Научная статья на тему 'Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне'

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ДОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНИН / ПАТРИОТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арнаутова Елена Павловна

В преддверии 65-й годовщины Великой Победы одного из крупнейших эпохальных событий истории России XX века, предлагаем специалистам дошкольных образовательных учреждений поразмышлять об условиях формирования у дошкольников предпосылок гражданско-патриотической позиции, которая станет достоянием личности взрослого человека гражданина и патриота своей Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Е. П. Арнаутова

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

В преддверии 65-й годовщины Великой Победы - одного из крупнейших эпохальных событий истории России XX века, предлагаем специалистам дошкольных образовательных учреждений поразмышлять об условиях формирования у дошкольников предпосылок гражданско-патриотической позиции, которая станет достоянием личности взрослого человека - гражданина и патриота своей Родины.

Арнаутова Елена Павловна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социального развития ребенка Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, соруководитель Ресурсного центра «Московская семья - компетентные родители».

Специалисты в области дошкольного образования единодушны в том, что воспитывать в детях гражданина страны невозможно в отрыве от ее истории, в том числе, героической военной истории. Так, Л.Ф. Островская рекомендует в работе с дошкольниками придавать особое значение «рождающемуся чувству истории» у маленького ребенка, подчеркивая, что без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств1. Автор отмечает, что педагоги вместе с родителями призваны помочь ребенку осознать, что в Великой Отечественной войне солдаты вместе со всем народом сумели победить врага и отстоять свое право жить свободно и независимо. Изучение в доступной форме фактов, связанных с прошлым страны, дает возможность ребенку сравнить то, что есть с тем, что было и приблизить его к пониманию исторического значения Победы нашего народа во Второй мировой войне.

Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Дня Победы (Евдокимова Е. С.2,

1 Островская Л.Ф. Уроки гражданственности // Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: 1987. - С. 114-127.

2 Евдокимова Е. С. Региональная программа граждан-ско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина» // Современное дошкольное образование. - 2008. - № 1. - С. 80-85.

Коломийченко Л. В3, Парамонова Л. А.4 и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже тремя поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше.

3 Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. -Пермь, 2002.

4 Развивающие занятия с детьми 5-6 лет // Под ред.

Л. А. Парамоновой. - М.: «Олма», 2006. - С. 696-698.

Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера. Правда, на языке виртуальной реальности почему-то стремительнее всего в быту распространяются игры в «догнать и убить». Иные дети чуть ли не ежедневно кого-то убивают в виртуальном мире, невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков.

A. Г. Асмолов назвал это «синдромом Вельда» по названию рассказа писателя-фантаста Рея Бредбери. Как отмечает специалист в области психологии компьютерных игр И. Бурлаков, имея ввиду компьютерные игры в «стрелялки и убивалки», на глазах родителей растет поколение «упивающееся своей агрессией»5. Конечно, мир компьютерных игр огромен и каждый язык имеет свои достоинства и недостатки. Но компьютерная игра не должна стать для маленького ребенка интереснее живого общения с близким взрослым как носителем и транслятором живого знания об истории Отечества, о войне и ценности мира.

Педагоги и родители как главные и авторитетные фигуры в жизни ребенка ответственны за то, чтобы, разумно дозируя «правду» о войне, помогать дошкольникам понять ее трагический смысл, почувствовать ценность человеческой жизни, пробудить милосердие и сострадание к лишениям, потерям и бедам людей, которые несет война, когда бы, где и кем она ни велась (Максимова С. И., Суслова Э. К.6). Незачем обрушивать на головы маленьких детей чрезмерно негативную информацию о войне. Педагог обязан помнить о сохранении чувства меры в изображении действительности военного времени для детей дошкольного возраста, ибо для взращивания в сердцах малолетних детей чувств патриотизма и гражданственности, важнее всего учиться с оптимизмом смотреть на жизнь, ее прошлое и будущее.

