Научная статья на тему 'Жить - Родине служить'

Жить - Родине служить Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2084
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УГОЛОК БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкафенко Любовь Федоровна

В статье представлен опыт работы по созданию уголка боевой и трудовой славы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) как одно из условий нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жить - Родине служить»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Патриотическое воспитание в дошкольном

образовании

Л.Ф. Шкафенко

Жить — Родине служить

Аннотация

В статье представлен опыт работы по созданию уголка боевой и трудовой славы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) как одно из условий нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, уголок боевой и трудовой славы, краеведческая деятельность

Это нужно не мертвым! Это надо живым! Р. Рождественский

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России [1].

Под патриотическим воспитанием мы понимаем процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Одним из проявлений любви к Родине у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны.

Для того чтобы наши воспитанники могли воспринять то, что живет в сердцах и памяти старшего поколения, задуматься над такими понятиями, как честь, долг, а также формирование уважения к героям, отдавшим жизнь за Родину, нами были организованы следующие мероприятия для детей:

► экскурсии к памятнику павших односельчан, к вечному огню; посещение музея Уралвагонза-вода;

► несколько встреч с ветераном ВОВ А.А. Филатовым. Причем не только в детском саду, но и когда он приболел, ходили с детьми к нему домой с подарками, чтобы поздравить ветерана с Днем Победы. Регулярные встречи с тружениками тыла К.П. Прокопьевой, Е.К. Бариновой. Они принимали активное участие в жизни детского сада;

► посещение школьного музея.

Все это вызвало живой интерес у детей и желание поделиться знаниями с остальными.

В 2010 году в канун празднования 65-летия Великой Победы мы решили создать уголок боевой и трудовой славы в нашем ДОУ. Значимость уголка достаточно

высока — с неподдельным интересом рассматривают наши дети знаки различия, фляжку, котелки, каску, медали, ордена и другие вещи, которыми пользовались солдаты в годы войны, слушают рассказы, песни, сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют [6].

Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны [4]. Уголок боевой и трудовой славы в детском саду — первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна [2].

Цель: создание условий для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников через организацию уголка боевой и трудовой славы.

Задачи:

► сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

► расширить представления о содержании музейной культуры;

► создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

► формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;

► ознакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, подвигами своих соотечественников, односельчан, родных;

► развивать чувство гордости за достижения своей страны.

В основу решения этих задач положены следующие принципы: учета возрастных особенностей дошкольников; опоры на интересы ребенка; осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководя-

Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015

щей роли взрослого; наглядности; последовательности; сотрудничества и взаимоуважения.

Педагоги и родители наших воспитанников не сразу активно включились в работу, но, видя интерес своих детей, их желание узнать больше об истории Родины и жизни своих предков, с энтузиазмом взялись за дело. Удивительно, но даже пятилетние ребятишки обошли всех своих родственников, ближайших соседей в поисках экспонатов для уголка боевой и трудовой славы. На наш призыв отозвались не только родственники сотрудников и детей, но и другие жители поселка — принесли военную форму моряка, летчика, буклеты с военной техникой, старые фотографии и т. д.

Многие документы в нашем уголке боевой и трудовой славы являются подлинными. Заведующая детским садом А.Ю. Семенова принесла домашний архив с документами дедушки В.М. Красноперова — участника ВОВ: красноармейская книжка с фронта, военный билет, боевые ордена и медали, удостоверение о наградах, датированное 1944 годом, напутственное письмо солдату Воину-победителю, возвращающемуся с фронта домой, газетные вырезки различных лет, документы о дальнейшей трудовой жизни фронтовика.

В.М. Красноперов ушел на войну 7 августа 1941 года. Его зачислили в 823-й зенитный и артиллерийский полк наводчиком. В роте он был самым старшим (37 лет), товарищи уважали его, прислушивались к его советам, ведь он имел большой житейский опыт и был лучшим стрелком в роте. Учил молодых воинов зря не рисковать. В свободное время писал письма домой, ведь его ждали дома старая мать, жена и пятеро детей. Болела душа: «Как они там без мужчин?..» Не раз боец Красноперов чудом оставался в живых. Видимо, ему суждено было вернуться из ада войны.

