Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры будущих специалистов в контексте инновационной образовательной деятельности'

Формирование коммуникативной культуры будущих специалистов в контексте инновационной образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / VOCATIONAL EDUCATION / FUTURE SPECIALISTS / INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY / COMMUNICATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Лариса Анатольевна

В статье обосновывается возможность повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в профессиональных образовательных учреждениях путем формирования у них коммуникативной культуры в условиях инновационной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Communicative Culture of Future Specialists in the Context of Innovative Educational Activity

The possibility of enhancing the quality of future specialists’ training at professional educational institutions by forming specialists’ communicative culture in terms of innovative educational activity.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры будущих специалистов в контексте инновационной образовательной деятельности»

Л.А. Руденко

Ключевые слова:

профессиональное

образование, будущие

специалисты,

инновационная

образовательная

деятельность,

коммуникативная

культура.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновывается возможность повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в профессиональных образовательных учреждениях путем формирования у них коммуникативной культуры в условиях инновационной образовательной деятельности.

Создание условий для гармоничного развития личности профессионала, ее самоопределения и самореализации требует построения единого процесса приобретения знаний, адекватного жизни, на основе органического наполнения сочетания гуманитарно-социаль-но-исторических, естественнонаучных и художественных дисциплин общими гуманистическими смыслами и духовно-нравственными целями. Современная философия видит перспективу человечества в становлении нового гуманитарного мышления и практики на основе принципов целостности бытия, культуры, личности [2]. В этом контексте образование является сферой социокультурной жизнедеятельности, в которой происходит становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести ответственность за судьбу земной цивилизации защищать общечеловеческие ценности, осуществить свой вклад в развитие культуры.

Среди ключевых направлений государственной образовательной политики в Украине отметим: реформирование системы образования на основе философии «антропоцентризма», переориентацию ее содержания на цели устойчивого развития, повышения качества образования на инновационной основе. Учитывая это, современное профессиональное образование должно ориентироваться на формирование духовно развитой, гармоничной, культурной личности с целостным гуманистическим мировосприятием.

Проблемы общения нашли освещение в психолого-педагогических и социальных исследованиях Б. Ананьева, Г. Андреевой, Г. Балла, А. Барташева, А. Бодалева, М. Боришевского, А. Валицкой, Г. Васяновича, А. Дробницкого,

A. Киричука, А. Леонтьева, С. Максименко, В. Рыбалки, И. Рыдановой, С. Рубинштейна, В. Семиченко, М. Скибы, В. Сухомлинского, В. Тесленко, Н. Хворостовской и др. Вопросы формирования стиля межличностного взаимодействия, готовности к личностно ориентированному общению раскрываются в работах К. Богатырева, И. Зязюна, В. Ливенцовой, М. Пирен, Л. Савенковой, Т. Чмут. Вопросы культуры общения исследовали И. Афанасьев, В. Грехнев, В. Малахов, И. Сайтарли, Г. Чайки и др. Различные аспекты формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки освещены в публикациях Т. Адамьянц, Л. Василевской-Скупой, М. Василенко, Т. Ганниченко, К. Глушенко, Д. Годлевской, Н. Грищенко, Л. Дарийчук, Т. Дементьевой, М. Исаенко, Т. Коноваленко, В. Кручек, А. М. Новикова. Проблемы формирования коммуникативной культуры специалистов разного профиля в высших учебных заведениях исследовали В. Барковский, А. Бовдир, И. Возник, А. Гаврилюк,

B. Дубова, В. Красная, Г. Петрук, Ю. Юсеф.

Как отмечает А. М. Новиков, гуманистическая сущность образования заключается не только в развитии способностей, личных и профессионально важных качеств будущих специалистов, но и в помощи человеку в саморазвитии и духовном росте [4, с. 45]. Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в новом обществе человек постоянно, вновь и вновь оказывается перед новым выбором и ему снова и снова надо принимать решение. Самостоятельность и твердость становится необходимыми качествами человека новой эпохи. В связи с этим ученый акцентирует внимание на том, что новое образование должно научить человека классифицировать и переклассифицировать ин-

формацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Для того, чтобы быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда, надо уметь работать с информационными технологиями, уметь анализировать происходящее, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т. д. Необходимость быстро ориентироваться во все ускоряющемся информационном потоке, быстро принимать решения и организовывать их воплощение приводит к новому социальному заказу на образовательный уровень будущих специалистов [4, с. 39-41].

