Научная статья на тему 'Состояние художественного образования в Республике Казахстан и проблемы модернизации'

Состояние художественного образования в Республике Казахстан и проблемы модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1677
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / REPUBLIC KAZAKHSTAN / ART EDUCATION / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION AND TRAINING / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Лариса Романовна

Рассматриваются основные направления развития художественного образования в Казахстане в аспекте осмысления национальной традиции, которые опираются на рекомендации ЮНЕСКО, зафиксированные в «Дорожной карте художественного образования», на принятие идеи этнокультурного образования. Систематизируются актуальные проблемы модернизации художественного образования в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State of Art Education in the Republic Kazakhstan and Problems of Its Modernization

The article presents basic tendencies in the art education development in the Kazakhstan taking into account national tradition, which based on the UNESCO recommendations to adopt idea of ethnic and cultural education fixed in «Road Map of Art Education». Actual problems of art education modernization in Kazakhstan are systematized.

Текст научной работы на тему «Состояние художественного образования в Республике Казахстан и проблемы модернизации»

ББК 74.58

Л.Р. Золотарева

Состояние художественного образования в Республике Казахстан и проблемы модернизации

L.R. Zolotareva

The State of Art Education in the Republic Kazakhstan and Problems of Its Modernization

Рассматриваются основные направления развития художественного образования в Казахстане в аспекте осмысления национальной традиции, которые опираются на рекомендации ЮНЕСКО, зафиксированные в «Дорожной карте художественного образования», на принятие идеи этнокультурного образования. Систематизируются актуальные проблемы модернизации художественного образования в Казахстане.

Ключевые слова: Республика Казахстан, художественное образование, этнокультурное образование и воспитание, модернизация.

The article presents basic tendencies in the art education development in the Kazakhstan taking into account national tradition, which based on the UNESCO recommendations to adopt idea of ethnic and cultural education fixed in «Road Map of Art Education». Actual problems of art education modernization in Kazakhstan are systematized.

Key words: Republic Kazakhstan, art education, ethnic and cultural education and training, modernization.

Прежде чем говорить о состоянии художественного образования в Республике Казахстан, обозначим кардинальные преобразования в социально-экономической сфере Республики Казахстан, произошедшие в конце XX - начале XXI в., которые потребовали реформирования национальной системы образования. В Послании Президента Республики Казахстан

Н.А. Назарбаева своему народу от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» четко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования - обновление качества образования и повышение конкурентоспособности национальной системы образования [1, с. 3]. Официальными документами, определяющим стратегическую политику в области образования, являются Закон Республики Казахстан «Об образовании», «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года» и Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, где четко обозначены ориентиры реформирования системы образования.

Вхождение Казахстана в европейское образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе интеграции в мировое пространство образования, но также отвечает внутренней потребности казахстанского рынка образовательных услуг. Основная цель политики модернизации образования в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности Казахстана на мировом уровне.

В настоящее время Казахстан проводит целенаправленную, последовательную работу по сближению казахстанской системы образования с образовательными системами стран - участниц Болонского процесса. В Стратегическом плане подчеркивается: «К 2015 году высшая школа эффективно и успешно функционирует в соответствии с основными параметрами Болонского процесса» [2, с. 200].

На современном этапе развития стратегические планы, программы развития образования в Республике Казахстан опираются на мировой опыт и на данные института ЮНЕСКО.

Тенденции художественного образования в Казахстане определяются основными положениями, выводами и рекомендациями Первой и Второй Всемирных конференций по образованию в области искусств при поддержке ЮНЕСКО (Лиссабон, 2006; Сеул, 2010). Ко Второй Всемирной конференции, прошедшей в 2010 г. (25-28 мая) в Сеуле (Республика Корея), был подготовлен проект концептуально-аналитического документа «Художественное образование в Республике Казахстан: Осмысление национальной идентичности и сближение культур» [4]. Автор настоящей статьи являлась членом экспертной группы по созданию данного проекта и представляет его интерпретированное изложение для научного дискурса.

Весь ход подготовки к этой конференции показал насущность и актуальность художественного и эстетического развития личности на этапе совершенствования нового казахстанского общества.

Цель конференции в Сеуле - признание и продвижение ценности качественного художественного образования для всех, расширение возможностей творчества в XXI в. для молодежи и всего поколения.

