Научная статья на тему 'Инновационная компетентность педагогов в среднем общем образовании Северо-Кавказского Федерального округа'

Инновационная компетентность педагогов в среднем общем образовании Северо-Кавказского Федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INNOVATIVE COMPETENCE / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY GENERAL EDUCATION / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целоева Депхан Магометовна

Инновационная компетентность педагогов играет важнейшую роль в инновационной и экспериментальной деятельности среднего и высшего образования. От нее зависит не только результат инновационной и экспериментальной деятельности, но и реформы образования в России. Поэтому данная тема является актуальной. Цель нашего исследования: выявить инновационную компетентность педагогов в среднем общем образовании Северо Кавказского Федерального округа. Задачи: изучить педагогические исследования по данной теме, определить критерии оценки инновационной деятельности в среднем общем образовании указанного округа. Нами были использованы такие методы как анализ, синтез, наблюдение. Мы пришли к выводу, что уровень инновационной компетенции педагогов учреждений среднего общего образования в данном округе невысокий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целоева Депхан Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE COMPETENCE OF THE TEACHERS IN THE SECONDARY GENERAL EDUCATION OF THE NORTHCAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

The innovative competence of the teachers plays a crucial role in the innovation and experimentation activity of the secondary and higher education. It affects not only the results of innovation and experimentation activity, but also the education reform in Russia. Therefore, this topic is relevant. The aim of our research: to identify innovative competence of the teachers in the secondary general education of the North-Caucasian Federal District. Objectives: to examine pedagogical research on this topic, determine criteria for evaluating the innovation activity in the secondary general education of this district. 7. Ткалич С.К., Ушкова Н.В. Профессиональная подготовка дизайнеров на основе знаний о разнообразии этнохудожественного наследия в условиях глобализации и конвергенции. //Международный научный студенческий Форум 2015. Секция «Интеграция гуманитарного знания, проектно-экологической культуры дизайна и информационных технологий». Режим доступа: URL Studforum@rae.ru. We have used methods such as analysis, synthesis, observation. We came to a conclusion that the level of innovation competence of the teachers of the secondary general education institutions in this district is not high.

Текст научной работы на тему «Инновационная компетентность педагогов в среднем общем образовании Северо-Кавказского Федерального округа»

Литература

1. См.: Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (май 2013) на 2014-2020 годы определяет следующий этап повышения статуса российской науки. Источник: www@kremlin.ru.

2. См.: Документы АНО АККОРК.//Качество образования. № 1. 2014. Источник: Интернет-ресурс. Режим доступа: www.edu-quality.ru.[Дата обращения 10.03.2015].

3. Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента России: Монография дисс. д-ра пед. наук. - М., 2011. - 200 с.; илл.

4. Ткалич С.К. Региональный вектор дизайн-образования: роль этнопедагогики в культурно-языковой технологии дизайна. Статья. //Международная конференция «Этнопедагогика: история и современность». МГПУ им. И.П.Шамякина. -

Мозырь: Беларусь. Октябрь 2013.- С. 236-239. ISBN 978-985-477-330-8.

5. Ткалич С.К. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ им.М. А.Шолохова. № 4. Декабрь 2013. - С.66-72.

6. Ткалич С.К. Формирование компетенции с масштабно-региональным кругозором на примере профессиональной подготовки дизайнеров. Статья. //Инновации в образовании. № 5 (май). 2015.

7. Ткалич С.К., Ушкова Н.В. Профессиональная подготовка дизайнеров на основе знаний о разнообразии этнохудожественного наследия в условиях глобализации и конвергенции. //Международный научный студенческий Форум 2015. Секция «Интеграция гуманитарного знания, проектно-эколо-гической культуры дизайна и информационных технологий». Режим доступа: URL Studfo-rum@rae.ru.

ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Целоева Депхан Магометовна

соискатель кафедры педагогики и психологии Ингушского государственного университета, г. Назрань

THE INNOVATIVE COMPETENCE OF THE TEACHERS IN THE SECONDARY GENERAL EDUCATION OF THE NORTH-CA UCASIAN FEDERAL DISTRICT

Tseloeva Depkhan, Competitioner of the Department of Pedagogy and Psychology of the Ingush State University of the Republic of Ingushetia, Nazran

АННОТАЦИЯ

Инновационная компетентность педагогов играет важнейшую роль в инновационной и экспериментальной деятельности среднего и высшего образования. От нее зависит не только результат инновационной и экспериментальной деятельности, но и реформы образования в России. Поэтому данная тема является актуальной. Цель нашего исследования: выявить инновационную компетентность педагогов в среднем общем образовании Северо - Кавказского Федерального округа. Задачи: изучить педагогические исследования по данной теме, определить критерии оценки инновационной деятельности в среднем общем образовании указанного округа.