К вопросу о том, надо ли нынешних детей приобщать к памяти о военной истории, хочется вспомнить известные слова

B. А. Сухомлинского о том, что высокие чувства преклонения перед памятью о тех, кто отдал за Родину жизнь, не возникают в сердцах детей сами по себе, их надо пробуждать. «Нельзя облагородить детское сердце, если оно не

5 Бурлаков И. Компьютерные игры // Игра и дети. -2002. - № 3. - С. 1-3.

6 Максимова С. И. Общественные беды и болезни глазами ребенка // Детский сад от А до Я. - 2004. -№ 5. - С. 122-130

почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины - горя утраты миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений - всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»7.

Эстафету военной памяти вручают нам наши учителя

В общении с детьми и родителями на темы военного прошлого нашей страны мы рекомендуем, в первую очередь, обратиться к мудрым советам известных и авторитетных ученых -педагогов и психологов старшего поколения, для которых война - часть их личной жизни и судьбы: Репиной Татьяны Александровны, доктора психологических наук8; Тимофеевой Евдокии Андреевны, кандидата педагогических наук; Островской Людмилы Федосеевны9 и др. Они писали о воспитании детей, опираясь на собственное знание и личные переживания событий военного времени.

Долгие годы Евдокия Андреевна Тимофеева являлась сотрудником лаборатории физического воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. В 1942 году, сразу после 10-го класса московской школы она приняла решение поступить на курсы разъездных почтовых работников при Ярославском вокзале. Окончив их, начала работать помощником начальника почтового вагона на железнодорожной линии «Москва-Владивосток». Через всю страну с Запада на Восток и обратно развозили они почту для фронтовиков. День и ночь приходилось почтовым работникам сортировать тысячи солдатских писем, сложенных треугольниками. Евдокия Андреевна самоотверженно выполняла свою работу, понимая, что солдаты на фронте с нетерпением ждут писем из дома от родных и близких, от своих любимых и друзей. Уже после войны она была награждена медалью как участник трудового фронта.

Татьяна Александровна Репина много лет проработала в Центре «Дошкольное детство»

7 Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.

8 Репина Т. А. Воспитание маленького гражданина // От трех до семи. - М., «Знание». - 1965. -С. 87-95.

9 Островская Л. Ф. Первые чувства гражданст-

венности // Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. перераб. и доп. - М., Просвещение. - 1990. - С. 114-122.

им. А. В. Запорожца. Она имеет за плечами нелегкую военную судьбу, пройдя боевой путь в медико-санитарном батальоне 154-й стрелковой дивизии, о чем подробно написала в замечательной книге «Девичий батальон», вышедшей в 2009 году10. Книга ценна фактическими материалами о войне, содержит новые исторические факты о военных операциях одной из пехотных дивизий, о работе медиков в медсанбате и отдельных дивизионных подразделениях. Специалисты дошкольных учреждений могут опереться на материалы книги, понятно и просто написанные Татьяной Александровной, выбрать для рассказов детям некоторые, описанные автором факты о жизни на войне. Особенно ярко автором показана роль женщины в Великой Победе 1945 года.

О каких темах войны и как поведать детям дошкольного возраста?

Учитывая исключительную феминизацию дошкольного образования, тема патриотической деятельности женщин, ихратного и трудового подвига в годы Отечественной войны, особенно актуальна. Педагоги могут обратить внимание дошкольников на особенности женского характера, бесстрашное поведение юных девушек на поле боя под огнем противника. Автор книги «Девичий батальон» на многочисленных примерах убедительно показывает, что женщины в сложных трагических ситуациях на войне не уступали мужчинам, а в некоторых -оказывались даже сильнее. Специалисты могут рассказать детям короткие курьезные и не лишенные юмора военные истории. Женщины на фронте чаще всего были медицинскими работниками в стрелковых дивизиях, санитарных ротах полка, медико-санитарных батальонах дивизий, полевых госпиталях, санитарных дружинах. Работая в госпиталях, они создавали положительный эмоциональный настрой раненым солдатам, во многом помогая их выздоровлению ласковым словом и добротой. Кроме того, женщины служили снайперами, разведчицами, артиллеристами и даже танкистами. Они охраняли минные поля, аэродромы, работали на военных кухнях, стирали солдатское белье, выполняли разную другую работу фронтового обслуживающего персонала. Чем это не

10 Репина Т. А. Девичий батальон. - М.: ЗАО «Московские учебники» - СиДипресс», 2009.