Роль и значение художественного воспитания были обозначены в «Дорожной карте по художественному образованию» (Road Map for Arts Education), подготовленной в результате проведения Первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусств (2006). Пришло время приступить к ее исполнению. Кроме того, встреча субъектов художественного образования в Сеуле была нацелена на обозначение социокультурных аспектов образования в области искусств и развитие исследовательской и практической деятельности посредством новых концептуальных и методологических инструментов.

Сеульская конференция внесла существенный вклад в разработку новых стратегий и способствовала укреплению связи между участниками - руководствами стран, местными властями, преподавателями, деятелями искусств, исследователями, общественными организациями и объединениями - с целью совместной работы по повышению роли художественного воспитания в школах и других социальных институтах [3].

Проект концептуально-аналитического документа [4] подготовлен в рамках проекта «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке», реализуемого при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ совместно с Кластерным Бюро ЮНЕСКО в Алматы.

Художественное образование по определению уже содержит набор основополагающих установок, критериев и ключевых идей, которые должны служить полезным и действенным подспорьем для любой преподавательской группы, школы и другой учебной организации, нацеленной на развитие гуманистического и международного аспекта обучения. Внедрение ценностного образования, основанного на уважении многообразия и стремлении к достижению консенсуса, должно стать важной составляющей учебного плана, наряду с информацией, учебной методикой и средствами познания. Особенностью Казахстана является его этнокультурное многообразие, обусловленное исторически сложившимся полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уро-

вень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Синтетическая культура Казахстана представляется неким культурным пространством, которое пронизывали встречно устремленные культурные потоки западноевропейского, передневосточного и восточноазиатского регионов. Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Одним из позитивных следствий глобализации является свободное движение информации, интеллектуальной продукции и идей. В Казахстане создана благоприятная среда для развития потенциала личности, межкультурного обмена, свободного выражения мысли, реализации инновационных проектов, воплощения творческих замыслов. Молодое поколение открыто новым идеям, мыслит глобально и думает категориями будущего. Все это является предпосылками создания прогрессивной системы художественного образования, которая будет максимально отвечать интересам и требованиям нации. Основное культурно-художественное поле переносится в школы.

Школа, как и все социальные группы, постоянно находится в состоянии перемен. Поскольку общество становится все более многообразным и более подверженным внутренним противоречиям, необходимо уделять особое внимание роли школы в содействии этому многообразию. Конечная цель должна заключаться в формировании высокообразованного, творческого человека XXI в., свободно ориентирующегося в различных сферах знания и культуры, социально ответственного и глубоко духовного. Исторически сложившиеся традиции художественного образования выступают незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства ответственности за будущее процветание своей страны.

Концептуально-аналитический документ [4] является компонентом дополнительной программы ЮНЕСКО «Устойчивое развитие художественного образования для поощрения разнообразия форм культурного самовыражения» и направлен на анализ существующих систем художественного образования, актуальных программ и направлений развития и выработку рекомендаций для национальных правительств на основе тесного сотрудничества с соответствующими государственными учреждениями культуры и образования, включая Министерство культуры, Министерство образования, государственные университеты и институты культуры и искусств, творческие союзы, школы художественного образо-

вания и другие заинтересованные организации гражданского общества.

Исследования основаны на сборе информации по актуальным проблемам и подходам в сфере художественного образования на основе методик и рекомендаций ЮНЕСКО. Методики продолжают развитие принципов, зафиксированных в «Дорожной карте художественного образования». Проект имеет отношение к национальным программам реформирования и развития системы образования в странах кластера и призван содействовать развитию новых национальных стратегий в сфере художественного образования.

Проект в форме научно-аналитического доклада и рекомендации по совершенствованию художественного образования в Казахстане были представлены на Второй Всемирной конференции ЮНЕСКО по художественному образованию [4, с. 2].

Интерпретируем основное содержание научноаналитического доклада.

Государственная политика в области художественного образования в Республике Казахстан. Принципы государственной политики в художественном образовании. За последнее десятилетие система образования в Казахстане претерпела серьезные изменения, затронувшие все уровни и коренным образом изменившие подходы и трактовку художественного образования. Кардинальное изменение статуса и направленности деятельности учреждений художественного образования, наряду с другими объективными обстоятельствами, вызвало на практике ряд позитивных факторов и негативных тенденций, которые и в настоящее время обусловливают состояние учреждений образования, содержание учебных планов и программ, а также кадровый потенциал и состав педагогов творческого направления.