В странах с развитыми образовательными системами становление и формирование профессиональной культуры специалиста связывают с культурой межличностного общения. Коммуникативная компетентность как владение техникой общения на вербальном и невербальном уровнях, способность социально приемлемо общаться, соблюдая определенные мо-рально-этические нормы с учетом психологических особенностей собеседника, признается там важной составляющей профессиональной подготовки, а высокий уровень коммуникативной культуры - одним из главных условий трудоустройства и карьерного роста в сфере бизнеса, обслуживания, управления,образования.

Становление личности специалиста происходит во время профессиональной подготовки в атмосфере взаимоотношений и общения. Таким образом приобретается социальный опыт и создается собственная система ценностных межличностных и общественных связей, которые непременно предусматривают определенный вид взаимодействия и требуют общения соответствующего типа. Кроме того, коммуникативным взаимодействием, межличностными контактами, необходимостью преодолевать конфликтные ситуации пронизана профессиональная деятельность работников многих направлений и специальностей. Это означает, что культура взаимоотношений и коммуникативная культура являются важными взаимообусловленными профессиональными и личностными характеристиками специалистов этих отраслей экономики. Поэтому образование в современном обществе должно быть направлено на формирование способностей общаться, учиться, анализировать, выбирать и творить, воспитание необходимых, с точки зрения социального заказа, личностных качеств и предполагает усвоение социокультурного опыта личности [4, с. 42].

Профессиональная подготовка будущих специалистов в украинских образовательных учреждениях ориентируется прежде всего на Национальную

стратегию развития образования в Украине на 2012-2021 годы, которая провозглашает образование стратегическим ресурсом «социально-экономического, культурного и духовного развития общества, повышения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления международного авторитета и формирования позитивного имиджа нашего государства, создания условий для самореализации каждой личности» [3]. Курс на воспитание человека инновационного типа мышления и культуры путем создания образовательного пространства с учетом образовательных инноваций, запросов личности, общественных и государственных нужд этот документ определяет важнейшим для страны.

В процессе профессиональной подготовки обучающиеся усваивают знания, на основе которых у них формируются научное мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические и физические качества, вырабатывается соответствующее отношение к процессу обучения и последующей профессиональной деятельности. Во время учебы психическое и социальное развитие личности будущего специалиста во многом зависит от общения, поскольку оно выступает не только в качестве важной духовной потребности личности как социального субъекта, но и в качестве главного инструмента, обеспечивающего ее взаимоотношения с другими людьми. А. М. Новиков подчеркивал, что общение как вид деятельности «обусловлено социальной природой человека и является условием познания, условием труда, условием выработки системы ценностей» [5, с. 94]. В связи с этим специалисты отраслей, предполагающих работу с людьми, должны обладать умениями и навыками культуры общения в системе «личность-личность». Социальный феномен коммуникативной культуры сочетает в себе гуманистическую мораль и этикет. Это разновидность общения и поведения, которая благодаря морально-этическим принципам уважения, вежливости, тактичности, достоинства, благородства и ответственности гармонизирует человеческие взаимоотношения в любой социальной плоскости. Учитывая это, коммуникативную культуру целесообразно рассматривать как одну из главных компонент профессиональной культуры специалистов.

Современная педагогическая наука требует поиска инновационных подходов в учебном процессе с целью создания условий для формирования и развития целостной, творческой, свободной личности, способной к социализации, адаптации и самореализации в обществе. Этому должна предшествовать надлежащая организационная работа: анализ компетентными экспертами и проверка на практике методов, которые будут использованы в обучении; сбор, обработка, систематизация, накопление и использование

информации об инновациях; ресурсное обоснование и разработка механизма практической реализации инновационных процессов; создание проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов и их оценка соответственно с установленными критериями, определение системы контроля [6, с. 8-9]. Показателем качества инновации является повышение эффективности деятельности образовательного учреждения.

Внедрение педагогических инноваций должно исходить прежде всего из четко сформулированных образовательных целей. А. М. Новиков определил три общие цели образования в современном обществе:

1. Создание условий для овладения личностью истинно человеческой, в том числе профессиональной деятельностью для ее включения в обще-ственнополезный труд в соответствии с ее интересами и способностями. При этом для каждого отдельного человека его образование выступает в двух ипостасях:

- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения ;

- как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда.