сюжеты к ролевым играм с детьми, режиссуру которых может создать творческий педагог?

Через участие в ролевой игре детям может стать ближе и понятнее атмосфера жизни их прадедушек и прабабушек во время войны. В сюжет такой игры можно включить игровую линию про жизнь людей в тылу. На их плечи легли тяготы перестройки промышленности на нужды обороны. Женщины, люди пожилого возраста, подростки беззаветно работали на трудовом фронте, одухотворенные желанием защитить Родину. Они заменили ушедших на фронт мужчин - отцов, братьев, мужей. На военных заводах работали слесарями, токарями, фрезеровщиками, на полях - трактористами, комбайнерами, механизаторами сельскохозяйственных машин и пр. Женщины участвовали в строительстве бомбоубежищ, рыли траншеи и иные оборонительные сооружения, оказывая тем самым большую помощь войскам в ведении военных операций. Многие труженики тыла были удостоены звания «Героя социалистического труда», миллионы людей в стране награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Какую бы тему не выбрали педагоги, им известно, что дети легче понимают и усваивают ее через язык игры и беседы на наглядно-иллюстративной основе. Это могут быть игры военной тематики на участке детского сада в холодное и теплое время года. Дети могут узнать о «строевой подготовке будущих солдат». Мальчики будут осваивать строевой шаг, отдавать рапорт высшему чину, нести караульную службу по охране военного склада, чтобы никто не смог подойти к отмеченной черте. В игровых заданиях с ползанием «по-пластунски» могут участвовать мальчики и девочки. Например, задания подползти к «раненому солдату», попытаться ползти на боку, на получетвереньках; девочки будут оказывать медицинскую помощь «бойцам», помогать им переместиться в безопасное укрытие и пр. Мальчики-партизаны отправятся на задание, «разведчики» будут сообщать командиру по игрушечной рации секретную информацию. Девочкам будут интересны роли медицинских сестер и военных фельдшеров. Понятной для детей может стать тема ролевой игры «Работа фронтовой почты» и другие сюжеты.

Для развития сюжетов и гр на помощь придут детские книги на тему войны11. Они расскажут

11 Жукова М. Н. Родителям о детских книгах // Игра и дети. - 2008. - № 3. - С. 39.

детям о боевых годах и великих сражениях, о том, кто такие партизаны. Это рассказы: С. Алексеева «Боевое орудие»; Е. Воробьева «Обрывок провода»; Б. Алмазова «Горбушка»; «Рассказы о полководцах» С. Алексеева; С. Андреева «На земле и в воздухе»; Е. Каштановой «Русские женщины»; стихи: К. Симонова «Сын артиллериста», В. Лебедева-Кумача «Два друга», С. Михалкова «День Победы» и др.

С дошкольниками можно поговорить о жизни детей в период военного лихолетья. Помогут наглядные материалы: фото из семейных архивов кого-то из родителей воспитанников, игрушки и игры детей военного поколения и др. Полезно обратить внимание детей, что качество их жизни сегодня мало сравнимо с детскими годами их прадедушек и прабабушек. Война обездолила огромное количество маленьких граждан страны - либо полностью лишила их родителей и отчего дома, либо частично. Обездоленность выражалась не только в потере родителей, но и в уничтожении привычного, нормального для мирной жизни ритма, спокойного, безопасного существования в атмосфере семейной заботы и родительской любви, что так необходимо для психического и физического здоровья детей во все времена. Условия войны значительно сказались на состоянии здоровья и самочувствия детей. Для устройства, обучения и воспитания детей-сирот, а также детей воинов Красной Армии, сражающихся на фронтах Великой Отечественной войны, открывались детские дома, суворовские училища, интернаты. Возможно, в коллективе детского сада окажется сотрудник фронтового поколения или прародители старшего поколения или бабушки - дочери тех, кому довелось детьми пережить в годы войны эвакуацию со своей семьей или детским учреждением, оказаться в детском доме. Живой эмоциональный рассказ взрослого, как приспосабливались дети к ситуации войны, способен вызвать