С каждым днем у солдата росла не только ненависть к врагам, но и вера в свои силы. Гвардеец Красноперов участвовал в знаменитой Сталинградской битве, за что награжден медалью «За оборону Сталинграда». Он прошел с боями от стен Сталинграда до Балтийского моря, освобождая Крым, Донбасс, Белоруссию, Прибалтику. Штурмовал вражеские твердыни — Кенигсберг, Пиллау. Василий Михайлович награжден медалью «За взятие Кенигсберга» и еще двумя медалями «За отвагу». А дома его ждала семья, которая голодала, и нелегкий труд в колхозе в Кировской области. Надо было поднимать колхоз, а вернулись с войны только пять человек из всей деревни. Остальные сорок человек погибли в страшной битве.

Семья фронтовика бережно хранит ценные документы, фронтовые медали и фотографии, воспитывая внуков и правнуков настоящими патриотами.

Старшая медсестра ДОУ Н.Б. Макарова тоже бережно сохранила и принесла нам документы своих родителей Б.А. и К.А. Казмирук: памятные медали и удостоверения к ним, трудовые книжки, удостоверения ветерана труда и т. д.

Видя заинтересованность детей, мы решили подписывать экспонаты уголка боевой и трудовой славы, указывая родство детей или сотрудников с людьми на фотографиях. Например, «прадедушка Бариновой Даши и Биктимировой Карины», «брат Зараменских Лизы» (служит в Российской Армии), «мама воспитателя Шкафенко Л.Ф. служила телеграфистом на границе

во время войны» и т. д. Незнакомые люди на потертых фотографиях стали вдруг понятными и близкими для наших детей. Надо было видеть, с каким интересом ребята рассматривали медали и ордена, как бережно передавали их из рук в руки, как удивляло их молодое лицо прадедушки — защитника Отечества! С какой гордостью показывали они экспонаты и фотографии родственников, сколько уважения и интереса было в их глазах!

Особенно интересной и познавательной оказалась подборка материалов по семье Бариновых (прадедушки и прабабушки наших воспитанниц). В.И. Баринов — участник ВОВ, а его жена Е.К. Баринова — труженица тыла, она часто приходила к нам, рассказывала о тяготах жизни в тылу, о редких весточках с фронта. Рассказы ее очень волновали и интересовали детей. Мы предложили ей записать воспоминания о своей нелегкой жизни. Она написала и подарила нам свой дневник. К сожалению, недавно ее не стало. Но отрывки из дневника мы часто читаем с детьми.

Вот трогательные строчки о нелегкой жизни подростка в тяжелые годы войны: «Тут началась Великая Отечественная война. Всех отцов стали забирать на фронт. У нас отец был больной, но его тоже взяли в трудовую армию. Мы, семь человек, остались с больной мамой. Мы пололи поля, сеяли вручную — дадут ведра или лукошко, поставят нас цепочкой в ряд, а мы ведра чуть держим, ведь они для нас были тяжелыми. Пахали землю на быках. Есть было нечего, рвали лебеду, пекли лепешки. Ходили собирать гнилую картошку, щавель и другие травы, а за колоски на полях даже били...»

С особенным трепетом читаем письмо с фронта для матери фронтовика Евдокии Михайловны Бари-новой от 7 апреля 1945 г.; наградной лист В.И. Барино-ву, участнику исторической битвы за Берлин от 3 мая 1945 г.

Всех экспонатов нашего уголка боевой и трудовой славы не перечислить. Есть материал не только о ВОВ, но и о современных героях земляках: Е.В. Антонов принимал участие в вооруженном конфликте в Чеченской республике. После окончания службы ему был вручен орден «За заслуги перед Отечеством». Ф. Ахмаев — воспитанник нашего детского сада, погиб в Чечне в 19 лет.