2. Воспитание граждан - социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за свою жизнь и жизнь своей семьи, за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира.

3. Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического процесса, обладающих широким общим и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью [4, с. 45].

В этом контексте профессиональное образование следует нацеливать на воспитание у учащихся готовности к сотрудничеству, инициативности, развитие их творческих способностей, толерантности, совершенствование умения вести диалог, искать содержательные компромиссы, самостоятельно учиться, а также на формирование высокого уровня профессиональной культуры, важным компонентом которой является коммуникативная куль-

тура личности. Профессионально-коммуникативная культура будущего специалиста предполагает наличие у него соответствующих моральных качеств, способности к творчеству, профессиональных знаний, умений и навыков, среди которых значительное место принадлежит культуре общения, адекватному донесению информации и т. п.

Кроме того, характер образовательных инноваций должен отражать не только общественные требования к подготовке специалистов, но и потребности самих учащихся с учетом специфики конкретного профиля обучения. Обновление дидактических систем, методик и технологий профессиональной подготовки требует перехода к более совершенным моделям обучения, которые характеризуются системным введением комплексов педагогических методов и приемов, направленных на постоянное привлечение учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, интенсивное разностороннее коммуникативное взаимодействие, обмен информацией и результатами взаимодействия учащихся и преподавателей. Такое обучение побуждает обучаемых к инициативности, творческому подходу и активной позиции во всех видах учебной деятельности, предполагает самостоятельное получение, создание, конструирование знаний, умений, компетенций, что значительно повышает результативность профессиональной подготовки.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, это способствует более глубокому и осознанному пониманию сущности изученного, формированию умений самостоятельно анализировать и оценивать информацию, формулировать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к другим, уважать альтернативное мнение, работать в коллективе, строить конструктивные отношения с его членами и определять свое место в команде [1, с. 143-144]. Кроме того, это позволяет реализовать идею сотрудничества всех участников образовательного процесса, учит их конструктивному взаимодействию, способствует обеспечению атмосферы психологического комфорта.

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений требует активизации учебно-познава-тельных возможностей учащихся. Эффективность и сила воздействия на сознание будущих специалистов зависит от профессиональных умений и стиля работы преподавателя. Поощрение учащихся к дискуссии и вопросам создает в аудитории более демократичную, творческую, эмоциональную атмосферу. Использование преподавателями общественно-гуманитарных, общепрофессиональных и профессионально-ориентированных дисциплин

современных технологий оптимизирует учебно-воспитательный процесс, ведь занятия должны захватывать, стимулировать интерес и мотивацию, обучать самостоятельному мышлению и вырабатывать увлеченность будущей профессией.

Педагогам профессиональных образовательных учреждений целесообразно обращать внимание учащихся на существенные особенности будущей профессии, проявление профессиональной культуры при выполнении производственных функций и на культуру как феномен социальной деятельности. На практических занятиях желательно акцентировать внимание на осознании сложности и многогранности будущей деятельности в избранной отрасли, на общечеловеческих морально-этических и профессиональных нормах поведения, на создании и осознании собственных систем ценностей. Характер практических занятий предполагает использование творческих заданий и упражнений, тестов, самооценки, деловых и ролевых игр, ситуативных действий, тренингов, проектирования реальной деятельности. Все это при условии достаточно высокого уровня профессиональной культуры преподавателя способствует развитию коммуникативной культуры и эффективности межличностного взаимодействия будущих специалистов, их оперативности и гибкости в решении сложных ситуаций, умений противостоять психологическим трудностям и т. п.

В связи с этим актуализируется потребность поиска рациональных ор-ганизационно-педагогических условий формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в профессионально-технических учебных заведениях. Это предусматривает, в том числе, использование потенциала общественно-гуманитарных предметов с целью профессионально-комму-никативного развития учащихся, а также готовность преподавателей реализовать этот процесс, что позволит организовать и обеспечить надлежащую гуманитарную, общепрофессиональную и профессионально-ориентированную подготовку специалистов в соответствии с Государственными стандартами профессионального образования, современными требованиями работодателей, запросами самих обучаемых и социальным заказом.

Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов как компонента их профессиональной компетентности предполагает:

• совершенствование личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;

• формирование умений конструктивно общаться на всех этапах производственного процесса, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми с учетом возрастных, статусных и социально-культурных

характеристик;

• адекватное и эффективное использование невербального и вербального каналов общения в профессиональной деятельности;

• преодоление коммуникативных барьеров;

• владение способами саморегуляции и самоконтроля в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия, выработку навыков профессионального ведения диалога и т. п.

