Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности'

Формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В статье представлена поэтапная последовательность разработки и экспериментальной проверки методики формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. В исследовании отражены концептуальные основы методики, этапы эксперимента, критерии и показатели готовности педагогов к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITY

The article presents a step-by-step sequence of development and experimental testing of the methodology of formation of readiness of future teachers for innovation. The study reflects the conceptual basis of the methodology, the stages of the experiment, the criteria and indicators of readiness of teachers for innovation.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлена поэтапная последовательность разработки и экспериментальной проверки методики формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. В исследовании отражены концептуальные основы методики, этапы эксперимента, критерии и показатели готовности педагогов к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, будущие учителя начальных классов, методика, готовность к инновационной деятельности.

Annotation. The article presents a step-by-step sequence of development and experimental testing of the methodology of formation of readiness of future teachers for innovation. The study reflects the conceptual basis of the methodology, the stages of the experiment, the criteria and indicators of readiness of teachers for innovation.

Keywords: innovation activity, future primary school teachers, methodology, readiness for innovation.

Введение. Модернизация современного отечественного образования характеризуется рядом тенденций, среди которых ориентация на поиски новых подходов к решению актуальных образовательных задач, активное внедрение в теорию и практику педагогических нововведений.

Процесс внедрения инновационных образовательных преобразований повлиял на повышение требований к уровню теоретических знаний и практической подготовки современного педагога, в том числе -учителя начальных классов.

Так, уровень сформированности готовности выпускника педагогического вуза к реализации инновационной деятельности является сегодня одним из основных показателей качества профессионального образования. В этой связи формирование готовности будущих учителей к разработке, апробации и внедрению в учебно-воспитательный процесс педагогических инноваций является сегодня необходимым компонентом их профессиональной подготовки в высшей школе.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является разработка и экспериментальная проверка методики формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. На основе изучения педагогических источников, посвященных проблемам педагогической инноватики, нами был сформулирован ряд тенденций и закономерностей, а именно:

1. Внедрение педагогических инноваций характеризуется рядом определенных проблем в деятельности педагога, связанных с несоответствием инновационных и государственных программам воспитания и обучения, необходимостью согласования различных педагогических концепций, новых методических разработок.

2. Сегодня актуальными являются проблемы адаптации педагогических инноваций к конкретным условиям труда учителя, разработки необходимого учебно-методического обеспечения и механизма реализации педагогической инновации в конкретном учебном заведении.

3. Проблемы расширения спектра и масштабов инновационной деятельности учителей начальных классов связаны с недостаточной информированностью педагогов и будущих специалистов относительно вопросов организации и реализации инновационной деятельности.

4. Процесс подготовки будущего учителя начальных классов, согласно принципам непрерывного образования, сегодня сталкивается с рядом противоречий: между репродуктивным характером обучения педагогов и необходимостью продуктивной педагогической деятельности, между трудностями усвоения педагогом способов инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия с целью решения задач, связанных с внедрением инновационных образовательных технологий.

5. Сегодня отмечается повышенный интерес к проблематике подготовки педагога к инновационной деятельности, однако наиболее эффективные способы организации процесса такой подготовки определены размыто, недостаточно исследованными остаются сущность, структура и компоненты готовности педагога к инновационной деятельности, процесс подготовки будущих педагогов начальных классов к инновационной деятельности.

На основе указанных закономерностей и тенденций в системе образования можно обосновать необходимость целенаправленного формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности. Для решения данной необходима разработка специальной методики.

Так, в рамках исследования была разработана методика формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.

В качестве ведущего метода исследования был выбран и использован педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также метод статистической обработки количественных и анализа качественных результатов исследования.

В процессе разработки и апробации методики формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности учитывались современные образовательные тенденции и требования, а именно: построение инновационной образовательной среды, формирование инновационного мышления и профессиональной и информационной культуры педагогов.

