Научная статья на тему 'Инновационная деятельность педагогов в условиях современной школы'

Инновационная деятельность педагогов в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3625
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамова Саида Усейновна

В статье представлены результаты деятельности по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях современной школы. Описана разработанная автором модель формирования готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности. Намечены пути координации деятельности участников образовательного процесса в вопросах инновационной деятельности в ОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность педагогов в условиях современной школы»

Инновации в образовательных учреждениях

Профессионализм методиста-предметника муниципальной образовательной системы - это качественная характеристика его как субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков (в том числе основанных на творческих решениях), владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью.

Литература

1. Бельман Г С., Кулешова Ю. М. Методическая работа на службе качеству образовательных услуг // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4.

2. Беляева В. А., Петренко А. А. Деятельность педагога-ме-тодиста в системе муниципального образования. М.: АР-КТИ, 2005. 160 с.

3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне. М.: АПК и ППРО, 2005. 52 с.

4. Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2003. 168 с.

5. Киселёва О. В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.

6. Кульневич С. В., Гончарова В. И., Мигаль Е. А. Управление современной школой. Ростов н/Д.: Учитель, 2005. 288 с.

7. Паршукова И. Л. Научно-методическое сопровождение ОУ в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС НОО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6.

8. Пустовалова В. В. Технология развития методических служб: анализ, планирование, оценка деятельности / В. В. Пустовалова // Волгоград: Учитель, 2009.- 215 с.

9. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С.56-65.

10. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.

11. Шаранова В. В. Научно-методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4.

УДК 378.674

J

С. У. Рустамова

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Л_________________________________________Г

Аннотация. В статье представлены результаты деятельности по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях современной школы. Описана разработанная автором модель формирования готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности. Намечены пути координации деятельности участников образовательного процесса в вопросах инновационной деятельности в ОУ

Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование готовности педагогов.

Abstract. In the article the results of activity are presentedon forming of readiness of teachers to innovative activity inthe conditions of modern school. The model of forming ofreadiness of teachers of general school worked out by anauthor is described to innovative activity. The ways of coordination of activity of participants of educational processare set in the questions of innovative activity at school.

Keywords: innovative activity, forming of readiness of teachers

В наступившем веке развитие системы образования характеризуется множеством инновационных изменений, обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года (2001 г.) и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.).

Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

45

Инновации в образовательных учреждениях

настроены на реализации необходимых изменений и зависит успех модернизации образования в конечном итоге. Точное количество учителей и школьных администраторов, ориентированных на активную реализацию идей модернизации, зафиксировать трудно. Однако, косвенные признаки (выбор тем опытно-экспериментальной работы и программ повышения квалификации, а также реальные результаты модернизации образования и т.п.) позволили сделать следующий вывод, зафиксированный в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», представленном Государственному совету Российской Федерации: «При всей масштабности проводимых экспериментов изменения не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому для многих из них модернизация не стала актуальной задачей, превратившись в разговоры о переменах к лучшему, притом, что повседневные проблемы образования решались медленно. Это не позволило обеспечить необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом». Следовательно, перед системой непрерывного образования встает серьезная задача - мотивации педагогов к преобразованиям, развития у них готовности к введению необходимых изменений на всех ступенях образовательного процесса.

Анализ научно-теоретических публикаций и педагогической практики показал [1,3,4,15,16,17,19,20,21,24, 26,28], что сложилось явное противоречие между объективной потребностью практики в наличии у современного учителя готовности к инновационной педагогической деятельности, обеспечивающей успешное решение актуальных проблем, поставленных перед школой требованиями новой образовательной парадигмы, и недостаточной разработанностью организационно-технологических основ ее становления.

Это противоречие легло в основу постановки научной проблемы исследования, проведенного в МБОУ СОШ № 92 - участнике Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) [6,10,11,12,13,18,20,23], которая состоит в поиске ответа на вопрос каковы организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к инновационной деятельности в общеобразовательной школе. Под готовностью к инновационной деятельности в исследовании понималась совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения [2,14].

Исследование выполнялось с 2011 по март 2013 года методами теоретического анализа и синтеза философской и научно-педагогической литературы и нормативных документов; сравнения и обобщения; теоретического моделирования; контент-анализа; экспертной оценки; анкетирования; интервьюирования; апробации результатов исследования.

В целом, экспериментальная работа проводилась в три этапа [8,22,25]. Для выявления исходного состояния готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, в ходе констатирующего эксперимента нами в МБОУ СОШ № 92 была проведена диагностика формирования готовности педагогического коллектива МБОУ СОШ № 92 к инновационной деятельности.

На констатирующем этапе был подобран оценочно-критериальный инструментарий исследования, который представлен в табл. 1.

На основе данных критериев и показателей были выделены три уровня сформированности готовности педагогов к инновационной деятельности: низкий, средний и высокий.