у сегодняшних мальчишек и девчонок отклик и сопереживание. Дети военного поколения тоже любили играть и беспечно веселиться, их игры были не менее увлекательны, чем у сегодняшних детей, но они не оставались в стороне от забот взрослых. Литературные источники помогут рассказать детям о героизме маленьких защитников Родины; о тимуровском движении, сборах металлолома, макулатуры для нужд фронта, о пионерах-героях.

Если в группе есть дети других национальностей, логично обратить внимание сверстников группы на то, что в боях за Родину проявили героизм воины - представители всех национальностей. Люди многонациональной Родины сплотились для всенародной помощи фронту ради победы. Педагог на примерах конкретных судеб родных и близких детей из семей-эмигрантов может сделать акцент на то, что люди из всех республик стремились сделать все возможное для укрепления военного могущества страны и помощи Красной Армии.

Педагоги возрастных групп могут найти способы и образный язык, чтобы дать воспитанникам почувствовать патриотический настрой молодежи того далекого времени. Следует подумать, как и какие сформулировать ключевые слова, которые помогли бы маленькому ребенку эмоционально проникнуться искренней любовью к своей Родине, оказавшейся в смертельной опасности. Любовь людей к Родине выражалась не только на словах, но и проявлялась в их поступках и мужественном поведении на фронте и в тылу. Кто-то был тяжело ранен, другие отдали во имя спасения Родины свои молодые годы и жизни! Все они достойны уважения и светлой памяти. Воспоминания кого-то из родителей воспитанников о военной молодости предков покажут детям, что, несмотря на серьезность выпавших на молодежь обязанностей трудной фронтовой жизни, они любили жизнь, умели веселиться и шутить устраивать праздники. Включить детей эмоционально в атмосферу военного творчества помогут «вечера военной песни (танца)», «викторины фронтовых шуток», «конкурсы поэзии военных лет», в которых примут участие и родители, и дети, и педагоги.

В рамках воспитательно-образовательной работы с детьми будет уместен рассказ воспитателя или родителя о подвиге колхозников в годы Великой Отечественной войны. Их труд был ярким выражением патриотизма всего многонационального народа. Они отправляли

на фронт воинам Красной Армии продукты (мясо, рыбу, яйца, молоко, фрукты, овощи, мед и пр.); шерстяные вещи (перчатки, носки, шарфы, валенки и пр.) и многое другое. Как отмечают историки, продовольственная помощь, оказанная Красной Армии народами разных республик, до конца еще не исследована, что связано с «идеологизацией и недооценкой проблемы»12.

Наглядна и потому более понятна детям тема послевоенной жизни ветеранов войны и трудового тыла, особенно на примерах людей из их ближайшего семейного окружения. Родители и прародители могут рассказать детям, как после войны в День Победы 9 мая встречаются однополчане разных фронтов. Хорошо, если кто-то из семей расскажет послевоенные истории о встречах и поездках ветеранов в города-герои и пр.