В рамках реализации Государственной программы развития образования (в настоящее время подготовлен проект следующего этапа ее реализации на 20112020 гг.) все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией ЮНЕСКО (МСК-1997), создаются условия для введения 12-летней школы, реструктурировано техническое и профессиональное образование, введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр - магистр -доктор Ph.D.

Для решения новых задач принят ряд нормативных актов и программных документов, таких как «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», «Комплексная программа воспитания в организациях образования в Республике Казахстан на 2006-2011 годы», «Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы», «Концепция стратегического национального проекта ‘‘Куль-

турное наследие’’ на 2009-2011 годы», «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан», программа «Дети Казахстана», научно-педагогическая и методическая программа «Атамекен».

Образование как средство формирования национального самосознания, реализации культурноязыковых интересов должно выполнять четыре главных функции: транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);развивающую (формирование и развитие национального самосознания); дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп); интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).

Основными принципами реформы в системе художественного образования и воспитания в Казахстане являются: развитие и укрепление национальных начал образования и школы; признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры; демократизация образования; вариативность и мобильность образования как по типу собственности, так и по многообразию каналов реализации этнокультурных интересов; общедоступность и дифференцированность образовательных услуг; открытость и адаптивность национальной системы образования ко всему прогрессивному в мировой практике в художественной сфере; непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества; наличие региональных программ этнокультурного воспитания с учетом этнических и конфессиональных особенностей.

Очевидная насущная потребность в концепции художественного образования вытекает также из кризиса образовательной системы в переходную эпоху. Отличительной чертой художественно-эстетического сознания является его воплощение в художественной практике, игре на музыкальных инструментах, пении, рисовании и других творческих формах. Поэтому оно наиболее отвечает целям этнокультурного образования. Его формирование позволяет индивиду ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску.

Законодательное обеспечение художественного образования. Принятие закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 27 июля 2007 г., с изм. и доп. от 17 июня 2009 г.), Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г. обозначило приоритеты образовательной деятельности и определило основные сферы национальной системы образования: дошкольное, общеобразовательное, дополнительное, профессионально-техническое, высшее.

Закон закрепил представление об образовании как органическом единстве воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства; определил принципы государственной политики в области образования: равенство прав всех на получение качественного образования; приоритетность развития системы; подчеркнул непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней, единство обучения и воспитания, стимулирование образованности личности и развитие одаренности, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение прав и свобод человека [5, с. 9].

Государственная политика в области культуры, определяемая законом «О культуре» (от 15 декабря 2006 г., с изм. и доп. от 24 декабря 2008 г.), ставит одним из принципов развитие системы воспитания, способствующей приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому и патриотическому воспитанию детей, учащейся молодежи (ст. 3) [6, с. 3]. Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (от 7 июля 2004 г.) также обеспечивает конституционные гарантии духовного, культурного, образовательного, профессионального становления молодежи и раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества. При этом государственная молодежная политика основывается на принципах признания интересов и потребностей молодежи как особой социально-демографической группы, приоритета исторических и культурных ценностей, нравственного и духовного развития (ст. 3). В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала общества, обеспечения преемственности научных, культурных традиций государство осуществляет систему мер по поддержке талантливых и одаренных представителей молодежи и созданию условий для их плодотворной деятельности (ст. 11) [7, с. 2].

Система художественного образования в Республике Казахстан соответствует основным сферам национальной системы образования и включает следующие уровни: дошкольное воспитание и обучение; начальное образование; общее среднее и дополнительное образование; техническое и профессиональное среднее образование; высшее образование; послевузовское образование.

Общее среднее образование. В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение (к 2015-2020 гг.), что приводит к изменению содержания и улучшению качества предоставляемых знаний и компетенций, а также умения применить их в жизни. Преподавание творческих дисциплин предусмотрено с начальной школы; на старшей ступени школы запланировано введение интегрированных предметов «Художественная культу-

ра», «Художественная культура Казахстана», «Мировая художественная культура» (базовый и профильный компоненты).