Нами были использованы такие методы как анализ, синтез, наблюдение.

Мы пришли к выводу, что уровень инновационной компетенции педагогов учреждений среднего общего образования в данном округе невысокий.

ANNOTATION

The innovative competence of the teachers plays a crucial role in the innovation and experimentation activity of the secondary and higher education. It affects not only the results of innovation and experimentation activity, but also the education reform in Russia. Therefore, this topic is relevant. The aim of our research: to identify innovative competence of the teachers in the secondary general education of the North-Caucasian Federal District. Objectives: to examine pedagogical research on this topic, determine criteria for evaluating the innovation activity in the secondary general education of this district.

We have used methods such as analysis, synthesis, observation.

We came to a conclusion that the level of innovation competence of the teachers of the secondary general education institutions in this district is not high.

Ключевые слова: инновационная политика; инновационная деятельность; инновационная компетентность; среднее общее образование; Северо-Кавказский Федеральный округ.

Keywords: innovation policy; innovation activity; innovative competence; secondary general education; North-Caucasian Federal District.

Исследуя реализацию инновационной политики в учреждениях среднего общего образования Северо-Кавказского Федерального округа, мы разработали критерии оценки инновационной деятельности этих учреждений.

Вот некоторые из них: инновационная компетентность педагогов данного округа, применение личностно - деятель-ностного и гуманистического подходов к субъектам инновационной деятельности, коррелирование национально -регионального образовательного пространства и инновационной деятельности учреждений среднего общего образования. В оценивании такой компетентности сошлемся на экспериментальную апробацию авторского проекта Н.Н. Манджиевой «Деятельность учителя калмыцкой сельской школы по внедрению образовательных инноваций», в котором была поставлена задача, аналогичная нашему критерию.

Методом анкетирования Н.Н. Манджиевой были обследованы 54 учителя МОУ СОШ № 1 Комсомольского района и 60 учителей сел Адык и Ачинеры Республики Калмыкия. Несмотря на высокую оценку, данную учителями (81%) своим образовательным учреждениям, они не

всегда находили поддержку своих предложений со стороны администрации школ (35%), отсутствовал индивидуальных подход к учителю (34%). В результате этого наблюдаются нервозность и нестабильность психоэмоционального состояния.

В качестве показателей компетентности педагогов фигурировали 1) операциональный (знание методологических основ педагогического исследования, умение отбирать и применять исследовательские методы при решении педагогических ситуаций), интегративно - аналитический (умение интерпретировать результаты инновационной деятельности и строить последующую работу в соответствии с ними).

Значение операционального показателя колебалось от 23% до 67%, из чего следовал факт разноуровневых компетенций учителей в области методологии педагогического исследования. Менее сформированными умениями оказались: формулирование цели, предмета, гипотезы исследования (37, 8 %), отбор его методов (38, 6 %), планирование внедрения инновации в образовательный процесс (46,2 %). Причину отмеченного несоответствия Н.Н. Манджиева усмотрела в низком уровне методологической культуры учителей - практиков.

Более высоко была оценена способность обобщить результат и представить его (51, 8%) согласно интегра-тивно - аналитическому показателю, хотя колебания в оценках по этому показателю были достаточно широки (от 23,5% до 81, 3 %). Данный результат является следствием опыта учителей, полученного им при прохождении аттестации, республиканских и школьных мониторингов. Последние включают опыт самоанализа, обработки и представления результатов в различных формах.

Результаты диагностики учителей были распределены по трем уровням: низкий - 35, 5%, средний - 57,4%, высокий - 7,1%. Очевиден невысокий уровень инновационной компетенции педагогов учреждений среднего общего образования. Полученные данные позволили резюмировать необходимость введения новых объектов методической службы. Были выявлены проблемы руководства в работе с педагогами [2, с.60].