Таблица 1

Оценочно-критериальный инструментарий

Критерий Показатели Инструментарий

Методологический Уровень инновационного потенциала: восприимчивость педагогов к новому; информационная готовность; мотивационная готовность; антиинновационные барьеры; новаторство; Комплект анкет для выявления уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, разработанный Т. С. Соловьевой, зам. директора по УВР школы № 297, г. Москвы.

Технологический Показатели в Самоактуализационном тесте: компетентность ориентации во времени; поддержка (степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне); ценностные ориентации; гибкость поведения; сензитивность к себе; спонтанность; самоуважение; самопринятие; представления о природе человека; синергия; принятие агрессии; контактность; позна-ва-тельные потребности; креативность Самоактуализационный тест (САТ). (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загик и М. В. Кроз) [9],

Рефлексивный Потребность в достижении Шкала оценки в потребности достижений. (Д. Краун и Д. Марлоу)

Рефлексивный Направленность личности Ориентационная анкета (Б. Басом)

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

Инновации в образовательных учреждениях

Готовность педагогов к инновационной деятельности низкого уровня сформированное™ имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

Средний (достаточный) уровень готовности к реализации инновационной деятельности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности свидетельствуют: наличие методологических знаний у педагогов; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.

В ходе исследования выявлялся уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности. Результаты анкетирования педагогов на восприимчивость к новшествам выявили низкий уровень восприимчивости педагогов к новому: более половины педагогов определили свой уровень, как низкий и критически низкий (55%). Результаты мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств показали, что осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить руководствуются в своей инновационной деятельности 20% педагогов; высоким уровнем профессиональных притязаний, сильной потребностью в достижении высоких результатов - 20%; потребностью в контактах с интересными, творческими людьми - 53%; желанием создать хорошую, эффективную школу для детей - 20%; потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины -27%; потребностью в лидерстве - 7%; потребностью

в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей - 20%; потребностью в самовыражении, самосовершенствовании - 20%; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенностью в себе 20%; желанием проверить на практике полученные знания о новшествах - 7%; потребностью в риске - 0%; материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.д.- 47%; стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным - 40%.

Таким образом, в своей инновационной деятельности педагоги руководствуются, в первую очередь, мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самосовершенствованием не играют у педагогов значительной роли. Кроме того, анкетирование выявило у педагогов ряд антиинновационных барьеров, препятствующих освоению инноваций: слабая информированность в коллективе о возможных инновациях - у 7% педагогов; убеждение, что эффективно учить можно и по-старому - у 20%; плохое здоровье, другие личные причины - у 33%; большая учебная нагрузка - у 40%; небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное -у 20%; отсутствие материальных стимулов - у 40%; чувство страха перед отрицательными результатами -у 20%; разногласия, конфликты в коллективе - у 7%.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что фактически все педагоги вне зависимости от преподаваемого предмета, стажа, возраста имеют в своей деятельности затруднения, связанные с готовностью к инновационной деятельности.

Обобщая инновационные поиски исследователей в этом направлении [2,4,5,7,12,13,17,19,20], можно выделить принципы построения инновационной модели подготовки педагогических кадров, ориентированной на подготовку к инновационной деятельности:

• обеспечение системной интеграции знаний, включая весь спектр многообразных видов знаний в их взаимообусловленности: теоретических, эмпирических, личностных, межличностных, интуитивных, специальных, текущих и др.;

• обеспечение деятельностно-практической направленности знаний путем максимального использования всего деятельностного потенциала знаний для обеспечения его практического применения в образовательной деятельности в интересах каждого педагога;

• направленность на формирование инновационной культуры как усвоение профессиональных норм и ценностей, ориентирующих педагогов на развитие ОУ;

• групповое обучение, обеспечивающее экстраординарные возможности для скоординированных действий, а также индивидуального развития на основе диалога и «совместного мышления». В рамках дополнительного профессионального образования формами группового обучения могут выступать конференции, семинары,

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

47

Инновации в образовательных учреждениях

Рис.1. Модельформированияготовностипедагоговобщеобразовательнойшколы к инновационной деятельности

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

Инновации в образовательных учреждениях

мастер-классы, педагогические мастерские, круглые столы и др.;

• развитие педагогического потенциала. В соответствии с этим принципом обучение должно обеспечивать повышение квалификации педагогов по основным направлениям профессиональной деятельности.

Формирующий этлп исдледовебия был подвящеж апробации разработанной в ходе исследования струк-турно-функциональнеО моеплеформирования готовности педагогов к инновационной деятельности.

За основу представленной нами мод ели быпа взята модель, разработанная д.п.н. А. А. Симоновой [27]. Разработанная в МБОУ СОШ № 92 модель схе-матичдо прощетавбена на рын.И.

В качестве основных компонентов модели были выделены:

• Целевой компонент: выражает цель подготовки - фор-ввподание гнтиынонти пддыгоговк пдноваппонной дчян тельности.

