РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ
© Веселова Т.К.*, Соломыкина Н.Я.*, Киселёва М.В.*
Детский сад № 44 Калининского района, г. Санкт-Петербург
Данная статья может помочь педагогам в организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Работа представлена модулями и рассчитана на весь учебный год.
Ключевые слова гражданское воспитание, патриотическое воспитание, социализация.
Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития [1, с. 36].
Воспитание в социальном смысле понимается как уникальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни [1, с. 36].
Дело в том, что в отличие от взрослых, уже много знающих и понимающих, всегда стремящихся в будущее или сожалеющих о прошлом, имеющих цель каждого конкретного действия и деятельности и видящих иногда только её, ребенок действительно воспринимает мир как макрокосм. Он обживает, осваивает мир, воспринимает его не просто на другой стадии развития мышления, «магически»: он «врастает» в него, создавая свой микрокосм по аналогии, подражая реальности или опровергая её, т.е. действуя, решая в настоящем порой самые невероятные философские проблемы смысла жизни и смерти, борьбы добра и зла [2, с. 40].
Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация вмещает усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные) [2, с. 17].
Современное общество, стремящееся к прогрессу и процветанию, должно осознавать важность и актуальность воспитания молодого поколения в духе патриотизма.
Наше дошкольное образовательное учреждение уже много лет работает в данном направлении. Целью нашей работы является воспитание гражданина и патриота своей страны, а также формирование нравственных ценностей, создание среды, способствующей гражданско-патриотическому вос-
* Заведующий.
* Музыкальный руководитель. " Старший воспитатель.
питанию, ориентирование родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что социализация осуществляется в системе.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами, поэтому мы решили спланировать систему работы по модулям. Это разделение условное и в течение всего учебного года идет интеграция этих модулей. Каждый модуль имеет свою цель, задачи, предварительную работу и итоговые мероприятия.
1 модуль «Растим маленьких патриотов»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С.В. Михалков.
Цель: прививать любовь к Отечеству, к своему народу.
Задачи:
1. Расширять представления детей о понятиях Родина, Отечество.
2. Развивать интерес и любознательность, речь, активизировать словарь.
3. Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, гордость за мужество и героизм людей, переживших войну.
Данный модуль посвящен военной тематике. Здесь нам очень во многом помогают ветераны и блокадники из М.О. «Пискарёвка». Они проводят с детьми беседы, уроки мужества, а также помогают в создании мини-музея «Мы помним». Не обходится и без сотрудничества с родителями. Дети и родители участвуют в оформлении выставок и посещают мемориал Писка-ревское кладбище. Коллективом педагогов детского сада совместно с ветеранами была создана книга Памяти. В ней хранятся воспоминания о бабушках и дедушках наших воспитанников, а также рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне.
2 модуль «Моя семья»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду».
Д.С. Лихачёв.
Цель: воспитывать чувство любви к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам, к сотрудникам детского сада, желание беречь близких, дарить им тепло и радость.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о различных профессиях людей, работающих в детском саду.
Дошкольная педагогика
107
2. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами.
Предварительная работа заключается в оформлении выставок, подготовке к празднику 8 марта, беседах о разных родах войск (подготовка к 23 февраля).
Итоговые мероприятия:
1. Ежегодно к Дню воспитателя мы проводим игру по станциям «Мир профессий».
2. 23 февраля наши замечательные друзья-кадеты из класса МЧС 184 школы проводят военно-спортивную игру по станциям.
3. 8 марта позволяет прививать любовь к маме, бабушке, сестре.
3 модуль «Спортивные традиции»
Цель: повышение у детей общего интереса к спорту.
Задачи:
1. Способствовать укреплению здоровья дошкольников.
2. Закреплять знания детей об армии, о родах войск.
3. Воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины.
Здоровые дети - здоровая Россия. Осуществляя работу по данному модулю, не обходимся без помощи кадетского класса. Два раза в год мы проводим турслёт осенью - дети показывают свое мастерство, а весной как итоговое мероприятие проводится турслёт для детей и их родителей.
4 модуль «Мы в этом городе живем»
Цель: воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.
Задачи:
1. Учить детей знать и любить свой город, район, улицу, формировать умения узнавать достопримечательности города, знакомство с произведениями поэтов, писателей, прославивших город.
2. Расширять представления детей о государственной символике.
3. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за историю нашего города, желание узнать как можно больше нового и интересного.
Предварительная работа не обходится без сотрудничества с родителями. Это экскурсии по городу как обзорные, так и тематические, такие как: памятники домашним животным, памятники забытым профессиям - таким как: трубочист, доярка, градоначальник. Также мы проводим конкурс чтецов на тему «Я в этом городе живу». Недалеко от нашего детского сада находится музыкальная школа. Коллектив педагогов и воспитанников знакомят наших детей с музыкальными инструментами и понятием «классическая
музыка». Сотрудничество с библиотекой дает возможность детям познакомиться с творчеством знаменитых людей живших и прославивших наш город. И самое главное мероприятие - «День рождения Санкт-Петербурга».
5 модуль «Родная природа»
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Дж. Байрон.
Цель: воспитывать любовь к Родине, к её природе, культуре и традициям.
Задачи:
1. Расширять, систематизировать и закреплять знания детей о народных праздниках и обычаях русского народа.
2. Развивать интерес к художественному искусству, формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества.
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Предварительная работа - это организация выставок: осень, куклы, зима. Знакомство детей с народным творчеством. Родная природа - это один из могучих факторов воспитания любви к Родине.
Старшие дошкольники приобщаются к культурным ценностям как своего народа, так и других народов.
Многолетний труд нашего коллектива в данном направлении позволил выйти нам за пределы нашего детского сада на районный уровень.
Благодаря помощи редакции Умка-Питер коллектив создал две настольные игры: «Мы разные, но мы вместе», «Служу России». Был создан диск «Вам ветераны». Наша любимая книга Памяти, которая пополняется новыми материалами ежегодно. Так же мы печатаемся в книге «Память сердца».
Сотрудничество с журналом «Колокольчик» помогло нам выйти на международный уровень.
Список литературы:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - Изд. «Академия», 2007.
2. Виноградова Н.И., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. - Изд. «Юрайт», 2013.