничество в системе дизайн-образования;

- организационно-педагогические условия оптимизации обучения этнодизайну одаренных студентов.

Особого внимания заслуживают такие этнодизайнерские проявления, как проявление вдохновения, поисковой активности, творческой деятель-

ности художников - дизайнеров. Каждый является самобытной и оригинальной личностью. Одновременно их объединяет сила и характер чувств, способность генерировать творческие идеи, находить пути и достигать их воплощение на практике. Этот опыт является важным для обучения одаренных студентов этнодизайну, дальнейшего развития и распространения опыта среди молодых художников, которые стремятся найти себя, опираясь при этом на предыдущий опыт мастеров дизайна.

С целью изучения указанного процесса считаем целесообразным рассмотрение следующих вопросов:

- педагогическое стимулирование эмоциональной активности одаренных студентов высших художественных заведений ;

- творческий поиск и его особенности в сфере этнодизайна ;

- организация творческой деятельности;

- развитие инновационной деятельности в сфере этнодизайна ;

- не менее важным является осознание того, что этнодизайнерскому становлению одаренной личности способствует организация культурно -просветительской среды - мира духовных ценностей .

Необходимым условием для эффективного обучения этнодизайну одаренных студентов высших художественных учебных заведений является проектирование компонентов учебной среды с использованием элементов этнодизайна.

Освоение ценностей прошлого, которые наследуются, и приспособление к новым социокультурным потребностям выступают важным проявлением культуротворческого процесса, который направлен на достижение цели: расширение влияния реально действующего поля этнодизайна на личность одаренного студента; приобщение студентов к его многообразному миру, формирование ценностного отношения к нему, развитие интересов, способностей, творческой индивидуальности одаренного студента в высшем художественном заведении.

Качество художественно-эстетической среды позволяет усилить выразительность культурной коммуникации за счет локальных художественных реалий, ориентируя студентов не на механическое запоминание информации, а на активное творческое освоение искусства родного края. По нашему мнению, особенно целесообразным является создание музеев на базе колледжа, института, университета, которые способны сформировать у студентов специфическое, эмоционально-ценностное отношение к этнодизайну. ческим законам, т.е. выступает языком культурного общения человечества.

Профессиональная подготовка с использованием этнодизайна осу-

ществляется методами, определяющими ее гуманитарную и культурологическую направленность, а именно: интеграцию и диалог, личностно ориентированный и ценностный подходы, возрождение культурных традиций в творческой художественной этнодизайнерской деятельности и т.п. Выбирая формы и методы организации обучения на основе этнодизайна, мы исходили из содержания, задач и конечной цели. Важен стиль взаимоотношений преподавателя и студентов, а также то, в какой мере взаимоотношения будут вызывать познавательную, эмоциональную и творчески учебную активность студентов, мотивировать их к осознанному познанию и творческому развитию.

В ходе работы с одаренными студентами мы обращаем внимание на их интерес к этнодизайну в таких проявлениях:

1) доминирование интересов и мотивов к народному искусству;

2) эмоциональная включенность в творческую дизайн-деятельность;

3) воля к принятию решения, к успеху;

4) общее и эстетическое удовольствие от процесса и результата деятельности;

5) понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

6) бессознательное, интуитивное решение проблемы;

7) многовариантность решений;

8) искусство находить, выбирать.

Подытоживая, отметим, что этнодизайн в Украине является относительно новым явлением. В нем находят свое отражение идеи, взгляды, интересы, ориентации, направленные на эстетизацию окружающей среды и подготовку молодого поколения к освоению ценностей этнодизайна. На этом пути есть заметные достижения, творческие находки, конкретный опыт. Вместе с тем остается немало вопросов, на которые нужно еще искать ответ. Педагогическая теория и практика в Украине, связанная с организацией этнодизайна, выходит сегодня на качественно новый уровень осмысления и решения указанных вопросов. Опираясь на системный подход, ученые-пе-дагоги определяют условия, которые позволяют этнодизайн интерпретировать как духовное, психологическое, коммуникативное, информационное, организационное и культуротворческое явление, способное обогащать жизнедеятельность человека, приучать его к организации жизни по законам красоты.

Литература

1. Ауробиндо Ш. Откровения древней мудрости. Веды. Упанишады. Бхагавадгита. / Шри Ауробиндо. Санкт-Петербург: Адити, 2001. - 615 с.

2. Бровченко А. Формирование профессиональной компетентности по основам этнодизайна у будущих учителей трудового обучения: Автореф. дис.... пед. наук: спец. 13.00.02 - теория и методика трудового обучения / АЛ.Бровченко. Киев, 2011. - 21 с.

3. Бонч-Бруевич В. Собр. соч. Г.С.Сковороды / Под ред. В.Бонч-Бруевича. СПб., 1912.-Т.1. -С.76.

4. Егоров Г.С., Лавриненко Н.М., Мельниченко Б.Ф. Тенденции развития содержания базового образования в странах Запада. Киев: КМПУ им. Б.Г.Гринченка, 2003. - 186 с.

5. Костюк Г.С. Психологические взгляды Г.С.Сковороды / Г.С. Костюк// Очерк истории отечественной психологии XVII - XVIII ст. Киев: Сов. школа, 1952. - С. 162.

6. Кремень Б.ГФилософия национальной идеи. Человек. Образование. Социум/ В.Г.Кремень. Киев:Грамота, 2007.-576 с.

7. Кремень В.Г. Достойный ответ вызовам XXI века / Василь Кремень // Проф.-техн. обр. - 2006. - № 4. - С. 2 - 4.

8. 1вченко А.О. Толковый словарь украшського языка /А.О.Ивченко. Харьков :Фолио, 2006. - 766 с.

9. Силко P.M. Розвитие методики прикладного искусства Готфридом Земпером в художественно-промышленных школах Западной Европы (вторая половина XIX века): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 05.01.03 -техническая эстетика / Р. М. Силко. Киев, 2002. - 23 с.

10. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению: учебно-методическое пособие/ Г.В.Щекин. Киев:МАУП, 2001. - 616 с.

И.Чубинсъкий П.П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край / П.П.Чубинський - Киев: Редакция общеобразовательных газет, 2004. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.