Профессиональное среднее художественное образование. В Казахстане более пятидесяти средних профессиональных учебных заведений готовят специалистов творческого профиля. Сюда относятся специализированные художественные, музыкальные школы и лицеи для одаренных детей параллельно с общеобразовательной школой, с различными сроками обучения. Они предоставляют сертификат об окончании среднего специализированного обучения, дающий право на поступление в высшее художественное учебное заведение. Среднее профессиональное художественное образование также осуществляют колледжи различного направления: декоративноприкладного искусства, дизайна и изобразительного искусства, с вручением диплома с квалификацией художника по специальностям. Однако переход к рыночной экономике отчасти способствовал тому, что государство теряет контроль над качеством подготовки кадров, в частности в таких сложных и специфичных видах, как художественные специальности.

Профессиональное высшее образование. В Казахстане высшее профессиональное обучение по художественным специальностям осуществляют 48 университетов, институтов и высших школ. Системообразующими элементами художественного образования являются три учреждения: Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова (КазНАИ им. Т. Жургенова), Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, Казахский национальный университет культуры и искусств (до реорганизации - Казахская национальная академия музыки).

Наиболее крупной является КазНАИ им. Т. Жур-генова - многоступенчатое многопрофильное учебное заведение, признанный центр подготовки творческой интеллигенции, выпускники которого составляют золотой фонд национальной культуры и искусства. В академии готовят специалистов на семи факультетах по следующим специальностям: режиссура, хореография, сценография, операторское искусство, живопись, графика, скульптура, искусствоведение, декоративное искусство, дизайн (по профилю и областям применения), актерское искусство, искусство эстрады. КазНАИ им. Т. Жургенова является эталоном высоких стандартов художественного образования в сфере культуры, крупнейшим учебно-научным центром подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров.

Как веление времени, ведущими художниками, культурологами, искусствоведами, историками, архитекторами и археологами Казахстана 13 марта 2006 г. создана Академия художеств Республики Казахстан, миссия которой - представить новый культурный имидж Казахстана [8, с. 35].

Художественное образование в университетах и институтах Казахстана. В большинстве региональных университетов и педагогических институтах Казахстана обучение творческим специальностям ведется на факультетах, наиболее представительными из которых являются: художественно-графический факультет Казахского национального педагогического университета им. Абая; факультет архитектуры, дизайна и изобразительного искусства и Гуманитарный институт Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева; факультет культуры Казахского государственного женского педагогического университета; Институт культуры и искусства ЗападноКазахстанского государственного университета им. М. Утемисова; факультет архитектуры Казахской государственной архитектурно-строительной академии; профессионально-творческий факультет Актю-бинского государственного педагогического института; факультет культуры Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова; факультет искусств Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави; профессиональнохудожественный факультет Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.

Высшее профессиональное художественное образование предоставляется также специализированными кафедрами, например: «Архитектура и дизайн» архитектурно-строительного факультета Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова; «Профессиональное обучение и изобразительное искусство» физико-математического факультета Кызылординского государственного университета им. Коркут Ата; «Дизайн и инженерная графика» факультета информационно-коммуникационных технологий Семипалатинского государственного университета им. Шакарима; «Архитектура и дизайн» инженерной академии Инновационного евразийского университета (Павлодар); «Профессиональное обучение» Павлодарского государственного педагогического института - кафедра, специализирующаяся на дизайне одежды и интерьера, истории костюма, моделировании и конструировании одежды, технологии изготовления швейных изделий и декоративноприкладном искусстве.

В настоящее время введен в действие новый классификатор специальностей бакалавриата, магистратуры и докторантуры, основывающийся на МСКО-1997. В казахстанской сети высшего художественного образования наиболее представлены специальности изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры - в 43 из 48 учебных заведений; дизайн - в 33; музыкальное искусство, включая музыкальное образование, вокальное и инструментальные искусства, эстрадное пение и традиционное исполнительское искусство, литература, устное народное творчество и народные традиции

как вид искусства изучаются в рамках специальностей литературоведение и фольклористика - в восьми учебных заведениях, преимущественно в южных регионах страны. Искусство хореографии преподается в семи учебных заведениях; специальности театрального искусства (режиссура и актерское мастерство) -в шести; техногенные искусства и модерн, включая кино и медиа-арт, преподаются только в КазНАИ им. Т. Жургенова, и Технико-экономической академии кино и телевидения в Алматы.