Интеграция всех специалистов детского сада

Нет в нашей стране ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Личные семейные архивы как педагогов, так и родителей воспитанников могут стать наглядным средством приобщения детей к истории. В программе воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями в связи с памятной юбилейной датой найдет для себя конкретные задачи каждый сотрудник образовательного учреждения:

• оформление военной летописи сотрудников учреждения;

• приглашение на педагогический совет компетентного историка для проведения беседы с сотрудниками о значении 65-летия Великой Победы в жизни и исторической судьбе России;

• проведение смотров-конкурсов среди воспитателей возрастных групп: «Лучший сценарий беседы (досуга) для детей на тему войны»; «О городе-герое Москве»; «Лучший сюжет игры военной тематики»; «Коллекция игрушек военного времени (елочных украшений)» и др.;

• объединение детей и взрослых на основе организации игровой деятельности и знакомства с играми детей военного времени;

• подготовка поздравлений ветеранам войны к празднику 9 мая на занятиях художественно-эстетического цикла;

12 Курбанова Л. У. Роль женщин Чечено-Ингушетии в преобразовании общества и защите Родины в Великой Отечественной войне. - Дис. канд. истор. наук. - Нальчик, 2004.

• организация посещений детьми памятников героям войны, возложение цветов на могилы героев Великой Отечественной войны;

• организация встреч детей с родителями -военнослужащими, рассказы членов семей военных о традициях российской армии в связи с празднованием Дня защитников Отечества;

• на «службе» воспитательной работы с детьми и взрослыми может быть театр, музыка, изобразительное искусство, киноискусство;

• организация семейного фестиваля исполнителей: «Песни военных лет», «Довоенные песни» и т. п.;

• поездки детей и взрослых в музеи изобразительного искусства, где хранятся созданные отечественными художниками шедевры, посвященные народу нашей страны, ее героям;

• посещение детьми старшего дошкольного возраста школьного музея «Боевой славы»;

• экскурсии в музеи военной истории, например, Музей вооруженных сил, Советской армии; поездка с родителями на Поклонную гору, на аллею Славы. Например, на Хорошевском шоссе устанавливался памятник водителям - героям Отечественной войны, в Химках, в сквере Марии Рубцовой - памятник героям необъявленных войн и др.;

• проведение фотоконкурса на самую яркую военную фотографию из семейного архива;

• подготовка фотогалереи после городских торжеств ко Дню Победы с участием педагогов и родителей: «Сопричастность с Днем Победы самых маленьких потомков героев войны»;

• проведение консультаций-практикумов для родителей: «Как использовать военные игрушки для воспитания у детей патриотических чувств»; «Играем в папины игры военной тематики»; «Семейные экскурсии по Подмосковным местам, связанным с Великой Отечественной войной» и др.

• привлечение родителей к участию в конкурсе семейных проектов: «Посмотрим памяти в глаза». Родители вместе с детьми лучше узнают, что сохранилось в семье о военных историях родных и близких. Конкретное содержание семейного проекта пусть определяют сами родители, Можно лишь обозначить примерную направленность:

• непридуманные истории о родных и близких, участниках войны;

• наши семейные реликвии военных лет, помогающие хранить историю семьи;

• фотографии военных лет из домашнего архива;

ПРАЗДНИК КРАСНЫХ ТЮЛЬПАНОВ

Скорикова Ирина, мать Оли 6-ти лет, воспитанницы ГОУ ЦРР № 2317 ЮВОУО

Вспоминаю свое детство и то, какие у нас были праздники, как мы их проводили. Самым любимым, долгожданным и ярким был Новый год. Еще бы! Елка, подарки, утренники. Придумывали и сами мастерили карнавальные костюмы. А сколько делали украшений для елки - от простых гирлянд-цепочек до «премудрых» фонариков. Конечно, мы праздновали дни рождения всех членов семьи с неизменными пирогами и подарками. Всегда было весело и радостно: и тогда, когда мы приглашали гостей, и тогда когда собирались своей маленькой семьей.

Тонкой нитью из дня сегодняшнего в мое детство проходит череда одной и той же даты -9 мая: 2009 г., 2008..., 2004..., 1990..., 1975... В нашей семье этот день называют «Праздником красных тюльпанов», потому что, какой бы не была весна - поздней или ранней - в нашем загородном саду непременно цвели красные тюльпаны старого-старого сорта с символическим названием «Парад». День Победы, как никакой другой объединяет всех живущих на этой земле светлой памятью о тех, кто ушел на войну и кто не вернулся. В нашей семье всегда ждут этого праздника с гордостью и радостью.

