Научная статья на тему 'Растим маленьких патриотов'

Растим маленьких патриотов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Т. К., Соломыкина Н. Я., Киселёва М. В.

Данная статья может помочь педагогам в организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Работа представлена модулями и рассчитана на весь учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселова Т. К., Соломыкина Н. Я., Киселёва М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Растим маленьких патриотов»

РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ

© Веселова Т.К.*, Соломыкина Н.Я.*, Киселёва М.В.*

Детский сад № 44 Калининского района, г. Санкт-Петербург

Данная статья может помочь педагогам в организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Работа представлена модулями и рассчитана на весь учебный год.

Ключевые слова гражданское воспитание, патриотическое воспитание, социализация.

Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития [1, с. 36].

Воспитание в социальном смысле понимается как уникальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни [1, с. 36].

Дело в том, что в отличие от взрослых, уже много знающих и понимающих, всегда стремящихся в будущее или сожалеющих о прошлом, имеющих цель каждого конкретного действия и деятельности и видящих иногда только её, ребенок действительно воспринимает мир как макрокосм. Он обживает, осваивает мир, воспринимает его не просто на другой стадии развития мышления, «магически»: он «врастает» в него, создавая свой микрокосм по аналогии, подражая реальности или опровергая её, т.е. действуя, решая в настоящем порой самые невероятные философские проблемы смысла жизни и смерти, борьбы добра и зла [2, с. 40].

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация вмещает усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные) [2, с. 17].

Современное общество, стремящееся к прогрессу и процветанию, должно осознавать важность и актуальность воспитания молодого поколения в духе патриотизма.

Наше дошкольное образовательное учреждение уже много лет работает в данном направлении. Целью нашей работы является воспитание гражданина и патриота своей страны, а также формирование нравственных ценностей, создание среды, способствующей гражданско-патриотическому вос-

* Заведующий.

* Музыкальный руководитель. " Старший воспитатель.

питанию, ориентирование родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что социализация осуществляется в системе.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами, поэтому мы решили спланировать систему работы по модулям. Это разделение условное и в течение всего учебного года идет интеграция этих модулей. Каждый модуль имеет свою цель, задачи, предварительную работу и итоговые мероприятия.

1 модуль «Растим маленьких патриотов»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С.В. Михалков.

Цель: прививать любовь к Отечеству, к своему народу.

Задачи:

1. Расширять представления детей о понятиях Родина, Отечество.

2. Развивать интерес и любознательность, речь, активизировать словарь.

3. Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, гордость за мужество и героизм людей, переживших войну.

Данный модуль посвящен военной тематике. Здесь нам очень во многом помогают ветераны и блокадники из М.О. «Пискарёвка». Они проводят с детьми беседы, уроки мужества, а также помогают в создании мини-музея «Мы помним». Не обходится и без сотрудничества с родителями. Дети и родители участвуют в оформлении выставок и посещают мемориал Писка-ревское кладбище. Коллективом педагогов детского сада совместно с ветеранами была создана книга Памяти. В ней хранятся воспоминания о бабушках и дедушках наших воспитанников, а также рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне.

2 модуль «Моя семья»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду».

Д.С. Лихачёв.

Цель: воспитывать чувство любви к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам, к сотрудникам детского сада, желание беречь близких, дарить им тепло и радость.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о различных профессиях людей, работающих в детском саду.

Дошкольная педагогика

107

2. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами.

Предварительная работа заключается в оформлении выставок, подготовке к празднику 8 марта, беседах о разных родах войск (подготовка к 23 февраля).

Итоговые мероприятия:

1. Ежегодно к Дню воспитателя мы проводим игру по станциям «Мир профессий».

2. 23 февраля наши замечательные друзья-кадеты из класса МЧС 184 школы проводят военно-спортивную игру по станциям.

3. 8 марта позволяет прививать любовь к маме, бабушке, сестре.

3 модуль «Спортивные традиции»

Цель: повышение у детей общего интереса к спорту.

Задачи:

1. Способствовать укреплению здоровья дошкольников.

2. Закреплять знания детей об армии, о родах войск.

3. Воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины.

Здоровые дети - здоровая Россия. Осуществляя работу по данному модулю, не обходимся без помощи кадетского класса. Два раза в год мы проводим турслёт осенью - дети показывают свое мастерство, а весной как итоговое мероприятие проводится турслёт для детей и их родителей.

4 модуль «Мы в этом городе живем»

Цель: воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.

Задачи:

1. Учить детей знать и любить свой город, район, улицу, формировать умения узнавать достопримечательности города, знакомство с произведениями поэтов, писателей, прославивших город.

2. Расширять представления детей о государственной символике.

3. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за историю нашего города, желание узнать как можно больше нового и интересного.

Предварительная работа не обходится без сотрудничества с родителями. Это экскурсии по городу как обзорные, так и тематические, такие как: памятники домашним животным, памятники забытым профессиям - таким как: трубочист, доярка, градоначальник. Также мы проводим конкурс чтецов на тему «Я в этом городе живу». Недалеко от нашего детского сада находится музыкальная школа. Коллектив педагогов и воспитанников знакомят наших детей с музыкальными инструментами и понятием «классическая

музыка». Сотрудничество с библиотекой дает возможность детям познакомиться с творчеством знаменитых людей живших и прославивших наш город. И самое главное мероприятие - «День рождения Санкт-Петербурга».

5 модуль «Родная природа»

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Дж. Байрон.

Цель: воспитывать любовь к Родине, к её природе, культуре и традициям.

Задачи:

1. Расширять, систематизировать и закреплять знания детей о народных праздниках и обычаях русского народа.

2. Развивать интерес к художественному искусству, формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества.

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Предварительная работа - это организация выставок: осень, куклы, зима. Знакомство детей с народным творчеством. Родная природа - это один из могучих факторов воспитания любви к Родине.

Старшие дошкольники приобщаются к культурным ценностям как своего народа, так и других народов.

Многолетний труд нашего коллектива в данном направлении позволил выйти нам за пределы нашего детского сада на районный уровень.

Благодаря помощи редакции Умка-Питер коллектив создал две настольные игры: «Мы разные, но мы вместе», «Служу России». Был создан диск «Вам ветераны». Наша любимая книга Памяти, которая пополняется новыми материалами ежегодно. Так же мы печатаемся в книге «Память сердца».

Сотрудничество с журналом «Колокольчик» помогло нам выйти на международный уровень.

Список литературы:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - Изд. «Академия», 2007.

2. Виноградова Н.И., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. - Изд. «Юрайт», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.