Повышение квалификации и переподготовка кадров художественного образования. Повышение квалификации педагогов системы художественного образования осуществляется институтами повышения квалификации, учебными курсами при национальных и ведущих государственных университетах, а также в рамках специальных стажировок в признанных центрах художественного образования в стране и за рубежом. Вопросы перестройки системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров остаются приоритетными для национальной программы развития образования. Образовательные учебные программы будут ориентированы на подготовку полиязычного учителя, владеющего инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения.

Художественно-эстетическое образование и этическое воспитание. Сохранение и развитие культурного наследия. Акцентируется роль культуры в процессе становления государственности страны на основе многонациональности и многоконфессиональ-ности. В настоящее время мы являемся свидетелями процесса становления казахской культуры как ядра, вокруг которого объединяется, но не растворяется культурная общность всего казахстанского народа. Казахский народ всегда был открыт к восприятию других культур. И одна из основных особенностей его менталитета - уважение к культуре, религии, традициям и обычаям другого народа.

Культурное наследие Казахстана вобрало в себя все многообразие культурных ценностей народов, проживавших на его территории. Это большое количество памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства (в том числе включенных или представленных к включению в Список Всемирного наследия ЮНЕ -СКО) - более 2 млн 56 тысяч единиц культурных ценностей, находящихся в экспозициях и фондах 89 государственных музеев системы культуры. Одной из важнейших причин пристального внимания политической сферы к культуре является то, что культура выступает в качестве основного механизма гармонизации межэтнических отношений. Этим во многом и объясняется необходимость политического управле-

ния сферой культуры. Одним из основных принципов культурной политики Казахстана является глубокое изучение национальной традиции, признаков идентичности общества, разработка ценностных ориентаций всего комплекса явлений, которые можно объединить в понятие «культурное национальное наследие», а также исследование тенденций эволюции их восприятия и интерпретации современниками и выбор форм культурной модернизации.

Этнокультурное воспитание. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Основной идеей последней является создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп и одновременно освоение ценностей других культур.

В научно-аналитическом докладе представлено художественное образование в аспекте различных видов искусства: литература, изобразительное искусство, музыкальное искусство, хореографическое искусство, театральное искусство, дизайн, искусство фотографии, киноискусство, декоративноприкладное искусство, устное народное творчество и народные традиции, техногенные искусство и модерн, медиа.

Обобщая современный анализ образовательной тенденции в Республике Казахстан, резюмируем, что в настоящее время накоплен определенный опыт в области художественного, а также художественнопедагогического образования с учетом этнокультурной традиции, позволяющий казахстанской системе художественного образования постепенно осуществлять процесс вхождения в мировое образовательное пространство.

Проблемы модернизации художественного образования в Казахстане. Рассмотрев проблему художественного образования в Республике Казахстан в аспекте осмысления национальных традиций и сближения культур, систематизируем актуальные проблемы модернизации художественного образования в Казахстане, опираясь на основные положения официального документа Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО.

В казахстанском обществе все более заметна потребность в развитии художественного образования и воспитании эстетического вкуса, а уникальное сочетание национальностей и языков в Казахстане дает возможность разрабатывать и применять такие подходы в области образования, которые бы содействовали передаче и сохранению культурных и эстетических ценностей и самобытных черт. Между тем традиционное устное, музыкальное и декоративно-

прикладное искусство, играющее особую роль в передаче культурных ценностей и в трансформации общества и личности, пока все еще остается частью повседневной жизни.

Несмотря на серьезные меры, предпринимаемые государственными органами, богатое культурное наследие, как материальное, так и нематериальное, и многовековой опыт национальных традиций находятся под угрозой вследствие многочисленных и сложных социально-культурных, экономических и экологических изменений, что ставит обеспечение всеобщего доступа к культурным ценностям и повышение художественной образованности подрастающего поколения в качестве приоритетной цели систем образования и культуры.

Роль художественного образования в подготовке учащихся и различных групп населения к восприятию разнообразных видов художественного творчества продолжает оставаться вне поля зрения государственной политики: не выработаны единые подходы к формированию учебных планов и программ различных учреждений; отсутствует преемственность в преподавании творческих специальностей на разных уровнях художественного образования; продолжает оставаться слабой материально-техническая база учреждений художественного образования.