Для разработки методики нами были изучены основные теоретические положения феномена готовности педагога к инновационной деятельности. Так, в исследовании мы опилась на труды В своих исследованиях ученые М.И.Дьяченко и Л.А. Кандыбович, которые характеризуют понятие «готовность» в значении психологического настроя на исполнение деятельности [1]; В.С. Лазарева и Б.П. Мартиросян, которые

определяют содержание инновационной деятельности в преобразовании педагогической системы образовательной организации путем внедрения новшеств, ее назначение - выявлении необходимости изменения педагогической системы организации образования, поиска и эффективного использования существующих возможностей для осуществления этих изменений, а субъектом данной деятельности -педагогический коллектив образовательной организации или группа педагогов, внедряющих инновации в педагогическую систему [2]; В.Д. Шадрикова, который рассматривает готовность к инновационной деятельности как проявление способностей личности на основе индивидуального опыта и практики, социальных отношений, а также процесса обучения [4] и других теоретиков современной отечественной педагогики.

Методика формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности включила разработку комплекса активных, интерактивных и методов контекстного обучения, рассчитанных на использование в системе преподавания учебных дисциплин, согласно учебному плану, а также - спецсеминаров, направленных на повышение знаний студентов о сущности педагогических инноваций и практических навыков применения их на практике в реальной педагогической деятельности.

При реализации исследования в работе с будущими учителями начальных классов использовались инновационные образовательные технологии, задания, упражнения, тренинги, элементы контекстного обучения, были реализованы разработанные спецсеминары.

Реализация исследования осуществлялось в три этапа.

В рамках первого этапа реализации исследования было изучено современное состояние проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной педагогической деятельности; проведен анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, посвященной проблеме исследования; были определены основные цели, задачи и методы исследования; реализована разработка методики по формированию готовности будущих учителей начальных классов к инновационной педагогической деятельности.

На втором этапе исследования были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента по внедрению разработанной методики. В рамках данного этапа были определены критерии и показатели; побран методический материал и разработана система диагностики эффективности апробируемой методики; проведена характеристика уровней сформированности готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.

В рамках третьего этапа были проведены следующие составляющие исследования: систематизация, обработка, обобщение, апробация и внедрение результатов исследования; реализована апробация темы исследования в форме выступлений на научных конференциях и публикациях в периодических изданиях.

Диагностика уровня сформированности готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности проводилась в соответствии с выделенными критериями и показателями:

1. Мотивационно-ценностный критерий с показателями:

- мотив самосовершенствования инновационной деятельности;

- мотив преодоления затруднений при реализации инновационной деятельности;

- восприимчивость к педагогическим инновациям;

- самореализация;

- самоактуализация.

2. Содержательно-операциональный критерий с показателями:

- научная компетентность и целесообразность совершаемых действий;

- сформированность умений относительно реализации инновационных действий, включающих: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его поэтапного развития, осуществление контроля и коррекции внедрения новшества и всей инновационной деятельности.

3. Рефлексивно-исследовательский критерий с показателями:

- вариативность выбора относительно построения педагогической системы;

- трансформация чужого и собственного опыта;

- альтернативность, креативность, оригинальность мышления;

- готовность относительно внесения новых приемов и путей решения различных педагогических задач.

Опытно-экспериментальная работа была реализована в три этапа (констатирующий, формирующий,

контрольный). Для изучения уровня сформированности готовности будущих учителей начальных классов к инновационной педагогической деятельности нами был использован специально подобранный диагностический инструментарий.

На констатирующем этапе эксперимента диагностика была проведена с учетом указанных выше критериев: мотивационно-ценностного, содержательно-операционального и рефлексивно-исследовательского. Суммирование количественных результатов диагностики позволило определить первоначальный уровень сформированности готовности будущих учителей - участников эксперимента - к инновационной деятельности. Так, высокий уровень отмечен у 9,0 % будущих учителей начальных классов из экспериментальной и 8,5 % студентов контрольной групп; средний уровень отмечен у 49,7 % участников экспериментальной и 54, 7% респондентов контрольной групп; низкий уровень сформированности готовности к инновационной деятельности продемонстрировали 41, 2 % студентов экспериментальной и 36,7 % обучающихся контрольной групп.

На основе анализа результатов констатирующего этапа исследования была обоснована необходимость проведения целенаправленной работы по подготовке будущего учителя к инновационной деятельности путем внедрения разработанной методики в рамках формирующего этапа.