• Субъектный компонент: в традиционной системе поныпенон коапиф икаоии оОнчоющие c^^p^ktoi о кО-учаемые субъекты по своим позициям в педагогическом процессе дат ко раздел нщ;н инноаа циензоС ее дели, построенной на взаимообмене инновационным

тщ^ое ис^ы^сеч eyH^.a гложет оенеты^п-в ненод

случае он выступает как обучающийся, в другом, как имеющий опыт инновационной деятельности, может сам стать обучающим.

Содержательный компонент: включает в себя этапы готывнонтп иодя^жп иинповацпонаей доотию-ности:

1. вотпоаоионны-цилдео квщр

2. познавательно-информационный этап;

3. операционно-ие ктллонocтныO этко;

4. процессуально-творческий этап;

5. рефлексивно-оценочный этап.

ОрганизамPонножтруктурный комподент: уло

разного уровня готовности педагогов отражает формы подготовки, китпрве я ыноoнооопвнoП модеок оотямд с традиционными курсовыми формами включают:

• открытые уроки, методические дни, работа ВНИК то жаблемам, уаеощчнил дитуддовета, ШЧЮ;

• научно-практические конференции, видеоконферен-бР^, вМж^ны и пелоныры, oПоcкииови^ощиеоcтoыоо для научного анализа собственной инновационной деятельности, обобщения ее результатов в виде доклада, опркствлгеого пр^фгащ^мо кх в ыжи^ пж^р^плпши, взаимообмена научно осмысленным инновационным опытом и его коллективного обсуждения, публикации результатов;

• формы группового обучения (мастер-классы, тренинги, педагогические мастерские и др.), обеспечивающие активное вовлечение всех участников в процесс обуче-дия, обмен знаниями и опытом;

• консультации специалистов как формы индивидуального оЖии^, реторсио.

Технологический компонент: обеспечивает при-мдооеие ибразопю'щ^увщ еж^рсищ епосЖбов у пяя-нологий подготовки, отвечающих специфике целей и содержания инновационной модели.

Резллптативный компонeнт- иннпвацпооаао

модель, направленная на получение личностного еозуиьтата, обеспечоодет и cомиольоыП запект, поскольку результатом подготовки фактически ста-новитолroтoонpcта педаroгводПщeдбоРзлвaтeльыoО школы к инновационной деятельности.

Дляынпдтти0я ОДзрЧ°ОТОНООЙ 0^и^пш НыобхОДИ мо было обеспечить организационно-педагогические условия, способствующие формированию готовности пeдaroгoо о чнпoаaцибнооо кф^плчажщ п этий нытзи была разработана и предложена для работы по фор-миpооaлою готовности педагогов к инновационной деятельности Программа по формированию инновационного пвтон цитопподaroгпчecкмo юллоктов а.

На контрольно-оценочном этапе необходимо было выявить результаты трехлетней работы по программе фоосилоконоиоотовности и пинoвтцоoоооо

деятельности. Результаты формирования готовности подегогон кпниокоционнои зкеетоуэнооти представлены на рис.2.

50,00%

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,00%

высокий

4б,бО%4Ь%

средний низкий

■ Констатирующий ЭТЛП

■ Контрольный этлп

Рис. 2. Сравнительная диаграмма состояния уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

49

Инновации в образовательных учреждениях

Результаты апробации разработанной модели формирования готовности педагогов к инновационной деятельности показали, что в ходе исследования изменился уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам, более половины педагогов (53%) определили свой уровень как оптимальный и допустимый.

Литература

1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Новой шко-ле-новое содержание образования. // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 12. С.100—101.

2. Бакурадзе А. Б. Что есть истина, и как ее понимают и воспринимают современные педагоги? // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.2-5.

3. Барболин М. П. Онтологические основания инновационного развития образовательных систем // Человек и образование. М.: Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2009. № 4 (21). С.198-203.

4. Бысик Н. В. Изменить позицию педагога // Директор школы. 2007. № 2. С.21-23.

5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1999. 479 с.

6. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.48-54.

7. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3. С.35-39.

8. Воровщиков С. Г. Экспериментальные площадки как эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики по разработке и освоению решений инновационных проблем // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.56-63.

9. Гозман Л.Я., Кроз М. В. Самоактуализационный тест (САТ). М., 2004.

10. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. 2010. № 11 (79). С.23-33.

11. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

12. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. 2010. № 8 (76). С.32-41.

13. Давыдова Н. Н., Федоров В.А Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода

// Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.

14. Даниленко С. Ю. Перевод современной школы в статус инновационно-активного образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.3-13.

15. Дорогина О. И. Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности // Образование и наука. 2012. № 1. С.96-104.

16. Жариков В. В. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В. В. Жариков, И. А. Жариков, В. Г Од-нолько, А. И. Евсейчев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2009. 180 с.

17. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-12.

18. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А., Давыдова Н. Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука. 2011. № 9 (88). С.3-20.

19. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. педагогика. 1991. № 10.

20. Рустамова С. У. Формирование готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3.

21. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. 464 с.

22. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.25-30.

23. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 1.

24. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С.56-65.

25. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.

26. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.

27. Симонова А. А. Инновационно-ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании анализа: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. Уфа, 2011.43 с.

28. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 256 с.

50

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.