Этот вывод согласуется с выделенным в нашем исследовании критерием - применение личностно - деятель-ностного и гуманистического подходов к субъектам инновационной деятельности. Необходимость инновационных преобразований изначально оформляется в сознании педагогов как проблема, связанная с активизацией и интенсификацией человеческих ресурсов (физических, эмоциональных, энергетических, временных, валеологических) и недостаточностью компенсаторных, здоровьесберегаю-щих, поощрительных мер со стороны руководителей среднего общего образования, профсоюзной организации.

Во многих ранее выполненных исследованиях, касавшихся внедрения инноваций в образование (Е.Н.Нень-кина, А.М.Самурганова, С.М.Тохова, М.В.Кумахова и др.), констатировалась инертность педагогов к нововведениям и разработкам. Объективный подход к данной ситуации сопряжен с рассмотрением ее причин.

Введение инноваций сопряжено с кардинальными изменениями в работе образовательного учреждения. Наряду с рассмотренными нами выше положительными эффектами инновационной деятельности и оптимизацией педагогической работы обнаруживаются эффекты дестабилизирующие, обусловливающие стрессогенный характер педагогической деятельности (А.А.Баранов, Б.Х.Варданян, Г.Ф.Заремба, П.Б.Зильберман, Н.В.Кузьмина, Л.В.Смолова, С.В.Субботин), синдром эмоционального выгорания (В.В.Бойко, К.Кондо, С.Маслач, П.Торнтон,

М.А.Беребин, Л.И.Вассерман, Р.М.Грановская, Н.В.Гришина, А.К.Маркова, С.В.Кондратьева). Наличие этих эффектов приводит к профессиональной деформации учителя (Л.И.Анциферова, С.П.Безносов, Н.Л.Корф,

A.О.Васильчиков, Р.М.Грановская, М.Н.Коваленский,

B.П.Подвойский, А.Р.Ратинов, П.Сорокин и др.) Понятие «профессиональная деформация педагога», основной сегмент которого определяется также как «деструкция», «деградация», сводится к нескольким основным значениям: 1) состояние, возникающее у здоровых педагогов в эмоционально напряженной атмосфере профессионального общения и характеризующееся совокупностью симптомов эмоционального, когнитивного, поведенческого и психофизического характера; 2) следствие развертывания эмоционального стресса, выработанный педагогом способ реагирования (адаптации) на хронические стрессовые воздействия интенсивного общения в профессиональной среде [1,с.70].

К числу негативных факторов, обусловленных некорректным инновационным стилем руководства образовательных учреждений, отнесем:

- несоответствие между высокими профессиональными требованиями, предъявляемыми к учителю и его личностными ресурсами (локус контроля, стиль преодоления фрустрирующей ситуации, самооценка и др.);

- перфекционистская мотивация недопустимости ошибок, фрустрирующая профессиональная среда, сверхнормативность, напряженный творческий поиск, моделирование новых вариантов поведения и деятельности, неадекватные стратегии преодоления стресса;

- высокое нервное напряжение, внутриличностные конфликты, дидактические затруднения, редукция потребностей и сокращение физических, психологических, временных ресурсов для психического и интеллектуального восстановления.

Все эти негативные факторы отмечены нами при наблюдении за характером инновационного процесса в учреждениях среднего общего образования (Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаевская Республика). Названные обстоятельства формируют наше заключение о недооценке в инновационной деятельности человеческого фактора и необходимости реализации руководством образовательных учреждений наряду с лич-ностно - деятельностным - человекоцентристского гуманистического подхода в управлении инновационным педагогическим коллективом.

Обратимся к следующему критерию - коррелирование национально - регионального образовательного пространства и инновационной деятельности учреждений среднего общего образования. Он в полной мере отражен в многочисленных педагогических исследованиях северокавказских научных работников и педагогов. К их числу относятся диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Р.И.Пазовой «Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики». Пятигорск, 2010; Е.М. Крючкова «Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений (на материале Республики Дагестан)», Махачкала, 2004; А.С.-М. Биджиева «Ценностное отношение к семье старших школьников (на материале карачаевского этноса)», Пятигорск, 2010; Н.А. Кандаевой «Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале Республики Дагестан). Махачкала, 2006;