Моя дочь Оля, которой сегодня только шесть лет, давно уже знает, что это за праздник. Мой папа, Олин дедушка, участник войны. Награды, хранящиеся в небольшой коробочке, дедушка Ваня показал внучке, когда она еще делала первые самостоятельные шаги. С тех пор, накануне праздника, Оля готовит своими руками подарок для дедушки. Последний раз это был рисунок корабля, на таком дедушка служил уже после войны. Дедушка вставил внучкин подарок в рамочку и повесил в своей комнате. Надо заметить, что ни одна из ее работ не остается без внимания. Может поэтому для Оли сделать что-то своими руками является большой радостью и одновременно ответственностью.

Я не припомню в день 9 мая ни одного дождливого дня. Утро традиционно начинается с того, что мы собираем огромный букет тюльпанов, поздравляем дедушку с памятной датой и провожаем его на торжественные мероприятия, которые организует местная администрация для ветеранов войны. А сами - моя мама, Олина бабушка, я и сама Оля - готовим праздничный стол. Олин папа, Олег, часто отправляется с дедушкой Ваней его «собственным фотокорреспондентом». Кстати, папа Олег ведет фото- и видеохронику нашей семьи. А еще у него в этот день 9 мая - день рожденья, так что праздничный стол в честь дедушки сопровождается еще именинным пирогом для папы. Пирог, испеченный собственными руками, в нашей семье является обязательным атрибутом каждого праздника.

На сердце в этот день торжественно. Собираясь за столом, мы с интересом слушаем дедушку Ваню, вспоминаем прадедушку Федю и то, каким он был мастером на все руки; прадедушку Женю, который не вернулся с войны, а еще прапрадедушку Емелю, чей портрет висит в комнате дедушки Ивана. Когда-то Олин папа сделал подарок дедушке - отреставрировал старую фотографию его деда.

Достаем дедушкины альбомы с фотографиями, Оли особенно нравятся фотографии, где он в морской форме. Больше всего дедушка любит рассказывать о Черном море и Геленджике, где служил во время войны в морской авиации. Еще с детства я полюбила этот город за то, что там служил мой отец. При первой возможности я отвезла туда Олю на экскурсию. Вслед за дедушкиными фотографиями достаем еще целую стопу семейных альбомов. Самый старый из них моей бабушки Нины, Олиной прабабушки. Рассматривать старые фотографии - полезное занятие для ребенка. Оля знакома со своими предками нескольких поколений рода по линии отца и матери. Она неплохо знает родственные связи, чувствует себя не просто папиной и маминой дочкой, но «веточкой большого дерева». Кстати, дедушка Ваня познакомил Олю со своей родословной - генеалогическим древом протяженностью в 300 лет. Он составил такое древо на основе архивных документов. Пролистывать семейные фотоальбомы еще и увлекательное занятие. Ведь так интересно, например, увидеть свою прапрабабушку в русском народном костюме, который сейчас можно встретить, пожалуй, только в музее. А как округлялись глаза у Оли, когда кто-то из взрослых, указывая на трехлетнюю девочку с котенком на руках, говорил, что это ее бабушка Галя.

В этот праздничный день в квартире не смолкают телефонные звонки от родственников, дедушкиных сослуживцев и знакомых. Мы непременно смотрим парад на Красной площади по телевизору, а вечером - праздничный концерт, транслируемый, как правило, из Кремлевского дворца съездов. Конечно, в этот день не попрыгаешь в мешках, не подурачишься, не пригласишь клоуна. Но дети есть дети. И с прибежавшими подружками, прикрепив к платьицам бантики из Георгиевских ленточек, мы с удовольствием поем песни, пускаем в садовой бочке кораблики-лепестки красных тюльпанов, устраиваем «Салют Победы» из воздушных шаров.