Учитывая вышеизложенное, коммуникативную культуру специалиста мы определяем следующим образом: это сложное образование личности как субъекта профессиональной деятельности, которое одновременно является условием реализации профессиональной компетентности в коммуникативной деятельности и средством личностного и профессионального роста. Она основывается на профессиональных знаниях и коммуникативных умениях, навыках профессионального общения, социально-личност-ном опыте и детерминируется индивидуальными качествами личности, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности. Одновременно она обеспечивает степень социальной активности личности, социальную значимость норм ее поведения, применения соответствующих средств коммуникативной деятельности. Понимание коммуникативной культуры как средства и условия формирования личности специалиста основывается на познании ее адаптивных возможностей, которые помогают человеку действовать в соответствии с культурными стандартами значимого для него окружения, в нашем случае - профессиональной сферы.

В связи с этим современная профессиональная подготовка должна обеспечивать становление духовно развитой культурной личности, отличающейся высоким уровнем коммуникативной культуры. Применение инновационных подходов к формированию коммуникативной культуры будущих специалистов в учреждениях профессионального образования предлагаем осуществлять с учетом следующих положений:

• профессиональная подготовка должна руководствоваться культурологическим, аксиологическим, компетентностным, личностно-ориенти-рованным, деятельностным подходами к обучению и ориентироваться на формирование умений эффективно взаимодействовать в профессиональной сфере, предотвращать конфликты и в случае необходимости конструктивно их разрешать;

• подготовка будущих специалистов к профессионально-коммуникатив-ной деятельности эффективна, если она осуществляется системно и основывается на функциональных обязанностях будущего специалиста, а

во время обучения прогностично учитываются особенности профессиональной деятельности;

• параметры качества коммуникативных умений и навыков учащихся возрастут, если в процессе профессиональной подготовки рационально используются новейшие педагогические технологии, осуществляется взаимосвязь эстетических, психологических, культурологических знаний и профессиональных умений, личностных ценностей учащихся, а также учитываются международные требования к профессиональной компетентности квалифицированных специалистов.

К дальнейшим задачам исследования относим: изучение заданий, функций и направлений развития коммуникативной культуры специалистов, определение организационно-педагогических условий ее формирования во время профессиональной подготовки, разработку научно-методического обеспечения этого процесса.

Литература

1. Бша книга пацншалыкн освпи Укра'ши / Т. Ф. Алексеенко, В. М. Анщенко, Г. О. Балл [та ш.] ; за заг. ред. акад. В. Г. Кременя ; НАПН Укра'ши. — К.: 1нформ. системи, 2010. — 342 с.

2. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая. — Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 15-19.

3. Нацюнальна стратепя розвитку осв1ти в Укра'йп на 2012-2021 роки. [Електронний ресурс] — Режим доступу : http://www.mon.gov.ua/images/ Ше8Л^8/12/05/4455.рс^

4. Новиков А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с.

5. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.

6. Штыкова Л. А. Организация инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2001. —20 с.

ЭТНОДИЗАЙН: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В данной статье показаны актуальные проблемы использования этнодизай-на как одного из видов творческой художественно-проектной деятельности, которая основывается на художественных истоках народного искусства и современного дизайна, имеет большие обучающие и воспитательные возможности.

Понятие «этнодизайн» еще не до конца сформулировано учеными, ибо только недавно стало предметом теоретических исследований и научных дискуссий. Но проблема эт-нодизайна выделена в трудах А.И. Бровченка, Л.А. Корницкой, Л.В.Оршанського, P.M.Силка, В.П.Тименка, которые уделяют важное внимание обучению и воспитанию на основе национальной культуры, декоративно-прикладно-го искусства и дизайна в профессиональном образовании. По нашему мнению, этнодизайн имеет непосредственную связь с одаренностью. В разных этносах одаренность обнаружена не в одинаковой степени. Так, по данным зарубежных ученых (Ф.Ганье, Х.Гарднера, Р. Стернберга), количественные показатели одаренных индивидов составляют от 5 % до 20 % популяций. Будущее принадлежит одаренным личностям нового поколения, и препода-

А.А.Руденченко

Ключевые слова:

этнодизайн, одаренные студенты, дизайн-образование, обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.