Педагогика
*
УДК 37
DOI 10.21661/r-118596
А.В. Макарова, М.В. Жупинская, С.И. Артемова, Е.О. Котелевская
Формирование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема формирования гражданско-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены особенности проекта, направленного на перспективное планирование нравственно-патриотического воспитания в старших группах. Обозначены цель и основные задачи проекта.
I Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, проект, проектная деятельность, старшие дошкольники.
A.V. Makarova, M.V. Zhupinskaya, S.I. Artemova, E.O. Kotelevskaya
The civic and national education formation of over-fives
through types and genres of fine art
Abstract
This article examines the formation of the civic and national education of over-fives. The authors describe features of project oriented at long-term planning of cultivation of moral and patriotic values in the elder groups. Project mission and the major challenges are defined.
| Keywords: cultivation of moral and patriotic values, project, project activity, over-fives.
В настоящее время возникла необходимость в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Это одна из важнейших задач систематического, целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики, ведь сегодня проблема воспитания гражданина, является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Стало очевидным, что проблема роста преступности, без духовности не решить ни экономически, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры.
Вопросы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине всегда стояли в центре внимания педагогов на протяжении всей истории развития человечества. Историческая миссия российского патриотизма, согласно Концепции новой четвер-
той государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2017-2020 годы, заключается в том, что он, духовный ориентир современных поколений граждан России, возрождает и развивает в их чувствах, сознании, поступках, мотивах и смыслах деятельности героическое прошлое России [1].
Любовь и уважение к родной стране необходимо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста.
Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, отсутствие теоритических и методических разработок в имеющийся методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны граждан-ско-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей свою полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Исходя из этого, мы разработали дополнительно свою программу, по изобразительной
50 Интерактивная наука | 13 • 2017
Pedagogy
деятельности: «Ракета», «Парад», «Самолеты», «Поздравительная открытка», «Салют», «Военные корабли», «Звезда», «Застава», «Корабль», «Наша армия», «Солдат на посту», «Корабли на рейде», «Памятники героям», «Парашютисты».
Цель нашей работы: формировать человека, как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, за свой народ, воспитание творчески развитой личности.
Помочь детям узнать и различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности, высказывать свое мнение об искусстве, понимать его назначение в жизни людей.
Научить детей самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем мире, последовательно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом. Закрепить представление у детей о том, что каждый человек может создать прекрасное и этим доставить большую радость людям. Через ознакомление с изобразительным искусством дети подводятся к пониманию того, что изобразительное творчество - это не просто изображение какого-то предмета, человека или явления, а передача отношения к нему, оценка его положительного или отрицательного характера.
Задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела.
Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна.
Искусство в современном обществе рассматривается как средство, способное одухотворять труд людей, сформировать здоровые потребности, высокий эстетический вкус, создать надежный заслон для проникновения в духовный мир наших детей безыдейности, безвкусицы.
Мы разработали долгосрочный проект граждан-ско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами знаменательных дат «Пусть будет на планете мир, добрый, как весна».
Вид проекта - практико-ориентированный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Цель нашего проекта: гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам праздничных дат.
Задачи проекта:
Обучать: развитию познавательного интереса к своей малой родине, через различные формы работы.
Развивать: чувства ответственности и гордости, воображение, наблюдательность.
Воспитывать: любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, друзьям.
Таким образом, проект «Пусть будет на планете мир, добрый, как весна» способен раскрыть в ребенке любовь Родине, к родному краю, родной культуре. Проект формирует развитие дошкольников в граждан-ско-патриотическом направлении и воспитывает патриотов своего Отечества.
Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории многонационального российского народа. Особую ценность, поэтому представляют произведения тех мастеров изобразительного искусства, которые воочию столкнулись с событиями этой незабываемой поры, сами участвовали и запомнили увиденное на всю жизнь.
К таким художникам относятся В.Г. Пузырев. Он в своих полотнах «Они сражались за Родину», «Солдаты», «Черноморцы», «Подрыв вражеского эшелона», «Привезли оружие». Показывает наибольшую стойкость советских солдат, даже попав в плен, не склоняют голову перед врагом. Помогает глубже «прожить» и почувствовать тему войны макеты, репродукции картин: С.В. Герасимов «Мать партизана», А. Лактионов «Письмо с фронта».
Восприятие таких картин требует определенных знаний, впечатлений. Поскольку жизненный опыт дошкольников невелик, мы предварительно подготавливаем его к восприятию сложного мира человеческих отношений, выраженных в картине.
Это мы делаем с помощью чтения художественной литературы, рассматривания фотографий, походов в школьный музей, где проводится огромная работа по воспитанию у детей чувства сострадания, решительности, патриотизма.
И в своей работе мы добились определенных знаний и умений у своих воспитанников, у которых сформировалась эмоциональная отзывчивость; умение сопереживать героям художественных произведений, умениям соотносить увиденное с собственным опытом.
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020». -М., 2011.
2. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: УЦ Перспектива, 2012.
3. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М.Ю. Новицкая. - М.: Линка-Пресс, 2003.
4. Поштарева Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2009. - №10.
Interactive science | 13 • 2017 51