Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность'

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышкина Елена Олеговна, Костина И. В.

В статье представлены подходы к формированию исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность. Описаны основные формы работы с дошкольниками по данному направлению. Показано, что реализация проекта позволила привлечь внимание родителей к формированию исторического сознания у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Патриотическое воспитание в дошкольном

образовании

Е.О. Мышкина, И.В. Костина

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность

Аннотация

В статье представлены подходы к формированию исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность. Описаны основные формы работы с дошкольниками по данному направлению. Показано, что реализация проекта позволила привлечь внимание родителей к формированию исторического сознания у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, формирование исторического сознания, проектная деятельность

Задумываясь об истоках патриотических чувств,

всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и поразившие когда-то факты и события — это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят [1, 4, 5, 7-12].

Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой Отечественной войны, об участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, мы разработали проект «Живая память».

Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, — идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Цель проекта, реализуемого в рамках работы ФЭП АПК и ППРО Минобрнауки РФ [2, 3, 6], состояла в ста-

новлении патриотических чувств у старших дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны, формировании у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

► сформировать интерес к истории своей семьи, событиям прошлых лет;

► воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений;

► обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны;

► рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике;

► активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий: Русь, Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники;

► разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Участниками проекта стали дети 5-7 лет, посещающие МДОУ «Детский сад № 429» Екатеринбурга, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015

Тип данного проекта можно охарактеризовать как информационный, практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах деятельности — в игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекции, выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.

На подготовительном этапе были решены следующие задачи:

► изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

► скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды;

► разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Анализ результатов опроса семей воспитанников показал, что большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше.

К сожалению, около 10 % респондентов считают, что дети еще маленькие и рассказывать о войне лучше начинать со школьного возраста. В то же время радует, что большинство родителей знакомят своих детей с событиями Великой Отечественной войны с раннего возраста через просмотр и обсуждение фильмов о войне, чтение книг о войне.

В ходе работы над проектом вместе с родителями были созданы тематические выставки в группах «Детям о войне», «Стихи детям», в которые вошли произведения А. Твардовского, С. Алексеева, С. Михалкова, Л. Кассиля, С. Баруздина и многих других поэтов и писателей. Оформлены сменные экспозиции репродукций картин советских художников К. Васильева, М. Самсо-нова, К. Юона, С. Герасимова по темам «Военные будни», «Все для фронта, все для победы» (о тружениках тыла), «Дети войны», оформлен стенд «День Победы», фотовыставки «Город воинской славы — Старый Оскол», «Был месяц май...», собрана мини-библиотека «Книги о Великой Победе». Оказана помощь в создании фонотеки с музыкальными произведениями военных лет. Создали картотеку игр на военную тематику: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Боевые медали», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск»; был обновлен игровой материал сюжетно-ролевых игр «Крейсер», «Смелый», «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Праздник Победы», «В землянке».

Целью основного этапа являлась реализация проекта через следующие формы работы с детьми:

► организация литературно-музыкальных гостиных «Памяти павших будьте достойны», где дети обсуждали, рассказывали стихотворения, драматизировали сцены из произведений о Великой Отечественной войне. Для прослушивания музыкальных произведений, показа де-

тям фильмов о войне нами были использованы мультимедийные средства, которые оживили полученные детьми впечатления о подвигах русских людей;

► создание игровых ситуаций «Был Великий День Победы», «Они защищали Родину», «Твои защитники, Отчизна» «Так началась война», «О чем мечтали дети войны», «Герои-земляки», «Старый Оскол — город воинской славы», составление письма «О чем бы я написал папе на фронт» в процессе совместной познавательно-речевой деятельности педагога и детей;

► организация выставок детского творчества «Была война», «Портрет героя», конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем мир», акция «Белые голуби».

Особый эмоциональный отклик у ребят вызвали игры-состязания на военную тематику «Найди секретный пакет», «Доставь воду на передовую», «Доставь донесение в штаб», «Меткий стрелок».

В рамках сетевого взаимодействия с краеведческим музеем состоялась встреча с научным сотрудником музея Л.Н. Калабуховой, которая ознакомила детей с историей родного края и рассказала о событиях военного времени.

Так как ребятам в этом возрасте сложно воспринимать события, далекие от них самих, слушать рассказы о людях, которых никогда не видели и которых уже сегодня нет с нами, было решено представлять материал о ветеранах войны через создание Книги памяти [8, 9]. Рассказывая о своей бабушке или дедушке, на страницах книги дети на фотографиях видели себя, и их рассказы воспринимались не отстраненно, а адресно. Такой прием позволил приблизить к детям новый для них материал, а в детях, принявших участие в сборе материала, вызвать чувство гордости за свою семью. Постепенно все больше семей принимали участие в создании книги. Те семьи, которые не смогли сразу вспомнить имена родственников-воинов, были очень обеспокоены этим и начали поиск знакомых и дальних родственников, которые смогли бы им помочь. Мы видели растерянность этих людей и искренне сочувствовали семьям. Ведь пройдет еще немного времени — и будет уже поздно. В «картах памяти» ребята и их родители вспомнили тех, кто копал окопы за городом, был в немецких лагерях или тяжело работал во время войны для победы. Дети с гордостью показывали в детском саду свои рисунки, выполненные вместе с родителями, делились своими впечатлениями. У Даниила К. (5 лет) дедушка погиб уже после победы, возвращаясь из Берлина, Ваня К. (5 лет) рассказал нам, что его дедушка прошел всю войну, был зенитчиком на «Катюше», имел награды. Семья Стаса В. (5 лет) написала: «родственников-воинов не имеем», но ребенок старательно и с любовью нарисовал воина-победителя с красным флагом ко Дню победы. Лев М. (5 лет) рассказал, что дед Василий имел медаль «За отвагу», и т.д.

Считаем, участие в создание рукописной Книги памяти подтолкнуло некоторые семьи укрепить связь между поколениями, а собранный материал стал бесценным примером мужества, отваги, подвига, который посеял первые зернышки патриотизма в души наших дошкольников.

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников

Работа над проектом продолжается и сегодня: собрать материал о том далеком времени, о жизни своих близких, приобщить ребенка к истории своей семьи — это задача взрослых. Но уже сейчас, глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что:

► дети осознали, какой ценой была достигнута победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней;

► при знакомстве детей с произведениями искусства, посвященными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны, у них наблюдались серьезное отношение, повышенный интерес;

► дети с энтузиазмом включились в изготовление Книги памяти;

► появилась масса вопросов на тему войны, активизировалась воспитательная работа в семье;

► восстановилась связь поколений в семье через память о войне.

Литература

1. Беляева Л.А., Новикова О.Н. Игра как способ конструирования личностной идентичности / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С. 52-56.

2. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-обра-

зовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-85.

3. Давыдова Н.Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С. 240-246.

4. Давыдова О.И., Майер А.А, БогославецЛ.Г. Проекты в работе с семьей: Методич. пособие. М.: Сфера, 2012.

5. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 3-9.

6. Зеер Э.Ф., Новоселов С.А., Давыдова Н.Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 17-25.

7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учеб.- методич. пособие. СПб.: Детство-пресс, 2000.

8. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка- Пресс, 2003.

9. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С. 37-48.

10. Павлова Л.О. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей / / Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 8-13.

11. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методич. пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд. / [Сост.] Н.В. Гончарова и др. СПб.: Детство-пресс, 2010.

12. Струмилин С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.