Системы образования и культуры функционируют независимо друг от друга, что приводит к изоляции художественного образования; назрела необходимость участия творческих работников в процессах художественного образования. В программах подготовки учителей общего профиля недостаточно внимания уделяется роли искусств в преподавании и обучении; количество программ подготовки преподавателей, специализирующихся на художественном образовании, является абсолютно недостаточным.

В течение длительного времени не проводился анализ состояния системы художественного образования; не изучается и не систематизируется огромный опыт, накопленный в художественном образовании. Актуализируется явная необходимость в разработке и принятии на государственном уровне Концепции художественного образования.

Действия на национальном уровне (Правительство, Парламент, Министерства):

- считать целесообразным проведение исследований, направленных на выявление общественного мнения о роли художественного образования в развитии творческого потенциала и повышении качества человеческого ресурса;

- проанализировать роль масс-медиа и интернет-источников в освещении, развитии и пропаганде процессов в сфере художественного образования;

- рассмотреть вопрос о создании специальных государственных телеканалов «Білім», «Образование», «Культура», которые, наряду с пропагандой нацио-

нального культурного наследия, должны содержать программы и рубрики по вопросам истории, теории и методики освоения учащимися творческими навыками и мастерством;

- содействовать активизации взаимодействия кафедр, сетей и обсерваторий ЮНЕСКО в обосновании учебно-методического обеспечения, пропаганды передового опыта и продвижении целей художественного образования;

- разработать и принять целевые программы по укреплению учебно-методической базы и финансовой поддержке бюджетных учреждений художественного образования; поощрять формы инициативной поддержки и спонсорства для учреждений художественного образования, в частности для местных и самодеятельных творческих организаций;

- рассмотреть вопрос о создании отдельного национального учреждения художественного образования с 3-ступенчатой структурой «школа - колледж - вуз» по специальностям изобразительного и декоративноприкладного искусства;

- изучить возможность открытия новых творческих специальностей для высших учебных заведений «Художник-педагог» по декоративно-прикладному искусству и «Реставратор»;

- рассмотреть вопрос об открытии отделений для подготовки специалистов в области теории искусства и культуры, а также специальностей «Теория художественного перевода и литературного творчества», «Культуролог со знанием иностранных языков», «Философ со знанием иностранных языков»;

- рассмотреть вопрос о разделении музыкального образования на классическое (академическое) и фольклорное (как в некоторых других странах, поощряющих развитие традиционных форм искусства);

- поощрять организацию и проведение республиканских выставок-конкурсов дипломных работ выпускников профессионального художественного образования; предусмотреть учреждение золотых и серебряных медалей для победителей, дающие им право на грантовую творческую стажировку за рубежом в признанных центрах искусства по данной специальности;

- рассмотреть содержание классификатора среднего специального образования в целях соответствия современным требованиям; образовать республиканское учебно-методическое объединение по проблемам среднего художественного образования;

- поддерживать постоянное повышение квалификации педагогов всех уровней художественного образования и творческих работников с целью расширения их возможностей по развитию у учащихся творческого, критического и инновационного потенциала, создавать и обмениваться современными продуктами знаний;

- поддержать инициативу создания ассоциаций художественного образования на региональном уровне;

- содействовать развитию художественного творчества с использованием цифровых медийных средств и иных новейших медиа-технологий для укрепления понимания важности культурного разнообразия всем гражданским обществом;

- организовать специальный сайт художественного образования и художественные виртуальные галереи для пропаганды искусства, обмена опытом, своевременного оповещения о предстоящих мероприятиях и их итогах и т.п.

Действия на уровне учреждений образования:

- пересмотреть положения общеобразовательной программы по искусству, расширить тематику развития этнокультурных и традиционных художественных традиций;

- предусмотреть прохождение летних производственных и творческих практик студентами творческих специальностей в археологических и этнографических экспедициях (по профилю специальности);

- рассмотреть возможность подготовки и внесения в действующие законодательные и нормативные акты статей об ответственности использования Интернета в учебном процессе, а также предусматривающих меры по исключению плагиата как в текстовом, так и видеоизобразительном отношении;

- осуществить разработку трехъязычного (казахско-русско-английского) тезауруса по художественному образованию;

- ввести обязательный курс фотографии на художественно-графических факультетах, а в непрофильных вузах предусмотреть факультативное изучение фотографии и обеспечить условия для создания любительских видеостудий;

- в системе школьного и высшего образования проводить ежегодные фотоконкурсы и смотры любительских фильмов по разным возрастным категориям;

- способствовать созданию и деятельности кафедр и обсерваторий ЮНЕСКО по художественному образованию.