На контрольном этапе по факту внедрения методики были проведены исследования при помощи того же диагностического инструментария, что и на первом этапе (Методика И. Е. Писаревой) [3].

Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил эффективность разработанной и экспериментально проверенной методики формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.

Внедрение методики способствовало положительным изменениям. Так, в ЭГ количество респондентов с высоким уровнем сформированности готовности к инновационной деятельности возросло с 9,0 до 12,7 %, со средним - с 49,7 до 55,3 %, а с низким уровнем снизилось с 41,2 до 31,8 %. В КГ также зафиксирована положительная динамика. Количество респондентов с высоким уровнем сформированности готовности к

инновационной деятельности увеличилось с 8,5 до 11,3 %; со средним - с 54,7 до 57,4; с низким уровнем -снизилось с 36,7 до 31,2.

Качественные результаты эксперимента проявились в том, что будущие учителя начальных классов смогли дать правильные ответы на большинство тестовых заданий, используемых в диагностическом инструментарии. Анализ практической деятельности студентов, участвующих в эксперименте, также позволил зафиксировать положительные изменения. Разработанные студентами в процессе прохождения педагогической практики конспекты уроков соответствуют поставленным перед обучающимися целям и задачам, отличаются методической грамотностью, сравнительным пониманием и использованием современных педагогических технологий.

После внедрения разработанной методики формирования готовности к инновационной деятельности у будущих педагогов начальных классов повысился интерес к проблемам современного педагогической инноватики, появилось позитивное отношение студентов к внедрению инноваций в учебно-воспитательный процесс школы, повысились практические навыки и уровень сформированности компетенций относительно использования образовательных инноваций в педагогической практике. У участников эксперимента отмечена потребность в совершенствовании собственных знаний относительно теоретических аспектов педагогической инноватики и применения образовательных инноваций на практике.

По нашему мнению, эффективность методики была достигнута в большей степени благодаря ее содержательному наполнению и поэтапной реализации с учетом критериев и показателей готовности педагогов к инновационной деятельности.

Выводы. В рамках реализации исследования были разработаны: система диагностического определения уровня сформированности готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности, система заданий и упражнений, методов и форм работы, образующих единую методическую систему формирования готовности будущих педагогов начальной школы к реализации инновационной деятельности. Методика построена с учетом положений и принципов компетентностного, средового, системно-деятельностного и контекстного подходов к обучению.

Проведенное исследование доказало эффективность разработанной методики формирования готовности будущих учителей начальных классов к инновационной педагогической деятельности, по результатам внедрения которой у участников эксперимента преимущественно был выявлен средний (достаточный) уровень сформированности готовности к инновационной деятельности.

Литература:

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1976. - 176 с.

2. Лазарев, B.C. Введение в педагогическую инноватику / B.C. Лазарев; Б.П. Мартиросян. - М.: РАО, 2004. - 119 с.

3. Писарева И.Е. Методика диагностики готовности будущего учителя к инновационной деятельности. - М., 2002. - 245 с.

4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлено описание концепции и экспериментальной проверки методики формирования информационной компетентности будущих педагогов дошкольного образования, разработаны критерии и показатели определения уровня сформированности информационной компетентности. В работе анализируются основные противоречия и социальные процессы, вызывающие необходимость формирования указанной компетентности у будущих специалистов дошкольного образования.

Ключевые слова: информационная компетентность, будущие педагоги дошкольного образования, методика, информационная культура, информатизация общества.

Annotation. The article presents a description of the concept and experimental verification of the methodology for the formation of information competence of future teachers of preschool education, developed criteria and indicators for determining the level of formation of information competence. The paper analyzes the main contradictions and social processes that call for the formation of this competence in future specialists of preschool education.

Keywords: information competence, future teachers of preschool education, methods, information culture, Informatization of society.

Введение. Приоритетом развития современного образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизни в информационном обществе. Одним из важнейших условий модернизации образования является совершенствования системы подготовки педагогических работников дошкольного образования.

Современные социально-экономические условия вызвали появление новых требований относительно подготовки будущих специалистов в области образования. Так, сегодня одной из важнейших задач высшей педагогической школы является подготовка компетентного, конкурентоспособного на рынке труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.