Однажды 9 мая, когда в силу сложившихся обстоятельств мы не смогли поехать за город к папе и отправились гулять на Поклонную гору, я была свидетелем следующей сцены. К ветерану с наградами на груди, рассматривающему экспонаты в Музее Победы, подошла молодая мать с маленькой девочкой. Она сказала: «Можно моя дочка сфотографируется с Вами. Нам не повезло, нашего дедушки уже давно нет с нами». Нам повезло и хочется, чтобы наш дедушка был с нами как можно дольше. Чтобы вместе с ним мы отмечали Праздник красных тюльпанов еще много-много лет. Чтобы моя дочь могла сказать своим детям: «А вот что рассказывал мне мой дедушка про войну...»

• воспоминания наших прадедушек и прабабушек о героизме и подвигах солдат;

• семейные экскурсии к памятникам героев войны;

• узнаем с ребенком военные истории московских зданий и улиц;

• каким было детство военных лет;

• военные биографии предков нашей семьи;

• как заботились о здоровье наши предки военного времени;

• творчество фронтовиков военного поколения;

• знакомим ребенка с выдающимися военными полководцами Великой Отечественной войны и др.;

• наши семейные прогулки и экскурсии по городу-герою Москве.

Примерное содержание тематического буклета для родителей

Историческая дата 65-летия Победы - возможность сделать свой родительский вклад в сохранение молодым поколением, ныне живущим, памяти и благодарности за мужество и героизм предков, защитивших нашу Родину. Что сегодня хранится в «банке памяти» вашего семейного рода о Великой Отечественной войне? Увы, но каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше, чем предыдущее.

Спросите у ребенка пяти-семи лет, что он знает о празднике Победы - 9 мая? Может ли он назвать имена героев Великой Отечественной войны? По мере взросления ребенка передавайте ему часть военной

истории своей семьи и страны. В этом гражданский долг каждого поколения родителей.

Найдите время и понятный для ребенка язык, чтобы передать ему наследие о причастности членов вашего рода к войне 1941-1945 гг. Покажите ребенку семейные реликвии военных лет: фотографии родных и близких, награды и ордена прадедушки, прабабушки, других родных и близких; сохранившиеся письма с фронта. Совершите поездку в места жизни предков. Посетите вместе с ребенком места захоронения ваших предков - участников войны. Так ребенок сможет лучше ощутить вашу благодарность прадедам, за их героизм и любовь к Родине.

Расскажите о ярких эпизодах непростой жизни фронтового поколения членов вашей семьи. На конкретных фактах из жизни прадедов - участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах помогайте ребенку открывать такие ценные понятия как гражданская честь, любовь к Отчизне, военная доблесть, народное единство и сплоченность.

Совершите семейные поездки к памятникам и могилам героев войны, своих родных и близких, участвующих в боях и трудившихся на фронте и в тылу тех далеких времен. Дайте ребенку возможность поставить церковную свечу в храме в знак человеческой памяти о героях войны и их славных подвигах. Помогите детям ощутить радость великой Победы и свою сопричастность с далекими событиями истории.

Создайте вместе с ребенком рукотворный альбом историй из жизни предков во время войны - тех, кто был на фронте или трудился ради победы в тылу.

Во время прогулок с ребенком по городу обращайте внимание на улицы, площади, названные именами героев войны. Расскажите, в чем состоял подвиг героя, память о котором увековечена в названии улицы. Пусть ребенок не все поймет, но след в его сердце останется и позже он сможет осмыслить цену завоеванного для него счастья. Такие уроки полезны для начального зарождения гражданских и патриотических чувств у сегодняшних мальчиков и девочек.

Ваши усилия не пройдут даром. Они дадут ростки светлой памяти в сердце ребенка. Мы живем в другое время и мир стал другим, но у нас все та же Родина. За нее пролито столько крови и отдано столько жизней... Помните и бережно храните эту память ради детей и нашего общего благополучия. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.