Действия на уровне гражданского общества:

- проводить регулярные круглые столы с участием ответственных работников министерств образования, культуры и специальных учебных заведений, ученых, искусствоведов, художников и общественных организаций по вопросам обучения и воспитания творческих специалистов;

- рекомендовать союзам кинематографистов и журналистов Казахстана взять шефство над детскими фото- и видеостудиями, поощрять возможность создания фото- и видеостудий в детских домах.

Итак, представляется важным сделать выводы по изложенному вопросу.

1. Оценка статуса художественного образования в Республике Казахстан.

• Главным проблемным вопросом является отсутствие в республике Концепции художественного об-

разования, комплексной программы художественного образования, что не обеспечивает государственной и общественной значимости художественного образования.

• Отсутствие полноценных учебников по дисциплинам «Художественная культура Казахстана», «Мировая художественная культура», за исключением учебных изданий для вузов1, а также пробного учебника «Искусство» для старшего звена школы2.

• Слабая связь между творческими союзами, деятелями культуры и искусства и собственно художественно-педагогическими заведениями.

2. Возможные пути улучшения качества художественного образования и поддержки творчества: на художественно-графических, профессиональнохудожественных факультетах следует начать подготовку специалистов в области мировой художественной культуры, художественной культуры Казахстана (бакалавр изобразительного искусства и мировой художественной культуры), т.е. планировать открытие программ двудипломного образования.

3. Рекомендации по культурной политике, стратегиям и практике, совершенствованию художественного образования в Республике Казахстан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Золотарева Л.Р. История искусств Казахстана : учеб. пособие. - Караганда, 2000. - 332 с., ил.; Галимжанова А.С. Глаудинова М.Б., Кишкабаев Т. А. и др. История искусств казахстана : учебник. - Алматы, 2006. - 248 с., ил.

2 Болатбаев К. и др. Искусство : пробный учебник для 11 классов общ.-гум. направл. общеобразоват. школ / К. Болатбаев, Е. Косбармаков, А. Еркебаева. - Алматы, 2003. - 272 с. : ил.

• Уделять первостепенное значение развитию понимания и признания существенного вклада художественного образования для творческого потенциала общества.

• Включить художественное образование в законодательную базу Республики Казахстан.

• Способствовать исследовательской деятельности в области художественного образования; финансировать госбюджетные исследования в данной области.

• Привлекать для комплексных исследований наиболее квалифицированных и компетентных специалистов по художественному образованию из различных регионов республики.

• Поощрять создание и распространение востребованных учебных изданий по мировой художественной культуре, истории искусств Казахстана в системе школьного и вузовского образования, придать им статус республиканского значения, в частности по музееведению, описанию и анализу произведения искусства, педагогическому искусствоведению.

Таким образом, на современном этапе развития стратегические планы, программы развития художественного, художественно-педагогического образования в Республике Казахстан должны полноценно использовать концепции института ЮНЕСКО и мировой опыт.

Библиографический список

1. Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда. - 2006. - 2 марта (№45-46).

2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. - Астана, 2010.

3. Международная конференция в области искусств (Сеул, Республика Корея) [Электронный ресурс]. - ЦЯЬ: http://www.artmanager.ru/news/273-artsedu2010.html.

4. Художественное образование в Республи-ке Казахстан: осмысление национальных традиций

и сближение культур : науч.-аналит. доклад. - Алматы, 2010.

5. Об образовании : Закон Республики Казахстан // Законодательство об образовании. - Алматы, 2007.

6. О культуре : Закон Республики Казахстан (принят 15 декабря 2006 г., с изм. и доп. от 24 декабря 2008 г.) // Казахстанская правда. - 2010. - 3 июня.

7. О государственной молодежной политике в Республике Казахстан : Закон Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 2004. - 15 июля (№158).

8. Уразбекова Л.С. Первая Академия художеств Республики Казахстан // Культура. - 2007. - №1 (13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.