Занимаясь краеведческой деятельностью, наши дети стали задавать больше вопросов об истории нашего поселка, птицефабрике, детском саде, Уралва-гонзаводе. Поскольку родители наших детей в основном работают на Уралвагонзаводе, один раздел нашего уголка боевой и трудовой славы посвятили истории завода. Пообщались с работниками музея завода, нашли необходимый материал об истории создания завода, первом директоре. Они, в свою очередь, подарили нам несколько экспонатов для нашего музея. Активное участие в сборе материала приняли родители наших детей, работающие на Уралвагонзаводе. Дети узнали, что уже с первых дней Великой Отечественной войны многие рабочие и руководители завода ушли добровольцами на фронт. Их жены, матери, сестры не могли оставаться дома в такое трудное для страны время и пришли на завод, чтобы самоотверженно трудиться, заменив на производстве мужчин. Во

Жить — Родине служить

всех цехах у станков и на конвейере можно было увидеть подростков 13-14 лет. Трудились они, как взрослые, двенадцать часов в сутки. На производстве над ними шефствовали кадровые рабочие. На работе подростки так уставали, что не было сил добраться домой, некоторые вообще не уходили из цехов, засыпали где-нибудь в уголке. Всю войну завод выпускал танки Т-34, их панически боялись фашисты. Каждый советский танкист мечтал воевать на Т-34. П.П. Бажов в 1945 году писал в своем дневнике: «...всегда любил и уважал крепкий, выносливый и твердый народ своего края. В годы войны не просто это подтвердили, а во много раз усилили. Надо иметь плечи, руки и силу богатырей, чтобы сделать то, что сделали на Урале за годы войны» [5].

Дети, чьи родители работают на птицефабрике, расположенной на территории нашего села, захотели узнать историю этого предприятия. Ходили на экскурсию по цехам птицефабрики, собрали материал по истории птицефабрики. Передовиками птицефабрики оказались бабушки, папы, мамы наших ребят. Еще один повод для гордости, на этот раз уже за ударный труд.

Вспомнили, что у нас есть много материала по истории детского сада. Старые фотографии 50-летней давности, документы, почетные грамоты. Дети рассматривают старые фотографии с неиссякаемым интересом: во что были одеты дети, как и чем играют, узнают в молоденьких девчонках своих постаревших воспитателей.

Рассматривая наш уголок боевой и трудовой славы, дети изучают историю родного края, своих семей. Ведь, как известно, исторические события каждого человека, его семьи и народа составляют историю нашей страны.

Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить уголок боевой и трудовой славы, расширить интересы детей.

Экспонаты в уголке боевой и трудовой славы доступны непосредственному восприятию детей. Срок экспозиции не ограничивался одним днем, и дети могли самостоятельно ознакомиться с понравившимися экспонатами, пригласить в уголок боевой и трудовой славы своих родственников.

Н а занятиях п о закрепл ен ию впечатлений от уви -денного дети выражали свое эмоциональное отношение: рисовали, лепили, изготавливали поделки.

Вся эта работа непростая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей — их развитость, но

без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей Родине.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Работа по созданию уголка боевой и трудовой славы сплотила коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начали активнее интересоваться методами воспитания, задавать вопросы, предлагать помощь. Проанализировав педагогические наблюдения в процессе общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнерских отношений с родителями вырос духовно-нравственный уровень развития наших воспитанников.

«Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко мы стараемся выполнять и использовать при работе и с родителями, и с детьми.

В этом году все прогрессивные силы, борющиеся за мир на планете, отмечают 70-летие победы над Германией в Великой Отечественной войне. «Никто не забыт и ничто не забыто» — этот знаменитый лозунг не пустые слова, это девиз нашей работы по воспитанию у детей патриотизма, чувства ответственности, любви и благодарности людям, победившим в той тяжелой войне.

Литература

1. Артюхова Е.С. Основные направления в формирования духовно-нравственной личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 26-28.

2. Игуменщева А. Музей боевой славы / Дошкольное воспитание. 2006. № 5.

3. Кузьмина Г.М., Костромин В.И. Гордость моя — Вагонка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986.

4. Митюшина В.В., Лущай О.И. Духовно-нравственное воспитание как основа социализации личности в условиях современного мира // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 25-28.

5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

6. Шадрина Н.В., Хуртина М.А., Нетесова Н.И. Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 2-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.