A.Э. Шамхаловой «Формирование нравственно - этической позиции детей 6-8 лет (на материале Республики Дагестан)». Махачкала, 2010; Л.Р.Джамбаевой «Преемственность формирования экологического образования старших дошкольников и младших школьников (на материале Карачаево - Черкесской республики)». Карачаевск, 2005;

B.Х. Аюбова «Историко - педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа». Карачаевск, 2006; З.Х. Боташевой «Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкессии». Пятигорск, 2004; Н.Н.Михнева «Национальные традиции как средство военно -патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона)». Пятигорск, 2002; Ж.Ю. Кочиевой «Формирование духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях». Карачаевск, 2006; А.М. Аджиевой «Формирование духовно - нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально - этических традиций горских народов Северного Кавказа». Карачаевск, 2006; З.М. Хубиевой «Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа». Карачаевск, 2004; Л.А. Энеевой «Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (на материале республиканской школы - интерната Кабар-дино - Балкарской Республики)». Пятигорск, 2000; А.С. Койчуевой «Формирование социально значимых ценностных ориентаций старшеклассников в контексте традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа». Майкоп, 2005; Д.К.Алиевой «Идеи воспитания патриотически ориентированной личности старшего подростка в устном народном творчестве карачаевцев». Кара-чаевск, 2004 и др.

Все эти исследования развивают этнопедагогиче-скую идею преемственности позитивного опыта северокавказских педагогических обычаев и традиций современным средним общим образованием в Северо-Кавказском Федеральном округе. Большая часть диссертаций содержит инновационные педагогические технологии, апробированные в процессе экспериментального исследования в школах округа и внедренные в образовательный процесс. Тем самым официально признан и зафиксирован факт зна-

чительного влияния национально - регионального образовательного пространства Северо-Кавказского Федерального округа на инновационную деятельность названных учреждений.

Значительная часть таких исследований приходится на конец 1990-х - начало 2000 -х гг. Данный период совпал с изменением национально - региональной образовательной политики, регионализацией российского образования, становлением образовательных учреждений нового типа (гимназии, лицеи, негосударственные образовательные организации). Северокавказское региональное образовательное пространство инициировало разработку национально -культурных воспитательных традиций, ренессанс народной педагогики, развитие северокавказской этнопедагогики, публикацию научной литературы по ареальной лингвистике, этнолингводидак-тике, кавказоведению, регионоведению, фольклористике и др., а также учебников родных языков, национальной истории, краеведения. В наши дни региональный компонент качественно представлен в учебных планах учреждений среднего общего образования Северо-Кавказского Федерального округа. Многие исследовательские работы учащихся осуществляются в этом направлении.

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2005. - 448с.

2. Манджиева Н.Н. Деятельность учителя национально - региональной сельской школы по внедрению этнокультурных образовательных инноваций (на материале Республики Калмыкия): дис. канд. пед. наук. - Пятигорск, 2006. - 200 с.

List of References

1. Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A.Yu. Dictionary of Pedagogy. M: ICC "MarT", Rostov-on-Don: IC "MarT", 2005. p. 448.

2. Mandzhiyeva, N.N. The activity of the teacher of the national-regional rural school on introducing the ethno-cultural educational innovation (based on materials of the Republic of Kalmykia): A thesis of the Cand. Sc. Education, Pyatigorsk, 2006. p. 200.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОЗАПИСИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Тулеужанова Куралай Аскерхановна

Канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Жетысуского государственного университета имени

И.Жансугурова. г. Талдыкорган. Республика Казахстан

В ходе опытно-педагогической работы над проблемой нами выявлен ряд педагогических условий, способствующих эффективному формированию методической подготовки учителя музыки.

«Условие - философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которых они возникают, существуют и развиваются» [8, с.167].

Структура комплекса условий должна быть гибкой, динамичной, отвечающей состоянию системы в дан-

ное время. Она должна развиваться в зависимости от целей и задач, которые стоят перед высшей школой. Процесс формирования методической подготовки учителя музыки представляет собой педагогическую систему, следовательно, целью нашего исследования является разработка педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования искомой готовности.

В нашем исследовании мы руководствовались тем, что процесс методической подготовки учителя музыки прежде всего определяется ориентировочной основой, то есть той системой условий, которая выступает своего рода фундаментом при решении целенаправленных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.